1. Reshenie Arbitrazhnogo suda g. Moskva ot 16.04.2012 po delu №A 40-90178/10 // SPS Konsul'tant Plyus.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ// Rossijskaya gazeta. 2006. 22 dekabrya. №»289.
3. Federal'nyj zakon ot 12.03.2014 №° 35-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu i chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 17.03.2014. №»11. st.1100.
4. Danilin S.N., Borisov A.N. Prava na rezul'taty intellektual'noj deyatel'nosti i sredstva individualizacii. Kommentarij k chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa RF (postatejnyj). M.: Delovoj dvor, 2015.
5. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF ot 22.04.2008 №»255/08// SPS Konsul'tantPlyus.
6. Postanovlenie FAS OU ot 20.04.2010 №F09-2508/10-S6 po delu №>A60-21914/2009-S7// SPS Konsul'tantPlyus
7. Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam RF ot 07.09.2018 №S01-543/2018 po delu №A55-11965/2017// SPS Konsul'tantPlyus
8. Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam ot 09.07.2018 № S01-407/2018 po delu №A55-19920/2017// SPS Konsul'tantPlyus.
9. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ// SZ RF.17.06. 1996. №25. st.2954.
10. Federal'nogo Zakona RF ot 18.03.2019 .№34 «O vnesenii izmenenij v chast' pervuyu, vtoruyu i stat'yu 1124 chasti tret'ej Grazhdanskogo kodeksa»// SPS Konsul'tantPlyus
11. Federal'nyj zakon ot 24.11.2014 №°364-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii»// SPS Konsul'tantPlyus
12. Perchatkina S.A., Cheremisinova M.E., Cirin A.M., Cirina M.A., Comartova F.V. Social'nye internet-seti: pravovye aspekty // ZHurnal rossijskogo prava. 2012. N 5 (185). S. 14-24.
13. Postanovlenie Plenuma VS RF ot 23.04.2019 №»10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tantPlyus
14. Postanovlenie Suda po intellektual'nym pravam RF ot 24.07.2018//SPS Konsul'tantPlyus
15. Vasilevskaya L.Yu. Elektronnaya forma sdelok v usloviyah razvitiya cifrovyh tekhnologij: problemy opredeleniya i tolkovaniya // Hozyajstvo i pravo. 2019. №9.
16. Postanovlenie Plenuma VS RF ot 23.04.2019 №° 10 «O primenenii chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii»// SPS Konsul'tantPlyus.
БОСЫК ОЛЬГА ИГОРЕВНА - старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин и трудового права Сургутского государственного университета (bosykolga@yandex.ru).
BOSYK, OLGA 1 - Senior Lecturer, Department of Civil Law Disciplines and Labor Law, Surgut State University.
УДК 347.96(510)
ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.В. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КИТАЕ
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, географическое указание, механизм защиты, Всемирная организация интеллектуальной собственности, административная и судебная защита.
В статье проведен анализ действующего законодательства КНР в области охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, использован прием «микро интегрирования»: проецирования особенностей защиты традиционной сельскохозяйственной продукции с географическим указанием на жизнеспособность всего механизма защиты интеллектуальной собственности. Приведены перспективные инновационные направления развития означенного института в Китае, не имеющего аналогов в России, а потому имеющего научно-практический интерес. Вопреки расхожим представлениям, автор отмечает, что современный уровень защиты интеллектуальной собственности в Китае, в связи со стремительным развитием страны и расширением ее внешних связей, определяет активный поиск инноваций. В этом ключе, в частности, интерес представляет создание судебных органов по защите интеллектуальной собственности в новых территориально-административных центрах; запуск пилотного проекта «три в одном», означающего единую юрисдикцию судов по интеллектуальной собственности, рассматривающих дела одновременно с позиции трех отраслей права (патентного, гражданского и административного) без передачи дела по подведомственности; создание уникальной системы технических следователей судов по интеллектуальной собственности и пр.
SHEREMETEVA, N.V.
FEATURES OF THE PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN CHINA
Keywords: intellectual property, geographical indication, protection mechanism, World Intellectual Property Organization, administrative and judicial protection.
