Word in science
No. 8, 2022
Особенности журналистского расследования Гюнтера Вальрафа
Абаева Татьяна Александровна
Бакалавр
Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)
АННОТАЦИЯ
У истоков современного журналистского расследования стоит Гюнтер Вальраф, немецкий журналист. Его репортажи и расследования становились горячей темой для обсуждения, так как они были сенсационными и скандальными. В своих работах Гюнтер Вальраф обличает общество и организации в нарушениях, как закона, так и в нравственных и моральных. Он является новатором такого метода получения информации, как метод включенного наблюдения. Этот метод дал новые возможности современным журналистам-расследователям. Гюнтер Вальраф помог становлению и развитию современной расследовательской журналистике. И сегодня она играет важную роль в журналистике и в жизни общества в целом.
Основоположниками расследовательской журналистики принято считать американских «разгребателей грязи», деятельность которых приходилась на конец Х1Х-начало ХХ веков. Само понятие «разгребатели грязи», или же «макрекеры», возникло в конце XIX века, когда в США на фоне роста экономики, коррупции и колоссального расслоения общества появляется большое количество журналов, где публиковались расследования журналистов о взяточничестве и неблагоприятной обстановке в стране [5, с. 14].
Одной из главных фигур в становлении журналистского расследования был Бенджамин Флауэр, создатель журнала «Арена». Флауэр считал, что с помощью расследований и публикаций в этом журнале журналистам удастся раскрыть всю правду горожанам и показать, какие последствия несёт за собой коррупция. В первую очередь он хотел, чтобы это увидели те, кто напрямую связан с ней: Флауэр надеялся, что они исправятся. Таким образом, Бенджамин Флауэр, создавая свой журнал, имел цель нравственно возродить Америку и помочь стране и гражданам [5, с. 15].
Журнал стал отправной точкой прогрессивного движения журналистов «разоблачителей грязи», целями которых было не просто раскрыть и показать обществу пороки и злоупотребления коррумпированного правительства и представителей всех остальных сфер общественной жизни страны, но и повлиять на это. Они стремились придать проблемам и преступлениям общественную огласку, чтобы уничтожить их или начать это делать.
Спустя время расследовательская журналистика изменилась и улучшилась: на данный момент она отличается от «макрекеров», однако её функции всё так же остаются неизменными: раскрыть, показать, повлиять.
Ключевой фигурой в развитие современного журналистского расследования стал немецкий
журналист Гюнтер Вальраф. Его методы сбора информации и публикации заслуживают отдельного внимания в рамках обсуждения журналистского расследования.
Расследования Вальрафа внесли большой вклад в развитие современной расследовательской журналистики. Его можно считать новатором, так как он положил начало главному методу, используемым им в своих работах - методу включенного наблюдения. Он стал тем, кто внедрил этот способ получения информации в современную журналистику. Переодеваясь, входя в образ, играя роль, Гюнтер Вальраф открывал для расследователей новые возможности. В Германии появился термин, произошедший от его фамилии - «wallrafen», что означает «переодевание» или «включённое наблюдение», которые стали фирменным ходом журналиста, его стилем расследования [4]. И стоит отметить, что методы Вальрафа не устарели, современная расследовательская журналистика до сих пор их использует. По этой причине Вальраф считается её аосновоположником.
Если рассматривать специфику журналисткой деятельности Вальрафа, то стоит отметить, что, помимо включенного наблюдения, он активно использует такие методы, как метод эксперимента и метод интервью. Все эти три метода помогают читателю составить полную картину об описываемой автором проблеме.
Гюнтер Вальраф - автор множества расследований, которые возымели большое влияние на общественность. Одними из самых значительных работ стали такие расследования, как «Рождение сенсации. Человек, который был в «Бильд» Гансом Эссером» (1977) и «На самом дне» (1985).
