Научная статья на тему 'Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности у второклассников при чтении текстов различной сложности'

Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности у второклассников при чтении текстов различной сложности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
445
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Ключевые слова
ЧТЕНИЕ / READING / ДЕТИ / CHILDREN / ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ / EYE MOVEMENTS / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ / VISUAL PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безруких М. М., Адамовская О. Н., Иванов В. В., Филиппова Т. А.

В работе представлены результаты исследования зрительного восприятия, сформированности навыка чтения и окуломоторной активности при чтении текстов различной сложности у детей 8-10 лет. Выявлены разные темпы формирования компонентов зрительного восприятия: высокий уровень развития зрительно-моторных координаций и низкие темпы созревания константности, помехоустойчивости и зрительного анализа-синтеза. Окуломоторная активность свидетельствует о послогововом чтении у детей 8-10 лет. Вместе с тем, отмечена дифференциация двух основных показателей окуломоторной активности: продолжительности прогрессивных фиксаций и амплитуды прогрессивных саккад, свидетельствующих о прогрессе развития навыка чтения. Показано, что повышение морфои психолингвистической сложности текста сопровождается регрессом навыка чтения, при этом синтетические приемы чтения заменяются аналитическо-синтетическими.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Безруких М. М., Адамовская О. Н., Иванов В. В., Филиппова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n issue presents the results of a study of visual perception, the development of reading skills and the eye movements during the reading of texts of varying complexity in children 8-10 years. Revealed different rates of development of components of visual perception: high level of development of hand-eye coordination and low rates of maturation of constancy, noise stability and visual analysis-synthesis. Oculomotor activity indicates reading by syllable in children 8-10 years. However, the marked differentiation of the two main parameters of the eye movements: the duration of progressive fixations and the amplitude of progressive saccades have been indicating the progress of the development of reading skills. It is shown that increasing morphological and psycholinguistic complexity of the text is accompanied by a regression of reading skill, and the synthetic methods of reading are replaced by the analytical-synthetic.

Текст научной работы на тему «Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности у второклассников при чтении текстов различной сложности»

ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОКУЛОМОТОРНОЙ АКТИВНОСТИ У ВТОРОКЛАССНИКОВ ПРИ ЧТЕНИИ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНОЙ СЛОЖНОСТИ

М.М. Безруких, О.Н. Адамовская1, В.В. Иванов, Т.А. Филиппова ФГБНУ «Институт возрастной физиологии РАО», Москва

В работе представлены результаты исследования зрительного восприятия, сформированности навыка чтения и окуломоторной активности при чтении текстов различной сложности у детей 8-10 лет. Выявлены разные темпы формирования компонентов зрительного восприятия: высокий уровень развития зрительно-моторных координаций и низкие темпы созревания константности, помехоустойчивости и зрительного анализа-синтеза. Окуломоторная активность свидетельствует о послогововом чтении у детей 8-10 лет. Вместе с тем, отмечена дифференциация двух основных показателей окуломоторной активности: продолжительности прогрессивных фиксаций и амплитуды прогрессивных саккад, свидетельствующих о прогрессе развития навыка чтения. Показано, что повышение морфо- и психолингвистической сложности текста сопровождается регрессом навыка чтения, при этом синтетические приемы чтения заменяются аналитическо-синтетическими.

Ключевые слова: чтение, дети, движения глаз, зрительное восприятие.

In issue presents the results of a study of visual perception, the development of reading skills and the eye movements during the reading of texts of varying complexity in children 8-10 years. Revealed different rates of development of components of visual perception: high level of development of hand-eye coordination and low rates of maturation of constancy, noise stability and visual analysis-synthesis. Oculomotor activity indicates reading by syllable in children 8-10 years. However, the marked differentiation of the two main parameters of the eye movements: the duration ofprogressive fixations and the amplitude of progressive saccades have been indicating the progress of the development of reading skills. It is shown that increasing morphological and psy-cholinguistic complexity of the text is accompanied by a regression of reading skill, and the synthetic methods of reading are replaced by the analytical-synthetic.

Key words: reading, children, eye movements, visual perception.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.

Результаты многих исследований подтверждают факт о том, что базовой основой навыка чтения является зрительное восприятие [2; 30]. В период систематического обучения в начальной школе, предъявляющего, как правило, единые, достаточно жесткие требования ко всем учащимся, недостаточный уровень сфор-мированности зрительного восприятия детей является серьезным препятствием

Контакты: 1 Адамовская О.Н. - E-mail: <[email protected]>

для успешного формирования базовых школьных навыков чтения и письма [2; 14; 16; 24; 30].

Актуальным вопросом является изучение изменений окуломоторной активности на разных этапах становления навыка чтения. Окуломоторная активность является информативным показателем сформированности и совершенствования этого навыка. Доказано, что по мере формирования навыка чтения изменяются показатели движения глаз: увеличивается длина саккады, уменьшается продолжительность фиксаций и их частота, количество регрессов [5; 27].

Вопрос влияния психо- и морфофункциональной сложности текста на движения глаз на ранних этапах становления навыка чтения остается малоизученным. Однако нами было выявлено, что у детей 7-8 лет морфо- и психолингвистическая сложность текста не оказывает существенного влияния на параметры окуломо-торной активности в связи с послоговым типом чтения и недостаточным развитием буквенно-слоговых графемно-фонемных связей в этом возрасте [3].

