Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ «АФИША DAILY» И «ИСКУССТВО КИНО»)'

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ «АФИША DAILY» И «ИСКУССТВО КИНО») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рецензия / жанр рецензии / СМИ / рубрика / интернет-издания / review / genre of review / media / heading / online publications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Муха Анжела Викторовна, Кутлиметова Елизавета Аслановна

В статье рассматривается особенности жанра рецензий в интернетиздании «Афиша Daily». Определяются особенности публикации жанра рецензии на кино-портале «Искусство кино». Цель статьи состоит в исследовании особенностей жанра рецензии в современных СМИ. В данной статье были решены следующие задачи: определены особенности публикации материалов в жанре рецензии в интернет-издании «Афиша Daily» и «Искусство кино». А также в работе были выделены особенности рецензий на кино-портале «Искусство кино». Эмпирической базой статьи стали 20 рецензий в издании «Афиша Daily» и рецензии на кино-портале «Искусство кино» в период с 2017 по 2021 года. Проанализировав кинорецензии авторы статьи пришли к выводу, что к особенностям этого жанра относятся эмоции и экспрессивность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the features of the review genre in the online publication Poster Daily. The features of the publication of the review genre on the cinema portal "The Art of Cinema" are determined. The purpose of the article is to study the features of the review genre in modem media. The following problems were solved in this article: the peculiarities of publishing materials in the review genre in the online publication Poster Daily and The Art of Cinema were determined. And also in the work of Bfli highlighted the features of reviews on the cinema portal "Art of Cinema". The empirical base of the article was 20 reviews in the Poster Daily edition and reviews on the Art of Cinema film portal from 2017 to 2021. After analyzing the film reviews, the authors of the article came to the conclusion that emotions and expressiveness belong to the features of this genre.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ «АФИША DAILY» И «ИСКУССТВО КИНО»)»

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА РЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ «АФИША DAILY» И «ИСКУССТВО КИНО»)

Муха Анжела Викторовна,

старший преподаватель кафедры журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону);

Кутлиметова Елизавета Аслановна, студентка 4 курса факультета лингвистики и журналистики Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» (г. Ростов-на-Дону)

Аннотация. В статье рассматривается особенности жанра рецензий в интернет-издании «Афиша Daily». Определяются особенности публикации жанра рецензии на кино-портале «Искусство кино». Цель статьи состоит в исследовании особенностей жанра рецензии в современных СМИ. В данной статье были решены следующие задачи: определены особенности публикации материалов в жанре рецензии в интернет-издании «Афиша Daily» и «Искусство кино». А также в работе были выделены особенности рецензий на кино-портале «Искусство кино». Эмпирической базой статьи стали 20 рецензий в издании «Афиша Daily» и рецензии на кино-портале «Искусство кино» в период с 2017 по 2021 года. Проанализировав кинорецензии авторы статьи пришли к выводу, что к особенностям этого жанра относятся эмоции и экспрессивность.

Ключевые слова: рецензия, жанр рецензии, СМИ, рубрика, интернет-издания.

Annotation. The article examines the features of the review genre in the online publication Poster Daily. The features of the publication of the review genre on the cinema portal "The Art of Cinema" are determined. The purpose of the article is to study the features of the review genre in modern media. The following problems were solved in this article: the peculiarities of publishing materials in the review genre in the online publication Poster Daily and The Art of Cinema were determined. And also in the work of Bfli highlighted the features of reviews on the cinema portal "Art of Cinema". The empirical base of the article was 20 reviews in the Poster Daily edition and reviews on the Art of Cinema film portal from 2017 to 2021. After analyzing the film reviews, the authors of the article came to the conclusion that emotions and expressiveness belong to the features of this genre.

Key words: review, genre of review, media, heading, online publications.