In the article carried out a comprehensive analysis of the current legislation of PRC in the field of protection intellectual property, used the «micro-integration»: the protection of the features of the protection of traditional agricultural products with a geographical indication on the viability of the whole mechanism of protection of intellectual property. It presents promising innovative directions for the development of this institute in China, which has no analogues in Russia, and therefore has a scientific and practical interest. Contrary to popular belief, the author notes that the current level of protection of intellectual property in China, in connection with the rapid development of the country and the expansion of its external relations, determines an active search for innovation. In this regard, in particular, the creation of judicial bodies for the protection of intellectual property in the new territorial administrative centers is of interest; launch of a "three in one" pilot project, which means a single jurisdiction of intellectual property courts, considering cases simultaneously from the position of three branches of law (patent, civil and administrative) without transferring cases under their jurisdiction; creation of a unique system of technical investigators of intellectual property courts, etc.
Как показывают исследования последних лет, область выстраивания защитных механизмов интеллектуальной собственности является приоритетной для многих стран Азии (Республика Корея, Китай, Япония и пр.). Это, в свою очередь, вызывает научно-практический интерес к изучению опыта указанных стран как с позиций партнерства в области гражданско-правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых через таможенные границы,
так и в плане имплементации во внутреннее законодательство России наиболее эффективных инструментариев в обозначенной области стран юго-восточной экономической зоны.
В вопросах экономического развития Китай, основываясь на исторических, культурных особенностей своего развития, преследует исключительно долгосрочные, редко среднесрочные стратегические цели, следуя поговорке: «Забросить удочку подальше, чтобы поймать рыбу покрупнее». Это связано с особенностями типологии мышления, созерцательным отношением к жизни, в сочетании с трудолюбием и усидчивостью, успешной имплементацией западных инноваций в экономико-правовой сфере, что дает свои «плоды» во многих сферах жизнедеятельности.
Нужно отметить, что большая часть международных соглашений КНР в области использования объектов интеллектуальной собственности касается механизмов защиты. Примерами тому служат соглашения с Перу и Коста-Рикой в отношении генетических ресурсов, традиционных знаний и географических названий, аналогичная ситуация с Республикой Корея в отношении копирайта, торговой марки и других объектов. При выстраивании совместных усилий в области защиты учитываются особенности внутреннего законодательства, но международные обязательства при этом остаются в приоритете [12, с.619]. Последнее обусловлено вступлением Китая во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) в 1980 году.
В области защиты интеллектуальной собственности в Китае действуют более 330 правовых документов. Для более детального уяснения вопроса об особенностях правового регулирования и охранных мерах в отношении объектов интеллектуальной собственности в Китайской Народной Республике, обратимся к приему микроинтеграции, в частности к анализу института географического указания на примере его использования в отношении традиционной для Китая сельскохозяйственной продукции и построения ассоциативных связей об особенностях защитных механизмов иных объектов интеллектуальной собственности в государственно-правовом секторе этой страны. Тем самым мы преследуем цель опровержения мнений отдельных исследователей о недостаточной развитости и перспективности избранных Китаем инструментариев [11, с.35].
К правовым актам в данной области относятся: Закон КНР «О товарных знаках» [1] (устанавливает требование обязательного присвоения товарного знака товарам и продукции, реализуемым на рынке, исходя из принципа добросовестности регистрации, конфиденциальности информации, административного и судебного порядка рассмотрения споров относительно исключительных прав), Закон КНР «О сельском хозяйстве» [2] (статья 49 провозглашает на декларационном уровне защиту интеллектуальной собственности, в т.ч. на новые сорта растений и географические указания); Положение Правительства КНР «О порядке использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства» [3]; Положение Правительства КНР «О порядке использования отличительных знаков географических указаний на товарах» [4]; Положение Правительства КНР «Об административных мерах безопасности по использованию наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов» [5] (меры предусматривают правила использования мест происхождения сельскохозяйственной продукции, а также общие положения о мониторинге и определении мест происхождения, их демаркации и регулировании); Приказ Главного управления по надзору, контролю и карантину качества «Об охране географических указаний продуктов» [6]; «Административные меры в отношении широко известных сельскохозяйственных товаров» [7] (в отношении брендирования общеизвестной китайской сельскохозяйственной продукции, упрощения формальностей по отбору и сертификации, а также надзору и контролю использования по принципу «добровольно, свободно, объективно, открыто, честно и справедливо» (ст. 4)).