В настоящее время обсуждается идея внедрения электронного портфеля без бумажных учебников, в том числе и в начальной школе, что создает необходимость научных исследований влияния чтения текстов с электронных носителей на функциональное состояние растущего организма младших школьников. Несмотря на имеющиеся немногочисленные литературные данные, свидетельствующие о более высоком напряжении ЦНС и утомлении зрительной системы у детей и подростков при чтении текстов с электронных носителей по сравнению с бумажным аналогом [9; 10], этот вопрос остается мало изученным.

Цель исследования: изучить особенности окуломоторной активности при чтении текстов различной сложности с экрана монитора и выявить их взаимосвязи с показателями зрительного восприятия и сформированностью навыка чтения у младших школьников.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в образовательном учреждении г. Москвы. В исследовании приняли участие 82 школьника (38 мальчиков, 44 девочки) вторых классов (средний возраст - 8.4±0.08 лет).

Все дети, согласно данным медицинских карт, относились к I-II группам здоровья. Исследование проводили с письменного разрешения родителей в первой половине дня (с 9 до 13 часов), в период наиболее успешной когнитивной деятельности. Этические принципы исследования согласованы с ученым советом ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО.

Исследование движений глаз при чтении проводилось на установке Eyegaze Analyzing System фирмы «Interactive Minds». Методика основана на бинокулярной регистрации окуломоторной активности при помощи метода видеорегистрации с элементами фотоэлектрического метода. Поставляемая в комплекте с установкой программа NYAN (версия 1.3.0.20), учитывая угол видеокамеры относительно вектора прямого взгляда, рассчитывает экранную позицию, в которую направлен взгляд, по результатам калибровки на основании х и у компонент смещения коронарного блика. Скорость съемки каждой видеокамеры (частота опроса) составляет 60 Гц. При переменном опросе частота составляет 120 Гц (~1 кадр в 8 мс). Сред-

няя ошибка составляет О.450 (0.38см на экране). Минимальная продолжительность фиксаций, регистрируемых установкой - 50 мс.

Степень сформированное™ навыка чтения оценивалась педагогами. При этом учителями учитывалась скорость чтения, беглость, выразительность, безошибочность, понимание прочитанного текста, умение пересказывать. Для более глубокого анализа степени сформированности навыка чтения была использована Методика оценки сформированности навыков письма и чтения у школьников 1 класса (Безруких М.М., Крещенко О.А., 2009).

Исследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Обследуемый садился перед экраном установки, при этом регулировалась высота стула и расстояние до экрана. Расстояние между обследуемым и экраном установки составляло 50-55 см, угловой размер прописных букв - 0.32° (19.2 угл.мин.), что соответствует нормам СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

Последовательно ребенок читал вслух два текста различной психо- и морфо-функциональной сложности. После окончания чтения исследуемым детям задавались вопросы по тексту с целью выяснения степени восприятия и понимания текста, которая оценивалась в баллах (по 5-бальной системе). Средняя продолжительность чтения текста составляла от 3 до 5 минут. Продолжительность опроса также составляла от 3 до 5 минут. Перед чтением следующего текста ребёнку предоставлялось время для отдыха - 3 минуты.

Оценка уровня развития психофизиологической зрелости детей по показателям зрительного восприятия проводилась по методике M. Фростиг (1966) в модификации М.М. Безруких и Л.В. Морозовой (1996). Исследование различных компонентов зрительного восприятия включало анализ:

1. Зрительно-моторной координации; ведущий компонент - зрительно-моторная интеграция, под которой понимается способность скоординировать моторные действия с зрительно-пространственной деятельностью.

2. Фигурно-фонового различения; ведущий компонент - помехоустойчивость восприятия, под которым понимается восстановление сигналов, частично разрушенных помехами. Наиболее ярко проявляется при выделении фигуры (предмета или объекта) из фона.

3. Постоянства очертаний; ведущий компонент - константность восприятия, под которым понимается относительная устойчивость воспринимаемых признаков предметов при изменении условий зрительного восприятия.

4. Положения в пространстве; ведущий компонент - зрительно- пространственное восприятие, под которым понимается зрительное соотнесение предметов по их признакам и их различия положения в пространстве по отношению друг к другу и их основным частям.

5. Пространственных отношений; ведущий компонент - зрительно-пространственное восприятие.

6. Комплексный субтест позволял оценить зрительно-пространственное восприятие и зрительный анализ, под которым понимается анализ фигуры (предмета или объекта) с неполным отражением отдельных свойств и дальнейшим достраиванием полученной информации до целостного образа конкретной фигуры (предмета или объекта).

Все задания выполнялись графически каждым ребенком в ходе индивидуального тестирования. Результаты оценивались в баллах, которые затем пересчиты-вались по специально разработанной 10-бальной шкале.

Стимульный материал

На основе математико-статистического анализа выявлены основные значимые морфо- и психолингвистические показатели, характеризующие фактор «сложность текста». Для этого отобран комплекс критериев: количественные характеристики текста и слов, количество лемм и абстракций, процент кратких прилагательных, глаголов в личной форме, местоимений-существительных, сложноподчиненных предложений и сложных предложений, коэффициент Колемана-Лиау, возрастной уровень, необходимый для понимания оцениваемого текста -коэффициент Флеша-Кинкэйда, коэффициент Флеша, скорректированный для русского языка (по Обороневой И.В., 2006). Для исследования было подготовлено 2 варианта текстов различной сложности с учетом школьной программы.

