118
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2015. №4(22)
УДК 343.9
ОСОБЕННОСТИ ЖЕНСКОЙ НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
Н.В. Киркина
На основе проведенного автором исследования определяются понятие женской наркопреступности, ее структура и удельный вес, выявляются криминологические особенности и особенности женщин, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. На основе выявленных негативных тенденций развития данного вида преступности констатируется необходимость его дальнейшего исследования.
Ключевые слова: криминология; наркотики; женская наркопреступность; незаконный оборот наркотиков.
N.V. Kirkina. FEATURES OF FEMALE NARCOCRIME
On the basis of the research conducted by the author the concept of female narcocrime, its structure and specific weight are defined, criminological features and features of the women committing the crimes connected with a drug trafficking come to light. On the basis of the revealed negative tendencies of development of this type of crime need of its further research is stated.
Keywords: criminology; drugs; female narcocrime; drug trafficking.
Женская преступность давно привлекала внимание ученых-криминологов, как российских, так и зарубежных. Многие отечественные ученые (Ю.М. Антонян, Т.Н. Волкова, В.Н. Зырянов, Е.В. Кунц, С.П. Попова, Л.В. Романова, В.А. Серебрякова, П.Н. Тарновская, Л.М. Щербакова, И.Я. Фойницкий и некоторые другие) уделяли внимание этой проблеме. Однако в связи с тем, что наркомания, в том числе женская, и женские наркопреступления, т.е. деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, для нашей страны - явления сравнительно новые, специальных исследований, посвященных женской наркопреступности, очень мало. Это явилось основанием для более пристального внимания к указанной проблеме.
Наркопреступность в широком смысле - это все преступления, связанные с потреблением и распространением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также частей таких растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Некоторые авторы включают в наркопреступность не только, как они называют, наркооборот (ст. 228 и 228.1 УК РФ), нарконарушения (ст. 228.2 УК РФ), наркоагрессию (ст. 230 и 232 УК РФ) и наркозавладение (ст. 229, 231 и 233 УК РФ), но и преступления, которые совершаются, во-первых, в целях получения средств для приобретения наркотиков, в том числе лицами, находящимися в состоянии наркотического опьянения или под воздействием состояния абстиненции, т.е. наркотического голодания (ст. 158, 159, 160, 161, 162, 209 УК
РФ и др.), - наркодобычу, во-вторых, под воздействием наркотического опьянения, но вне прямой связи с целью получения средств для приобретения наркотиков (ст. 105, 111-117, 131 и др.) - наркокриминал, и, в-третьих, в целях наркообогащения (наркоконтрабанда, нарколегализация, наркокоррупция и др.) [2].
Л.И. Романова также включает в наркопреступность большое количество разнообразных преступлений, тем или иным образом связанных с наркотиками, в том числе преступления, совершаемые потребителями, хронически больными наркоманией, и многие другие деяния [10].
С такой позицией указанных авторов вряд ли можно согласиться, так как они расширительно, на наш взгляд, трактуют понятие наркопреступности. Мы солидарны с авторами, относящими к наркопреступности преступления, посягающие на установленный порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов [5], и склонны рассматривать ее в узком смысле и относить к ней лишь деяния, предусмотренные гл. 25 УК РФ, т.е. преступления против здоровья населения и общественной нравственности, связанные с незаконным оборотом наркотиков. В связи с изменениями, внесенными в законодательство Федеральным законом № 7-ФЗ от 3 февраля 2015 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к таким преступлениям следует относить и незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 234.1 УК РФ), так как они также вызывают у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасного для жизни и здоровья.
Количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в стране в последние десятилетия неуклонно росло. Так, если в 2002 г. их официально было зарегистрировано 189,5 тыс., то в 2012 г. - 219,0 тыс. В 2013 г. в стране было зарегистрировано уже
231.4 тыс. наркопреступлений, что на 5,7% больше, чем в предыдущем году, а в 2014 г. еще большее количество таких деяний, а именно:
253.5 тыс. (+9,5%) [11].
