Научная статья на тему 'Особенности земельно-правового статуса граждан некоторых иностранных государств в России'

Особенности земельно-правового статуса граждан некоторых иностранных государств в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РОССИЯ / ГРАЖДАНСТВО / ГРАЖДАНИН / ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ИНОСТРАННЫЙ / ПРАВА / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / STATE / RUSSIA / NATIONALITY / CITIZEN / RESIDENCE / INTERNATIONAL TREATY / FOREIGN / RIGHTS / RESTRICTIONS / LAND LOT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобряшова Марина Александровна

Ограничения в правах на земельные участки в России, предусмотренные действующим законодательством для иностранных граждан, по общему правилу, распространяются на всех граждан иностранных государств, приобретающих права на земельные участки, находящиеся на территории РФ. Однако международными договорами РФ для граждан определенных иностранных государств могут быть установлены исключения из данного правила. Так, согласно международным договорам, заключенным Россией с Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Туркменистаном, Киргизской Республикой и Республикой Армения, ограничения в правах на земельные участки, находящиеся на территории РФ, не распространяются на граждан указанных государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бобряшова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the land status of citizens of certain forein states in Russia

As a general rule, restrictions imposed in Russia on foreign citizens' rights on land lots apply to all foreign citizens acquiring rights on land in Russia. However, international treaties of the Russian Federation for citizens of certain foreign states can establish exceptions of this rule. Thus, according to international treaties concluded between Russia and Belarus, the Republic of Kazakhstan, Turkmenistan, the Kyrgyz Republic and the Republic of Armenia, restrictions imposed in Russia on foreign citizens' rights on land lots do not apply to citizens of these States.

Текст научной работы на тему «Особенности земельно-правового статуса граждан некоторых иностранных государств в России»

М.А. Бобряшова

ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАН НЕКОТОРЫХ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ В РОССИИ"

Земельным законодательством России для граждан иностранных государств предусмотрен ряд ограничений в правах на земельные участки, находящиеся на территории РФ. Так, иностранные граждане не вправе приобретать в собственность земельные участки, находящиеся на приграничных и иных установленных особо территориях РФ (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), а также п. 2 ст. 28 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1); только на праве аренды они могут обладать земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2); иностранные граждане не могут бесплатно приобрести в собственность земельные участки в России (п. 5 ст. 28 ЗК РФ). В остальном для иностранных граждан предусмотрены такие же права на земельные участки и обязанности, возникающие при их использовании, как для российских граждан.

Установленные российским законодательством для иностранных граждан ограничения в правах на земельные участки по общему правилу распространяются на всех граждан иностранных государств, приобретающих права на земельные участки в России. Однако международными договорами РФ для граждан определенных иностранных государств могут быть установлены исключения из данного правила. Так, объем прав на земельные участки, предоставленный российским законода-

** Статья рекомендована к печати кандидатом юридических наук, доцентом Г.Л. Земляковой.

1 СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5557.

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

136 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 2/2012

тельством иностранным гражданам, может быть расширен международными договорами для граждан государств, участвующих в этих договорах, вплоть до уравнивания таких лиц в правах на земельные участки с гражданами России.

Возможность установления международными договорами подобных исключений вытекает из действующего законодательства РФ и соответствует международной практике. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное правило воспроизведено в ст. 4 ЗК РФ, п. 3 ст. 2 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Аналогичные нормы содержатся во многих федеральных законах, посвященных регулированию той или иной сферы общественных отношений, однако именно по поводу земельных отношений международное сотрудничество развито в меньшей мере, поскольку земли всегда находятся и, соответственно, используются и охраняются в границах того или иного государства, и национальные правовые системы данные отношения практически полностью охватывают3. Вместе с тем международными договорами РФ все же установлено несколько исключений из общего правила о предоставлении гражданам иностранных государств прав на земельные участки, находящиеся на территории РФ, в меньшем объеме по сравнению с гражданами России.

Прежде всего речь идет о Договоре между Россией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, заключенном 25 декабря 1998 г.4 Согласно ст. 3 и 6 Договора граждане России и Беларуси пользуются равными гражданскими правами и свобо-

3 См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.И. Сай, С.А. Боголюбова. СПб., 2008. С. 97.

4 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5625.

Указанный Договор ратифицирован Россией Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 89-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2215.

дами, как это предусмотрено законодательством Договаривающихся Сторон, в том числе обладают равными правами на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом на территориях Договаривающихся Сторон. Позднее указанные положения были продублированы в заключенном 8 декабря 1999 г. Договоре о создании Союзного государства5 (п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 14). На основании указанных актов на территории РФ гражданам Республики Беларусь предоставляется национальный режим без каких-либо изъятий, т.е. они пользуются равными правами на земельные участки с гражданами России6.

