Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЧАСТНОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА / ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Р.П.

В статье раскрываются основные способы и процессуальные формы защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав в сфере недвижимости. Установлено, что правоотношения в сфере недвижимости, возникающие на основе норм гражданского законодательства, могут иметь как частноправовой, так и публично-правовой характер - в зависимости от правовых статусов субъектов этих отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ»

Последний основной принцип - тайное голосование. Запрошена какая-либо форма контроля за волеизъявлением гражданина. Данный принцип призван обеспечить подлинную свободу волеизъявления граждан. Процедура тайного голосования заключается в предоставлении возможности проголосовать негласно, то есть сделать соответствующую пометку в бюллетене в специальной кабинке. В настоящее время активно проводятся эксперименты по голосованию в электронной форме.

Перейдем к следующей группе принципов. К легальным принципам избирательного права следует отнести следующие: свободное и добровольное участие гражданина РФ в выборах; наличие у гражданина РФ, проживающим за пределами ее территории, всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти; проведение выборов избирательными комиссиями как самостоятельными органами публичной власти; открытость и гласность деятельности комиссий при подготовке и проведении выборов; запрет участия иностранных граждан, за исключением случая, указанного в законе; обязательность проведения выборов.

Отметим, что допускается участие иностранных граждан в выборах только в роли наблюдателей, а также на основании международных договоров РФ и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане РФ.

Таким образом, существуют принципы избирательного права, которые считаются незыблемыми. К ним относят: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании На основе этих принципов, установлены иные принципы избирательного права, которые раскрывают и дополняют их содержание.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Апольский Е.А. Западноевропейская толерантность и мультикультурализм: опыт и перспективы правового регулирования в России // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2014. Т. 20. № 5. С. 233-236.

4. ЛунгуЕ.В. Реализация принципов избирательного права в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов // Вестник Кузбасского института. 2014. №4 (21).

© Бурбина Ю.В., 2022

УДК 34

Моисеев Р.П., магистрант 3 курса Московского государственного гуманитарно-экономического университета,

г. Москва, РФ Научный руководитель: Жигаева К.В. к.с.н., доц., декан факультета заочного обучения Московского государственного гуманитарно-экономического университета,

г. Москва, РФ

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Аннотация

В статье раскрываются основные способы и процессуальные формы защиты нарушенных или

оспоренных гражданских прав в сфере недвижимости. Установлено, что правоотношения в сфере недвижимости, возникающие на основе норм гражданского законодательства, могут иметь как частноправовой, так и публично-правовой характер - в зависимости от правовых статусов субъектов этих отношений.

Ключевые слова:

гражданские права, гражданское правоотношение, недвижимое имущество, частное правоотношение, публично-правовое отношение, государственная защита, третейское разбирательство.

На конституционном уровне государство обеспечивает охраной, а в случае нарушения - защитой права и законные интересы в сфере недвижимости. Правовые отношения, складывающиеся в сфере недвижимого имущества, имеют особую социальную ценность. Конституция Российской Федерации в ст. 35 гарантирует право частной собственности и указывает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Эта норма, безусловно, распространяется и на недвижимое имущество.

В сфере прав на недвижимое имущество складываются два типа правоотношений: частноправовые (связанные с совершением субъектами гражданского права сделок с недвижимым имуществом) и публично-правовые (связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество).

При этом важно иметь в виду, что сделки с недвижимостью могут совершать не только субъекты частного права, но и государство в лице своих органов и должностных лиц. В соответствии с нормой ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Иными словами, субъекты публичного права могут участвовать в гражданских правоотношениях исключительно при условии, что выступают на равных началах с иными субъектами частного права. Если же в рамках правоотношения публичный субъект реализует властные полномочия по отношению к противоположной стороне, то это однозначно свидетельствует о публично-правовом характере отношения.

Это подтверждается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 26 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором отмечается следующее: к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее: КАС РФ), относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Не все сделки с недвижимостью, совершаемые на основании норм гражданского законодательства с участием властных субъектов, имеют частноправовой характер. Отношения по изъятию земельных участков в связи с нецелевым их использованием в связи с государственными и муниципальными нуждами, изъятие не используемых собственниками земельных участков - все эти правоотношения имеют публично-правовой характер.

Это означает, что споры, возникающие в сфере этих правоотношений, должны рассматриваться и разрешаться в рамках отдельной процессуальной формы - административного судопроизводства, по правилам КАС РФ.

Защита нарушенного публичного права предполагает использование только одного способа защиты - государственного. Однако если правоотношения в сфере недвижимого имущества имеют частноправовой характер (например, аренда), к ним применимы оба способа защиты: как государственный (реализуемый в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по правилам искового производства), так и негосударственный (в форме третейского разбирательства).

При этом нельзя забывать, что сделки с недвижимым имуществом подлежат обязательной

государственной регистрации. В этой связи возникает вопрос: каким образом отношения по государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним влияют на природу исходного правоотношения по распоряжению этим имуществом? Единое ли это многостороннее отношение или два взаимосвязанных, но самостоятельных правоотношения? От ответа на этот вопрос зависит вывод о том, какие способы защиты применимы при реализации прав на недвижимое имущество и вправе ли третейские суды рассматривать эти дела.

31 марта 2011 г. по запросу Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации было рассмотрено дело о проверке конституционности п. 1 ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 33 во взаимосвязи со ст. 51 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», норм Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже», Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», ст. 28 Федерального закона от 27 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В результате Конституционный Суд Российской Федерации признал законоположения, допускающие рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества (в том числе по договорам об ипотеке) не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующему выводу: «...подход, основанный на отождествлении публично-правовых споров и гражданско-правовых споров, решение по которым влечет за собой необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не учитывает конституционно-правовую природу соответствующих правоотношений».

Следует отметить, что результатом любого правоотношения является реальное осуществление права, а оно не наступит, покуда не будет осуществлена государственная регистрация. Правоотношение не обязательно должно быть двусторонним, во многих случаях гражданские правоотношения являются многосторонними. Участие в правоотношении (процессе реализации права) публичного образования, выполняющего управленческие, властные функции, - явный признак публично-правового отношения.

Мнение Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу обозначено и оспариванию не подлежит. Вместе с тем нельзя допустить, чтобы правовые конфликты, связанные с недвижимым имуществом, разрешались третейскими судами сугубо в частном, конфиденциальном порядке, даже несмотря на установление существенных мер государственного контроля за порядком создания и деятельностью третейских судов. Это огромные риски. В связи с этим представляется целесообразным закрепить обязательное участие прокурора по данным делам, причем как в государственном судопроизводстве, так и третейском разбирательстве.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. Российская газета от 25 декабря 1993 № 237 (первоначальный текст). Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ.;

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»". Российская газета от 03 октября 2016 № 222.;

3. Лоренц Д. В. Цифровые права в сфере недвижимости: юридическая природа и способы защиты //Российская юстиция. - 2020. - №. 2. - С. 57-60.;

4. Михайлова Е.В. Нотариальная охрана прав в сфере недвижимости //Нотариальный вестник. - 2021. - №.

5. - С. 31-39.;

5. Михайлова Е. В., Новиков Н. А. Защита гражданских прав в сфере недвижимости //Вестник Владимирского юридического института. - 2021. - №. 3. - С. 87-93.;

6. Шафигуллина Е. Р. Недвижимость как объект гражданских прав: к вопросу о терминологии //Тенденции развития науки и образования. - 2019. - №. 48-4. - С. 71-74.

© Моисеев Р.П., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.