Научная статья на тему 'ОСОБЕННЫЕ СВОЙСТВА ТРАНЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

ОСОБЕННЫЕ СВОЙСТВА ТРАНЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транзитная декларация / органы государственного контроля / декларирующее лицо / автоматизированная информационная система "E-tranzit" / Таможенный Кодекс / идентификационный код / резолюция / транзитная операция / ЕЭИСВО / экспорт / импорт.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эшпулатова Зайнаб Баратовна, Баходиров Азизжон Бахадирович, Турабеков Бекали Шавкат Угли

В статье описано порядок учета операций транзитной реализации. Раскрывается бухгалтерские записи учета, раскрываются термины декларирующее лицо, транзитная декларация, АИС "E-tranzit", учет внешнеэкономических сделок в электронной системе ЕЭИСВО. В конце статьи сделаны выводы и предложения по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Эшпулатова Зайнаб Баратовна, Баходиров Азизжон Бахадирович, Турабеков Бекали Шавкат Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННЫЕ СВОЙСТВА ТРАНЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

V. BUXGALTERIYA HISOBI, IQTISODIY TAHLIL VA AUDIT

ОСОБЕННЫЕ СВОЙСТВА ТРАНЗИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ

УЗБЕКИСТАН

Эшпулатова Зайнаб Баратовна

Доцент кафедры «Бухгалтерский учет» СамИЭС Баходиров Азизжон Бахадирович Студент БХ-222 группы СамИЭС Турабеков Бекали Шавкат угли

Студент БХ-223 группы ТГЭУ СФ

Аннотация: В статье описано порядок учета операций транзитной реализации. Раскрывается бухгалтерские записи учета, раскрываются термины декларирующее лицо, транзитная декларация, АИС "E-tranzit", учет внешнеэкономических сделок в электронной системе ЕЭИСВО. В конце статьи сделаны выводы и предложения по данной теме.

Ключевые слова: транзитная декларация, органы государственного контроля, декларирующее лицо, автоматизированная информационная система "E-tranzit", Таможенный Кодекс, идентификационный код, резолюция, транзитная операция, ЕЭИСВО, экспорт, импорт.

В Узбекистане было принятое постановление Кабинета Министров за № 737 «О мерах по регулированию операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим таможенного транзита». Данное постановление принято в соответствии со статьями № 118 и № 261 Таможенного кодекса Республики Узбекистан, в котором определено, что:

1. для помещения товара под таможенный режим таможенного транзита декларантом в таможенный орган представляются транзитная декларация и товаросопроводительные документы; и

2. транзитная декларация подается до или во время пересечения таможенной границы товаров и транспортных средств, въезжающих на таможенную территорию.1

В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

• органы государственного контроля - органы пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, фитосанитарного, экологического и ветеринарного контроля, участвующие при пропуске лиц, товаров и транспортных средств через Государственную границу в соответствии с настоящим Положением;

• декларирующее лицо - декларант, представляющий в таможенные органы транзитную декларацию от собственного имени, или специалист по таможенному оформлению либо иное лицо, уполномоченное заполнять,

1 https://skladi.uz/ru/v-uzbekistane-utverzhdeno-polozhenie-o-poryadke-osushchestvleniya-tranzitnyh-operacij-s-tovarami-i-transportnymi-sredstvami

подписывать и представлять в таможенные органы транзитную декларацию от имени декларанта;

• транзитная декларация - документ, представляемый таможенному органу и используемый для контроля товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан и перемещаемых транзитом через территорию Республики Узбекистан, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, с указанием сведений о товарах и (или) транспортных средствах;

• автоматизированная информационная система "E-tranzit" (далее -АИС "E-tranzit") - автоматизированная информационная система Таможенного комитета при Министерстве экономики и финансов Республики Узбекистан, предусматривающая предоставление, прием, регистрацию, оформление, учет и мониторинг документов и сведений о товарах и (или) транспортных средствах, помещаемых в таможенный режим таможенного транзита;

• интерактивная услуга "Е-архив" - услуга, предназначенная для представления и хранения электронных документов, являющихся основанием для формирования декларирования товаров в электронной форме, и позволяющая создать разовый электронный архив, направленный на обмен информацией с таможенными органами в ходе процесса декларирования и таможенного оформления;

• таможенный пост отправления - таможенный пост, где начинается перевозка товаров под таможенным контролем;

• идентификационный код - единый электронный код, присвоенный через АИС "Е-^апгй" транзитной декларации, представленной в таможенные органы;

• резолюция - пометка, вносимая органами государственного контроля в АИС "Е-Иашй";

• таможенный орган назначения - таможенный пост, где заканчивается перевозка товаров под таможенным контролем;

• транзитные операции - действие, осуществляемое органами государственного контроля и (или) уполномоченным лицом в отношении товаров и транспортных средств при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.

Помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим таможенного транзита осуществляется путем представления таможенному органу транзитной декларации в электронном виде и ее оформления в АИС "Е-йашй".