Общественная опасность преступлений, связанных с наркотиками, на наш взгляд, состоит в распространении наркомании и других, связанных с ней болезней, и в итоге - в подрыве физического, психического, морально-нравственного, духовного здоровья человека и преждевременной его смерти. Кроме того, наркопреступления тесным образом связаны с иными уголовно наказуемыми деяниями, например против собственности, совершаемыми в целях добычи средств на наркотики, против личности и многими другими, которые совершаются в наркотическом состоянии. В этом вопросе следует согласиться с Л.И. Романовой, которая пишет, что общественная опасность наркопреступности и наркомании заключается в многочисленных негативных последствиях, которые наиболее рельефно проявляются в социальном, медицинском, нравственно-психологическом и правовом аспектах, а именно: в вымирании нации; дестабилизации всех главных составляющих общества; росте организованной преступности (наркокланов); коррумпированности власти и нарколоббизме; огромных затратах на лечение наркоманов и борьбу с наркопреступностью [10].
Следует также отметить, что преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, являются одними из наиболее высоколатентных. Согласно отдельным исследованиям, коэффициент латентности преступлений, предусмотренных ст. 228, 228.1 УК РФ, составляет «6,0», а преступлений, предусмотренных ст. 230, достигает «18,0» [12].
Что касается женской преступности, то смысл такого ее наименования заключается не столько в том, что речь идет о женщинах-преступницах, сколько в том, что преступления, совершаемые женщинами, при одной и той же правовой сути, несколько иные по мотивам, способам совершения, другим характеристикам в сравнении с теми же преступлениями, которые совершают мужчины.
Как отмечается в ряде исследований, характер преступлений, совершаемых мужчинами и женщинами, имеет глубокие различия в отношении контекста. Под контекстом понимают
такие обстоятельства и особенности отдельного преступного акта, как место преступления, присутствие других правонарушителей, отношения между преступником и жертвой, роль правонарушителя в инициации и совершении преступления, оружие (или его отсутствие), нанесенные потерпевшему ранения, уровень ущерба имуществу или его потеря и, наконец, цель правонарушения. Даже в случае совершения мужчинами и женщинами одного и того же преступления его общая картина часто разительно отличается [6].
Различия в преступном поведении мужчин и женщин связаны с рядом таких причин, как физическая слабость женщин по сравнению с мужчинами, что ставит их в невыгодное положение в мире преступности; нравственные особенности женщин, в частности их повышенная забота о других людях; социальный контроль, который более внимателен к женщинам, нежели к мужчинам; особенности мотивации поведения: женщины меньше склонны к риску, более стыдливы, обладают повышенным уровнем самоконтроля по сравнению с мужчинами, что в совокупности больше их удерживает от преступных действий, нежели мужчин [6].
В некоторых преступлениях «женское лицо» просматривается, пожалуй, наиболее отчетливо. Например, если убийство совершает мужчина, то чаще всего это преступление выражается в нанесении множественных ударов, а если же это делает женщина, то обычно менее «грубым» способом, а именно: путем отравления, удушения, утопления и т.п. «Типично женским насильственным преступлением, -пишет А.И. Долгова, - является убийство новорожденного. Другие убийства, как правило, совершаются на семейно-бытовой почве, из-за ревности, стремления удержать сексуального партнера» [11, с. 318].
Специфика усматривается и в совершаемых женщинами наркопреступлениях. Женщины совершают их тщательнее, конспиративнее, ухищренее и во всех случаях - основательнее «заметая» следы. Вместе с тем женщины быстрее, по сравнению с мужчинами, впадают в наркозависимость. Как верно отмечает Л.И. Романова, в силу эмоциональных особенностей женского организма его психологическая зависимость от наркотика оказывается намного сильнее, и справиться с ней бывает сложнее, а то и вообще невозможно. Наркоманки скорее и как-то более бездумно переступают роковую черту, отделяющую их от нормальной человеческой жизни [10].