Анализ вышеуказанных правовых источников позволяет сделать вывод о том, что к объектам государственного управления в области интеллектуальной собственности отнесены вопросы стандартизации, сертификации, регистрации заявок, расследование материалов-приложений к заявкам, проведение экспертизы, выдача и отзыв свидетельств, в том числе использования географических указаний сельскохозяйственной продукции.
Под географическим указанием сельскохозяйственного продукта понимается: «уникальное указание сельскохозяйственного продукта, что сельскохозяйственные продукты происходят из определенного региона, качество продукта и связанные с ним характеристики в основном зависят от природной экологической среды и исторических человеческих факторов, и названы в честь
регионального названия» (ст. 2 Положения «О порядке использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства»). Государственной охране подлежат только зарегистрированные географические указания в Министерстве сельского хозяйства КНР. Заявки на регистрацию поступают в административный отдел правительства провинции, который отвечает за прием и предварительную экспертизу. Экспертный комитет - это постоянно действующий орган правительства провинции, который состоит из экспертов в области посадки растениеводческих культур, животноводства, рыболовства и качества и безопасности сельскохозяйственной продукции. Плата за регистрацию географического указания не взимается, так как данная мера защиты интеллектуальной собственности включена в годовой бюджет Административного департамента сельского хозяйства народного правительства КНР. Субъектами обращения за регистрацией географического указания являются исключительно производственные сельскохозяйственные кооперативы фермеров и их ассоциации, зарегистрированные в качестве таковых в органах местного самоуправления на уровне округа и выше, поскольку согласно гражданскому законодательству КНР только этим субъектам предоставлено право брать на себя гражданскую ответственность, предоставлять услуги по производству, обработке и сбыту сельскохозяйственной продукции с географическим указанием. Конечное решение о регистрации заявки принимает Министерство сельского хозяйства Китая.
Согласно ст. 7 Положения «О порядке использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства», сельскохозяйственная продукция, претендующая на регистрацию географического указания, должна соответствовать следующим условиям:
(1) Наименование состоит из названия географического района и общего наименования сельскохозяйственной продукции;
(2) продукты имеют уникальные качественные характеристики или особые методы производства;
(3) Качество и характеристики продукта в основном зависят от уникальной природной экологической среды и культурных и исторических факторов;
(4) продукт имеет ограниченную производственную площадь;
(5) Производственная среда и качество продукции соответствуют требованиям национальных обязательных технических спецификаций.
Свидетельство о государственной регистрации действует бессрочно и дает право его владельцу заключать соглашения об использовании географического указания сельскохозяйственной продукции с юридическими и физическими лицами на безвозмездной основе. На конечных пользователей зарегистрированного географического указания ложится бремя принятия надзора и проверок со стороны владельца свидетельства, а также соблюдения всех требований в отношении качества, надежности, стандартизированного использования сельскохозяйственной продукции с географическим указанием под страхом аннулирования Министерством зарегистрированного свидетельства. На государственных служащих надзорных органов в рассматриваемой области налагается уголовная ответственность за злоупотребления своими полномочиями, а также пренебрежение своими обязанностями в личных целях. Также к административной компетенции служащих Министерства сельского хозяйства отнесены обязанности по надзору за безопасным состоянием почвы, воды и атмосферной среды места происхождения сельскохозяйственной продукции (ст. 2 Положения Правительства КНР «Об административных мерах безопасности по использованию наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов»).
Контроль безопасности и качества объектов с географическим указанием осуществляется специальным органом провинции, которому владельцем зарегистрированного свидетельства передается вся уникальная информация, включая место производства, этапы производства, состав сырья, технологические процессы, методики достижения качества, а также наименование, сведения о производственном оборудовании, человеческом факторе, степени участия каждого, упаковка, количество продукции, печать, планируемая область распространения товара и другая значимая информация, именуемая - «географическая идентификация» (Глава V «Защита и надзор» приказа Главного управления по надзору, контролю и карантину качества № 78).
