Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА ФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК УХОДИТ ЗА ПТИЦАМИ»'

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА ФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК УХОДИТ ЗА ПТИЦАМИ» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Art and Culture
Область наук
Ключевые слова
звук / фильм / функции музыки / функции шумов / этническая музыка / звуковое кино / узбекский кинематограф

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шохрат Чарыевич Аманмурадов

Данная статья посвящена особенностям звукозрительного монтажа на примере фильма “Человек уходит за птицами” (1975). Автором статьи рассматриваются функции музыкального и шумового оформления фильма. В статье содержится музыкальная характеристика главных героев, а также анализ закадрового звучания инструментальной музыки. В заключении статьи автор пишет о значении, которое имел данный фильм в истории развития узбекского кинематографа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА ФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК УХОДИТ ЗА ПТИЦАМИ»»

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОЗРИТЕЛЬНОГО МОНТАЖА ФИЛЬМА «ЧЕЛОВЕК УХОДИТ ЗА ПТИЦАМИ»

Шохрат Чарыевич Аманмурадов shokhrat26@yandex.ru Государственный институт искусств и культуры Узбекистана

Аннотация: Данная статья посвящена особенностям звукозрительного монтажа на примере фильма "Человек уходит за птицами" (1975). Автором статьи рассматриваются функции музыкального и шумового оформления фильма. В статье содержится музыкальная характеристика главных героев, а также анализ закадрового звучания инструментальной музыки. В заключении статьи автор пишет о значении, которое имел данный фильм в истории развития узбекского кинематографа.

Ключевые слова: звук, фильм, функции музыки, функции шумов, этническая музыка, звуковое кино,узбекский кинематограф.

PECULIARITIES OF THE SOUND-VIEW MONTAGE OF THE FILM "THE

MAN LEAVES THE BIRDS"

Shokhrat Charievich Amanmuradov shokhrat26@yandex.ru Uzbekistan State Institute of Arts and Culture

Abstract: This article is devoted to the features of sound-visual editing on the example of the film "A Man Goes After the Birds" (1975). The author of the article considers the functions of musical and noise design of the film. The article contains the musical characteristics of the main characters, as well as an analysis of the offscreen sound of instrumental music. At the end of the article, the author writes about the significance that this film had in the history of the development of Uzbek cinema.

Keywords: sound, film, music functions, noise functions, ethnic music, audiovisual editing, sound film, uzbek cinema.

Современную историю киноискусства Узбекистана невозможно представить без творчества известного режиссера, продюсера и сценариста, заслуженного деятеля искусств Узбекистана, лауреата Государственной премии республики, призера международных кинофестивалей Али Хамраева. "Если и существует великан, который занимает доминирующее положение в истории узбекского кино, - пишет один из ведущих американских кинокритиков Кент

Джонс, - так это Али Хамраев, один из тех редких талантов, подобных Уэллсу, Годару или Скорсезе, чья любовь к этому искусству столь сильна, что его лучшие фильмы взрываются от перехлестывающихся потоков энергии и озарений, подобно тому, как небо раскалывают фейерверки..." [5].

Али Хамраев является режиссером-постановщиком мгогочисленных художественных фильмов. Среди них, такие как: «Маленькие истории о детях» (1961), «Любит - не любит» («Таджикфильм», 1962), «Ер-ер» («Где ты, моя Зульфия?», 1964), «Белые, белые аисты» (1966), «Красные пески» (совместно с Акмалем Акбарходжаевым, 1967), «Диларам» (первый узбекский фильм-опера, 1968), «Чрезвычайный комиссар» (1970), «Без страха» (1971), «Седьмая пуля» (1972), «Поклонник» (1973), «Человек уходит за птицами» (1975), «Женщина из Мевазара» (1977), «Невеста из Вуадиля» (1984). А также Али Хамраев снял много документальных кинолент.

Большинство кинолент Али Хамраева сняты в жанре социальной мелодрамы. Они отличаются сочетанием зрелищности и социальной критики. Мастерски разработан в творчестве режиссера и жанр историко-революционного фильма.

За создание фильма «Чрезвычайный комиссар» удостоен Государственной премии Узбекской ССР имени Хамзы (1971).

«Его фильмы тяготеют к полистилистике,многообразию жанровых и пластических решений» - пишет Н.Каримова [4. с. 146].

С точки зрения отношения к звукозрительному монтажу, методам использования музыки и других звуковых эффектов, особое место в истории узбекского кинематографа занимает фильм «Человек уходит за птицами» (сценарий Тимура Зульфикарова; композитор Р.Вильданов ) снятый в 1975 году.

