Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
213
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / АУДИТОРИЯ / ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ИЛЛЮСТРАЦИИ / КАНАЛ / ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА / ФОТОЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чернышова Анастасия Валерьевна, Фролова Наталья Михайловна

В статье рассматриваются жанровые особенности фотоиллюстраций как технологии создания визуального ряда в журналах «Discovery» и «Вокруг света» с точки зрения фотожурналистики в целом и трэвел-журналистики в частности. Исследование показало, что издания о путешествиях используют жанр фотопейзажей, зарисовку, репродукцию, портрет, натюрморт и репортаж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PHOTO GENRES IN TRAVEL JOURNALISM

The article discusses the genre features of photo illustrations as a technology for creating a visual range in the magazines "Discovery" and "Around the World" from the point of view of photojournalism in general and travel journalism in particular. The study showed that travel publications use the genre of photographic landscapes, sketching, reproduction, portrait, still life and reportage.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ»

ЧЕРНЫШОВА А. В., ФРОЛОВА Н. М.

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКЕ

Аннотация. В статье рассматриваются жанровые особенности фотоиллюстраций как технологии создания визуального ряда в журналах «Discovery» и «Вокруг света» с точки зрения фотожурналистики в целом и трэвел-журналистики в частности. Исследование показало, что издания о путешествиях используют жанр фотопейзажей, зарисовку, репродукцию, портрет, натюрморт и репортаж.

Ключевые слова: канал, аудитория, трэвел-журналистика, фотожурналистика, автор, жанровые особенности, иллюстрации.

CHERNISHOVA A. V., FROLOVA N. M.

THE FEATURES OF PHOTO GENRES IN TRAVEL JOURNALISM

Abstract. The article discusses the genre features of photo illustrations as a technology for creating a visual range in the magazines "Discovery" and "Around the World" from the point of view of photojournalism in general and travel journalism in particular. The study showed that travel publications use the genre of photographic landscapes, sketching, reproduction, portrait, still life and reportage.

Keywords: channel, audience, travel journalism, photojournalism, author, genre features, illustrations.

Современная журналистика имеет множество направлений, жанров, видов и форм. С приходом новых технологий она стала насыщеннее и динамичнее. Одним из самых популярных жанров журналистики является трэвел-журналистика.

Несмотря на то, что определение «трэвел-журналистика» является новым, сам жанр существует уже давно. Изначально он носил название «путешествие». Исследователь В. М. Гуминский в своей работе «К вопросу о жанре «путешествий» дал такое определение: «жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные -эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи» [5, с. 45].

Переводное название привычного направления потребовало нового определения, которое И. В. Показаньева предложила в своей работе «Проблемное поле трэвел-журналистики как явление современного медиапространства»: «трэвел-журналистика -

особое направление софт-журналистики (развлекательная журналистика), которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие» [7].

В настоящее время главным элементом трэвел-журналистики является визуальный ряд - видео, фотографии, рисунок или все вместе. Фотожурналистика является способом передачи информации в фотографии. Обязательным условием данного направления журналистики является объективность, хронологичность и последовательность. Она имеет свою классификацию:

1) новостная - съемка ежедневных событий любого масштаба;

2) репортажная - то же, что и новостная, только растянутая во времени или рассказ истории в фотографии;

3) документальная - имеет жесткие временные рамки, а также имеет цель -структурировать неструктурированную реальность.

В то же время у фотографии есть виды и жанры. А. А. Марков в работе «Теория и практика массовой информации» выделяет у фотографии два вида: информационный и публицистический. «Первый выполняет функцию информационного контента, то есть дополняет текстовый материал или даже заменяет его. Второй нацелен на то, чтобы погрузить читателя или зрителя в мысли, задуматься над чем-то, сопереживать чему-то. Для публицистического варианта помимо профессионализма фотографа необходим и его собственный взгляд на событие» [6, с. 67].