Дизайн исследования

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Особенности зрительного восприятия у детей 8-10 лет. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что для большинства (68.5±6.7 %) детей 8-10 лет уровень развития зрительного восприятия соответствует возрастной норме (рис. 1).

Анализ качества выполнения каждого субтеста (рис. 1) позволяет выявить структуру ЗВ, медленно и быстро созревающие компоненты.

□ соответствует норме

□ ниже нормы

Рис. 1. Количество детей 8-10 лет (%) с разным уровнем сформированности компонентов зрительного восприятия.

Примечание: 1, 2, 3, 4, 5, 6 - субтесты

Зрительно-моторные координации (субтест 1) - один из компонентов ЗВ, отражающий взаимодействие сенсорных поступлений и моторных действий. Высокий уровень развития моторных функций отмечается у 91.0±7.4 % второклассников. В нашей работе не выявлено различий (^>0.05) в успешности выполнения заданий на зрительно-моторные интеграции между учащимися с высоким и низким уровнями развития ЗВ (табл. 1). Это видимо, связано с тем, что формированию ЗВ и совершенствованию моторных функций способствует не только возрастное морфофункциональное созревание мозга [6], но и систематическая тренировка этих функций в процессе обучения.

Результаты выполнения заданий на зрительно-пространственное восприятие (субтесты 4, 5) свидетельствуют, что темпы созревания этого компонента соответствуют возрастным нормативам, однако нами отмечена несформированность зрительно-пространственного восприятия у 22.72±1.8 % учеников.

Наибольшую трудность выполнения у детей вызвали субтесты 2, 3, оценивающие помехоустойчивость и константность зрительного восприятия: у 36.25±2.1% и 45.05±3.6% детей, результаты этих тестов ниже возрастных норм. Анализ результатов выполнения комплексного субтеста показывает, что у всех детей менее сформированным оказался такой интегративный компонент ЗВ, как зрительный анализ-синтез. Возможно, это связано как с недостатком сформиро-ванности отдельных компонентов ЗВ (константность, помехоустойчивость), с недостаточной сформированностью произвольной организации деятельности, а также с условиями обучения.

Средне групповые значения уровня развития зрительного восприятия и отдельных компонентов у детей 8-10 лет

Структурные компоненты Средние значения

зрительного восприятия Высокий уровень Низкий уровень

развития ЗВ развития ЗВ

Зрительно-моторная координация 9.8±0.24 9.5±0.22

Помехоустойчивость 8.7±0.32 6.7±0.28*

Константность 8.5±0.20 6.8±0.19*

Зрительно- пространственное восприятие 8.6±0.23 7.3±0.26

Зрительный анализ-синтез 8.9±0.30 7.0±0.21*

% восприятия 82.5±2.8 60.5±3.8*

* - достоверность результатов при р<0.05

Низкие по отношению к другим компонентам ЗВ темпы созревания помехоустойчивости, константности и зрительного анализа-синтеза, высокая индивидуальная вариативность показателей этих функций у детей младшего школьного возраста отмечены и в ранее проведенных исследованиях [3; 8; 13].

Таким образом, количество детей, имеющих низкий темп формирования тех или иных функций в системе ЗВ, колеблется в пределах от 9 до 45.05 %. Количество детей с соответствием темпов формирования ЗВ возрастным нормативам колеблется от 55.95 % до 91 % по разным компонентам.

По данным ряда авторов [2; 11] в младшем школьном возрасте происходит совершенствование системы зрительного восприятия, однако темпы его индивидуальны и зависят от большого количества внешних и внутренних факторов. Среди внутренних факторов, оказывающих значительное влияние на формирование зрительного восприятия у младших школьников являются возрастные и индивидуальные темпы структурно-функционального созревания лобных отделов коры, контролирующих организацию нейронных сетей, участвующих в реализации процесса восприятия [6]. Нельзя исключать среди факторов, определяющих успешность формирования системы зрительного восприятия - особенности раннего развития ребенка, которые определяют и функциональную зрелость мозга и, следовательно, становление высших психических функций [8; 24]. Среди внешних факторов необходимо особо выделить так называемые «школьные факторы риска», т.е. факторы, которые связаны с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями, которые тормозят развитие познавательных функций, в том числе и зрительного восприятия и могут стать причиной возникновения трудностей письма и чтения [2; 4; 16; 17].

Особенности окуломоторной активности в процессе чтения текстов различной сложности у детей 8-10 лет. Основные характеристики параметров оку-ломоторной активности представлены в таблице 2.