Своей неординарностью фильм привлек внимание и киноведов Узбекистана, давших, в частности, следующую оценку этой работе: «Необычен по построению и изобразительному решению фильм А.Хамраева «Человек уходит за птицами». Драматургический материал фильма представляет собой сложное переплетение поэзии и прозы, лирического и фольклорного начал. Как и в «Поклоннике», главную роль здесь играет умение оператора и художника передать в колоритных подробностях насыщенную драматизмом атмосферу, в которой протекает юность поэта». И далее ученые заключают, что этот фильм, как и некоторые другие, примыкает «к той части работ, которым особенно свойственны высокий современный уровень кинематографического мышления, зрелость и широта, определяющие особую, неповторимую форму, стиль и направленность замысла» [1. с. 228-229].

В фильме присутствует новое концептуальное отношение к звуку, шумам и музыке. Все в совокупности они вступают в сложные взаимоотношения с концепцией фильма. Много в нем и оригинальной и своеобразной музыки, созданной талантливым композитором Р.Вильдановым. В этом плане фильм, как представляется, напоминает аналогичные опыты русского режиссера Андрея Тарковского. Фильм буквально насыщен различными музыкальными находками и шумовыми эффектами. Все они связаны с многоплановым содержанием фильма, с его обобщенными образами и идеями. Однако такое значительное количество музыки не дает оснований говорить о том, что это музыкальный фильм, так как музыка в нем не имеет самодовлеющего значения, хотя и выражает глубокий драматургический замысел.

Фото 1. Кадр из фильма «Человек уходит за птицами»

Концепция фильма многозначна, в нем поэтическим языком выражена глубокая обобщающая идея о столкновении и противостоянии двух мироощущений и мировосприятий - поэтически-вдохновленного и прагматически-приземленного. «Носителем» первого в фильме является главный герой - юноша-поэт Фарух (Д.Файзиев), восторгающийся красотой окружающего мира и увлеченный старинной поэзией Востока (в фильме звучат рубаи), абсолютно лишенный жизненного практицизма и каких-либо материальных интересов. Конфликт четко намечен уже в самом начале фильма. Рано утром Фарух, вернувшись с гор, пытается разбудить своих односельчан известием о том, что в горах расцвел миндаль, просыпайтесь, вставайте. Но в ответ он подвергается избиению со стороны нескольких жителей, считающих его просто сумасшедшим, сыном алкоголика. За Фаруха вступается неизвестный странствующий старец с инструментом в руках, который читает юноше одну поэтическую строку: «Миндаль расцвел опять в горах, и тает снег моих седин». Этот стих сохраняется в памяти Фаруха.

Такое отношение к жизни Фаруха разделяет и его друг Хабиб. Здесь же живет и влюбленная в него девушка Амадеря, к которой у Фаруха пробуждается чувство. Но Фарух сталкивается с враждебным отношением к себе и непониманием со стороны отдельных жителей кишлака. Покинув родной

кишлак после постигших его несчастий (смерти отца и разграбления дома односельчанами, у которых отец был в долгах), Фарух вместе со своим другом Хабибом отправляется странствовать. Они спасают плывущую по реке после наводнения юную девушку по имени Гульча. В общении троих близких по духу юных героев раскрывается богатая и сложная гамма поэтического восприятия мира, драма столкновения с косностью традиций, невежеством и произволом.

Фильм «Человек уходит за птицами» представляет собой образец «поэтического кино». «Это кинематограф, который стремится освободить происхожящее на экране от бытового контекста. И чрезвычайно важно, что метафорический уровень фильма здесь абсолютно оправдан и бытовой логикой, и прозой» - считает киновед Н.Каримова [4. с. 149].

Необычность изобразительного ряда дополняется в фильме оригинальностью звукового оформления. Так, шумы и звуки природы - шум ветра, бури, непогоды зимой - передают в какой-то степени состояние мятущейся души главного героя. К этому же ряду шумов относится шум реки, монотонно работающей мельницы на реке, топот коней, пение птиц и другие. Их обобщенный поэтический смысл достигается благодаря заданной продолжительности, применению «эффекта длиннот». Зрителя как бы вынуждают вслушиваться в звучание окружающей природы, придавая ему не обычное рутинное значение, но нечто более значимое, соотносимое с состоянием героев и происходящими с ними душевными переживаниями.

Одним из основных выразительных лейтмотивов в фильме является звучание закадровой музыки, напоминающей (условно говоря) «баховский хорал» полифонического склада. Этот очень выразительный лейтмотив, с одной стороны, передает некое обобщенное духовное состояние героев, причастное к высоким общечеловеческим ценностям. Он появляется, например, в такие моменты, как созерцание Фарухом цветков миндаля, родов матери Фаруха и ее смерти, признания Амадеры в любви Фаруху, идиллического купания девушек в реке, видений Фаруха, ухода Фаруха и др.

