УДК 61:159.922.73 © Зайцева А.Э., 2015 ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА С ХРОНИЧЕСКИМ СОМАТИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ ВЫСОКОГО ВИТАЛЬНОГО РИСКА
© Zajceva A.Je., 2015 THE LIFE-ACTIVITY FEATURES OF A CHILD WITH A CHRONIC SOMATIC ILLNESS WITH HIGH VITAL RISK
Аннотация. В статье приведены обоснования рассмотрения хронического соматического заболевания как фактора задающего особые условия жизнедеятельности ребёнка, а также определяющего условия его психоэмоционального и социально-личностного развития. Болезнь рассматривается как условие высокого уровня стрессогенности как у ребёнка, так и у членов его семьи. Также затронут вопрос влияния семейной ситуации на течение и развитие заболевания.
Abstract. This article discusses a chronic somatic illness with high vital risk as a factor determining specific conditions of a child's life activity, his or her psycho-emotional and socio-personal development. The illness is considered as a high stress condition for the child and his or her family. In addition, the article gives attention to an effect of family situation environment on the illness pathway.
Ключевые слова: хроническое соматическое заболевание в детском возрасте, измененные условия жизнедеятельности, психоэмоциональное развитие, социально-личностное развитие.
Key words: chronic somatic illness in childhood, specific conditions of life activity, psycho-emotional development, socio-personal development.
В последнее время наблюдается рост числа хронических соматических заболеваний среди детей. В связи с этим становится актуальным вопрос о по-
вышении качества жизни этой категории детей. Для разработки наиболее эффективных методов психологической помощи необходимо целостное понимание особенностей жизнедеятельности детей в условиях хронической болезни. Соматическая болезнь, начинаясь в детском возрасте, задает особые условия психоэмоционального и социально-личностного развития ребёнка, влияя на особенности формирования его стиля жизни.
Влияние соматической болезни на формирование личности, а также целостный подход в исследовании больного, впервые описаны в соматопсихиче-ском направлении М.Я. Мудрова, В.А. Гиляровского, Е.К. Краснушкина [3; 10; 14] и до сегодняшнего дня не оспаривались [2; 18], как и закономерность взаимосвязи с особенностями личности таких конструктов, как внутренняя картина болезни и внутренняя картина здоровья [12].
Уже сама ситуация постановки диагноза является стрессогенной как для ребёнка, так и для его родителей. Уровень стрессогенности имеет взаимосвязь как непосредственно с реакцией самого ребёнка, которая будет зависеть от уровня осознанности ребёнка, так и от реакции родителей, которая формируется, учитывая знания об опасности заболевания родителей, их страх перед его возможными последствиями [19].
Таким образом, с самого начала заболевания ребёнок находится в ситуации, кардинально изменяющей его жизненное пространство и привычный ритм жизни.
При этом процесс адаптации к заболеванию в детском возрасте приобретает отдельные трудности, связанные с резким изменением привычной структуры жизнедеятельности ребёнка: необходимостью нахождения в стационаре, выполнения определенных требований врачей и родителей при снижении общего уровня самочувствия, наличии болезненных симптомов.
Ситуация помещения в стационар и отрыва от родителей является особым фактором формирования личности в измененных условиях - условиях бо-
лезни. При этом ребёнок владеет значительно меньшим репертуаром способов совладания с болезнью, в отличие от взрослых [21].
Прогноз на течение и исход заболевания в ситуации с заболеванием высокого витального риска является важным критерием как успешности совлада-ния с болезнью и уровня приверженности к лечению, так и собственно качества жизни ребёнка, отяжеленной заболеванием [6; 13].
Неблагоприятные факторы разной природы (социальные, биологические, физиологические и психологические), оказывающие влияние на ребёнка в процессе соматического заболевания высокого витального риска, неизбежно приводят к возникновению определенных психологических последствий. Отмечается взаимосвязь между формой организации терапевтического и реабилитационного процессов с эмоциональным состоянием ребёнка, что, в свою очередь, непосредственно оказывает влияние на определенные тенденции формирования личности.