Показатели окуломоторной активности при чтении текстов различной

сложности

Параметры Сложность текста Значимость различий

Простой текст М±т, У% Сложный текст М±т, У%

Среднее значение уровня понимания текста (%) 73.3±2.95, 25.1 61.55±3.58, 35.85 р<0.05

Средняя продолжительность прогрессивных фиксаций (мс) 315.12±7.46, 14.8 343.86±10.37, 18.6 р<0.05

Средняя продолжительность установочных фиксаций (мс) 368.97±11.38, 19.3 382.75±12.78, 20.6 p>0.05

Средняя продолжительность строковых фиксаций (мс) 222.78±7.64, 21.4 204.83±6.11, 18.4 p>0.05

Средняя амплитуда прогрессивных саккад (угл.град) 1.72±0.04, 14.8 1.58±0.05, 17.9 р<0.05

Средняя амплитуда регрессивных саккад (угл.град) 1.37±0.03, 15.1 1.30±0.03, 15.6 p>0.05

Процент регрессов (%) 13.67±0.84, 38.6 15.38±0.77, 30.7 p>0.05

Время чтения (м) 2.51±0.10, 24.7 3.39±0.20, 35.6

Скорость чтения (символов в секунду) 6.49±0.25, 24.3 5.80±0.0.28, 29.9 p>0.05

Количество фиксаций на букву 0.53±0.02, 24.5 0.57±0.02, 26.5 p>0.05

Количество фиксаций на слово 2.29±0.09, 24.5 3.43±0.15, 26.5 р<0.001

Средний коэффициент вариации прогрессивных фиксаций 56.02±1.09, 12.2 59.01±1.20, 12.5 p>0.05

Средний коэффициент вариации установочных фиксаций 48.67±1.40, 17.9 48.89±1.98, 25.0 p>0.05

Средний коэффициент вариации строковых фиксаций 59.58±2.65, 27.8 56.38±3.06, 33.5 p>0.05

Средний коэффициент вариации прогрессивных саккад 48.64±0.54, 6.9 51.20±0.68, 8.2 р<0.01

Средний коэффициент вариации регрессивных саккад 56.74±1.09, 12.0 62.77±1.26, 12.4 р<0.01

М - средняя, т - ошибка средней, У% - коэффициент вариации, выраженный в процентах.

Обращает на себя внимание значимое влияние фактора повторного перечитывания простого текста у младших школьников (Б(1, 37) = 8.823, p=0.0052). Так, при первичном прочтении уровень понимания текста составляет 67.65±3.52 % ^=26.52), при повторном - 84.59±3.90 % (V=16.6). Опрос учеников показал, что данный простой текст был впервые ими прочитан за шесть месяцев до даты эксперимента. Таким образом, повторное перечитывание текста улучшает его понимание и воспроизведение в среднем на 16-17 %.

Продолжительность прогрессивных фиксаций, т.е. остановок взора, во время которых воспринимается основная информационная составляющая текста, составляет в среднем 315 мс в простом тексте и 344 мс - в сложном. Результаты анализа выявили влияния фактора «сложность» текста на данный показатель окуло-моторной активности (Б (1, 75)=5.10, p=0.03).

Также выявлены различия по средней амплитуде прогрессивных саккад при чтении простого и сложного текстов активности ^ (1, 75)=5.28, p=0.02). Так при чтении простого текста среднее расстояние между двумя фиксациями составляло 1.72 угл. град., тогда как в сложном текста это расстояние сокращалось до 1.58 угл. град.

Таблица 3

Дисперсионный анализ показателей окуломоторной активности при чтении у

детей 8-9 лет (влияние фактора «СЛОЖНОСТЬ текста»)

Показатели ОА df 818.

Среднее значение уровня понимания текста (%) 1 6.447 0.013

Средняя продолжительность прогрессивных фиксаций (мс) 1 5.103 0.027

Средняя продолжительность установочных фиксаций (мс) 1 0.650 0.423

Средняя продолжительность строковых фиксаций (мс) 1 3.347 0.071

Средняя амплитуда прогрессивных саккад (угл.град) 1 5.284 0.024

Средняя амплитуда регрессивных саккад (угл.град) 1 1.998 0.162

Процент регрессов (%) 1 2.241 0.139

Время чтения (м) 1 16.429 0.000

Скорость чтения (символов в секунду) 1 3.289 0.074

Количество фиксаций на букву 1 1.166 0.284

Количество фиксаций на слово 1 43.564 0.000

Средний коэффициент вариации прогрессивных фиксаций 1 3.406 0.069

Средний коэффициент вариации установочных фиксаций 1 0.008 0.928

Средний коэффициент вариации строковых фиксаций 1 0.625 0.432

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Средний коэффициент вариации прогрессивных саккад 1 8.785 0.004

Средний коэффициент вариации регрессивных саккад 1 13.074 0.001

Таким образом, наблюдается тенденция к дифференциации чтения различных по сложности текстов по основным пространственно-временным показателям движения глаз. Дети 8-10 лет совершают более короткие прогрессивные саккады

и более продолжительные фиксации при чтении сложного текста, который характеризуется большим количеством абстрактных, редких и длинных слов. Такой характер окуломоторной активности присущ опытным чтецам [18, 21, 26]. Фактически у них больше количество и продолжительность фиксаций, что, по-видимому, необходимо не только для осуществления самого процесса чтения, но и для понимания смысла текста.

Анализ количества фиксаций на элементы текста показал, что при чтении у детей 8-10 лет преобладает послоговое восприятие текста - в среднем совершалось по 1.06-1.14 фиксации на две букву, что составляет среднюю длину слога в использованных текстах (длина слога в простом тексте - 2.17 буквы, в сложном -2.27 буквы) (рис.3 а, б). Выявленные различия ф<0.001) по количеству фиксаций на слово объясняются тем, что в сложном тексте в 1.4 раза более длинные слова. При этом скорость чтения является постоянной (в среднем 6 символов в секунду) и при чтении простого, и при чтении сложного текста.

