Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвиненко Л.С.

В статье представлены особенности зрительного восприятия, которые встречаются у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Так же освещены трудности, с которыми дети сталкиваются в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Литвиненко Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VISUAL PERCEPTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Аnnotation: the article presents the features of visual perception that occur in children of primary school age with mental retardation. The difficulties faced by children in the learning process are also highlighted, narrowness of vision.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

УДК 740

Литвиненко Л. С.

студент

«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

Россия, г. Тула

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: в статье представлены особенности зрительного восприятия, которые встречаются у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Так же освещены трудности, с которыми дети сталкиваются в процессе обучения.

Ключевые слова: умственная отсталость, зрительное восприятие, недифференцированность зрительного восприятия, цветоразличение, константность зрительного восприятия, узость зрительного восприятия.

Litvinenko L.S.

Student

" Tula State Pedagogical University them. L.N. Tolstoy "

Russia, Tula

FEATURES OF VISUAL PERCEPTION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Аnnotation: the article presents the features of visual perception that occur in children of primary school age with mental retardation. The difficulties faced by children in the learning process are also highlighted, narrowness of vision.

Keywords: mental lag, visual perception, undifferentiated visual perception, color separation, constancy of visual perception.

Постановка проблемы.

Вся жизнь человека состоит из сложных физических и психических процессов. И все эти процессы связаны между собой в неразрывную цепь. Если нарушается один, то вслед за ним страдают и остальные.

Все процессы организма помогают человеку полноценно жить, видеть, слышать, дышать, чувствовать.

Такой процесс, как восприятие составляет основу ориентировки для человека в окружающем мире. Позволяет организовывать деятельность и поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей. Проблемой восприятия занимались выдающиеся зарубежные ученые Ф. Фребель, М. Монтессори, а также известные представители отечественной педагогики и психологии И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Ж. И. Шиф. Они справедливо считали, что зрительное восприятие, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон воспитания. Основной объем информации человек

получает благодаря зрительному восприятию.

Цель данного материала дать обзор особенностям зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Изложение основного материала.

Зрительное восприятие - совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Самые простые из этих процессов обеспечивают восприятие цвета, формы, величины предметов.

Зрительное восприятие детей с умственной отсталостью характеризуется недифференцированностью и сниженным темпом. Так же выделяются и такие особенности как неточность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, константности и обобщённости.

Младшие школьники с умственной отсталостью бегло изучая обстановку, воспринимают на порядок меньше предметов, чем нормально развивающиеся сверстники. Это мешает быстро осваивать находящиеся в поле зрения объекты, узнавать их и выделять из их числа наиболее значимые для рассмотрения.

Также младшим школьникам с умственной отсталостью свойственна узость зрительного восприятия. То есть дети не могут одновременно отчетливо воспринимать более 4-6 предметов. Это уменьшает возможности учащихся обозревать окружающее пространство. Так же узость зрительного восприятия влияет на обучение чтению.

Следует сказать о сложностях в узнавании цвета. Дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью могут различать основные цвета спектра - белый, черный, насыщенные цвета - красный, синий, желтый. Но трудности возникают в узнавании слабонасыщенных цветов, в соотнесении оттенков с основными цветами. Страдает умение различать соседние цвета: оранжевый - красный, синий - фиолетовый. Но все проблемы с цветоразличением сглаживаются к 3 классу. Основной причиной нарушения цветоразличения у умственно отсталых школьников является отклонение в познавательной деятельности, хотя известную роль играет понижение цветовой чувствительности [2, с. 56]. В ряде случаев это связано с тем, что в активном словаре учащихся отсутствуют названия цветов и оттенков.

Следующая проблема зрительного восприятия связана со сниженным уровнем остроты зрения. В связи с этим нарушением дети с трудом могут выделять предметы маленького размера, которые находятся на фоне, схожим по цвету. Так же младшие школьники с умственной отсталостью не могут раздельно видеть близко стоящие предметы. Это воспринимается как один большой объект. В связи с этими особенностями предмет теряет свою специфичность, т.к. дети не могут рассмотреть его составляющие детали. Это можно наблюдать в поделках детей - они лишь в общих чертах схожи с образцом.