В отношении иностранных продуктов и товаров с географическим указанием для защиты в КНР требуется повторная регистрация. Регистрация географического указания на общеизвестные
китайские товары, в том числе подпадающие под понятие бренд сельскохозяйственной китайской продукции, возможно только в отношении юридического лица - заявителя, находящегося и постоянно осуществляющего свою деятельность на территории КНР (ст. 10 Положения «Административные меры в отношении широко известных сельскохозяйственных товаров»). Название «Китайская известная марка сельскохозяйственной продукции» действует в течение 3 лет. В течение этого срока обладатель сертификата должен бережливо и ответственно относится к ее использованию, в противном случае, а также при наступлении иных условий, перечисленных в ст. 21 Положения «Административные меры в отношении широко известных сельскохозяйственных товаров» (как то: мошенническая деятельность, передача, покупка, продажа, аренда, кредитование, иное несанкционированное расширение сферы действия сертификата, неблагоприятные последствия, а также негативные отзывы, иные проблемы в ходе производства и эксплуатации) влекут за собой безоговорочную аннуляцию выданного сертификата с привлечением к соответствующему виду ответственности (административное взыскание либо уголовное наказание).
Из перечисленных положений можно сделать умозаключение о наличии жесткого контроля со стороны государства в вопросе использования географического указания. В приоритете контрольных мер воздействия на возможных недобросовестных участников - меры уголовной и административной ответственности.
Второй рычаг воздействия на развитие и защиту интеллектуальной собственности в Китае связан с функционированием судебной системы. В КНР для этих целей созданы Суды по интеллектуальной собственности в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу (ст. 1 решения Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о создании судов по интеллектуальной собственности в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу [8]). К юрисдикции данных судов отнесены гражданско-правовые и административные споры, вытекающие из патентования и регистрации в отношении новых сортов растений, дизайна схемы интегральной микросхемы, технических секретов; гражданских и административных дел о компьютерном программном обеспечении; административные дела, связанные с авторскими правами, товарными знаками, недобросовестной конкуренцией; гражданские дела, связанные с признанием известных товарных знаков.
С момента функционирования Суда по интеллектуальной собственности им ежегодно рассматривается 120-130 тысяч дел, что оказывает большое влияние на исследуемую сферу. В 29% случаев споры удается урегулировать посредничеством медиационных инструментов, что оказывает положительное воздействие на гражданско-правовые процедуры защиты интеллектуальной собственности и отзыв соответствующих дел из судебных органов. Между тем, порядка 19% дел заканчиваются установлением уголовно-правового факта и привлечением лиц к уголовной ответственности. Среди подобных нарушений, в частности, называют подделку зарегистрированных товарных знаков, производство и продажу поддельных товаров, нарушение коммерческой тайны (п. п. 3 и 4 Положения об исполнении законов об интеллектуальной собственности [9]).
Современный уровень защиты интеллектуальной собственности в Китае, в связи со стремительным развитием страны и расширением ее внешних связей [10], испытывает приверженность поиску инноваций. В этом ключе осуществляются:
- создание судебных органов по защите интеллектуальной собственности в новых территориально-административных центрах;
- запуск пилотного проекта «три в одном», означающего единую юрисдикцию судов по интеллектуальной собственности, рассматривающих дела одновременно с позиции трех отраслей права (патентного, гражданского и административного) без передачи дела по подведомственности;
- создание уникальной системы технических следователей судов по интеллектуальной собственности - это штатные научно-технические помощники судебного процесса, обладающие специальными познаниями в определенной сфере науки, техники, сельском хозяйстве, выполняющие роль присяжных и принимающих самостоятельное решение-заключение по вопросам, поставленным перед ними судом, им также предоставлено право самостоятельно
собирать информацию, в выдаче которой не вправе отказать государственные и негосударственные органы и организации, юридические и физические лица;
- укрепление сотрудничества с Китайской научно-технической ассоциацией, результатом которого являются не только совместные симпозиумы в Верховном народном суде Китая, но также создание консультационных органов в отношении патентов и других технических дел под девизом «Сила оказания интеллектуальной поддержки»;
- расширение межведомственного взаимодействия между Судами по интеллектуальной собственности, административными департаментами и отраслевыми ассоциациями, направленного на эффективное разрешение споров и сложных вопросов регистрации прав и использования объектов интеллектуальной собственности;
- пропаганда правовых норм в области защиты интеллектуальной собственности через участие социальных групп (депутатов народного конгресса, членов Национального комитета коммунистической партии и простых людей) в наиболее «громких» судебных процессах, что сыграло роль микро интегрированных платформ. К примеру проект «Yufa Sunshine» в отношении спора о торговой марке «Niuzhongxi блин» для пользователей Интернет-сети в контенте Sina Weibo и WeCha, что дало хороший рекламный эффект и вызвало интерес пользователей, аналогичный различным ток-шоу и ситкомам.