Анализ показал, что процент регрессов составляет 13.67±0.84 при чтении простого текста и 15.38±0.77 при чтении сложного текста, однако значимых различий между процентным соотношением прогрессивных и регрессивных саккад при чтении различных по сложности текстов не выявлено. Большее количество регрессов может говорить о том, что паттерны движений глаз, ответственные за позиционирование взора на слове, находятся в процессе совершенствования. Не-сформированность механизма окуломоторной активности подтверждают высокие значения коэффициента вариации показателей движения глаз, свидетельствующие о нестабильности регуляции этой сложной когнитивной деятельности.

-7-(¿7-• ••• V ___—•• .'.^г'•--- г

У Вовки каникулы, поэтому он в школу не учит меня читать. Я все слова не , могу пр За то Вов^- аад^чател ьно читае т. Ш прочли одну книжку. Он читал, а я слушал Ин^еснаЙ бы^ Й^ка П^ / Сн^

оДёватйся не умел/ "и его"одевали отец с'

Рис. 3а. Окуломоторная активность при чтении простого текста.

Маша Л.,9 лет

Рис. 3б. Окуломоторная активность при чтении сложного текста.

Маша Л.,9 лет

Анализ коэффициентов вариации продолжительности фиксаций и амплитуд саккад показал высокую вариативность данных показателей глазодвигательной активности при чтении и простых, и сложных текстов. Вариативность фиксаций характеризует влияние информационной, психолингвистической составляющей текста, вариативность саккад - визуальной, морфологической. Значимые различия отмечаются между коэффициентами вариации амплитуд и прогрессивных (в среднем на 2.6% выше в сложном тексте, Б (1, 75) = 8.78, р<0.01), и регрессивных (в среднем на 6.0% выше в сложном тексте, Б (1, 75) = 13.07, р<0.001) саккад в различных по сложности текстах. Данное наблюдение подтвердил и корреляционный анализ: отмечена положительная корреляция сложности текста только с вариативностью амплитуд прогрессивных (г=0.324, при р<0.05) и регрессивных (г=0.385, при р<0.05) саккад. Т.е. чем сложнее текст, тем более разнообразные по длине совершаются саккады. Это связано как с более высоким разбросом длины слов, представленных в сложном тексте, так и с их большей структурной сложностью. Таким образом, прослеживается влияние визуальной, морфологической характеристики слов и текста в целом.

При анализе коэффициентов вариации однородность перечисленных показателей движений глаз не выявлена (У>30 %). Высокая вариативность продолжительности фиксаций говорит о том, что на данном этапе становления навыка дети 8-10 лет не обладают устоявшимися паттернами чтения, отточенными способами распознавания графем, широким словарным запасом.

Таким образом, проведенный анализ окуломоторной активности показал, что у детей 8-10 лет преобладает послоговое чтение. Вместе с тем, отмечена дифференциация двух основных показателей окуломоторной активности (продолжительности прогрессивных фиксаций и амплитуды прогрессивных саккад), что го-

ворит о прогрессе развития навыка чтения. Согласно литературным данным [18; 25], у взрослых чтецов отмечается выраженное влияние психо- и морфолингви-стических факторов текста на показатели движений глаз. По нашим данным у детей 8-10 лет наиболее выражено влияние визуальных, морфологических свойств текста и его элементов на пространственные параметры окуломоторной активности: количество фиксаций на слове, коэффициенты вариации прогрессивных и регрессивных саккад. Характер окуломоторной активности позволяет сделать вывод о том, что в данном возрасте у детей начинают проявляться паттерны движений глаз при чтении, характерные для взрослых, такие как: пропуск фиксации на коротких одно- двухбуквенных слов, пропуск окончаний в знакомых словах, уверенное визуальное ориентирование в тексте. В тоже время, отмечено множество ошибок прочтения как знакомых, так и не знакомых слов. В совокупности, это говорит о том, что у детей 8-10 лет хорошо сформированы визуальные образы отдельных слогов, но не целых слов, что характерно для взрослых читателей. При чтении у детей данного возраста показана как достаточно высокая скорость лексической обработки, так и большая интеграция прочитанного в процесс восприятия слова. Наибольшее влияние на движения глаз в процессе чтения в данном возрасте оказывает степень автоматизма лингвистического декодирования слов, включающего в себя орфографическую обработку, графемно-фонемное преобразование, лексический доступ, семантический анализ и т.д. В тоже время, продолжающие совершенствоваться окуломоторные паттерны в дальнейшем не показывают существенного улучшения пространственно-временных параметров глазодвигательной активности [19].

Уровень сформированности навыка чтения у детей 8-10 лет оценивался по следующим показателям: осознанное правильное чтение целыми словами с правильным ударением и с соблюдением соответствующей интонацией, а также общее звучание речи (разборчивость и темп).

При чтении простого текста хорошо сформированный навык отмечен у 71.42 % детей, а при чтении сложного текста - только у 28.57 % младших школьников. У плохочитающих детей выявлено нарушение общего звучания речи -скачкообразный темп чтения (то быстрее, то медленнее в пределах одного предложения), которое является специфическим показателем трудностей формирования навыка чтения. Кроме того, у этих детей многочислены и разнообразны ошибки: прочтения слогов, перестановки слогов, аграмматизмы, «застревания» при чтении, неправильные ударения, нарушения общего звучания речи, скачкообразный темп чтения. Выявленные ошибки свидетельствуют о несформированно-сти навыка чтения, трудностях автоматизации, что в наибольшей степени проявилось при чтении сложного текста.