Более подробную информацию о фотожанрах находим в работе Н. И. Ворона «Жанры фотожурналистики» [1, с. 98], которые разделены, в свою очередь, на два основные:

1. Информационные:

- фотозаметка - оперативное отображение положительных и негативных сторон социальной действительности;

- фотозарисовка - объемная и чувственная фотография, когда факты, запечатленные на фотографии, служат фоном для чего-то на переднем плане;

- фоторепортаж - фиксация разных моментов действительности, может быть представлен как отдельным снимком, так и серией фотографий, отражающих какое-либо событие;

- фотосерия - цикл публикаций, являющийся единым произведением, связанных одной темой;

- фоторепродукция - копия какого-либо документа;

- фотореклама - фотографии, сделанные в рамках рекламы определенного продукта или услуги.

2. Публицистические:

- фотокорреспонденция - раскрывает взаимосвязь между несколькими фактами; похожа на фоторепортаж, но является аналитическим жанром;

- фотоочерк - направлен на раскрытие определенного явления с помощью фотографии;

- фотомонтаж - соединение нескольких фрагментов действительности (сближение или наложение изображений, дополняющих друг друга снимков);

- фотопортрет - фотография человека, передающая его культуру, историю, природу;

- фотопейзаж - целью жанра является передача читателю красоты природы и местности;

- фотонатюрморт - изображение различных предметов, окружающих человека.

Данные жанры используются как отдельно в публикациях, так и вместе, что более

распространено.

Далее рассмотрим особенности жанров фотографии в изданиях «Discovery» и «Вокруг света». «Discovery» - журнал о путешествиях и экспедициях в разных странах. Издается с 2009 г. ежемесячно общим тиражом 160 тыс. экземпляров. На страницах журнала - тексты известных журналистов и путешественников, а также ученых и специалистов в разных областях науки. «Вокруг света» - ежемесячный журнал о путешествиях, исторических событиях и знаменитых людях. История журнала начинается с 1860 г.; она богата закрытиями и возобновлением работы, но до сих пор идет в ногу со временем, показывая высокий уровень стандартов в сфере трэвел-журналистики [8].

Нами было проанализировано 4 журнала: выпуск № 10 за октябрь 2009 г. и выпуск № 12 (1) за декабрь 2016 - январь 2017 гг. журнала «Discovery»; выпуск № 1 за 1955 г. и выпуск № 9 (2980) за декабрь 2022 - январь 2023 гг. журнала «Вокруг света» [2]. Разные временные рамки были выбраны не случайно - таким образом мы рассмотрели изменения подхода изданий к фотографии, их жанровые особенности, транслируемые во времени.

В № 10 за 2009 г. журнала «Discovery» 3 статьи посвящены путешествиям: «Родина драконов», «Тайны Тимны» и «Город солнечного камня» [8].

Первая статья рассказывает о Китае, традициях и достопримечательностях страны. Преобладают фото пейзажей (рис. 1-3), есть репортажная съемка: например, с китайской чайной церемонии (рис. 3), свадьбы (рис. 4) и главного туристического места в Пекине -площадь Тяньаньмэнь (рис. 5). Статья сопровождается портретами: местный житель на рыбалке (рис. 6) и гейша. Благодаря разнообразию жанров можно прочувствовать культуру страны и ее особенности.

Рис. 1. Фото пейзажа Китая. Рис. 2. Фото пейзажа Китая.

Рис. 3. Фоторепортаж с китайской Рис. 4. Фоторепортаж с китайской свадьбы.

чайной церемонии.

Рис. 5. Фото площади Тяньаньмэнь. Рис. 6. Фотопортрет (рыбак).

«Тайны Тимны» - статья, посвященная заповедному парку на территории Израиля. Здесь несколько фото пейзажа, которые разбавляет фоторепродукция. Эти фотографии показывают величие фотообъекта, а также историческую подоплеку и ценность.

Статья «Город солнечного камня» посвящена Калининграду, который в Европе по сей день называют Кёнигсбергом. Фотоиллюстраций в статье немного, но акцент сделан на пейзажах и натюрмортах. Три фотографии - достопримечательности Калининграда, похожих на европейскую архитектуру. Не забыт и главный камень города - янтарь, которому отведено в материале отдельное место, и знаменитая Янтарная комната. Все фотоиллюстрации данного выпуска вмонтированы внутрь текста, не обособлены, тем самым дополняя текст. Таким образом, статья выглядит полноценно, ярко и, что самое главное, фотографии не перетягивают на себя внимание, не отвлекают читателя от текста. Отмечаем, что в данном выпуске 55,5% иллюстраций занимает жанр «пейзаж», 16,7% - репортаж, по 11% разделили «натюрморт» и «портрет», а самый низкий показатель у репродукции - 5,5% [2].

