Научная статья на тему 'Особепнности современного этапа трансформации политической системы России'

Особепнности современного этапа трансформации политической системы России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
819
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особепнности современного этапа трансформации политической системы России»

90___________________________________________________________________ВЛАСТЬ_04'2007

Глеб АГЕЕВ

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА ТРАНСФОРМАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В последнее десятилетие XX века Россия предприняла попытку модернизации своей общественной системы. Одними из основных целей, которые поставило политическое руководство, а именно - установление и функционирование демократического режима с эффективным политическим участием народных масс, формирование рыночной экономики с социальным компонентом пока (!) не достигнуты. Начавшееся движение страны к демократии затянулось в силу определенных объективных обстоятельств внутреннего и внешнего характера. Россия застыла в промежуточном состоянии наличия демократических институтов и авторитарного содержания реальных политических процессов и практик. В связи с этим интересным представляется вопрос о перспективах нашего общества.

АГЕЕВ

Глеб

Валентинович —

факультет

социологии,

экономики

и права кафедры

политологии

и социологии

Московского

государственного

педагогического

университета

Возможна ли в России демократия или мы будем авторитарным государством? В своей работе автор придерживается мнения, что в «чистом» виде демократия и авторитаризм существовать не могут (да и не должны), они находятся в симбиозе. Трансформация политической системы — это постоянный процесс: когда (при демократии) права и свободы слишком разрастаются, гражданское общество принимает четкое обличие, проявляется обстоятельная и конструктивная критика власти или вмешательство гражданских институтов в государственное управление, власть в свою очередь старается не допустить прогрессивного давления общества и «сжимает» свободы, стараясь переломить ход событий. Здесь проявляется авторитарное начало...

В связи с этим для нас представляется интересным само понятие «трансформация политической системы».

Термин «трансформация» (от лат. 1гашГогта1о — преобразование, превращение) означает модификацию или изменение вида, формы, структуры или существенных свойств и характеристик. Трансформировать — значит преобразовать, превратить из одного в другое1. Это очень объемное концептуальное представление и поэтому неудивительно, что оно широко применяется в различных специфических областях.

В отечественной литературе, посвященной общественным процессам, сравнительно немного разработок, где раскрывается сущность понятия «трансформация», описываются его структура, механизмы и особенности протекания.

В качестве общесоциологического подхода к интерпретации понятия «трансформация» можно привести следующее ее объяснение: процессы трансформации носят всеобъемлющий характер, то есть охватывают все стороны жизни — экономику, политику, систему ценностей, все социальные институты и повседневности бытия граждан; они, как правило, ведут к непредвиденным следствиям и резко меняют общественное положение разных слоев населения2. Так и в России: в последние 15—20 лет государство претерпело радикальные изменения.

1 Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994, стр. 617—618

2 Ядов В. А. А все же умом Россию понять можно. Россия: трансформирующееся общество. Под ред. В. Л. Ядова. М., 2001, стр. 9

#

04'2007__________________ВЛАСТЬ_________________________91

Осмысливая понятие трансформации в качестве предмета философского анализа, В. И. Карасев определяет социальную трансформацию как предельно широкую и универсальную для социального дискурса категорию, объем которой составляет становление, функционирование и развитие полного качества социума в целом или его отдельных единиц1.

Наиболее комплексно этот феномен рассматривается Т. И. Заславской. Понятие «социальная трансформация», по ее мнению, означает постепенное и относительно мирное (не связанное с радикальной сменой правящих элит), но вместе с тем глубокое и относительно быстрое преобразование социального типа или социальной природы общества, обусловленное в первую очередь не внешними факторами, а внутренними потребностями системы2.

Понятие «трансформация» часто подчеркивает зависимость общественных сдвигов от действий как реформаторов, так и множества других социальных субъектов, функционирующих в более или менее организованной институциональной среде. Поэтому спонтанный характер трансформационного процесса, его зависимость от множества факторов, имеющих разную природу, обуславливает непредсказуемость результатов.