Транзитная декларация оформляется на каждую партию товара или несколько партий товаров, перевозимых по одному или нескольким товаросопроводительным документам. При этом оформление одной транзитной декларации по нескольким партиям товаров осуществляется при перевозке этих

товаров одним транспортным средством с одним транспортным документом от одного отправителя до адреса одного получателя.2

В Узбекистане к внешнеторговым контрактам отнесены — экспортный контракт, импортный контракт, бартерный контракт, централизованный экспортный контракт, централизованный импортный контракт, импортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный биржевой (ярмарочный) контракт, экспортный консигнационный контракт, экспортный контракт на территории республики, контракт на переработку (на территории республики), контракт на переработку (за пределами республики), экспортные договоры на основании лизинга, импортные договоры на основании лизинга, контракт на ввоз, контракт на вывоз, контракт закупа, контракт реализации, соглашение о рекламе. 3

Бухгалтерский учет экспортных операций ведется в порядке, определенном НСБУ N 21 "План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению", НСБУ N 22 "Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте" и др.

При экспорте продукция считается отгруженной с момента таможенного оформления ГТД. Соответственно, с этой даты предприятие признает доход и начинает отсчет своих налоговых обязательств.

Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета 4010 "Счета к получению от покупателей и заказчиков", которые состоят из:

- стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам;

- стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции;

- расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства, подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции (могут быть выполнены собственными силами и транспортом поставщика или выполнены специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным транспортом, авиацией, речным и морским транспортом и другими организациями или физическими лицами);

- налога на добавленную стоимость.

В Узбекистане существует система постановки на учет внешнеэкономических сделок в электронной системе ЕЭИСВО. Она охватывает сделки экспорта и импорта, но упускает из виду сделки совершаемые за пределами территории Узбекистана, включая сделки обработки на таможенной территории. Регистрации в Единой электронной информационной системе

2 Положение о порядке осуществления транзитных операций с товарами и транспортными средствами (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 31.12.2022 г. N 737)

3 Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283)

внешнеторговых операций (ЕЭИСВО) подлежит любой экспортно-импортных контракт. К базе данных имеет доступ обслуживающий банк, налоговые и таможенные органы. Без учета контракта в ЕЭИСВО узбекский контрагент не сможет выполнить свои обязательства по контракту, в частности, оплатить и провести таможенную очистку товара.

Хозяйствующими субъектами в ЕЭИСВО должны быть внесены: -сведения об экспорте и импорте выполненных работ или оказанных услуг — в течение 1 дня со дня составления акта;

-сведения о документах, подтверждающих получение и поставку товаров в рамках контрактов закупа и контрактов реализации, — в течение 1 дня со дня их заключения.

-Виды внешнеторговых операций, предусмотренные законодательством Узбекистана.4

внешнеторговые контракты — контракты на вывоз, контракты закупа, контракты на ввоз, контракты реализации, указанные в настоящем пункте Положения;

контракт закупа — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан на приобретение товаров без их ввоза на таможенную территорию или в случае провоза в порядке транзита;

контракт реализации — контракт между резидентом и нерезидентом Республики Узбекистан, предусматривающий реализацию товаров, приобретенных в рамках контракта закупа, другому нерезиденту.

Хозяйствующим субъектам разрешается экспортировать и импортировать товары (работы и услуги) на основании инвойсов, без заключения экспортных и импортных контрактов, а также осуществлять взаиморасчеты с иностранными партнерами через коммерческие банки на основании этих инвойсов, если сумма сделки не превышает 5 тыс. долларов США по одному инвойсу, без внесения информации в ЕЭИСВО.5

Срок оформления товаров в режиме экспорта (реэкспорта), выполнения работ или оказания услуг в режиме экспорта, по которым зарубежными партнерами произведена оплата, не должен превышать 365 дней со дня поступления денежных средств на счет экспортера (реэкспортера).

Срок перечисления денежных средств за импортированные товары (в том числе, при ввозе под таможенные режимы: таможенного склада, свободного склада, свободной таможенной зоны, переработки на таможенной территории), выполненные работы и оказанные услуги, не должен превышать 365 дней с момента:

(а) регистрации таможенного режима товаров, ввозимых в Республику Узбекистан иностранными партнерами под режимы: выпуск в свободное обращение, таможенный склад, свободный склад, свободная таможенная зона,

4 Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 14.05.2020 г. N 283)

5 Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках» N УП-5564 от 30.10.2018 г.

переработка на таможенной территории в соответствии с контрактом на вывоз), а также

(б) подписания актов выполненных работ или оказанных услуг.6 Для помещения товара под таможенный режим реэкспорта в таможенный орган представляются грузовая таможенная декларация и товаросопроводительные документы.

Товар, помещаемый под режим реэкспорта, освобождается от уплаты

7

таможенных пошлин и налогов.7

При реэкспорте товара, ранее помещенного под таможенный режим выпуска для свободного обращения (импорт), возврат уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов производится в отношении фактически реэкспортируемой части товара.