В выпуске № 93 за декабрь 2016 г. - январь 2017 г. находим 2 статьи на тему путешествий [9]. Первая - «Лодка на волнах» рассказывает о жителях Сенегала и их повседневном быте. Здесь находим 10 репортажных фотографий, которые показывают обычные занятия островитян: рабочие будни, детские игры и многое другое. Анализ показывает, что в более свежих выпусках преобладает жанр фоторепортажа. Также достаточно много фотопейзажей, куда, в том числе, входят и фотографии достопримечательностей и животного мира, и фотопортретов. Это обилие фотографий ярко передает атмосферу страны, а многочисленные репортажные снимки создают ощущение присутствия.

Следующая статья «Дни дураков» посвящена зимнему карнавалу, проходящему в Германии. Алеманнское шутовское действо начинается в день Богоявления (6 января) и продолжается до Великого поста, то есть два месяца. В зависимости от местности нюансы карнавала могут меняться, но суть одна - после Богоявления необходимо «стряхнуть пыль» со старых красочных одеяний. Все иллюстрации в тексте имеют репортажный характер, что, безусловно, оправдано и передает колоритную атмосферу праздника. Яркие фотографии, разнообразие костюмов и украшений - все это дает читателю полную вовлеченность в празднество.

В данном выпуске также встречаем концепцию внедрения фотографии в текст, что позволяет слиться полностью с сюжетной линией, разбавив увлекательные тексты образным фоторядом. В итоге: 38,4% занимают иллюстрации фоторепортажа, 30,7% - «репродукция», 26,9% - «пейзаж» и 3,8% - «портрет».

Анализ выпусков журнала «Discovery» показывает, что с течением времени команда дизайнеров и редакторов нашла более удачную форму подачи фотоиллюстраций, перейдя от пейзажей (не уходя от них совсем) к репортажным снимкам, что позволило точнее передать

необходимый «вкус» и колорит той или иной страны. На сегодняшний день журнал использует в основном фоторепортаж с вкраплениями фотопейзажа и фотопортрета, а в статьях с историческими вставками - фоторепродукция.

В сумме по двум выпускам констатируем преобладание фотопейзажа - 38,6% и фоторепортажа - 29,5%, другие жанры присутствуют в меньшем объеме с редкой периодичностью.

В выпуске № 1 за январь 1955 г. нами было проанализировано четыре статьи: «Злата Прага», «На склонах Казбека», «Первый день в Джакарте» и «По городам Сирии» [3].

Материал «Злата Прага» рассказывает о Праге и ее достопримечательностях, ключевых моментах истории. Все фотографии выпуска черно-белые. Большинство пейзажных фото, изображающих красоту города, его рек, дорог и природы; фотозарисовок.

В тексте «Первый день в Джакарте» находим зарисовку, передающую повседневную жизнь местных жителей: прогулки, уборка дома, ремесленные работы. Такие фотографии погружают читателя в местную атмосферу и знакомят с коренным населением, выполняющим нелегкую работу без необходимого оборудования. В данном случае фотографии отображают не просто панораму Джакарты, но и ее социально-экономический уровень.

«На склонах Казбека» - очерк, посвященный видам горы Казбек, ее природе и особенностям строения. Концепцию материала отражает фотопейзаж. Примечательно, что это первая публикация в выпуске с цветными фотографиями. Тем самым автор подчеркивает, что склонами Казбека необходимо любоваться во всей красе, так как цвета и формы не так хорошо передаются через черно-белые фотографии.

Репортаж «По городам Сирии» - путешествие автора, начатое с самого утра. Здесь вновь встречается фотопейзаж как в черно-белом варианте, так и в цветном. Также есть фоторепортажные снимки и репродукция.