Все перечисленные усилия по созданию долгосрочного механизма в области защиты интеллектуальной собственности в Китае связаны с углублением экономической глобализации и быстрым развитием технологических инноваций, что должно, в конечном счете, привести к интернационализации и открытости защиты интеллектуальной собственности, омоложению китайской нации и достижению Китайской мечты о сильном и недосягаемом государстве (выводы Белой книги о защите прав интеллектуальной собственности в судах Китая в 2014 году).
Литература и источники
1. О товарных знаках: закон Китайской Народной Республики от 23 августа 1982 г. (с изм. от 30.08.2013г.) // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/13198
2. О сельском хозяйстве: закон Китайской Народной Республики от 2 июля 1993г. (с изм. от 28.12.2002г.) // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/7778
3. Порядок использования географических указаний на продуктах сельского хозяйства: положение Правительства КНР от 25 декабря 2007г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6578
4. О порядке использования отличительных знаков географических указаний на товарах: положение Правительства КНР от 24 января 2007г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6577
5. Об административных мерах безопасности по использованию наименований мест происхождения сельскохозяйственных продуктов: положение Правительства КНР от 17 октября 2006г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6582
6. Об охране географических указаний продуктов: приказ Главного управления по надзору, контролю и карантину качества № 78 от 16 мая 2005г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo. int/ru/legislation/details/6348.
7. Административные меры в отношении широко известных сельскохозяйственных товаров: положение от 13 сентября 2007г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo. int/ru/legislation/details/6583.
8. Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей о создании судов по интеллектуальной собственности в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу от 31 августа 2014г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15270.
9. Белая книга о защите прав интеллектуальной собственности в судах Китая в 2014 году: постановление Верховного народного суда КНР от 24.04.2015г. // WIPO Lex: Нормативно-правовые акты государств-членов ВОИС. - Режим доступа: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15689.
10. Турицын Д.А. Общая сравнительно-правовая характеристика гражданско-правовых контрактов по действующему законодательству Российской Федерации и Китайской Народной Республики // Современная научная мысль. 2018. №№1. С.210-216.
11. Берзинь О.А., Дубровская А.В., Клепаносова М.В., Рябинина Е.Н. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в Китае // Российский юридический журнал. 2018. №3(120). С. 24-35.
12. Костюнина Г.М., Баронов В.И. Особенности региональных интеграционных соглашений с участием Китая в рамках модели Юг-Юг // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2018. №3. Т. 18. С. 612-627.
References and Sources
1. O tovarnyh znakah: zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 23 avgusta 1982 g. (s izm. ot 30.08.2013g.) // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/13198
2. O sel'skom hozyajstve: zakon Kitajskoj Narodnoj Respubliki ot 2 iyulya 1993g. (s izm. ot 28.12.2002g.) // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/7778
3. Poryadok ispol'zovaniya geograficheskih ukazanij na produktah sel'skogo hozyajstva: polozhenie Pravitel'stva KNR ot 25 dekabrya 2007g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6578
4. O poryadke ispol'zovaniya otlichitel'nyh znakov geograficheskih ukazanij na tovarah: polozhenie Pravitel'stva KNR ot 24 yanvarya 2007g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6577
5. Ob administrativnyh merah bezopasnosti po ispol'zovaniyu naimenovanij mest proiskhozhdeniya sel'skohozyajstvennyh produktov: polozhenie Pravitel'stva KNR ot 17 oktyabrya 2006g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6582
6. Ob ohrane geograficheskih ukazanij produktov: prikaz Glavnogo upravleniya po nadzoru, kontrolyu i karantinu kachestva № 78 ot 16 maya 2005g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6348.
7. Administrativnye mery v otnoshenii shiroko izvestnyh sel'skohozyajstvennyh tovarov: polozhenie ot 13 sentyabrya 2007g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/6583.