Корреляционные взаимосвязи параметров зрительного восприятия, окуломоторной активности и сформированности навыка чтения у детей 8-10 лет.

Сравнительный анализ корреляционных связей (методом ранговой корреляции Спирмана) между показателями окуломоторной активности, параметрами ЗВ и сформированности навыка чтения позволил выявить особенности в структуре корреляций при чтении текстов различной сложности (рис. 2, 3).

Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи между компонентами ЗВ, окуломоторной активности и сформированности навыка чтения у детей 8-10 лет при чтении

простого текста

При чтении простого текста у детей обоего пола отмечается большее количество корреляционных связей между параметрами зрительного восприятия и оку-ломоторной активности (рис. 2). Наличие такой взаимосвязи свидетельствует о широкой вариативности темпов формирования зрительного восприятия у детей 810 лет.

Отрицательные корреляции (г =-0.64 - -0.42, р<0.01) отмечены между временными и интегративными характеристиками окуломоторной активности и компонентами зрительного восприятия: между зрительно-моторными координациями и продолжительностью прогрессивных и установочных фиксаций (г = -0.463, р<0.05 и г = -0.645, р<0.01, соответственно); помехоустойчивостью и продолжительностью прогрессивных фиксаций (г = -0.433, р<0.05); константностью восприятия, продолжительностью установочных фиксаций (г = -0.377, р<0.05), вариативностью строковых саккад (г = -0.493, р<0.05); зрительно-пространственным восприятием и процентом регрессов (г = -0.373, р<0.05); зрительно-пространственными отношениями и вариативностью прогрессивных фиксаций (г = -0.440, р<0.05), зрительным анализом-синтезом и вариативность прогрессивных (г = -0.369, р<0.05) и строковых (г = -0.397, р<0.05) фиксаций; коэффициентом восприятия и продолжительностью установочных фиксаций (г = -0.426, р<0.05); процентом восприятия и продолжительностью прогрессивных (г = -0.390, р<0.05) и установочных фиксаций (г = -0.476, р<0.01).

Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи между компонентами ЗВ, окуломоторной активности и сформированностью навыка чтения у детей 8-10 лет при чтении

сложного текста.

Положительные взаимосвязи отмечены между пространственными характеристиками окуломоторной активности (амплитуда прогрессивных саккад) и пространственными отношениями ЗВ (г =0.45, р<0.05).

При чтении сложного текста у всех детей 8-10 лет увеличивается количество корреляционных взаимосвязей навыка чтения с глазодвигательными показателями и параметрами зрительного восприятия, и значительно уменьшается количество внутрисистемных связей окуломоторной активности и зрительного восприятия (рис. 3).

Так, отрицательные корреляции наблюдаются между зрительно -пространственным восприятием, продолжительностью установочных фиксаций (г = -0.412, р<0.05) и процентом регрессов (г = -0.384, р<0.05), сформированностью зрительного восприятия и продолжительностью установочных фиксаций (г = -0.389, р<0.05). Положительные корреляции отмечены при анализе зрительно-

пространственных отношений и амплитудой прогрессивных саккад (r = -0.566, р<0.01).

Взаимосвязи между сформированностью навыка чтения и характеристиками окуломоторной активности имеют разнонаправленный характер. Отрицательные связи (r =0.482-0.669, р<0.05) установлены между сформированностью навыка чтения и пространственными и интегративными характеристиками окуломоторной активности (амплитуда прогрессивных и регрессивных саккад, скорость чтения). Положительные корреляции (r =-0.601 - -0.669, р<0.05) отмечены между навыком чтения и временными характеристиками окуломоторной активности.

Все взаимосвязи (r = 0.400-0.545, р<0.05) между сформированностью навыка чтения и компонентами зрительного восприятия (зрительно-моторные координации, зрительный анализ-синтез, уровень развития ЗВ) имеют положительную направленность.

Наличие взаимосвязей между сформированностью навыка чтения с одной стороны и зрительным восприятием, и скоростью чтения, с другой стороны, было отмечено у младших школьников и другими авторами [16, 23] и свидетельствует о том, что учащиеся, обладающие лучшими навыками визуального восприятия, имеют более высокую скорость чтения и понимание.

Сформированность зрительного восприятия в соответствии с возрастом, отмеченная у 68.5% детей, широкая представленность визуальных образов слов позволяют сконцентрировать внимание на извлечении лингвистической информации из текста, а не на анализе графемно-фонемных связей. Такое смещение в структуре процесса восприятия текстовой информации [26]. проявляется при чтении часто встречающихся, простых и коротких слов, представленных в простом тексте.

В тоже время сложные и длинные слова еще не имеют устоявшегося образа в памяти, языковые конструкции, использованные в тексте повышенной морфо- и психолингвистической сложности, не знакомы. В таком случае происходит неистинный регресс навыка - синтетические приемы чтения заменяются аналитиче-ско-синтетическими - слова читаются по слогам или по грамматическим основам, и только потом собираются в оперативной памяти.

Регресс навыка, вызванный повышенной морфо- и психолингвистической сложностью текста, объясняет малое количество корреляционных связей параметров зрительного восприятия и характеристик окуломоторной активности при чтении такого текста.

