Научная статья на тему 'ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
игровая деятельность / игра / game activity / game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герман И.Б., Рязанцева Т.А.

Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PLAY ACTIVITY OF YOUNG CHILDREN

The education of a comprehensively developed personality is the main task of today.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Герман И. Б. педагог - психолог Рязанцева Т.А. воспитатель МБДОУ д/c № 7 «Семицветик» Россия, г.Белгород

ОСОБЕНОСТИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Аннотация: Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача сегодняшнего дня.

Ключевые слова: игровая деятельность,игра.

Herman I.B. teacher-psychologist Riazantseva T.A. educator

MBDOU d/c No. 7 "Semitsvetik" Russia, Belgorod

FEATURES OF PLAY ACTIVITY OF YOUNG CHILDREN

Abstract: The education of a comprehensively developed personality is the main task of today.

Keywords: game activity, game.

Воспитание всесторонне развитой личности - главная задача сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального этапа педагогического процесса, осуществляемого в ранний период детства, когда у ребенка закладываются основы физического, умственного, нравственного, эстетического развития.

Игра - одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учебе.

Например, уже к концу 3-го года жизни дети во многих игровых ситуациях овладевают различными способами отображения действительности. Если двухлетний ребенок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при благоприятных условиях, т.е. при условии правильного руководства играми, он уже способен заменить в игре развернутые, детальные действия

обобщенным жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия, заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).

Переход от действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша способности к абстрактному мышлению, а, следовательно, и о важнейших преобразованиях его интеллектуальной сферы.

Начальный этап игровой деятельности - ознакомительная игра с предметом - игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержания составляют действия - манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предметов. Эта деятельность младенца весьма скоро (к 4-6 месяцам) меняет свое содержание: обследование направлено теперь на выявление особенностей предмета - игрушки и поэтому перерастает в ориентировочные действия - операции.

Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры: для нее характерны действия, направленные на выявление специфических свойств предмета и на достижения с его помощью определенного результата. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры детей раннего возраста. В условиях содержательного (делового) общения со взрослыми ребенок на практике узнает название и целевое назначение предмета, и это новое знание он переносит в свою игру.

На рубеже первого и второго годов жизни игра малыша становится сюжетно-отобразительной. Меняется и ее психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно-опосредованными, имитируют в условной форме, использование предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит перевоплощению в образы предметов, животных, действиям «понарошку». Ребенок может показать себя зайкой, лисичкой, мышкой, в помещениях группы - «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.

К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-ролевой игры - основного вида деятельности дошкольника. У ребенка под руководством взрослого вырабатываются различные игровые умения. В совместной с малышом деятельности взрослый учит его таким игровым действиям, как покормить куклу или мишку, как покачать их, уложить спать.

Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним - двумя персонажами и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет ее, мама катает в коляске дочку, кормит ее. Сюжет воспитатель подбирает сам или использует литературные тексты. Хороши на начальном этапе стихи А. Барто «Игрушки».

Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному

опыту. Не всегда малыши могут перенести действия, показанные воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать им другие игрушки, с которыми можно выполнять аналогичные действия. («И кукла и зайка тоже хотят спать»).

Очень полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой. При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с ним производятся. Например, после наблюдения за работой няни, предлагают: «Давайте, и мы погладим белье нашим куклам. Где у нас утюг?» Так в сознании детей образуется непосредственная связь между окружающей жизнью и игрой. Когда малыши научаться выполнять несколько взаимосвязанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям общее название. Например, девочка, играя с куклой смазывает ее руку лекарством, ставит градусник. Воспитатель подсказывает: «Ты лечишь куклу».

Теперь можно начать вводить в игре понятные детям роли. Воспитатель фиксирует внимание на сходстве его действий с действиями взрослых: «Ты как доктор лечишь». До игры или вначале ее предлагает малышу: «Доктору нужен белый халат. Возьми, Алеша, халат, ты у нас доктор. Так воспитатель формирует у детей начальные навыки ролевого поведения; учит их связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы - заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

Постепенно ребята становятся более самостоятельными и инициативными. Хорошая игра - залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.

В дошкольных учреждениях большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия.

В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому в нее обязательно нужно вносить элементы занимательности. При обучении детей раннего возраста особенно эффективны занятия с дидактическими игрушками: матрешками, башенками, пирамидами, кольцами, втулками, шариками, грибочками и т.д.

Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к. задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Значительную роль в речевом развитии детей играют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать

произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм.

Настольно-печатные игры отвечают особенностям наглядно-действенного мышления детей 203 лет. В этих играх малыши осваивают и закрепляют знания в процессе практических действий не с предметами, а с их изображением на кубике или воспроизведенные на фланелеграфе.

Чтобы поддержать интерес детей к играм следует предлагать разнообразные дидактический материал: раскладывать по цвету шарики, кубики, собирать различные разборные игрушки.

Использованные источники:

1. Абрамян, Л.А. Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др. Игра дошкольника. -М.: Просвещение, 1989 г.

2. Зворыгина Е.В. Карпинская Р.С., Кононова И.М. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Просвещение 1990.

3. Козак О.Н. Игр и занятия с детьми от рождения до трех. - С-Пб: «Союз», 1998.

4. Янушко Е. Что-то будет! Книжка восторга и удивления. - М.: Карапуз, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.