Исходя из вышеуказанных данных можно сделать следующие выводы: Во первых, Положение о порядке осуществления транзитных операций с товарами и транспортными средствами (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от 31.12.2022 г. N 737) четко описывает понятия при учете операций транзитной реализации.

Во вторых, учет операций транзитной реализации осуществляется экспорт и импорт торговой деятельностью в каждой стране.

В третьих, из источников можно еще увидеть такие понятия контракт на ввоз, контракт на вывоз, контракт закупа, контракт на переработку (на территории республики), контракт на переработку (за пределами республики), реэкспорт. Каждое эти перечисленные данные при использования их в ходе бухгалтерских операций, устанавливает порядок учета по требования законодательными актами Республики Узбекистан.

Список использованной литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан N УП-5564 от 30.10.2018 г «О мерах по дальнейшей либерализации торговли и развитию конкуренции на товарных рынках»;

2. 22.04.2016 г. Таможенный Кодекс Республики Узбекистан;

3. 01.01.2023 г. № 733 «О мерах по регулированию операций, связанных с помещением товаров под таможенный режим таможенного транзита» Постановление Кабинета Министров;

4. Приказ министра финансов Республики Узбекистан, зарегистрировано 02.11.2002 г., рег. номер 1181 «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов и инструкция по его применению»;

6 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 08.07.2021 г. N 429 «О дополнительных мерах по дальнейшему упрощению таможенного администрирования и процедур».

7 Ст.35 Таможенного Кодекса Республики Узбекистан.

5. Приказ Министра финансов Республики Узбекистан, зарегистрировано 31.05.2004 г., рег. номер 1364 «Учет активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте»;

6. Положение о порядке ведения мониторинга и контроля за осуществлением внешнеторговых операций (Приложение N 1 к Постановлению КМ РУз от

14.05.2020 г. N 283);

7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от

08.07.2021 г. N 429 «О дополнительных мерах по дальнейшему упрощению таможенного администрирования и процедур».;

8. https://skladi.uz/ru/v-uzbekistane-utverzhdeno-polozhenie-o-porvadke-osushchestvleniya-tranzitnyh-operacii-s-tovarami-i-transportnymi-sredstvami

9. https://lex.uz/docs/2876352

10. https://lex.uz/uz/docs/6337002

11. https://lex.uz/docs/417624

12. https://lex.uz/docs/726952

13. Эшпулатова, З. (2022). ДАРОМАДЛАР ХДСОБИ ВА ХАЛ^АРО ТАЖРИБА. TOSHKENT DAVLAT IQTISODIYOT UNIVERSITETI "O'ZBEKISTON IQTISODIYOTINI RIVOJLANTIRISHNING ILMIY, 911.

14. Baratovna, E. Z. (2023). THE CONCEPT OF OTHER COMPREHENSIVE INCOME AND ITS REFLECTION IN THE FINANCIAL STATEMENTS. Gospodarka i Innowacje., 31, 36-39.

15. Эшпулатова, З. Б. (2022). РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОГО ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЁТНОСТИ В РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН. Экономика и социум, (4-1 (95)), 537-540.

16. Эшпулатова, З. (2021). ХАЛКДРО СТАНДАРТЛАРГА МУВОФИК ХАРИДОРЛАР БИЛАН ШАРТНОМАЛАР БУЙИЧА ТУШУМЛАР ХИСОБИ. Халкаро молия ва хдсоб" илмий журнали, 2, 2181-1016.

17. Baratovna, E. Z. (2021). БошА а умумлашган даромадлар тушунчаси, унинг мохдяти ва таркибини такомиллаштириш.". Eurasian journal of academic research''-Тошкент.

18. Baratovna, E. Z. (2023). MOLIYAVIY FAOLIYATDAN OLINADIGAN DAROMADLAR HISOBI VA MOLIYAVIY HISOBOTNING XALQARO STANDARTLAR ASOSIDA TAKOMILLASHTIRISH YO 'NALISHLARI. BARQARORLIK VA YETAKCHI TADQIQOTLAR ONLAYN ILMIY JURNALI, 3(11), 265-270.

19. Eshpulatova, Z. B., & Usmanov, S. S. (2023). Accounting for Regognition of Enterprises Income (Accounts) with International Standarts and Financial Reperting Conceptual Fundamentals.

20. Эшпулатова, З. Б., Мисиров, А., & Усманов, Ш. Ш. (2023). Цели И Задачи Счета Экспортно-Импортных Операций. International Journal of Formal Education, 2(5), 35-38.

21. Sh, U. S. (2023). XO'JALIK YURITUVCHI SUB'EKTLARDA EKSPORT-IMPORT OPERATSIYALARI BO'YICHA HISOBLASHUV MUOMALALARI HISOBINI TASHKIL ETISHNING ME'YORIY XUQUQIY ASOSLARI. Gospodarka i Innowacje., 35, 227-232.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.