Таким образом, фотографии в публикациях размещены не внутри текста, а сверху, снизу или по бокам (редко), обычно с крупными надписями, рассказывающими историю фото. Такой выбор расположения фотографий не очень удачен, на наш взгляд, так как может отвлекать читателя от основного текста и затруднять восприятие. Однако необходимо сделать «скидку» на год издания журнала, имея представление о технологиях того период времени. Также отметим, что в процентном соотношении преобладает «пейзаж» - из 35 иллюстраций выпуска пейзажей было 21 (60%), второе место по популярности использования принадлежит зарисовке - 28,5%, а репродукции и репортажу - по 5,7%.

Выпуск № 9 за декабрь 2022 г. - январь 2023 г. посвящен Сибири, а две проанализированные нами статьи именно о ней [4].

Публикация «Во глубине Сибирских руд» посвящена истории края. Материал содержит множество иллюстраций в жанре натюрморт, изображая достопримечательности и музеи сибирских городов; а также многочисленные пейзажи, нередко занимающие целый разворот или страницу, обрамленные текстом. Одна иллюстрация в жанре «репродукция» показывает восстание н Сенатской площади в Петербурге.

Материал «Приход льда» посвящен замерзанию озера Байкал, в связи с чем все фотографии являются пейзажными. Передача цвета и четкие ракурсы помогают оценить величие и красоту прекрасного водного гиганта.

Отметим, что расположение иллюстраций становится более гармоничным и приятным для глаз, позволяя не отвлекаться от прочтения материала. Начало статьи открывается разворотом с пейзажем панорамы озера. Преобладает в этом выпуске жанр «пейзаж» -71,4%, второе место занимает «натюрморт» - 23,8% и лишь 4,7% у «репортажа».

Делаем вывод о том, что тенденция на использование жанра пейзажа осталась неизменна - 60,4%, вторая по частоте использования - зарисовка (18,7%); менее популярны натюрморт (10,4%), репродукция (6,2%) и репортаж (4,1%).

В заключении стоит сказать, что трэвел-журналистика - это жанр, позволяющий автору раскрыть свой потенциал и объективно показать себя со стороны. Для качественного и привлекательного материала необходим не только увлекательный текст, не просто фотографии, но и продумать визуально, где и какой кадр будет выигрышно смотреться, лучше передаст атмосферу и колорит, транслируемую автором.

Сделанный нами анализ показал, что издания о путешествиях используют жанр фотопейзажей (журнал «Discovery» - 38,6%, журнал «Вокруг света» - 60,4%), а также зарисовку, репродукцию, портрет, натюрморт и репортаж, появляющиеся в материалах с меньшей периодичностью. Трэвел-журналистика - это жанр, требующий серьезного времени и навыка, а процесс выбора фотоиллюстраций должен быть не менее объективен и скрупулезен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие. - М.: Факультет

журналистики, 2012. - 145 с.

2. Вокруг света [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.vokrugsveta.ru/company/ (дата обращения: 11.03.2023).

3. Вокруг света [Электронный ресурс]. - 1955. - № 1, янв. - Режим доступа:

http://zhurnalko.net/=travel/vokrug-sveta/1955-01 (дата обращения: 11.03.2023).

4. Вокруг света [Электронный ресурс]. - 2022-2023. - № 9, дек.-янв. - Режим

доступа: https://catalog-n.com/vokrug-sveta-9-2022-2023 (дата обращения: 11.03.2023).

5. Гуминский В. М. К вопросу о жанре «путешествий». - М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1976. - 251 с.

6. Марков А. А., Молчанова О. И., Полякова Н. В. Теория и практика массовой информации / под общ. ред. А. А. Маркова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 252 с.

7. Показаньева И. В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства [Электронный ресурс] // Mediascope. - 2013. -№ 3. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385 (дата обращения: 11.03.2023).

8. Discovery [Электронный ресурс]. - 2009. - № 10, окт. - Режим доступа: https://file.magzdb.org/ul/3256/Discovery%202009%2010.pdf (дата обращения: 09.03.2023).

9. Discovery [Электронный ресурс]. - 2016-2017. - № 12 (1), дек.-янв. - Режим доступа: https://file.magzdb.org/ul/3256/Discovery%202016%2012-2017%2001.pdf (дата обращения: 10.03.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.