Features of foreign fast-growing firms Okuntseva A. (Russian Federation) Особенности зарубежных быстрорастущих фирм Окунцева А. Ю. (Российская Федерация)
Окунцева Альбина Юрьевна / Okuntseva Albina - студент, кафедра прикладной математики, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь
Аннотация: рассмотрены три группы быстрорастущих фирм. Проведен анализ зарубежных быстрорастущих фирм.
Abstract: three groups of fast growing firms are considered. Spend analysis of foreign fast-growing companies.
Ключевые слова: быстрорастущие фирмы, «газели», инновации, динамический рост, прибыль. Keywords: high-growth firms, "gazelles", innovation, dynamic growth, profit.
Опыт «газелей» позволяет сделать вывод, что динамичный рост возможен практически в любых отраслях экономики [3]. Можно выделить три группы быстрорастущих фирм [1].
Первая группа включает высокотехнологичные компании, динамичный рост которых стал возможен благодаря инновациям, достижениям НТП, созданию и развитию новейших отраслей экономики. В настоящее время такие фирмы чаще всего можно найти в отраслях экономики, представляющих шестой технологический уклад: нано- и биотехнологии, информационные системы. Примером могут такие динамичные компании, как Altair Nanotechnologies (нанотехнологии), Genentech (биотехнологии и генная инженерия), Google (ИТ, рис. 1). Эти компании отличаются крайне высокой инновационностью, значительной долей инвестиций в НИОКР и разработки (около 20% выручки), важнейшую роль играет высококвалифицированный персонал.
Рис. 1. Динамика продаж, прибыли и инвестиций в R@D Google
Вторая группа, напротив, представлена компаниями, добившимися успеха и демонстрирующими экспоненциальный рост в традиционных отраслях, где жесткая конкуренция, казалось бы, сократила возможности получения прибыли и роста. Эти компании открыли новые рыночные пространства в рамках старых отраслей путем создания уникальной ценности для потребителя. Зачастую они предоставляют товары и услуги более высокого качества по более низким ценам, чем у конкурентов, но не в ущерб прибыли (сеть кофеен и поставщик кофе Starbucks, авиалинии Southwest Airlines и JetBue; рис. 2). Добиться успеха им помогает снижение издержек за счет сокращения или отказа от факторов, по которым идет конкуренция в отрасли, и фокусирование на создании новой уникальной ценности.
Рис. 2. Динамика роста выручки Jet Blue Airways
Третья группа включает компании, достигшие прибыльного динамичного роста за счет нетрадиционного подхода к ведению бизнеса в отрасли и создания новой, уникальной бизнес-модели, которая направлена на создание ценности для потребителя (беспрецедентный уровень сервиса, сочетание качества и низких цен и т.д.). Для данных компаний характерен высочайший уровень организации логистики и создание уникальных логистических моделей (Dell - компьютеры, Inditex - текстильная промышленность (рис. 3)), либо использование нетрадиционного способа ведения бизнеса (интернет-аукцион eBay, интернет-магазин Amazon).
12000
10000
8000
6000
4000
2000
I I I I I
J Объем продаж, млн евро
О
0
Рис. 3. Динамика продаж Inditex Group
Как показал анализ деятельности зарубежных фирм, возможности для роста компаний существуют практически во всех отраслях. Ключевым условием роста является выбор стратегии, смысл которой заключается в открытии новых рыночных ниш, уклонении от прямой конкуренции и создании востребованного продукта, направленного на неудовлетворенный спрос потребителей [2].
Литература
1. Юданов А. Ю. Фирмы-газели: нестандартные подходы к организационным изменениям // Менеджмент и бизнес администрирование, 2012. № 3. С. 152-168.
2. Якимова Е. А. Быстрорастущие компании: перспективы развития и влияние общественного сектора // Управленец, 2013. № 5. С. 34-39.
3. Успенский В. А., Юданов А. Ю. Бизнес-модель развития фирм-газелей // Экономика и жизнь, 2011. № 15. С. 44-57.