В идеале особая роль в политической системе должна принадлежать политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профессиональным союзам, всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при институтах законодательной и исполнительной власти. В российской же политической системе в отличие от западных стран, где политические партии играют ключевую роль в политической жизни, партии России отодвинуты на задний план и от их действий мало что зависит. В связи с этим напрашивается вывод: необходимо как можно активнее и эффективнее расширять гражданские институты, которые

1 Карасев В. И. Социальная трансформация как предмет философского анализа. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2000, стр. 12

2 Заславская Т. И. Социальный механизм трансформации российского общества. Заславская Т. И. Российское общество на социальном изломе: взгляд изнутри. ВЦИОМ, Моск. высшая школа соц. и экон. наук. М., 1997

и будут катализатором развития самой политической системы, привнесут в нее сбалансированность всех уровней общественных отношений, наладят политические связи.

Автор в своей работе пришел к выводу, что исторический вектор изменений объективно не может быть задан и предопределен. Необходимо помнить, что на первый план постоянно выступают моменты вариантности, непоследовательности и неопределенности результатов. Изучая трансформацию как феномен, следует постоянно акцентировать внимание на таких характеристиках политической системы, как непредсказуемость системных перемен, промежуточность и вариативность формируемой общественнополитической системы.

Н. Коровицына, В. Цапф, Р. Хабих, Т. Бульман, Я. Делей и ряд других исследователей считают, что в посткоммунис-тических обществах одновременно идут два процесса: модернизация и трансформация, означающие с одной стороны — ускоренный переход от преимущественно аграрного общества к индустриальному, от него — к постиндустриальному, информационному (модернизация), а с другой — стратегию создания новых общественно-политических структур (трансформация)3. Если обобщить сказанное выше, то понятие «трансформация» раскрывает сущность постепенных, в то же время радикальных изменений социального типа общества. Вместе с тем трансформация — не заданное, линейное, векторное изменение. Она имеет свои пределы. Это связано с тем, что общественный процесс предполагает определенную «институциональную матрицу», то есть общую основу, некую исходную, первичную модель, форму, порождающую последующие воспроизведения институтов данного общества в других его подсистемах: политике, экономике, культуре и т. д.4. Другими словами, это исходная модель базовых общественных институтов, сложившихся по мере культурно-исторического развития общества, которые в процессе противоречивого развития воспроизводились,

3 Цапф В., Хабих Р., Бульман Т., Делей Я. Германия: трансформация через объединение. Социологические исследования, 2002, № 5, стр. 19

4 Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000

ф

92_______________________ВЛАСТЬ____________________04'2007

преобразовались и обогащались, но тем не менее сохранили свою сущность и тем самым обеспечивали устойчивость и выживаемость общественной системы в целом.

Изучая и осмысливая теоретические и практические аспекты современного процесса трансформации политической системы России, государство как аппарат управления должно в первую очередь создать такую политическую систему, которая:

во-первых, обеспечивает всеобщее управленческое воздействие на все процессы, которые происходят в обществе путем систематизации, компиляции, интеграции и использования информации, принятие и реализацию политических решений с целью дальнейшего достижения необходимого соответствия политических и законодательных норм;

во-вторых, стремится обеспечить сохранность равновесия в обществе. Для этого необходимо периодически перемещать политические элементы в самой

системе по их приоритетности, адаптируя и приспосабливая их друг к другу;

в-третьих, установит прямые и обратные связи политической системы с ее социальным окружением, что позволит ей постоянно развиваться, функционировать и нивелировать социальную напряженность;

в-четвертых, обеспечит интеграцию общества посредством применения политики и власти для выражения воли народа через закон и правовые нормы;

в-пятых, установит и поддержит регулирование режима политико-социальной деятельности в обществе, установит такие способы поведения и жизнедеятельности граждан и организаций, которые обеспечили бы соблюдение взаимных интересов и устойчивость общественных отношений;

и наконец, в-шестых, задаст политические цели и стратегию, которые послужат всеобщим стимулом к развитию и будут нести публичный, всеобщий характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.