8. Reshenie Postoyannogo komiteta Vsekitaj skogo sobraniya narodnyh predstavitelej o sozdanii sudov po intellektual'noj sobstvennosti v Pekine, SHanhae i Guanchzhou ot 31 avgusta 2014g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15270.
9. Belaya kniga o zashchite prav intellektual'noj sobstvennosti v sudah Kitaya v 2014 godu: postanovlenie Verhovnogo narodnogo suda KNR ot 24.04.2015g. // WIPO Lex: Normativno-pravovye akty gosudarstv-chlenov VOIS. - Rezhim dostupa: https://wipolex.wipo.int/ru/legislation/details/15689.
10. Turicyn D.A. Obshchaya sravnitel'no-pravovaya harakteristika grazhdansko-pravovyh kontraktov po dejstvuyushchemu zakonodatel'stvu Rossijskoj Federacii i Kitajskoj Narodnoj Respubliki // Sovremennaya nauchnaya mysl'. 2018. N°1. S.210-216.
11. Berzin' O.A., Dubrovskaya A.V., Klepanosova M.V., Ryabinina E.N. Pravovoe regulirovanie intellektual'noj sobstvennosti v Kitae // Rossijskij yuridicheskij zhurnal. 2018. №>3(120). S. 24-35.
12. Kostyunina G.M., Baronov V.I. Osobennosti regional'nyh integracionnyh soglashenij s uchastiem Kitaya v ramkah modeli Yug-Yug // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. №3. T. 18. S. 612-627.
ШЕРЕМЕТЬЕВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА - помощник судьи Арбитражного суда Приморского края, аспирант Иркутского института Всероссийского университета юстиции (РПА Минюста России), старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. SHEREMETEVA, NATALYA V. - Assistant Judge of the Arbitration Court of the Primorsky Territoty, Ph.D. Student of the Irkutsk Institute All-Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia), Senior Lecturer at the Department of Civil Law Disciplines of Vladivostok State University of Economics and Service (nata-sheremet@mail.ru).
УДК 347.772:346.554.4
ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.В., ШЕРЕМЕТЬЕВА Н.Г. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ НА
ТОВАРАХ
Ключевые слова: географические указания, наименования мест происхождения, географическое происхождение, средства индивидуализации, объекты интеллектуальной собственности, международные соглашения.
В статье проанализированы международные соглашения, связанные с регулированием географических указаний. Особый интерес представляют положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Мадридское соглашение о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах, Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения на товарах, Лиссабонское соглашение об охранение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Рассматриваются понятия и термины объектов интеллектуальной собственности в отношении наименования места происхождения и географических указаний, а также понятие «непоименованности» в международном праве. В статье также сформулированы отличительные признаки средств индивидуализации товаров.
SHEREMETEVA, N.V., SHEREMETEVA, N.G. INTERNATIONAL LEGAL ASPECTS OF GEOGRAPHICAL INDICATIONS ON GOODS
Keywords: geographical indications; names of places of origin; geographical origin; means of individualization; intellectual property objects; international agreements.
In the article analyses the international agreements related to the regulation of geographical indications. Particular attention is paid to the provisions of the Paris Convention for the Protection of Industrial Property, the Madrid Agreement on the Suppression of False or Misleading Indications of Origin on Goods, the Lisbon Agreement on the Protection of Appellations of Origin and their International Registration, and the Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights. It considers the concepts and terms of intellectual property objects in relation to the name of the place of origin and geographical indications, as well as concept of «non-naming» in international law. In the article also defines the distinctive features of the means of individualization of good.
В современных условиях институт географического указания приобретает все большую ценность, поскольку чрезвычайно важным вопросом является заинтересованность государства в продвижении товаров региональных производителей, которые обладают особым знаком качества и репутацией, связанными с особенностями географической среды. Географические указания, как объект интеллектуальной собственности, служат мощным инструментом для экономического развития страны, имеют социальное и общегосударственное значение, способствуя сохранению исторически уникальных объектов культурного наследия страны, позволяют повысить авторитет российских товаров как на территории Российской Федерации, так на международном рынке. Стоит отметить, что географические указания стремительно используются и развиваются по всему миру, причем большинство охраняемых законом указаний являются зарубежными.