Научная статья на тему 'Особенности жанра экзистенциалистского романа в английской литературе'

Особенности жанра экзистенциалистского романа в английской литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3278
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / ПИСАТЕЛЬ / КНИГА / РОМАН / ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алиева Хураман Ильгар

Статья посвящена особенностям жанра экзистенциалистского романа в английской литературе. Главный представитель этого направления писатель и философ Колин Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания различными методами психоанализа, психотерапии и размышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жанра экзистенциалистского романа в английской литературе»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (6)

УДК 82-1/9: 82(091): 821

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОГО РОМАНА В

АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Х.И. Алиева

Статья посвящена особенностям жанра экзистенциалистского романа в английской литературе. Главный представитель этого направления — писатель и философ Колин Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания различными методами психоанализа, психотерапии и размышления.

Ключевые слова: экзистенциализм; писатель; книга; роман; философия.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), философия существования, — направление в философии XX в., рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование (пессимистический экзистенциализм), преобладают, потому что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху крупных исторических потрясений после Первой мировой войны и Второй мировой войны. Одной из важных тем в философии существования является тема человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям, привычкам. Проблема человека, стоящая в основе философии экзистенциализма, во все времена была одной из основных проблем художественной литературы. С изменением общества меняется и роль человека в нем, что тотчас находит своё отражение в художественном мышлении. В связи с тем, что в 50-е гг. ХХ в. общество перешло на новый этап (в системе общественно-экономических отношений), проблеме человека стало уделяться пристальное внимание. Существование в ху-

дожественном сознании эпичности, производственная тема, событийность сменились описанием духовного и эмоционального мира человека. Расширение роли человека еще больше усиливает его роль и обуславливает отражение на этом новом этапе развития общества человеческих отношений и характеров. Все художественные поиски направлялись на отображение в образе человека жизненно важных проблем: новые условия требовали изображать не только положительные качества человека, но и его внутренний мир и особенности характера. Человеческий характер в целом отражен со всеми положительными и отрицательными качествами, поскольку во всех обществах главной целью человеческого существования является не только и не столько стремление к бытию, но и к обретению свободы (личной и общественной) и тем самым к самоформированию. Не случайно, что основой системы философии экзистенциализма являлся человек. Экзистенциалисты ищут ответ на вопрос «что есть человек?» и по-своему определяют, какое место в мире он занимает.

Во многом бессмысленная гибель миллионов людей на полях сражений и другие трагедии ХХ в., конечно, отразились на таком мировоззрении. Однако надо отметить, что в 60-х гг. в Англии появился и оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных представи-

Алиева Хураман Ильгар — старший преподаватель кафедры «Литература зарубежных стран», Азербайджанский университет языков, Баку; e-mail: khuraman@inbox.ru.

телей — писатель и философ Колин Уилсон считает философию Хайдеггера нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего.

К.Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации. Уилсон написал шеститомную работу «Посторонний». Посторонний — прототип нового человека с развитым интеллектом, контактирующего со сферой подсознательного как источником космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осуществлением смысла человеческого бытия. Сам К. Уилсон заявляет, что развивает оптимистический вариант экзистенциализма.

Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают протест против массовой, бульварной культуры. Тем не менее характерно, что, выступая против массовой культуры, сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры (Ж. П.Сартр, С.де Бовуар, А.Камю). Значительно шире, хронологически и географически, распространены умонастроения экзистенциалистского толка, помимо французской (А. Мальро, Б. Виан, отчасти Ж. Ануй), американской (Н. Мейлер, Дж. Болдуин), английской (А.Мердок, У.Голдинг, К.Уилсон), японской (Кобо Абэ), и в других литературах. Зачастую, однако, причастность к экзистенциализму отвергается самими писателями, что делает его границы зыбкими, а отнесение к нему тех или иных имен спорным.