Постановка проблемы. Актуальность данной темы обусловлена тем, что публицистический текст в жанре рецензии помогает зрителю понять особенности фильма и обратить внимание на нюансы и контекст, в котором создавалось кинематографическое произведение. За последние десять лет электронные СМИ стремительно развиваются. В 2023 году количество интернет-изданий, зарегистрированных в России, достигло более 85 000 ресурсов [1]. Среди развлекательных интернет-порталов можно выделить федеральное сетевое издание «Афиша Daily» и «Искусство кино» [2]. Особенно остро сейчас необходимы рецензии, которые начали использоваться почти во всех печатных, онлайн-публикациях, а также на радио и телевидении. Развитие жанра рецензии и его особенности труднее распознать, поэтому особенно важно выделить наиболее важные факторы и особенности текста рецензии.

Материалами для написания статьи послужили журналы «Афиша Daily» (было проанализировано 20 рецензий) и кино-портал «Искусство кино». Хронологические рамки исследования тексты, опубликованные в период с 2017 по 2021 года. Выбор именно этого периода обоснован тем, что в течение этого периода можно рассмотреть рецензии на фильмы как массовые («летние» блокбастеры, ноябрь - декабрь как начало «оскаровской» гонки), так и фестивальные (начиная с февраля - Берлинский кинофестиваль), выбрали наиболее интересные и часто просматриваемые.

Изложение основного материала. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей жанра рецензий, необходимо дать определение понятию «рецензия». Рецензии - это жанр журналистики, а также научной и художественной критики. Это критический обзор, мнение специалиста, основанное на объективном профессиональном анализе литературных или художественных произведений, или научных исследований. Термин имеет латинские корни и означает «рецензия, разбор чего-либо», поэтому главная задача рецензента - оценить работу, ее плюсы и минусы. Главное в письме -объективность, беспристрастность и непредвзятость [3].

Инновации в искусстве стали появляться все чаще, и общество нуждалось в специалистах, которые анализировали бы новые продукты и помогали потребителям ориентироваться в разнообразии. На сегодняшний день рецензии как жанр журналистики «пережили» множество изменений, сформировалась целая система жанровых типов. Все вращения связаны с целью заинтересовать читателя, представить анализ в его первоначальном виде.

Цель рецензии - рассказать с аудиторией о том, что заслуживает их внимания, а что не стоит их внимания, чтобы помочь им лучше понять проблемы в области, в которой рассматривается работа. Главная задача журналиста - увидеть в работе то, что невидимо новичку [2]. Несмотря на изменения, обзор обладает особенностями, неподвластными времени и моде: чаще всего он посвящен одной задаче (он может содержать разные объекты для анализа). При анализе объектов должна преобладать объективность оценки («нравится»/»не нравится» обязательно должно подтверждаться знанием теории, истории, социальных ситуаций) [8].

Современные онлайн-издания намеренно используют развлекательные темы, в первую очередь публикуют фактический и оценочный контент, и в первую очередь используют информационные жанры и множество мультимедийных приложений для этой цели, чтобы увидеть основные особенности публикации в качестве быстрого напоминания аудитории, иногда намеренно задавая желаемый ракурс события, с которым они имеют дело. Все вышеперечисленные характеристики определяют следующие особенности типологической ниши сетевого развлекательного издания «Афиша Daily».

1. «В центре внимания». В российский прокат фильм вышел 11 февраля 2016 года. В тот же день рецензия Станислава Зельвенского была опубликована на ежедневном портале. Зельбенский ценит подлинность работы создателей фильма и сравнивает ее с деятельностью журналистов, которые являются главными героями ленты.

По той же причине автор называет ленту «старомодной», «честно сделанной драмой», параллельной вершине жанра - фильму «вся президентская армия». Зельвенский высоко оценивает основные конфликты в сюжете. О верности журналистов и преступлениях исповедников; обратить внимание на удачный актерский состав [8].

2. Фильм «Лунный свет». Для этой ленты российским кинокритикам, положительно оценившим драму (14 одобрительных рецензий из 15), пришлось бороться со стереотипом неприятия «Лунного света» отечественным зрителем [9].

