Научная статья на тему 'Особенности занятий на духовых инструментах с детьми, имеющими бронхолегочные заболевания'

Особенности занятий на духовых инструментах с детьми, имеющими бронхолегочные заболевания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностно-ориентированный подход / личностно-ориентированное обучение / дети со слабым здоровьем / правильное дыхание / педагогика / музыкальное образование / различные методики / personality-oriented approach / personality-oriented learning / children with poor health / correct breathing / pedagogy / music education / various methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Володина Ю.В.

В статье рассматривается проблема здоровьесбережения при обучении игре на духовых музыкальных инструментах с позиций развития дыхания, что особенно актуально в современных условиях. Автором проанализированы исследования о влиянии исполнительского дыхания на здоровье учащихся. Даны конкретные рекомендации по организации занятий на духовых инструментах с больными детьми и в качестве профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of lessons on wind instruments with children with bronchopul-monary diseases

The article deals with the problem of health saving when learning to play wind musical instruments from the perspective of the development of breathing, which is especially important in modern conditions. The author analyzes studies on the impact of performing breathing on the health of students. Specific recommendations are given for the organization of lessons on wind instruments with sick children and as a preventive measure.

Текст научной работы на тему «Особенности занятий на духовых инструментах с детьми, имеющими бронхолегочные заболевания»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-3-274-280

Особенности занятий на духовых инструментах с детьми, имеющими бронхолегочные заболевания

Ю.В. Володина

Институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

196084, г. Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2

Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia

Kakhovskogo side str., 2, Saint Petersburg 196084 Russia

e-mail: juliaaaa@list.ru

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, личностно-ориентированное обучение, дети со слабым здоровьем, правильное дыхание, педагогика, музыкальное образование, различные методики.

Key words: personality-oriented approach, personality-oriented learning, children with poor health, correct breathing, pedagogy, music education, various methods.

Резюме: В статье рассматривается проблема здоровьесбережения при обучении игре на духовых музыкальных инструментах с позиций развития дыхания, что особенно актуально в современных условиях. Автором проанализированы исследования о влиянии исполнительского дыхания на здоровье учащихся. Даны конкретные рекомендации по организации занятий на духовых инструментах с больными детьми и в качестве профилактики.

Abstract: The article deals with the problem of health saving when learning to play wind musical instruments from the perspective of the development of breathing, which is especially important in modern conditions. The author analyzes studies on the impact of performing breathing on the health of students. Specific recommendations are given for the organization of lessons on wind instruments with sick children and as a preventive measure.

[Volodina Yu.V. Features of lessons on wind instruments with children with bronchopul-monary diseases]

Дыхание - основа жизни человека. Игра на духовых инструментах является универсальным способом овладения глубоким грудобрюшным (смешанным) дыханием. Она увеличивает жизненный объем легких, выносливость, улучшает газообмен в организме. Все это оказывает положительное влияние на здоровье, в частности при бронхолегочных заболеваниях.

Правильно поставленное исполнительское дыхание является хорошим помощником при лечении и профилактике многих болезней дыхательных путей. Часто в музыкальную школу, иногда по рекомендации лечащих врачей, заниматься на духовых инструментах приходят дети с уже имеющимися расстройствами легочной системы. Респираторные вирусные заболевания с осложнениями на бронхолегочную систему могут возникнуть и во время обучения. Восстановление занимает несколько месяцев, и занятия на духовых инструментах в этот период имеют свои особенности и отличаются от уроков со здоровыми детьми.

В методической литературе тема занятий на духовых музыкальных инструментах с болеющими детьми почти не затрагивается. Как проводить занятия, чтобы улучшить физическое состояние ученика и не навредить здоровью, преподавателю приходиться разбираться самостоятельно. Цель написания данной статьи - определить, как должны проходить занятия на духовых инструментах с детьми, имеющими бронхолегочные заболевания, и теми, кто восстанавливается после перенесенных болезней.

В методиках обучения на духовых инструментах Б.А. Дикова, Н.И. Платонова рекомендуется допускать к занятиям на духовых инструментах лиц в хорошей физической форме, после прохождения медицинского обследования. Так, например, по мнению Б.А. Дикова «в результате медицинского осмотра должны быть отсеяны лица с хроническими болезнями сердца, легких и других важнейших органов» (Диков, 1962: 64). Н.И. Платонов более подробно раскрывает этот вопрос. Он пишет, что «при игре на духовых инструментах возникает дополнительная рабочая нагрузка, попадающая на легкие и сердце. Игра на духовом инструменте противопоказана лицам, страдающим какими бы то ни было формами заболеваний этих органов» (Платонов, 2017: 59). Действительно, при таких заболеваниях как эмфизема легких, пороки сердца и бронхоэктатическая болезнь, занятия на духовых инструментах желательно исключить, поскольку легочная ткань в этих случаях менее эластичная и при растяжении могут произойти разрывы альвеол.