В книге «Рождение сенсации. Человек, который был в «Бильд» Гансом Эссером» речь идёт об одном из самых массовых и популярных изданий ФРГ «BILD». По мнению Гюнтера Вальрафа, в этом издании не просто искажали факты, но и писали выдумки, поэтому он решил провести своё расследование в этом издании, чтобы доказать это. Данное расследование стало самым важным и известным в жизни Вальрафа, оно сделало его известным журналистом в Германии.
Книга «На самом дне» обличает немецкое общество в их отношении к иностранцам. В этом расследовании Вальраф перевоплощается в турка, которому нужна работа, и целый год живёт в этом образе, собирая материал для публикации. Эта работа прославила Вальрафа на весь мир: книга стала мировым бестселлером, тиражи расходились очень быстро, только в Германии было продано 5 млн экземпляров [4].
Данные расследования не только помогли Вальрафу дать огласку затронутым проблемам, что также и прославило журналиста, но и хорошо демонстрируют, как работает Вальраф, какие особенности присущи его деятельности.
Итак, метод наблюдения играет самую важную роль в расследованиях журналиста. В его работах этот метод используется абсолютно по-новому и представляет собой эффект «маски»: журналист не просто наблюдает за всеми действиями и событиями в той среде, где проводит своё расследование
- он перевоплощается в обычного обитателя этой среды, играет роль, вживается в этот образ. Так, в расследовании издания «Bild» Вальраф становится Гансом Эссером. «Теперь я Ганс Эссер. Возраст
— 30 лет. Изучал психологию и экономику, самооценка — трезвая, что почем — знаю, до сих пор работал в рекламе, в «Бильд» вижу ступеньку на пути к новой карьере» [2], - так пишет Вальраф о своей роли. Нужно отметить, что эта роль автору противна, о чём он пишет в самом начале: «Это не я. Из зеркала на меня глядит чужое лицо. Ненавистная физиономия карьериста, этакий молодой самоуверенный деляга» [2].
Во время работы в издании Вальраф в роли Эссера наблюдает за работой в этом месте. Он пишет о всех нюансах: о содержаниях статей, которые создаются, чтобы популярность журнала не падала, о том, что люди, работающие там - лицемеры и лжецы, о том, что работники и главный редактор могут использовать любые, даже нечестные, способы для того, чтобы найти информацию. Журналист использует метод «включенного наблюдения», как он сам его назвал [2], так как собирает всю информацию об издании, являясь его «работником».
Точно так же он получает информацию в расследовании под названием «На самом дне». Здесь Вальраф уже принимает образ иностранца-турка Али, который пытается найти работу в Германии. Таким образом автор пытается ощутить все тяжести жизни иностранцев в ФРГ, чтобы позже собрать
материал о расизме в стране, о несправедливом отношении к иностранцам.
Здесь, используя метод включенного наблюдения, Гюнтер Вальраф, а точнее Али, переживает тяжёлую жизнь турка. Он работал разнорабочим, прислугой в доме, работником «Макдональдса». Это не единственные профессии, которые он опробовал в образе Али. Так, журналист пишет о всех сложных моментах жизни иммигранта в Германии: несправедливость, отношение как к человеку «второго сорта», неоплата труда, унижения и насилие. «Я до сих пор не понимаю, как проглатывает иностранец ежедневные унижения, проявления враждебности и ненависти» [1], - пишет Вальраф об отношении к иммигрантам, основываясь на проведённом расследовании.
Если обобщить всё вышесказанное про использование Вальрафом метода включённого наблюдения, то можно сказать, что этот способ сбора информации помогает полностью погрузить автора и аудитории в среду обитания, а главное - в социальную проблему, которую автор хочет показать обществу своим расследованием.
Метод эксперимента, используемый Вальрафом в расследованиях, тесно связан с вышеназванным методом включённого наблюдения. Эксперимент заключается в самом перевоплощении журналиста. Он играет роль, является персонажем расследований. Полностью погружаясь в среду, он становится её естественной частью.