Предельная напряженность переживания кризиса цивилизации ХХ в. как невозместимого износа в ней всех духовных смыслов ценностей; тщетные намерения преодолеть трагизм «человеческого удела», перестраивая изнутри миросозерцательные установки самой личности, нравственно «выпавшей» из привычного социума и покинутой в одиночестве среди враждебности сущего, — все эти признаки, особенно выпукло обозначающиеся в экзистенциализме, побуждают усматривать перекличку с ним всякий раз, когда произведения крупных мастеров слова обнаруживают сходное звучание независимо от возникновения на той же духовно-исторической почве. Экзистенциалисты стремились достигнуть ясности относительно безнадежной неясности мира. Понятно,

что подобная «ясность» обуславливает зашифровку того, что не понятно, зато пережито самой личностью, в зримых «иероглифах» — мифологемах, сопрягающих предельную осязаемость деталей с фантастичностью целого и либо заимствованных у древних («Мухи» Сартра, «Антигона» Ануя), либо придуманных заново («Чума» Камю, «Повелитель мух» Голдинга, «Женщина в песках» Кобо Абэ). Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Именно С.Кьеркегор впервые сформировал понятие «экзистенция». Экзистенция — способ бытия человеческой личности. Согласно представителям философии существование экзистенции, представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому «Я» выступает не просто как нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.

Экзистенция — это не сущность человека, ибо последняя означает нечто определенное, заранее данное, а напротив, — «открытая возможность». Вместе с тем Кьеркетор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятии «страх», «сомнение», «трепет». Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается, по мнению экзистенциалистов, определению усилиями рассудка.

Крупнейшим экзистенциалистским романом Уилсона был и остается роман «Паразиты сознания» (1967), вышедший незадолго до «Философского камня». По форме это произведение можно причислить к жанру научной фантастики: именно так и воспринимают книгу до сих пор многие ее читатели. Вместе с тем значение «Паразитов сознания» выходит далеко за пределы этого вида литературы, хотя Уилсон и пользовался его приемами и структурами. Приемы и мотивы научной фантастики не могут затушевать глубокий философский смысл изображаемого в этом непростом и насыщенном произведении.

В сложной ткани романа, действие которого происходит на рубеже XX и XXI столетий, главная тема — борьба археолога Остина и группы высокопросвещенных и смелых ученых с загадочными существами, проникающими в мозг человека, паразитирующими на нем и до-

Х.И. Алиева

водящими сотни людей до самоубийств, причина которых никому не понятна. «Паразиты» мирятся со всем застойным и рутинным, но преследуют тех, кто творчески и смело мыслит, они мешают человеку в его движении вперед, порождают страшное общественное зло, разрушительные войны и, в конечном итоге, преждевременную смерть людей. Понятно, что «паразиты» — лишь символические существа. Борьба с ними рисуется как необыкновенно трудная, почти невозможная для людей слабых. Победить вампиров человеку очень трудно, поскольку он находится под сокрушительной властью инерции, умственной лени и непреодолимой привычки: «Когда наш мозг «свеж», не охвачен сонливостью и полон активности, сила его огромна. Но сила эта ослабевает, когда человек попадает под власть ежедневной рутины. Впервые мысль о создании романа о силах, мешающих человеку «парить в небе, подобно птице», появилась, когда Уилсон создавал «Введение в Новый экзистенциализм». Там он писал: «Может показаться, что существует какая-то таинственная сила, которая сдерживает человека, мешает ему полностью овладеть своими возможностями. Иногда, кажется, что внутри самого человека гнездятся невидимые существа, задача которых — помешать ему ощутить свою свободу. Если бы человек мог полностью осознать наличие этого врага в своем собственном сознании и направить на него всю батарею своего внимания, вопрос был бы решен — началась бы новая ступень в эволюции человека — фаза подлинно человеческого».

«Человек — это целый континент, но его самосознание не больше, чем садовая полоска при доме», — излагает Уилсон сходные мысли уже в романе. «Это вызвано тем, — продолжает он, желая точнее передать свой замысел, — что человек почти целиком состоит из неосуществленных возможностей. Люди, которых называют великими, это те, у которых хватило мужества реализовать хотя бы некоторые из своих возможностей. Так называемый «средний человек» слишком робок, чтобы сделать попытку себя проявить. Он предпочитает уют садовой полоски при доме».

Познать мир и себя — главная задача человека, и она осуществима, подчеркивает Уилсон: «Ведь главная беда в том, что мы все прикова-

ны к сегодняшнему дню. Мы поступаем как машины, и наша свободная воля минимальна... у нас гораздо меньше силы воли, чем мы думаем. А не иметь воли — это не иметь свободы. Нами управляет привычка. Наше тело как робот, который выполняет то, что выполнял вчера или за последний миллион лет» [5. С.33].