Многочисленные авторы отмечают у детей с заболеваниями высокой витальной угрозы высокий уровень тревожности. При этом существует взаимосвязь между уровнем выраженности тревоги у детей и ухудшением или улучшением их соматического состояния [4; 7; 16]. Также на уровень тревоги могут влиять: прогноз заболевания, болезненность процедур, поведение врача и медицинского персонала [9]. У таких детей социально-психологическая адаптация проходит более длительный временной период, а также отличается проявлением низкой самооценки, низкой учебной мотивацией, недостаточным уровнем социальной компетентности. Тяжесть заболевания обуславливает в большей степени проявления трудностей адаптации, связанные с дефицитом организованности и самоконтроля, повышенной утомляемостью, сниженной работоспособностью [11].
Отмечается высокий уровень невротизации детей в отношении семейной ситуации [7]. Также у детей с заболеваниями высокой витальной угрозы обнаружена подверженность депрессиям, поведенческим расстройствам [1; 17].
Особым фактором, определяющим характер течения заболевания, является возраст ребёнка. Таким образом, болезнь может являться феноменом, сопровождающим всю ситуацию развития ребёнка (при возникновении заболевания в раннем возрасте), или же стать фактором, из-за которого установившиеся формы жизнедеятельности неизбежно претерпевают изменения (при возникновении заболевания ближе к подростковому возрасту).
Так, если заболевание появляется непосредственно в подростковом возрасте, это добавляет ряд сложностей жизни самого подростка и его семьи по лечению заболевания [22], а также способов совладания с ним, по сравнению с теми детьми, у которых заболевание появилось ещё в детские годы. У детей, заболевание которых появилось в более ранний возрастной период, также обнаруживают себя проблемы, но иного характера (влияние болезни на формирование взглядов на внутреннюю картину здоровья (ВКЗ) [15], влияние болезни на формирование субъективного телесного опыта [20]).
Подросток осознает тяжесть своего заболевания. Это в достаточной степени его угнетает и не дает жить в полную силу. Такие дети очень озабочены проявляющимися у них симптомами, часто переоценивают их тяжесть и глубину, оценивая их как критичные и непоправимые [17].
У детей с заболеваниями высокого риска витальной угрозы условия ограничений, накладываемые болезнью, создают особую социальную ситуацию развития, вызывая напряжение и агрессию у детей. При этом вступление в подростковый возраст у таких детей характеризуется высоким уровнем реакций эмансипации и протеста и, как следствие, снижением самоконтроля и контроля над болезнью.
Также отмечается различное отношение к болезни высокого витального риска детей и подростков. Если для детей младшего возраста основным ограничением вследствие болезни является невозможность гулять, страх перед проведением болезненных процедур. В подростковом возрасте возникают проблемы иного характера, связанные со страхом, что болезнь может изменить всю
оставшуюся жизнь подростка, что он не сможет работать в той сфере, которая предоставляет для него наибольший интерес [4].
Описанная выше тенденция в значительной степени фиксируется под давлением эмоциональных индукций со стороны родителей. Так, по данным И.П. Киреевой, Т.Э. Лукьяненко у большинства родителей, чьи дети страдают тяжелыми соматическими заболеваниями, отмечается высокий уровень ситуативной тревоги, психические расстройства [8].
Матери детей с хроническими соматическими заболеваниями высокого витального риска, испытывая страх за настоящее и будущее своих детей, а также за то, что ребёнок сейчас узнает о возможных последствиях заболевания [20], стараются всячески оградить и уберечь своего ребёнка от возможных потрясений, всё это проявляется в гиперопеке. Здесь обнаруживается полярность отношений: с одной стороны, матери пытаются доказать и убедить ребёнка в том, что он достаточно здоровый и может всё делать, может всего добиться, с другой стороны, они не дают ему в достаточной степени обязанностей и нагрузки, даже тех, которые он в состоянии нести.
