Особенности защиты авторских прав на музыкальные произведения при их
распространении в сети интернет
Features of copyright protection for musical works when they are distributed on the Internet
Нурыева Юлия Дмитриевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: [email protected]
Nuryeva Julia Dmitrievna
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Кудрявцева Екатерина Сергеевна
Студентка 4 курса Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых РФ, г. Владимир e-mail: katarinazaretskaya@mail. ru
Kudryavtseva Ekaterina Sergeevna
4th year student Vladimir state University named after A. G. and N. G. Stoletovs Of the Russian Federation, Vladimir e-mail: [email protected]
Научный руководитель Сальникова Анастасия Владимировна
к.и.н., доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность»
Юридического института ВлГУ «Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н.Г. Столетовых» e-mail: [email protected]
Scientific adviser Salnikova Anastasia Vladimirovna
Candidate of Historical Sciences Associate Professor of the Department "Financial Law and Customs Activities"
Law Institute of VlSU "Vladimir State University named after A.G. and N.G. Stoletovs " e-mail: [email protected]
Аннотация.
Основным источником распространения музыки на сегодняшний день является сеть Интернет. Зачастую данный способ связан с нарушением авторского законодательства, так как появляется возможность распространения музыкального произведения без согласия правообладателя. Так как сеть Интернет является всемирной системой передачи информации, отследить данный процесс становится достаточно проблематично и перед правообладателями встает проблема защиты своих произведений от незаконного использования.
Annotation.
The main source of music distribution today is the Internet. Often this type of distribution is associated with violation of copyright law, as it becomes possible to distribute a piece of music without the consent of the copyright holder. Since the Internet is a worldwide information transfer system, it becomes quite problematic to track this process and the right holders face the problem of protecting their works from illegal use.
Ключевые слова: авторское право, музыкальные произведения, сеть Интернет, автор, правообладатель, платформа, распространение, охрана прав.
Key words: copyright, music, Internet, author, copyright holder, platform, distribution, protection of rights.
Музыкальное произведение — это сочинение, состоящее из сочетаний звуков с текстом или без текста и предназначенное для исполнения на музыкальных инструментах или с помощью голоса. При этом музыкальное произведение может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте с последующей записью данных звуков. В соответствии со статьей 1259 Гражданского кодекса РФ музыкальные произведения с текстом или без текста являются объектами авторских прав. Объект непосредственной защиты - авторские права. Автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение, к нему относятся:
1. Автор основного объективно выраженного результата творческой деятельности, который положен в основу музыкального произведения;
2. Автор аранжировок, созданных специально для данного музыкального произведения;
3. Автор текста к музыкальному произведению, с условием, что данный текст был создан исключительно для этого музыкального произведения.
Первоначально автор является правообладателем, которому принадлежат исключительное право на произведение. Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.
Лицами, которые нарушают авторские права, могут быть как физические, так и юридические лица, допускающие незаконное использование произведений.
Одной из самых актуальных проблем гражданского права на современном этапе развития является защита авторского права, в частности на музыкальные произведения, в сети Интернет. До сегодняшнего времени в Российской Федерации большая часть произведений была в широком доступе. Это привело к тому, что в обществе сложилась привычка такому расположению дел, и произведения можно было свободно использовать без какой-либо выплаты вознаграждения правообладателю. Когда же авторы начали заботиться о распространении своих произведений и предпринимать меры по предотвращению нарушения своих прав, люди стали искать всевозможные способы использования произведения в обход закона. Данная ситуация в первую очередь связана с правовой культурой общества. Сложно донести до человека сущность авторского права, когда в его понимании «так можно» и «почему я должен платить» это устоявшиеся понятия.
Нарушение авторского права на музыкальные произведения в сети Интернет является одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития общества. Интернет является всемирной системой передачи информации, отследить данный процесс становится достаточно проблематично и перед правообладателями встает проблема защиты своих произведений от незаконного использования. Так как музыкальные произведения являются одним из самых используемых видов произведений, количество правонарушений вместе с количеством создаваемой музыки активно растет.