Существует также ряд международных договоров РФ, регулирующих правовой статус граждан России, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и иностранных граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Например, Договор между Россией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г.7, Договор между Россией и Туркменистаном (18 мая 1995 г.)8, Договор между Россией и Киргизской Респуб-

5 СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.

Россия ратифицировала указанный Договор Федеральным законом от 2 января 2000 г. № 25-ФЗ (СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 146).

6 См.: Российская юстиция. 1999. № 10. С. 13.

Следует отметить, что некоторые ученые придерживаются противоположного мнения. См., например: Амосова Л.В. Земельно-правовой статус иностранного юридического лица в российском законодательстве // Правовые вопросы недвижимости. 2004. № 2. С. 15.

7 СЗ РФ. 1997. № 34. Ст. 3950.

Договор между Россией и Республикой Казахстан о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих на территории РФ, ратифицирован Россией Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 68-ФЗ (СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2959).

8 СЗ РФ. 1997. № 32. Ст. 3748.

Договор между Россией и Туркменистаном о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Туркменистана, и граждан Туркменистана, постоянно проживающих на территории РФ, ратифицирован Россией Федеральным законом от 25 ноября 1996 г. № 136-ФЗ (СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5495). 138

ликой (13 октября 1995 г.)9, Договор между Россией и Республикой Армения (29 августа 1997 г.)10. Данные Договоры были заключены в целях обеспечения равных условий проживания граждан Договаривающихся государств на территориях этих государств, предоставления гражданам одного Договаривающегося государства (далее - Сторона), постоянно проживающим на территории другой Стороны, правового статуса, максимально близкого к правовому статусу граждан этой другой Стороны, в частности, в том, что касается гражданских прав (См.: преамбулы к названным международным договорам).

По вопросам собственности, в том числе на земельные участки, а также по вопросам пользования землей гражданами одной Стороны, постоянно проживающими на территории другой Стороны, названные договоры отсылают к законодательству Стороны проживания (ст. 6 Договора между Россией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г.; ст. 7 Договора между Россией и Киргизской Республикой от 13 октября 1995 г.; ст. 4 Договора между Россией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г.). Это означает, что законодательством Стороны проживания регулируются отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися на территории этой Стороны, отношения по приобретению права собственности и иных прав на них и другие отношения, составляющие предметы правового регулирования земельного законода-

9 СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 786.

Договор между Россией и Киргизской Республикой о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Киргизской Республики, и граждан Киргизской Республики, постоянно проживающих на территории РФ, ратифицирован Россией Федеральным законом от 19 марта 1997 г. № 62-ФЗ. Договор вступил в силу 6 января 2001 г. (СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1385).

10 СЗ РФ. 2002. № 8. Ст. 747.

Договор между Россией и Республикой Армения о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории РФ, ратифицирован Россией Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 100-ФЗ (СЗ РФ. 2000. № 29. Ст. 3009).

тельства и гражданского законодательства. Однако ограничения в правах на земельные участки, предусмотренные для иностранных граждан законодательством Стороны проживания, не распространяются на граждан Договаривающихся государств по следующим причинам.

Во-первых, в соответствии с международными договорами о правовом статусе граждан одной Стороны, постоянно проживающих на территории другой Стороны, заключенными Россией с Республикой Казахстан, Туркменистаном, Киргизской Республикой и Республикой Армения, граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны, пользуются такими же правами и свободами и несут такие же обязанности, что и граждане Стороны проживания. На них не распространяются ограничения в правах или дополнительные обязанности, которые установлены или могут быть установлены для иностранных граждан в Стороне проживания, за изъятиями, предусмотренными самими договорами. Указанными международными договорами установлены закрытые перечни прав, которыми не пользуются граждане одной Стороны, постоянно проживающие на территории другой Стороны, на территории Стороны проживания. При этом в данных перечнях названы лишь некоторые политические права, о гражданских правах таких лиц, в частности о правах на земельные участки, в перечнях не упоминается (ст. 4 и 12 Договора между Россией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г.; ст. 5 и 6 Договора между Россией и Туркменистаном от 18 мая 1995 г.; ст. 4 и 5 Договора между Россией и Киргизской Республикой от 13 октября 1995 г.; ст. 4 и 5 Договора между Россией и Республикой Армения от 29 августа 1997 г.). Поскольку самими Договорами для граждан одной Стороны не установлены ограничения в правах на земельные участки, находящиеся на территории другой Стороны, им предоставляются такие же права на земельные участки, что и гражданам Стороны проживания.