В настоящее время существует достаточно исследований, которые изучают положительное влияние исполнительского дыхания на здоровье человека. Так, например, немецкие ученые в области пульмонологии и респираторной медицины Торакальной клиники при Университетской больнице Гейдельберга М. Кройтер, С. Кройтер, Ф. Херц проанализировали влияние игры на духовых инструментах на респираторные заболевания с точки зрения дыхательной физиологии. Было выявлено значительное улучшение легочной функции, физической и эмоциональной активности у подростков, страдающих астмой, связанное с игрой на духовых инструментах. Многообещающим альтернативным методом лечения синдрома обструктивного апноэ во сне оказалась игра на духовом музыкальном инструменте диджериду (Kreuter, Kreuter, Herth, 2008). Проводимые исследования с подростками астматиками, играющими на духовых музыкальных инструментах, показали, что применение исполнительского дыхания может стать долгосрочным терапевтическим средством для больных астмой (Lucia, 1994).

Рассмотрим порядок проведения занятия с болеющими астмой учащимися, или проходящими реабилитацию после бронхита и пневмонии. Четких установок на этот счет нет. Опыт детской духовой музыкальной школы г. Балашихи Московской области, где совместно с врачом-пульмонологом М. Л. Кривоносовой разработана специальная программа «Дышим вместе, дышим правильно» для профилактики и лечения бронхиальной астмы с помощью обучения игры на духовых инструментах, показывает, что такие занятия возможны и дают хорошие результаты (Чернова, 2015). В рамках указанной программы со стороны медицинских работников организованы профилактические мероприятия в виде тематических бесед и семинаров, совместных открытых уроков с педагогами школы, тесты и анкетирование. Медицинские осмотры болеющих астмой детей выявляют положительную динамику состояния здоровья за время обучения и улучшение показателей по сравнению с предыдущим годом (Чернова, 2015: 121).

Изобретателем А.Г. Любарским запатентован «Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5-13 лет» с использованием регулярных занятий на духовых музыкальных инструментах (Любарский, 1995). Согласно его методике, каждое занятие условно делится на две части, дыхательную гимнастику и непосредственное извлечение звуков на инструменте. В качестве лечения, автор рекомендует проводить занятия трижды в день, допуская снижение числа занятий, путем увеличения продолжительности лечения. Результаты ежедневных занятий показали, что «настолько удается укрепить мышцы дыхательного аппарата, что дыхание становится спокойным, легким, а приступы бронхиальной астмы становятся редкими, или прекращаются» (Любарский, 1995: 4).

Обучая игре на духовых инструментах, необходимо четко представлять физиологическое строение дыхательного аппарата, физические и эмоциональные возможности обучающегося для реализации его творческой деятельности, исходя из медицинских рекомендаций и индивидуальных особенностей ребенка. Также надо учитывать, что физическая выносливость и возможность использовать дыхание в полном объеме у болеющих детей значительно отличается от здоровых. Детям со слабым здоровьем следует осторожно подходить к физическим нагрузкам, возникающим при игре на инструменте, более тщательно выбирать подходящий репертуар.

При подборе репертуара желательно избегать слишком длинных музыкальных фраз, хорошо, если в произведении есть паузы и проигрыши, чтобы при исполнении у ребенка была возможность передохнуть. Главное - подобрать произведения в соответствии с психофизическими возможностями конкретного ученика. Если во время урока уделять внимание не только правильной постановке, красивому звучанию, художественно-технической составляющей исполняемого репертуара, а заниматься укреплением, проработкой и расслаблением мышц исполнительского аппарата, то занятия музыкой, несомненно, будут не только художественно и интеллектуально обогащать внутренний мир ребенка, но и способствовать сохранению и укреплению его здоровья.