Таким образом, анализ корреляционных зависимостей показал, что ребенку 810 лет необходима помощь взрослого для понимания сложного текста. Т.е. задача восприятия такого текста, как в нашем исследовании, находится, по определению Л.С. Выготского, в зоне ближайшего развития. Использование текстов повышенной сложности целесообразно для развития навыка чтения, однако, их применение в других областях обучения повышает энергетические затраты при освоении новых знаний, может вызвать ошибки выполнения заданий, повышенную утомляемость, появление нежелания учиться, оказывать негативное влияние на психическое состояние, провоцировать другие школьные трудности.

ВЫВОДЫ

1. Уровень развития зрительного восприятия у большинства детей 8-10 лет соответствует возрастной норме. Компоненты зрительного восприятия, имеющие сложную психофизиологическую структуру (помехоустойчивость, константность зрительного восприятия и зрительный анализ-синтез) отличаются низкими темпами созревания в этом возрасте, по сравнению с другими компонентами зрительного восприятия.

2. Окуломоторная активность детей свидетельствует о послоговом чтении детей 8-10 лет, однако имеет тенденцию к дифференциации основных параметров при чтении текстов различной сложности: продолжительности прогрессивных фиксаций и амплитуды прогрессивных саккад, связанную с возрастной сформи-рованностью зрительного восприятия и навыка чтения.

3. Повышение морфо- и психолингвистической сложности текста сопровождается регрессом навыка чтения, при этом синтетические приемы чтения заменяются аналитическо-синтетическими.

4. Доказана высокая значимость сформированности всех компонентов зрительного восприятия в процессе формирования навыка чтения.

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ №16-06-00799а.

Благодарности: Авторы выражают искреннюю благодарность д.псх.н., профессору В.А. Барабанщикову и к.псх.н., доценту А.А. Демидову за помощь в техническом обеспечении исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов В.Н., Федорова О.В., Латанов А.В. Параметры движений глаз при чтении предложений с локальной и глобальной синтаксической неоднозначностью // Материалы VII международной конференции по когнитивной науке -Светлогорск, 2016. - С. 685.

2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе / М.М. Безруких.

- М.: Bookscriptor, 2016. - 524 с.

3. Безруких М.М., Адамовская О.Н., Иванов В.В, Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности у первоклассников при чтении текстов различной сложности // Физиология человека. - 2017. - № 2.

4. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов // Физиология человека. - 2004. - Т. 30. № 5. - С. 24.

5. Безруких М.М., Иванов В.В. Окуломоторная активность при чтении у детей с разной степенью сформированности навыка (Сообщение 2. Особенности окуломоторной активности у хорошо и плохо читающих детей 9-10 лет) // Новые исследования. - 2015. - № 2. - С. 2-14.

6. Васильева В.А., Шумейко Н.С. Особенности ансамблевой организации в коре большого мозга у детей от 8 до 12 лет // Новые исследования. - 2014. - № 4.

- С. 4.

7. Жукова Е.А. Острота зрения, зрительное восприятие и факторы, влияющие на них у младших школьников: автореф. дис.... канд. биол. наук. - Киров, 2004. - 33 с.

8. Звягина Н.В., Морозова Л.В., Теребова Н.Н. Психофизиологические закономерности формирования системы зрительного восприятия у детей 6-8 лет: Монография. - Архангельск, 2011. - 152 с.

9. Кочина М.Л., Яворский А.В., Маслова Н.М. Особенности влияния разных видов визуальной нагрузки на функциональное состояние зрительной системы детей и подростков// Актуальш проблеми сучасно! медицини: Вюник укра!н-сько! медично! стоматолопчно! академп, 2017, Т.17, Вып.1, с. 112-116

10. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Вятлева О.А. , Курганский А.М. Физиолого-гигиеническая оценка восприятия информации с электронного устройства для чтения (ридера) // Гигиена и Санитария. - 2013. - № 1. - С. 22-26.

11. Морозова Л.В. Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования // Журнал медико-биологических исследований. - 2016. - № 1. - С. 63-72.

12. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М., 1973. - 416 с

13. Спасенникова Е.В., Спасенников Б.А. Психофизиологические особенности зрительного восприятия детей 7-10 лет // Novainfo. - 2017. - Том № 59, № 2. -С. 415-433

14. Barnes, M.A., & Raghubar, K.P. (2014). Review: Mathematics development and difficulties: The role of visual-spatial perception and other cognitive skills. Journal of Pediatric Blood Cancer, 61, 1729-1733.

15. Brown, T. (2012). Are motor-free visual perception skill constructs predictive of visual-motor integration skill constructs? Hong Kong Journal of Occupational Therapy, 22, 48-59. DOI: 10.1016/j.hkjot.2012.06.003

16. Qayir A. Analyzing the Reading Skills and Visual Perception Levels of First Grade Students // Universal Journal of Educational Research 5(7): 1113-1116, 2017 http://www.hrpub.org DOI: 10.13189/ujer.2017.050704

17. Guntayuong, C., Chinchai, S., Pongsakri, M., & Vittayakorn, S. (2013). Determination of normative values of the developmental test of visual perception (DTVP-2) in Thai children. International Journal of Medicine and Pharmaceutical Sciences, 3(2), 113126.

18. Haikio, T. et al. Development of the letter identity span in reading: Ev i-dence from the eye movement moving window paradigm / T. Haikio, R. Bertram, J. Hyona, P. Niemi // Journal of Experimental Child Psychology. - 2009. - Vol. 102. -P.167-181.