Как уже было замечено, роль Ганса Эссера журналисту не нравится. Это подтверждается и в дальнейшем: Вальраф выступает против методов сбора информации, которые использует издание и против того, какие статьи они публикуют в журнале. «Оглядываясь назад, я не в силах понять, как я мог совершать поступки, идущие вразрез с моими чувствами» [2], - пишет журналист после того, как взял фотографию погибшего из-за удара молнии мальчика у его родителей, о котором писал статью. Вальраф понимал, что таким образом журнал использует чужое горе в попытке получить выгоду.
Роль Али в расследовании о жизни иммигрантов автору тоже далась непросто, так как ему пришлось столкнуться с суровыми реалиями жизни таких людей в Германии и расизмом немецкого общества. Чтобы воплотиться в эту роль, Вальраф заказал тёмные линзы, надел парик и нашёл старый темный костюм, чтобы изменить внешность, а также использовал акцент и изменённый диалект, чтобы подражать и речью. Журналисту требовалось измениться до неузнаваемости. До начала расследования он приходил часто им посещаемые кафе, пытаясь узнать, сработал ли его эксперимент со сменой внешности.
Таким образом, перевоплощение как метод эксперимента даёт чёткое и широкое представление о проблемном вопросе. Журналист никогда бы не смог получить такую информацию, если бы не использовал данный метод: если бы не притворился человеком, который готов работать в беспринципном издании или иммигрантом-турком, пытающимся заработать.
Также этот метод помогает автору показать всю правду об окружающих реалиях или высказать свою позицию. Так, Ганс Эссер помог аудиторию узнать, что Вальрафу противны методы получения информации издания «Билд» или мысль о том, что этому издание совсем нетрудно обесславить человека. Али показал, насколько жестоко обращаются с иммигрантами в ФРГ и что это замалчивают. Так, на матче по футболу Германия-Турция журналисту было страшно находиться в образе турка, так как рядом с ним на трибуне Германии оказались люди, которых автор назвал неофашистами. Тогда он перестал использовать фальшивый акцент, так как боялся за свою жизнь: «В этот день в первый и последний раз я дрогнул: не рискнул выдавать себя за турка и даже отказался от своего хромающего диалекта, перейдя на самый высокий литературный стиль» [1]. Но так как он не мог изменить облик, он подвергся физическому насилию со стороны немцев-болельщиков.
Метод интервью в расследования Гюнтера Вальрафа предстаёт не таким ярким, как два предыдущих. В работах журналиста метод интервью представляет собой расшифрованную запись всех бесед. Так как расследователь действовал в образе, собеседник не знал, что запись попадёт в печать.
Данный метод позволяет журналисту раскрыть участников своего расследования, которые являются настоящими обитателями этой среды. Так, мы видим разговоры с главным редактором издания «Билд», видим его характер, видим беспринципность и лицемерие, свойственные всему изданию. Также Вальраф записывает разговор с рабочими-немцами, которые пренебрежительно
относятся к иностранцам.
Все эти три метода помогают автору показать проблему максимально чётко. Он погружает читателя в эту среду, обличая все человеческие пороки и показывая проблему со всех сторон. Также эти методы делают расследование достоверным, ему хочется верить. Используя эти главные три метода в своей деятельности, Вальраф создаёт полную картину событий, без преувеличений или преуменьшений: он показывает реальность такой, как она есть.
Не толькометоды наблюдения, экспериментаи интервью составляютспецифику расследовательской деятельности журналиста. Немалую роль играют личные качества Гюнтера Вальрафа. Такие качества, как справедливость, целеустремлённость, принципиальность и смелость являются особенностями его расследований.