В добывании денег на наркотики женщины больше полагаются на проституцию, кражи,
120
вестник Российского университета кооперации. 2015. №4(22)
мошенничества, нежели на грабежи, разбойные нападения, вымогательства и убийства, которые в большей мере характерны именно для мужчин. Кроме того, наблюдаются различия у мужчин и женщин в сокрытии наркотиков.
Удельный вес женщин, совершающих наркопреступления, в общей массе наркопреступников за последнее десятилетие прошлого века более чем удвоился. Так, если, по данным А.А. Габиани, доля женщин, употребляющих наркотики и совершающих наркопреступления, в общей массе наркоманов-наркопреступников составляла в 1990 г. 8,3% [1], то, по данным В.М. Данилова, к концу прошлого века этот показатель составил примерно 20% [3].
Хотя при этом следует отметить, что в последние годы ситуация с участием женщин в наркопреступности выглядит несколько иначе. Так, в 2013 г удельный вес женщин среди лиц, совершивших наркопреступоления, составил 12,3% [2]. Но есть основания полагать, что эти цифры не в полной мере отражают масштаб проблемы, так как латентность наркотизма в женской среде (в том числе криминального), как это признано на официальном уровне, всегда была гораздо выше, чем среди мужчин [7]. Ученые давно отмечают, что «большинству женщин, систематически прибегающим к наркотикам, удается гораздо дольше, чем мужчинам скрывать свою наклонность к ним.... Степень латентности женской наркомании определяется еще и тем, что не на должном уровне находится работа органов здравоохранения и милиции по раннему выявлению, учету и профилактике этого антиобщественного явления» [8, с. 13].
К тому же, говоря о наркопреступлениях, важно иметь в виду весьма распространенный фактор косвенной причастности женщин к ним. Как верно отмечает А.И. Долгова, «при оценке статистических данных важно учитывать не только прямую, но и косвенную причастность женщин ко многим преступлениям» [4, с. 318]. Они заботятся о мужчинах, совершающих преступления, готовят им еду, стирают им одежду, чинят ее, хранят наркодоходы, «рационально» используя их как для бытовых нужд, так и для совершения новых наркопреступлений.
Еще одной характерной особенностью, связанной с женской наркопреступностью, как отмечается в некоторых исследованиях, является омоложение лиц, совершающих наркопреступления. Так, если в общей массе женщин-преступниц молодые женщины в возрасте от 18 до 29 лет составляют чуть больше половины (54%), то среди женщин-наркопреступниц
они составляют примерно две трети (64%) [3].
Проведенное нами исследование позволило выделить основные группы и удельный вес наркопреступлений, совершаемых женщинами:
1) преступления, предусмотренные ст. 228 УК РФ, - 43,7%;
2) преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ, - 46,8%;
3) преступления, предусмотренные ст. 232 УК РФ, - 3,2%;
4) преступления, предусмотренные ст. 229.1 УК РФ, - 2,7%;
5) преступления, предусмотренные ст. 231 УК РФ, - 1,8%;
6) преступления, предусмотренные ст. 229 УК РФ, - 0,8%;
7) преступления, предусмотренные ст. 228.2228.4 УК РФ, - 0,5%;
8) преступления, предусмотренные ст. 230, 233 УК РФ, - 0,5%.
Характерно, что многие опрошенные женщины совершали не только вышеперечисленные преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, но и иные преступления, в частности против собственности, личности и некоторые другие. Так, женщины, совершившие только деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков, составили 53,7%; женщины, совершившие наркопреступления в совокупности с иными преступлениями, соответственно - 46,3%. Из них 35,3% совершили преступления в совокупности с преступлениями против собственности; 9,7% - против личности; 1,3% - со всеми иными преступлениями.
