Научная статья на тему 'Особо охраняемые природные территории в школьном географическом образовании'

Особо охраняемые природные территории в школьном географическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новова Е. Е.

Как показал анализ изучения географии в школе, учащиеся не получают целостного представления об особо охраняемых природных территориях, их целях и задачах. Не используется при этом иллюстративный материал. Предлагается системный подход к раскрытию данной темы на уроках географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новова Е. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specially protected nature territories in the secondary school Geography course

The analysis of the geography course in secondary schools shows that students do not get a clear and precise idea of specially protected nature territories, their purposes and tasks. The article offers a new systematic approach to teaching Geography in secondary school.

Текст научной работы на тему «Особо охраняемые природные территории в школьном географическом образовании»

НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

94

УДК 502.3 (470.26)

Е.Е. Новова

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Как показал анализ изучения географии в школе, учащиеся не получают целостного представления об особо охраняемых природных территориях, их целях и задачах. Не используется при этом иллюстративный материал. Предлагается системный подход к раскрытию данной темы на уроках географии.

The analysis of the geography course in secondary schools shows that students do not get a clear and precise idea of specially protected nature territories, their purposes and tasks. The article offers a new systematic approach to teaching Geography in secondary school.

Анализ современных школьных программ показал, что в школьной географии недостаточно внимания уделяется особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Впервые о них учащиеся узнают в седьмом классе, и то при изучении природных зон Африки [2, с. 115]. Кратко упоминается также о самом известном Йеллоустонском национальном парке в Кордильерах (США) [2, с. 193]. О российских ООПТ учащиеся практически ничего не знают.

При описании Евразии в курсе географии материков и океанов можно встретить и упоминания о создании национальных парков и заповедников в Северной Европе, Франции, Польше, Италии, Монголии, Японии и Индии [2, с. 230, 233, 239, 245, 252, 258, 261], но нет ни одной фотографии, характеризующей ландшафт особо охраняемой природной территории. А ведь национальные парки и заповедники — это поистине природные сокровища человечества. Многие из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В восьмом классе при изучении физической географии России рассматриваются определения понятий: «заповедники», «биосферные заповедники», «заказники», «национальные парки», «памятники природы»; освещается цель создания ООПТ. Материал излагаетсяс примерами, но опять-таки без иллюстраций [3, с. 161, 203, 249, 281]. В девятом и десятом классах об ООПТ не упоминается вообще. В результате учащиеся не получают целостного представления обо всех особо охраняемых территориях, их сходствах и различиях, целях и задачах.

На наш взгляд, необходимо, начиная с курса физической географии материков и океанов, формировать у учащихся понятие «особо

ООПТ в школьном географическом образовании

охраняемые природные территории», основываясь на позиции Всемирной комиссии по охраняемым территориям, определившей ООПП как «участок земли и/или моря, специально предназначенный для сохранения и поддержания биологического разнообразия, природных и связанных с ними культурных ресурсов, природоохранный режим на котором обеспечивается законодательными и иными эффективными средствами». При этом следует использовать международную классификацию ООПТ, согласно которой они делятся на несколько категорий:

• первая (самая высокая) — охраняемые территории, созданные с целью изучения или/и сохранения участков дикой природы, имеющие самый строгий режим охраны (заповедники, в том числе биосферные);

• вторая — национальные парки, образованные с целью защиты экосистем и рекреации;

• третья — памятники природы, учрежденные для сохранения специфических природных характеристик (уникальных природных или природно-антропогенных объектов);

• четвертая — заказники, организуемые для сохранения и восстановления популяции определенных видов животных или растений;

• пятая — охраняемые ландшафты или региональные парки, формируемые для сохранения ландшафтов и рекреации;

• шестая — ресурсоохранные территории для устойчивого использования естественных экосистем (лесозащитные, водоохранные, почвозащитные зоны).

После этого было бы полезно кратко проинформировать учащихся об истории формирования системы ООПТ в мире, показать динамику их развития, назвать основные критерии, по которым они выделяются, раскрыть главные функции (природоохранную, научную, рекреационную, просветительскую). В дальнейшем при изучении материков и океанов следует раскрывать значение самых известных национальных парков и заповедников, используя красочные иллюстрации. Особое внимание необходимо обращать на объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Желательно организовать и самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала о тех или иных ООПТ Африки, Южной и Северной Америки и т. д.

Мы считаем, что в курсе физической географии России целесообразно углубить представления об ООПТ, рассмотрев их с позиции российского законодательства. Необходимо обратить внимание на проблемы, связанные с нарушением правил посещения ООПП. Интересные и познавательные беседы о знаменитых заповедниках и национальных парках России следует проводить с использованием красочного иллюстративного материала.

Несколько занятий следует посвятить изучению ООПТ родного края, в том числе Калининградской области, рассказать о том, что первые «заповедные» территории в Восточной Пруссии появились еще в начале нашей эры. Их создание было связано с языческими верованиями древних жителей этой земли — пруссов. У них были так называемые

96

священные рощи, где, по преданиям, жили боги и души умерших людей. Самой известной из них считается роща Ромове. Здесь в лучах священного огня совершал свои обряды главный жрец пруссов — Кри-ве-Кривайтис. Здесь запрещалось вести хозяйственную деятельность, рубить деревья. У пруссов священными (охраняемыми) были не только деревья, но и реки, камни, животные и т. д.

В начале XVIII в. по приказу правителей некоторые богатые дичью местности, удобные для охоты, были взяты под особую охрану. Одной из них стала Куршская коса — уникальный природный комплекс, образованный песчаными дюнами и ставший излюбленным местом королевских охот начиная с XVI в. По указу короля Фридриха Вильгельма I на Куршской косе был организован первый в Восточной Пруссии заповедник «Королевский лес». Особый режим сохранился в этом прекрасном уголке южнобалтийской природы и в наши дни.

В 1987 г. постановлением Совета Министерства РСФСР был учрежден государственный природный национальный парк «Куршская коса» — первая ООПТ федерального значения в Калининградской области. В 2000 г. ее включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «культурный ландшафт», призванный служить примером гармоничного сосуществования природы и деятельности человека [1, с. 139 — 143]. Здесь сохраняются даже такие феномены, как подвижные дюны и «пьяный лес».

При изучении системы ООПТ очень важно использовать различные методы: экскурсии, ролевые игры, поиск информации в сети Интернет, написание и защиту рефератов, проблемное обучение, дискуссии и т. д. В курсах географии девятого и десятого классов необходимо также освещать значение особо охраняемых природных комплексов — и не только их рекреационное использование, но и важнейшую роль для устойчивого развития регионов.

Реализация системного подхода к изучению ООПТ в школьных курсах географии позволит сформировать у учащихся более полное представление об этих уникальных объектах и значительно повысит уровень экологического и эстетического воспитания.

Список литературы

1. Амозова Е.Е. Эволюция взглядов на особо охраняемые природные территории (ООПТ) Калининградской области / / Экологические проблемы Калининградской области и Балтийского региона: Сб. науч. тр. Калининград, 2002. С. 139 — 143.

2. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1998.

3. Раковская Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2001.

Об авторе

Е.Е. Новова — преподаватель географии, профессиональный лицей ресторанно-гостиничного хозяйства № 23, е-таііі: elenamozova@rambler. ги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.