Из всех этих размышлений писателя очевидно, что задача его — заставить читателя заглянуть в будущее, а будущее, в его понимании, — лучезарное существование людей, освобожденных от сил инерции, которые символизируют «паразиты сознания». Главная сила романа — в теме борьбы человека против собственной неполноценности, борьбы с обыденщиной и обывательщиной, убивающими в нем инициативу к деятельности, творческие порывы. Именно эта тема обеспечивает «Паразитам сознания» право на долгие годы жизни, определяет его значение по сравнению со многими другими произведениями писателя.

Философская концепция, которую К. Уилсон иллюстрирует на страницах этой книги, отмечена несомненным гуманизмом, верой в человека, его высокое предназначение во вселенной, в его безграничные возможности, прежде всего возможности мозга, и связанные с ними перспективы его дальнейшей эволюции. Оптимистический взгляд автора на историю человечества и смысл существования, его ми-роутверждающие установки противоречат философскому пессимизму и негативной концепции самоуничтожения человеческой цивилизации, получившее широкое распространение на Западе, особенно после второй мировой войны. Колин Уилсон писал о проблемах человеческого существования, имея в виду и человека ХХ века и человека вообще. Учитывая фактор среды, класса, исторического времени, писатель говорил о натуре человека и натуре как природе с точки зрения вневременности.

Писатель учитывает и сложность ситуации в послевоенном мире (на это указывает изображенный им вариант скатывания человечества к непосредственной угрозе термоядерного конфликта), и несовершенство человеческой природы. Писатель не признает неизбежности новой мировой войны, неотвратимости всеобщей гибели, делающей всю историю человечества бессмысленной прелюдией к тотальному концу, писатель верит в силы добра и прогрес-

са. Поскольку в романе речь идет о развитии человеческого сознания, естественно, что автор сосредоточивает внимание на духовной, интеллектуальной сфере жизни человека, т.е. в соответствии со своим замыслом делает идеальное, духовное главным предметом своего повествования и в известной мере пренебрегает материальной стороной жизни.

Писатель считает, что важнейшая задача человека — понять свою двойственность. У К. Уилсона основной силой, препятствующей нравственному прогрессу, выступает незнание человеком себя. Неспособность увидеть в себе и добро, и зло ведёт к отсутствию личной морали, нравственных критериев, идущих изнутри. Люди и сами оказываются жертвами неспособности понять собственную природу и вырастающую на её основе диалектику прогресса. Писатель считает, что человек ошибочно относится к миру природы, не зная собственной природы, из-за узости сознания. Критерием героя становится у Уилсона нравственная личность.

В своём романе «Паразиты сознания» писатель пишет: «... создавая роман, я стараюсь передать в нём всю глубину содержания, не упуская в то же время из виду необходимость развлекать читателя» [5. С.128]. Через глубокое чувство одиночества, отрешённости и отвер-

женности в этом мире хаоса и абсурда, к свободе личного выбора и ответственности за поступки себе подобных — таков путь К. Уилсона. Уилсон, прежде всего, шёл от Сартра и Камю, в переломные периоды переосмысливая свою концепцию, наполняясь новыми художественными идеями. В отличие от других писа-телей-экзистенциалистов, произведениям которых присущи пессимизм и скептицизм, К.Уилсон в последний период своего творчества пришёл к выводу, что возможности разума поистине безграничны, а, осваивая природу, человек завоёвывает и новые рубежи в собственном развитии.

Список литературы

1. Ивашева В.В. Современная английская литература. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 123 с.

2. Корнилова Е.В. Современная художественная литература Англии. М.: Прогресс, 1960. 342 с.

3. Лега В.П. История философии. М.: Искусство, 1991. 355 с.

1. 4. Михайловский Л.Г., Засурский Я.Н. История

зарубежной литературы 20- го века. М.: Проспект, 2003. 544 с.

4. Уилсон К. Паразиты сознания. Киев: София, 1994. 320 с.

PECULIARITIES OF A GENRE OF EXISTENTIALISTIC NOVEL IN ENGLISH LITERATURE

Khuraman I. Aliyeva

Azerbaijan University of Languages, Baku

The article is devoted to the peculiarities of a genre of existentialistic novel in English literature. One of the main representatives was the writer and philosopher Colin Wilson. C. Wilson speaks about new understanding of freedom which consists of expansion and deepening of consciousness by various methods of psychoanalysis, psychotherapy and meditation.

Key words: existentialism; writer; book; novel; philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.