При осуществлении защиты авторских прав в сети Интернет возникают следующие сложности:
- Отсутствие нормативно-правового регулирования в данной области правоотношений;
- Сложности, возникающие в процессе поиска и идентификации лиц, незаконно распространяющих аудиовизуальные произведения в сети Интернет;
- Наличие платформ, в которых осуществляется непосредственное распространение результатов интеллектуальной деятельности и отсутствует регулирования оборота произведений.
В первом случае, необходимо формирование законопроекта, который урегулировал бы незаконное распространение в сети Интернет результатов интеллектуальной деятельности, так как данная сфера деятельности очень обширна и требует основательного подхода.
В настоящее время основным источником регулирования правоотношений касаемо авторского права является часть 4 ГК РФ. К сожалению, данный документ не содержит отсылок на сеть Интернет, но содержит в себе все основополагающие нормы предусматривающие защиту музыкальных и иных произведений.
Второй случай связан с обширностью сети Интернет и с тем, что поиск нарушителя может занять значительное время. Так как основным способом распространения музыкальных произведений является копирование и отследить нарушителя, осуществившего «выброс» музыки в сеть практически невозможно. Вместе с тем многие лица предпочитают регистрироваться на интернет-платформах посредством анонимности, без указания каких-либо данных, что приводит к невозможности «выйти» на данное лицо, которое ко всему прочему может удалить свою учетную запись или аккаунт.
В третьем случае наличие платформ (сетей, сайтов) не регулирующих внутреннее распространение произведений усложняет защиту правообладателя. Сегодня большинство платформ стремится к урегулированию вопросов касающихся результатов интеллектуальной деятельности и их распространение. При регистрации в той или иной платформе лицо принимает пользовательское соглашение, на котором строится юридическая защита интернет-сервиса. Данное пользовательское соглашение включает условия пользования платформой, соблюдение которых тщательно отслеживается администраторами сервиса и при нарушении которых возможно наступление последствий в виде блокировки аккаунта, либо удаления незаконно распространенной записи. Примером регулирования прав автора на известных платформах может стать ограничение пользования музыкальными произведениями, при котором свободное пользование осуществляется за счет «всплывающей рекламы», владельцы которой, оплачивают время пользования. Также множество официальных сайтов касающихся музыкальной сферы содержат в себе раздел «Авторское право», перейдя на который можно пожаловаться на незаконное распространение или плагиат.
В основном защита музыкальных произведений зависит непосредственно от правообладателя. Если автор знает свои права, то старается максимально обеспечить их защиту даже в сети Интернет. В ряде случаев правообладатель перекрывает любой доступ к бесплатному прослушиванию, не говоря уже о копировании. Также данный способ ограничения касается фонограмм на музыкальное произведение, размещенных на официальных сайтах касающихся фонограмм.
В наши дни практически на любой платформе существует раздел «товары», в котором за небольшую сумму можно приобрести музыкальное произведение или даже сборник произведений (альбом) без нарушения авторского законодательства.
В связи со сложившейся ситуацией в сети Интернет возникает необходимость совершенствования законодательного регулирования сферы авторского права. В настоящее время в РФ все больше платформ переходит на новый уровень развития, расширяя условия пользовательского соглашения и регулируя отрасль авторского права. Правообладатель может разместить музыкальное произведение на данных платформах и не бояться несанкционированного распространения своего произведения и получать соответствующее вознаграждение от добропорядочных пользователей.
Список используемой литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 08.12.2011) // Российская газета. - 22.12.2006; 10.12.2011.
2. Казанцев С.Я. Авторские права и их защита в сети Интернет/С. Я. Казанцев, О. Э. Згадзай // Вестник Казанского юридического института, 2010, №1. - С.57 - 62.
3. Алисова Е.В. Актуальные проблемы защиты авторского права в сети Internet // Современные научные исследования и инновации. 2016. №7. С. 12 - 6.
4. Илларионов, В.С. Авторские права на музыкальные произведения, распространенные в сети Интернет: автореф. дисс. к.ю.н.: 12.00.03. - Москва, 2013. С. 32 - 63.
5. Кравец Л. Новые технологии и охрана музыкальных произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2000. № 4 С. 16-20.