Анализ материалов уголовных дел, научной литературы, посвященной женской преступности и наркопреступности, позволяет выделить наиболее характерные аспекты, связанные с личностью женщины-наркопреступницы:
1) несмотря на то что в последние годы официальные статистические данные показывают уменьшение удельного веса женщин среди наркопреступников, женщины активно вовлекаются в наркопреступления. «Присутствие» их в этом виде преступлений становится все более наглядным и весомым, и они играют в них все большую роль;
2) втягивание женщин в наркопреступления происходит быстрее и основательнее, чем у мужчин, роль их в этих преступлениях становится все более значительной, отчетливо проявляется тенденция стремления женщин занять лидирующие позиции в наркопреступности;
3) женщина - одно из наиболее распро стра-ненных и удобных «транспортных средств» для перевозки наркотиков. Она же нередко - и хранительница их;
4) женщина менее приметна, вызывает меньше подозрений у сотрудников правоохранительных органов, ее в силу этого реже проверяют - тем более, если сама не употребляет наркотики;
5) женщина-наркопреступница нередко не только не уступает ни в чем мужчине - наркопреступнику, но и часто значительно превосходит его, в том числе в части используемых приемов конспирации, маскировки преступной наркодеятельности;
6) наркосети женщин-наркопреступниц более обширны, и в случае их «прорыва» они легко и быстро восстанавливаются, в том числе в силу неисчерпаемости так называемого женского ресурса для совершения наркопреступлений;
7) довольно часто мужчины используют женщин для перевозки и хранения наркотиков, т.е. она сама часто не знает, что перевозит, что пересылает, что хранит, а затем оказывается, что «это самое» - и есть наркотики;
8) женщина, будучи изобличенной, часто ссылается на свое «незнание и неведение», что порой трудно опровергнуть. Мужчине в таких случаях гораздо сложнее вводить в заблуждение сотрудников правоохранительных органов;
9) если женщина начинает употреблять наркотики, то у нее быстрее наступает наркозависимость, и ее легче склонить к совершению других преступлений, включая наркопреступления.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость криминологического изучения особенностей женской наркопреступности и личности самих женщин, совершающих преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Подводя некоторые итоги вышеизложенному, следует отметить, что, под женской наркопреступностью следует понимать относительно массовое, негативное социально-правовое явление, обладающее определенной спецификой, складывающееся из совокупности уголовно на-
казуемых деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, предусмотренных гл. 25 УК РФ, совершенных женщинами на определенной территории за определенный промежуток времени. Специфика данного явления обусловлена прежде всего особенностями самих женщин, совершающих наркопреступления.
Список литературы
1. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.
2. Грязное М.И., Кириллов М.А., Панченко П.Н. Женские лики наркопреступности: монография. Н. Новгород, 2006.
3. Данилов В.М. Криминальная наркомания женщин: анализ и предупреждение: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
4. Долгова А.И. Криминология. 2-е изд. М.: Норма, 2004.
5. Криминология: учебник / под ред. А.И. Долговой. М., 2005.
6. Криминология / под ред. Дж.Ф. Шели; пер. с англ. СПб., 2003.
7. О состоянии борьбы с незаконным оборотом наркотиков в СССР: доклад советской делегации на Первом Европейском совещании глав национальных правоохранительных органов по борьбе с наркотиками (ХОНЛЕА) (Москва, 19-23 нояб. 1990). М., 1990.
8. Особенности воспитательной работы в ИТУ с женщинами-наркоманками: учеб. пособие / Ю.А. Алферов [и др.]. Домодедово, 1991.
9. Отчет ГИАЦ МВД РФ формы 492 «Сведения о лицах, совершивших преступления» за 2013 год.
10. Романова Л.И. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика. Владивосток, 2009.
11. Состояние преступности в России за 2013 год: стат. сб. М., 2014; Состояние преступности в России за 2014 год: стат. сб. М., 2015.
12. Теоретические основы исследования и анализа латентной преступности / под ред. С М. Иншакова. М., 2013.
КИРКИНА Надежда Валерьевна - соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права. Саратовская государственная юридическая академия. Россия. Саратов. E-mail: [email protected]
KIRKINA, Nadezhda Valeryevna - Competitor of the Department of Criminal and Criminal and Executive Law. Saratov State Legal Academy. Russia. Saratov. E-mail: [email protected]