Вальраф не равнодушен к проблемам, которые он затрагивает в своих работах. Его не устраивает несправедливость по отношению к людям. В книге «Рождение сенсации. Человек, который был в «Бильд» Гансом Эссером» его задевает несправедливость по отношению к аудитории издания и их «жертвам» в виде участников статей и даже работников. Вальраф это отношение описывает так: «И душа у тебя не дрогнет, живые люди становятся тебе безразличны, ты создаешь их заново — такими, какими их угодно видеть «Бильд» [3]. В расследовании «На самом дне» чётко прослеживается недовольство несправедливым отношением к иммигрантам. Целью данного расследования является эту несправедливость показать, потому что в ней автор видит большую проблему немецкого общества.
Вальраф не сдаётся на своём пути к правде. Несмотря на то, что методы издания в «Рождении сенсации» его не устраивают, он всё равно продолжает работать, так как не может себя позволить всё оставить. Понимая, что делает это, чтобы дать огласке лицемерию и лжи издания, он идёт дальше. Если в этой книге он ощущает моральные трудности, то в книге «На самом дне» его встречают физические. В первую очередь, «Али» выполняет тяжёлый труд, и специально, чтобы маскировка удалась, Вальрафу пришлось соврать о своём возрасте: «В ресторане, где работает столь жизнерадостный персонал, я предпочитаю сказать, что мне двадцать шесть. Назови я здесь свой настоящий возраст (43), мне, наверное, не слишком обрадовались бы» [1]. Но несмотря на тяжёлый труд, журналист целый год пробыл в роли Али, завершил своё расследование и опубликовал его.
В расследовании об издании «Бильд» видна принципиальность Вальрафа. Несмотря на то, что ему пришлось выполнять поручение, от которых он испытывает моральный дискомфорт, он не привык к ним и не отказался от своих принципов. Для него методы и способы журнала остались такими же несправедливыми и неправильными, как и в начале расследования.
Использование таких методов говорит о смелости журналиста. В жизни Вальраф имел опыт с обвинениями в использовании неправомерных методов сбора информации, но даже после этого он продолжал проводить расследования таким образом. Материал Вальраф согласовывал только с редакцией, поэтому коллектив, в который он включался, не знал, что на самом деле он журналист. Это могло повлечь за собой серьёзные конфликты и судебные разбирательства. Но это не останавливало Гюнтера Вальрафа.
Методы, используемые Вальрафом считаются нарушением этики. Данная проблема встречается в журналистике и в настоящее время. Однако принято считать, что нарушение этики журналистом-расследователем допустимо в случае преследования общественного блага, что является одной из главных задач данного вида журналистики.
Таким образом, специфика журналистского расследования Гюнтера Вальрафа заключается в используемых им методах включённого наблюдения, эксперимента и интервью, полностью погружающие автора и читателя в раскладываемую среду. Они помогают автору найти и получить много полезной и интересной информации, а читателю - понять и осознать её. Также немаловажную роль в расследованиях Вальрафа играют его человеческие качества. С их помощью журналист способен найти правду, оставаться собой и в итоге получить важный материал.
Публикации Вальрафа исполняют главную цель расследовательской журналистики: они дают огласку нарушениям как закона, так и моральным и нравственным. Вместе с этим он пытается изменить общество, добиться справедливости.
Гюнтер Вальраф - важная фигура расследовательской журналистики. Своими расследованиями он обличает общество и компании, показывает публике человеческие пороки, даёт огласку несправедливости в мире, а его расследования отличаются оригинальностью и уникальностью.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вальраф Г. Из книги «На самом дне». Спецхран // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.agitclub.ru/spezhran/wahl/report01.htm
2. Вальраф Г. Из книги «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером
- часть 1». Спецхран // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.agitclub.ru/spezhran/wahl/ bild01.htm
3. Вальраф Г. Из книги «Рождение сенсации. Человек, который в «Бильд» был Гансом Эссером
- часть 2». Спецхран // [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.agitclub.ru/spezhran/wahl/ bild02.htm
4. Гюнтер Вальраф: немец с турецким лицом. Исторический журнал «Дилетант» // [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://diletant.media/articles/45282101/
5. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. - М.: Аспект Пресс, 2002. 383 с.