19. Huestegge, L., et al. Oculomotor and linguistic determinants of reading development: A longitudinal study / L. Huestegge, R. Radach, D. Corbic, S.M. Huestegge // Vision Research. - 2009. - V.49. - pp. 2948-2959.

20. Humphereys G.W., Riddoch M.J. Routes to object constancy: Inplications from neurological impairments of object constancy // Quart. J. Exp. Psychol. 1984. A.36,№3.P.385-415.

21. Luke, S.G., at al. Children's eye-movements during reading reflect the quality of lexical representations: an individual differences approach : [Электронный ресурс] / S.G. Luke, J.M. Henderson, F. Ferreira // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 2015.

URL: http://dx.doi.org/10.1037/xml0000133).

22. McGeown S., Goodwin H., Henderson N., Wright P. Gender differences in reading motivation: Does sex or gender identity provide a better account? J. Res. Read. 2012;35:328-336

23. Memi§, A., AyvazSivri, D. (2016). The Analysis of Reading Skills and Visual Perception Levels of First Grade Turkish Students. Journal of Education and Training Studies, V4, n8, RedfamePub

24. Pienaar, A.E., Barhorst, R., & Twisk, J.W.R. (2013). Relationships between academic performance, SES school type and perceptual-motor skills in first grade South African learners: NW-CHILD study. Child: care, health and development, 40(3), 370378. DOI: 10.111/cch.12059

25. Rayner, K. et al. Eye movements and the perceptual span in older and younger readers / K. Rayner, M.S. Castelhano, J. Yang J. // Psychology and Aging. -2009. -V.24(3). - pp. 755-760.

26. Rayner, K. Models of the reading process / K. Rayner, E.D. Reichle // Wiley Interdiscip Rev. Cogn. Sci. - 2010. - Vol. 1, № 6. - P. 787-799.

27. S0vik, N., Arntzen, O., and Samuelstuen, M., Eyemovement parameters and reading speed // Interdiscip. J. - 2000. - Vol. 13, №. 3, - P. 237.

28. Vlok, E.D., Smit, N.E., & Bester, J. (2011). A developmental approach: A framework for the development of an integrated visual perception programme // South African Journal of Occupational Therapy. - 2011. - Vol. 41(3). - P. 1-9.

29. Volkel G., Seabi J., Cockcroft K., Goldschagg P. The Impact of Gender, Socioeconomic Status and Home Language on Primary School Children's Reading Comprehension in KwaZulu-Natal // J. Environ Res Public Health. - 2016. - Mar; 13(3): 322.

30. Werpup-Stuwe L., Petermann F. Visual perception abilities in children with reading disabilities // Kinder Jugendpsychiatr Psychother. - 2015. - May;43(3):195-205

REFERENCE

1. Anisimov, V.N., Fedorova, O.V., and Latanov, A.V., Parameters of eye movements while reading sentences with local and global syntactical ambiguity, Sbornik tezisov Sed'moi mezhdunarodnoi konferentsii po kognitivnoi nauke (Proc. 7th Int. Conf. on Cognitive Science), Svetlogorsk, 2016, p. 685.

2. Bezrukikh, M.M., Learning Difficulties in Elementary School, Moscow: Book-scriptor, 2016.

3. Bezrukikh M.M., Adamovskaya O.N. and Ivanov V.V. Visual and Oculomotor Activity of First-grade School Students during Reading Texts of Varying Complexity// Human Physiology, 2017, Vol. 43, No. 2, pp. 168-176.

4. Bezrukikh, M.M. and Kreshchenko, O.Yu., Psychophysiological correlates of writing and reading difficulties in children of elementary school age, Hum. Physiol., 2004, vol. 30, no. 5, p. 521.

5. Bezrukikh, M.M. and Ivanov, V.V., Oculomotor activity while reading in children with different reading skills. Communication 2. Oculomotor activity in 9-10 year old children with good and poor reading skills, Nov. Issled., 2015, no. 2, p. 2.

6. Vasil'eva, V.A. and Shumeiko, N.S., Features of the ensemble organization of the human cerebral cortex in children aged 8-12 years, Nov. Issled., 2014, no. 4, p. 4.

7. Zhukova E. A. Visual acuity, visual perception and the factors that influence them in primary school: Abstract: Phd. Kirov, 2004.p.33

8. Zvyagina N. In. Morozova L. V., Terebova N. N. Psychophysiological regularities of formation of system of visual perception in children 6-8 years: Monograph, Arkhangelsk, 2011-152c.

9. Cochina N. L., Yavorsky V. A., Maslova N. M. Features of the impact of visual load on the functional state of the visual system for children and teenagers// Topical problems of modern medicine: Journal of the Ukrainian medical dental academy, 2017, vol. 17, Issue.1, sec.112-116

10. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Vyatleva O.A. , Kurgansky A.M. Physiological and hygienic assessment of information perception from electronic device for reading (reader)// Hygiene and Sanitation, 2013, no. 1, pp. 22-26

11. Morozova, L.V., The specificity of psychophysiological support of visual perception of children 7-8 years old with different rate of its formation/ Journal of biomedical research, 2016. -№ 1.-p.63-72

12. Rubinstein S.L. Problems of General psychology. M., 1973.416

13. Spasennykh E. V., Spasennov B. A. Psychophysiological characteristics of visual perception of children 7-10 years // Novainfo, 2017.- Vol 59, no. 2. p. 415-433

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.