С другой стороны, он своим музыкальным обликом по всем параметрам «противостоит» традиционной восточной музыке, звучащей в кадре по ходу развертывания сюжета. Это - пение под звучание дутара и национального ансамбля и танец перед свадьбой на женской половине дома и другое. В фильме музыка в кадре (традиционная музыка) и закадровая музыка составляют два способа проживания героев и окружающих их людей - обыденный и возвышенный, будничный и духовный, прозаический и опоэтизированный.

Наряду с «баховским хоралом» и параллельно с ним композитор вводит отдельные звуки или своего рода «звуковые пятна», которые нередко соседствуют с «баховским хоралом», дополняют и оттеняют его. Они же

соседствуют или даже «накладываются» на звучание традиционной музыки в кадре. Эти странные для восприятия звуки как бы обостряют наше восприятие происходящего на экране. К ним относится звуки подобные инструменту чангковузу в начале фильма, во время встречи Фаруха с Амадерей ночью, в эпизоде купания девушек в реке, или же при исполнении на дутаре старинной мелодии, при выходе невесты, перед игрой сурная с дойрой и т.д.

К традиционной музыке в кадре относится игра сурная с дойрой во время свадебной процедуры. Здесь музыканты традиционно расположились на крыше дома, но среди обязательных инструментов в этом случае неожиданно появляется струнный инструмент, который дисгармонирует с общим фоном. Является ли это сознательным замыслом композитора, режиссера или это ошибка - сказать трудно. Во всяком случае, вид необычного многострунного инструмента, мелькнувшего на короткий миг в кадре свадебного ансамбля, уводит в сферы другого порядка.

В фильме имеется отдельный вставной музыкальный эпизод, внешне выпадающий из сюжетной линии: перед уходом Фаруха из кишлака появляется группа музыкантов на конях с музыкальными инструментами. Впереди -девушка со старинной восточной арфой, известной нам по изображениям на средневековых миниатюрах. Двигаясь по кругу, музыканты играют сказочную восточную мелодию. Этот загадочный эпизод допускает различные толкования. В нем можно усмотреть своеобразный музыкальный опоэтизированный «призыв», предваряющий уход героя в странствия - присоединиться к сообществу свободных духом людей, странствующих в свободном пространстве жизни.

Другой выразительный эпизод - танец ряженого в горах зимой перед простонародьем - местными жителями, завершающийся очередной драмой -убийством артиста местным молодым «правителем», олицетворяющим силы зла. Танцевальные сцены, напоминающие шаманские представления, сопровождаются игрой на флейте (в кадре). Мелодия отличается своеобразными архаичными интонациями, которые передают атмосферу таинственных танцев бродячего актера. Первый танец сопровождается словесным выступлением очевидного социального характера, высмеивающим повадки «власть придержащих».

В фильме наблюдается глубокое взаимодействие всех перечисленных средств выразительности - шумов, звуков, музыки. Таков, например, эпизод неожиданной встречи Фаруха на зимней лесной дороге со своей возлюбленной Амадерей, которая переезжает на арбе (уже как жена состоятельного человека) в сопровождении конных охранников. Зимний шум ветра неожиданно смолкает и ему на смену приходит приближающийся издалека звон колокольчиков арбы,

на него накладываются «звуковые пятна» - длинноты, извлекаемые на флейте, переходящие в «баховский хорал» - итоговое завершение встречи и расставания навсегда.

Звукозрительный монтаж фильма «Человек уходит за птицами» представляет собой одно из интереснейших явлений в истории кинематографа Узбекистана. Трудно найти ему аналог среди известных нам примеров такого рода. В нем наблюдается глубокий синтез различных выразительных средств, подчиненных важной художественной задаче - раскрытию философской концепции фильма. Опыт данного фильма заслуживает самого пристального внимания и освоения с целью возможного практического применения в творчестве молодых режиссеров.

Высокого признания добилась эта историческая лента, завоевав премию на Всесоюзном кинофестивале за изобразительное искусство в 1976 году и премию «Серебряный павлин» за лучшую режиссуру на VI международном кинофестивале в Дели в 1977 году.

Использованная литература

1. Абул-Касымова Х., Тешабаев Д., Мирзамухамедова М. Кино Узбекистана. Ташкент: Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1985. - 286 с.

2. Абул-Касымова Х. Основы киноискусства. Ташкент., 2007. - 120 с.

3. Аннотированный каталог художественного кино Узбекистана (1925 -2008). [Коллектив авторов]. /Ответственный редактор Хайтматова С.А. Ташкент: Издательство журнала «San'at», 2009. - 242 с.

4. Каримова Н. Игровой кинематограф Узбекистана. Ташкент: Издательство журнала «San'at», 2016. - 216 с.

5. Санаева Т. Али Хамраев - режиссер и человек. Часть 4. - URL: https://nuz.uz/moi-uzbekistancy/15457-ali-hamraev-rezhisser-i-chelovek-chast-4.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.