3. Рецензия Максима Сухагузова 15 января 2020 «Холоп»: чем похожи российские новогодние кинохиты. Вышедшие на Новый год российские фильмы «Вторжение» Федора Бондарчука и «Холоп» Клима Шипенко возглавили праздничный прокат [5]. Максим Сухагузов сравнил два новогодних блокбастера. В заключение автор дает следующую оценку: сходите в кино и забудьте о себе - неважно, о комедийной истории о городке или о фантастической столице, на самом деле, просто далеко - это довольно понятное зрительское желание, обеспечивающее кассовый успех ленты.

Таким образом, кинокритика проходит через стадии изменений, утрачивая образовательные и художественно важные функции. Текст приобретает все больше и больше рекламных форматов.

Основным и наиболее развитым искусствоведческим журналом является журнал «Искусство кино». Первый выпуск журнала датирован 1931 г. Он начал издаваться как орган Ассоциации работников революционной кинематографии.

Журнал содержит статьи, ориентированные на удовлетворение потребностей всех сегментов целевой аудитории. Образ потенциального читателя может не соответствовать образу потенциального кинозрителя.

Рецензия 10.06.21 Данила Леховицера «РАССЛЫШАТЬ ТИШИНУ: «ТИХОЕ МЕСТО 2» ДЖОНА КРАСИНСКИ». Автор оценивает: «Тихое место 2» - фильм, при просмотре которого нужно вслушиваться в пустоту. Пустота звука заразительна. Ведь, чтобы перестать смотреть, достаточно закрыть глаза. Ради того, чтобы приглушить звук, если не упразднить его вовсе, достаточно зажать уши.

Рецензия 07.06.21 Елена Стишова «НА ГЛУБИНЕ: «ВОЗВРАЩЕНИЕ» ЗВЯГИНЦЕВА. ВМЕСТО ИНТЕРПРЕТАЦИИ». В день рождения Елены Стишовой вспоминаем ее статью, посвященную дебюту Андрея Звягинцева «Возвращение». В 2004 году эта статья предсказала будущее экзистенциального ужаса и кинематографа, который принял форму дежавю из визуального мистицизма фильма «Триумф Венецианского фестиваля». Режиссер «Возвращения» представляет ключ к своему фильму, который «возглавляет мифический взгляд».

Тематика современных проблем очень дифференцирована. Обзоры в жанровой форме в основном представлены здесь. Они «читают» характер автора, его посвященность определенным аспектам проблемы, ситуацию просмотра. В заголовке «Имя» представлены биографические и профессиональные факты об известных деятелях в области мирового кинематографа. Среди жанров преобладают портретные эссе и очерки о творчестве.

Раздел «Обзоры» содержит аналитическую информацию об истории кинематографического искусства, тенденциях его развития и современной ситуации.

В разделе «Искусство кино» нет подзаголовка. Поскольку некоторые разделы исчезают, читатели могут оказаться в сложной ситуации дезориентации между материалами в поисках необходимых материалов. Читатели не могут с уверенностью предсказать появление той или иной рубрики в следующем номере, но в то же время в этом уникальность редакторского тренинга. Рубрики составляют структуру, определяют проблемные области и ориентируют всех участников взаимодействия. Обратите внимание на 3 стиля оформления контента публикации, основанные на разделении контента на категории:

1) без разделения контента на категории;

2) простое разделение на категории;

3) подробная классификация. Нет никаких сомнений в том, что «Искусство кино» -это массовый журнал.