Во-вторых, вышеперечисленными международными договорами гражданам одной Стороны, постоянно проживающим на территории другой Стороны, предоставлено право на приватизацию государственной собственности Стороны проживания

наравне с ее гражданами в соответствии с законодательством, действующим в Стороне проживания, если иное не предусмотрено другим договором между Сторонами (ст. 6 Договора между Россией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г.; ст. 8 Договора между Россией и Туркменистаном от 18 мая 1995 г.; ст. 7 Договора между Россией и Киргизской Республикой от 13 октября 1995 г.; ст. 7 Договора между Россией и Республикой Армения от 29 августа 1997 гЯ Поскольку иное не предусмотрено другими международными договорами, граждане Республики Казахстан, Туркменистана, Киргизской Республики и Республики Армения, постоянно проживающие на территории РФ, вправе получить в собственность любые земельные участки из государственной или муниципальной собственности в России, кроме перечисленных в п. 4 ст. 28 ЗК РФ, в том числе бесплатно (п. 2 ст. 28 ЗК РФ ). При этом, согласно ст. 6 Договора между Россией и Республикой Казахстан от 20 января 1995 г. и ст. 7 Договора между Россией и Киргизской Республикой от 13 октября 1995 г., граждане Республики Казахстан и Киргизской Республики, постоянно проживающие в России, не имеют права участвовать в приватизации земельных участков, находящихся на территории РФ, если на момент вступления в силу этих Договоров они использовали право на участие в приватизации земельных участков, находящихся на территории Стороны своего гражданства.

Анализ данных положений во взаимосвязи с иными нормами указанных международных договоров позволяет сделать вывод о том, что в приведенных статьях договоров речь идет только о так называемой бесплатной приватизации11. То есть устанавливается правило однократного бесплатного приобретения в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с которым гражданам Республики Казахстан и Киргизской Республики, постоянно проживающим в России, не могут бесплатно

11 См., например: Шатрова О.В. Бесплатная приватизация земельных участков в поселениях // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2006. № 4. С. 21; Елисеева И.А. К вопросу об упрощении оформления гражданами права собственности на земельные участки // Законодательство. 2008. № 3. С. 7.

предоставляться в собственность земельные участки из государственной или муниципальной собственности, находящиеся на территории РФ, если они уже использовали свое право на бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся соответственно на территории Республики Казахстан и Киргизской Республики. Представляется, что приобретение в собственность находящихся на территории РФ земельных участков из государственной или муниципальной собственности за плату указанным лицам не запрещено12. Тем более что такого запрета российское законодательство не устанавливает даже для граждан иных иностранных государств, с которыми Россией не заключены международные договоры о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства.

Поскольку в международных договорах о правовом статусе граждан одной Стороны, постоянно проживающих на территории другой Стороны, заключенных Россией с Туркменистаном и Республикой Армения, отсутствует правило об однократном бесплатном приобретении в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, формально гражданам Туркменистана и гражданам Республики Армения, постоянно проживающим в России, не запрещено бесплатно приобретать в собственность земельные участки, находящиеся на территории РФ, даже если ранее они уже использовали свое право на безвозмездное получение в собственность в порядке приватизации государственного или муниципального имущества земельных участков, находящихся соответственно на территории Туркменистана и Республики Армения.

На основании изложенного можно заключить, что граждане ряда стран СНГ, с которыми Россией заключены соответствующие международные договоры, в качестве участников земельных отношений в России уравниваются в правах с гражданами РФ. Так, ограничения в правах на земельные участки, установленные для

12 Необходимо заметить, что некоторые ученые приходят к противоположному выводу. См., например: Марочкин С.Ю., Аликиева А.М. О земельных правах иностранных лиц по российскому и международному праву // Международное публичное и частное право. 2006. № 6. С. 19. 142

иностранных граждан ЗК РФ, Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не распространяются на граждан Республики Беларусь, а также на граждан Республики Казахстан, граждан Туркменистана, граждан Киргизской Республики и граждан Республики Армения, постоянно проживающих на территории РФ.

Поскольку в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержится нормы, согласно которой в случаях, когда международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным законом, применяются правила международного договора. В связи с этим представляется необходимым дополнить п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» после слов «в соответствии с настоящим Федеральным законом» фразой «и международными договорами Российской Федерации»; ст. 3 указанного закона дополнить абзацем 2 следующего содержания:

«Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора».

Т.С. Токарева

РЕФОРМА ФРАНЦУЗСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ 1993 Г.*

В 1993 г. во Франции была проведена коренная реформа законодательства, регламентирующего вопросы гражданства, миграции и правового положения иностранцев. Из всех реформ,

* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, доцентом Т.А. Васильевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.