При рассматривании и описании предмета можно выявить у ребенка с умственной отсталостью недифференцированность зрительного восприятия. Если показать младшему школьнику предмет и попросить описать, что он видит, ребенок просто назовет предмет и сочтет свой ответ исчерпывающим. Побуждая школьника к дальнейшему рассматриванию, вы не добьетесь от него подробного описания свойств предмета. Это будут общие сведения. Например, при рассматривании карандаша, дети называют только цвет и использование данного предмета, но не отмечают такие свойства как толщина, длина, наличие граней, надпись и заостренность с одного конца.

Это можно объяснить бедностью словарного запаса детей с умственной отсталостью, инактивностью познавательной деятельности, неумением рассматривать объект и выделять его особенности.

Одним из основных свойств зрительного восприятия человека является константность, т.е. «относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия»[1, с.159].

Наблюдается запаздывание формирования предметных действий и произвольных движений. Недоразвитие высших форм моторного поведения тормозит овладение предметными действиями, что сказывается на ориентировке детей в пространстве.

Еще одно из свойств зрительного восприятие - узнавание. Обобщенное узнавание, которое опирается на отличия между предметами, значительно проще, и поэтому доступнее для умственно отсталых детей, чем специфическое узнавание. Но и здесь есть свои особенности. Некоторые предметы разного рода дети распознают как однородные.

Из-за недостатков зрительного восприятия, которые очень ярко проявляются в дошкольном возрасте, дети с нарушением интеллекта отличаются несформированными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности. Это проявляется в трудностях выделения фигуры на фоне, в опознании воспринимаемых реальных объектов и изображений, в построении целостного образа и выделении отдельных его частей. Если ребенку представить предмет в виде контура, показать перечеркнутым или неполным, перевернутым, то это вызовет трудности в узнавании.

Таким образом, зрительное восприятие, оставаясь управляемым, осмысленным, интеллектуальным процессом, опираясь на использование фиксированных в культуре способов и средств, позволяет глубже проникнуть в окружающее и познать более сложные стороны действительности. Без сомнения дети с нарушением интеллекта, имея низкий уровень развития восприятия, нуждаются в коррекционной работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов.

Использованные источники: 1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.

2. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников/Учебное пособие. В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М . : Академия, 2002. - 160 с.

УДК 616-006

Локтионова К.М. студент магистрант Центр магистерских программ по направлению «Лингвистика» Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской

Федерации (Сеченовский Университет) научный руководитель: Слышкин Г.Г., д.ф.н.

профессор Россия, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИЛОГИИ В РУССКОМ И АМЕРИКАНСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ ПАЦИЕНТОВ С РАКОМ

КОЖИ

Аннотация: Статья посвящена сопоставительному анализу употребления медицинских терминов в русскоязычной и англоязычной интернет-коммуникации наивных носителей медицинского знания по вопросам рака кожи. Выделяется наиболее частотная терминология, используемая участниками интеракции.

Ключевые слова: рак кожи, меланома, коммуникация пациентов, виртуальное общение, онлайн-платформа, медицинская терминология.

Loktionova K.M. Master's Programs of Linguistics Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of

Health of the Russian Federation Moscow, Russia Supervisor: Slyshkin G.G.

D.Sc., Professor USING OF MEDICAL TERMINOLOGY IN RUSSIAN AND AMERICAN SPEAKING VIRTUAL COMMUNICATION OF PATIENTS

SUFFERING FROM SKIN CANCER

Abstract: This article deals with a comparative analysis of medical terminology in Russian and English speaking online platforms for skin cancer patients to highlight the most frequently used terminologies in virtual communication.

Key words: skin cancer, cancroid, melanoma, patient's communication, virtual communication, online platform, medical terminology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.