Матери детей с заболеванием высокого витального риска уделяют большую часть времени своей жизни воспитанию и заботе о ребёнке. Для детей наблюдается чрезмерное количество ограничений и запретов. В результате у матерей появляется страх потерять ребёнка. Этот страх не дает ни матерям, ни самим детям даже в состоянии ремиссии «отойти» от заболевания и жить в полной мере [5; 7].
В данной статье были рассмотрены вопросы особенностей жизнедеятельности у детей под влиянием особой ситуации - ситуации заболевания высокого витального риска. В частности, выделены трудности психоэмоционального и социально-личностного развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Билецкая М.П. Психологические особенности семей детей с психосоматическими расстройствами и семейная психотерапия [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. 2012. № 5(16). URL : http : //www.medpsy .ru/mprj /archiv_gl obal/2012_5_ 16/nomer/nomer17 .php (дата обращения: 11.04.2014).
2. Брязгунов И.П. Психосоматика у детей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. 480 с.
3. Гиляровский В.А. О взаимоотношении соматического и психического в медицине // Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве Всесоюз. об-во по расширению политических и научных знаний. М., 1948. 15 с.
4. Горлач Н.А. Психологическое состояние детей и подростков, страдающих муковисцидозом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 55.
5. Зерницкий О.Б. Исследование взаимосвязи родительского отношения с психоэмоциональными состояниями детей с тяжелыми соматическими заболеваниями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
6. Исаев Д.Н., Шац И.К. Внутренняя картина болезни у детей с острыми лейкозами // Педиатрия. 1985. № 7. C. 17-23.
7. Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческие характеристики детей с сахарным диабетом и их матерей [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 5(16). URL: http ://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_5_ 16/nomer/nomer06 .php (дата обращения: 25.02.2014).
8. Киреева И.П., Лукьяненко Т.Э. Психиатрические аспекты в детской соматологии // Научная конференция молодых ученых России, посвященная 50-летию Академии медицинских наук: тезисы докладов. М., 1994. С. 287-288.
9. Киян И.Г. Психологические последствия острого лейкоза у детей // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 84-87.
10. Краснушкин Е.К. О сознании и чувстве болезни при соматических болезнях // Избранные труды 3-го Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М., 1960. С. 189-196.
11. Лифинцева А.А. Особенности социально-психологической адаптации к школе детей с хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
12. Личко А.Е., Иванов Н.Я. Методика определения типа отношения к болезни // Журнал невропатологии и психиатрии. 1980. № 8. С. 1527-1530.
13. Михеева А.А., Касаткин В.Н. Некоторые аспекты восприятия рака детьми // Школа здоровья. 1996. № 4. С.117.
14. Мудров М.Я. Избранные произведении. М., 1949. [Электронный ресурс]. URL: http://www.booksite.ru (дата обращения 20.11.2013).
15. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Изд-во МГУ, 1987. 167 с.
16. Равич-Щербо И.В., Румянцев А.Г., Киян И.Г., Махаддинова Г.Н., Гавриш С.В. Психологические особенности детей, страдающих острым лим-фобластным лейкозом // Вопросы психологии. 2004. № 6.
17. Сенаторова А.С., Караченцев Ю.И., Кравчун Н.А., Казаков А.В., Рига Е.А., Макеева Н.И., Чайченко Т.В. Психологические особенности детей и подростков, больных сахарным диабетом 1 -го типа // Сахарный диабет: от ребенка до взрослого. Х.: Изд-во ХНМУ, 2009. 259 с.
18. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства. Руководство по психиатрии / под ред. А.С. Тиганова. Т. 2. М.: Медицина, 1999.
19. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 268 с.
20. Тюлюпо С.В. Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого // Сибирский психологический журнал. 2005. № 22. С. 55-65.
21. Урванцев Л.П. Психология соматического больного. Ярославль: Изд-во Института «Открытое общество», 2000. 167 с.
22. Court J.M., Cameron F.J., Berg Kelly K., Swift P.G.F. Diabetes in Adolescence. [Электронный ресурс] // Pediatric Diabetes. 2009. URL: http://www.ispad.org/ (дата обращения 20.11.2013).