Жанр рецензии многогранен и может быть отнесен к жанру работы с использованием данных, эстетических и философских жанров и, по сути, аналитических. В своем собственном взгляде на окружающий мир автор рецензии постоянно соотносит то, как мир показан в рассматриваемой работе. Важная задача рецензента - направить аудиторию на трудности, о которых говорит автор книги, пьесы или красочного полотна, чтобы сформировать эстетическое представление у читателя. В ближайшем будущем критики не пишут ничего для продвижения новых идей, рецензии всегда облекаются в твердую и ироничную форму и носят более личный характер, чем экспертная литература. Для анализа проблемного круга кинокритики мы использовали материалы двух изданий разного типа: искусствоведческий аналитический журнал «Искусство кино» и рекламно-развлекательную онлайн-платформу «Афиша Daily». Проанализировав материалы журнала «Искусство кино», мы пришли к выводу, что они жанрово разнообразны: материалы «АфишиОайу» менее информативны, не отличаются аналитичностью, критичностью и носят скорее развлекательный характер, объектом анализа кинокритики в этом издании становятся массовые, популярные кинофильмы и сериалы, интересные массовому зрителю. Материалы отличает небольшой объём, простота, обезличенность, универсальность.

Выводы. Проведенный анализ, позволяет сделать вывод о том, что к особенностям современной рецензии можно отнести: диалогичность, высокую степень субъективности, лирическое начало, авторскую позицию, которую задало не только произведение, но и проблемы, которые, по мнению рецензента имеют критическое озвучание в отношении материала.

Список литературы:

1. Афиша Daily [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru (дата обращения: 11.06.2023)

2. Баранова, Е.А. Новые реалии развития редакций, или что такое газетная конвергенция / Е.А. Баранова. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. - 192 с.

3. Вартанов, А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. Учебное пособие / А. Вартанов. - Москва: Наука, 2017.-320 с.

4. Зельвенский, С. «В центре внимания»: оскаровский фаворит о разоблачении священников-педофилов [Электронный ресурс] / С. Зельвенский // Афиша Daily. -2016. -Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cinema/528-v-centre-vnimaniyaoskarovskij-favorit-o-razoblachenii-svyashennikov-pedofilov/ (дата обращения: 10.06.2023)

5. Зельвенский, С. «Лунный свет»: покорившая мир драма о поисках себя [Электронный ресурс] / С. Зельвенский // Афиша Daily. - 2017. - Режим доступа: https://daily.afisha.ru/cinema/4542-lunnyy-svet-pokorivshaya-mir-drama-opoiskah-sebya/ (дата обращения: 10.06.2023)

6. Есин, Б.И. Три века московской журналистики / Б.И. Есин, И.В. Кузнецов. - М.: Флинта, 2019. - 537 с.

7. Искусство кино [Электронный ресурс] / Сообщество «Вконтакте» - Режим доступа: https://vk.com/kinoartmag (дата обращения: 14.06.2023)

8. История мировой журналистики. - М.: ИКЦ «МарТ», МарТ, 2017. - 432 с.

9. «СМИ России в 2017. Анализ данных за 25 лет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2016-analiz-dannyh-za-25-let/ (дата обращения: 09.06.2023)

УДК 338.48

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Олифиров Александр Васильевич,

доктор экономических наук, профессор Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Аннотация. В статье разработаны концептуальные основы развития туризма в цифровой экономике. Показано, что развитие туризма в цифровой экономике осуществляется на основе формирования цифровой туристской экосистемы и применения цифровых активов, знаний, информации и технологий. Эти технологии позволяют бронировать туристские продукты и средства размещения, позволяют арендовать транспорт, оформлять документы, оказывать дополнительные услуги в сфере туризма и гостеприимства.

Ключевые слова: внутренний туризм, цифровая экономика, развитие, стратегия, бизнес-модель, экосистема, информационные технологии, знания.

Annotation. The article develops the conceptual framework for the development of tourism in the digital economy. It is shown that the development of tourism in the digital economy is based on the formation of a digital tourism ecosystem and the use of digital assets, knowledge, information and technology. These technologies make it possible to book tourism products and accommodations, make it possible to rent transportation, process documents, and provide additional services in tourism and hospitality.

Key words: domestic tourism, digital economy, development, strategy, business model, ecosystem, information technology, knowledge.

Постановка проблемы. В России реализуется национальный проект «Цифровая экономика Российской Федерации». В 2019 году Правительством РФ была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г. [1]. В этой стратегии основной упор сделан на внедрение цифровых технологий в процесс планирования развития туризма, в том числе регионального. Примером региональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.