Для этих целей необходимо разработать индивидуальный план обучения с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья. Особую роль следует уделять работе и контролю над исполнительским дыханием. Правильное использование дыхания - это основа исполнительского мастерства на любом духовом инструменте и играет основополагающую роль в обучении. Упражнениям на развитие мышц грудобрюшного (смешанного) дыхания отводится важнейшая роль в методической литературе и педагогической практике у преподавателей по вокалу и на всех духовых инструментах. По нашему мнению, наиболее интересные упражнения для начинающих флейтистов представлены в сборнике профессора Венской консерватории Б. Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» (Gisler-Haase, 1996), а для учеников, занимающихся продолжительное время, подойдут упражнения для развития и укрепления дыхания из сборника П.-Л. Графа «Check up» (Graf, 1991). Также прорабатывать и расслаблять дыхательные мышцы можно в виде разминки без инструмента:

• Сидя на стуле сложиться книжкой, чтобы плечи доставали до колен, шея и плечевой пояс расслаблены. Руки положить на поясницу. Постараться сделать глубокий вдох и почувствовать, как поднимается под руками нижний отдел ребер, расширяются бока. Это упражнение помогает наглядно почувствовать правильную работу грудобрюшного (смешанного) дыхания.

• Лежа на твердой поверхности положить на живот небольшой предмет, например, блокнот. При вдохе предмет поднимается вверх, при выдохе нужно стараться удержать абдоминальными мышцами предмет в таком положении как можно дольше. Такое упражнение позволяет тренировать не только правильный вдох, но и «опору» дыхания.

Когда ребенок почувствует правильную работу дыхательной мускулатуры, можно приступить к упражнениям на управление струей воздуха, так как она, словно смычок у скрипки, отвечает за динамические оттенки, интонацию, тембр, краски звука. Примеры упражнений:

• сделать правильный, глубокий вдох, выдыхать, держа перед собой салфетку, раскачивая ее воздухом в разные стороны;

• положить на стол кусок ваты или легкий пластмассовый, или пенопластовый шарик, двигать его струей воздуха в разных направлениях, ускоряя или замедляя скорость выдоха;

• использовать «аэробол», тренажер для речевого дыхания, применяемый логопедами. Принцип действия таких тренажеров достаточно прост, ребенок дует в специальную трубочку с шариком, так, чтобы шарик какое-то время находился в воздухе.

По такому принципу можно придумывать разнообразные игры и упражнения, все зависит от фантазии и технической оснащенности педагога. Представленные упражнения на дыхание по контролю вдоха и выдоха позволяют не только хорошо почувствовать работу исполнительского дыхания, но и являются хорошими помощниками при восстановлении после бронхита и пневмонии, так как позволяют задействовать полный объем легких.

Таким образом, анализируя различные источники о влиянии занятий на духовых инструментах на детей с бронхолегочными заболеваниями, можно сделать вывод о том, что такие занятия возможны, они оказывают положительное влияние на здоровье ребенка. По нашему мнению, главной особенностью занятий с болеющими и восстанавливающимися после заболеваний детьми - давать им время на отдых и восстановление сил. Чередовать физические упражнения с игрой на инструменте, различными музыкальными играми, рассказами о композиторах, прослушиванием музыки в исполнении педагога, в концертных видеозаписях. Для достижения положительных результатов в овладении инструментом и главное, избавлении от заболеваний, заниматься нужно регулярно. Для этого желательно составить подробный план самостоятельных занятий и приобрести помощь родителей.

ЛИТЕРАТУРА

Диков Б.А. 1962. Методика обучения игре на духовых инструментах. М.: Музгиз. 116 с.

Любарский А. Г. 1995. Способ лечения бронхиальной астмы у детей 5-13 лет. Патент на изобретение, номер патента: RU 2045303 C1, Патентное ведомство: Россия. 6 с.

Платонов Н.И. 2017. Методика обучения игре на флейте. Флейта: методика обучения: сборник статей. Ред.-сост. М.А. Вологдина. СПб: Композитор. 240 с.

Чернова М.А. 2015. Здоровьесберегающие технологии в обучении игре на духовых инструментах (комплексно-целевая программа городского округа Балашиха Московской области). - Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве. 2: 117-122.

Gisler-Haase B. 1996. Magic flute. Wien: Copyright Universal Edition. 84 p.

Graf P.-L. 1991. Check-up. 20 Basic Studies for Flutists. Mainz: Schott. 48 p.

Kreuter M., Kreuter C., Herth F. 2008. Pneumological Aspects of Wind Instrument Performance-Physiological, Pathophysiological and Therapeutic Considerations. - Pneumologie. 62 (2): 83-87.

Lucia R. 1994. Effects of Playing a Musical Wind Instrument in Asthmatic Teenagers. - The Journal of asthma: official of the Association for the Care of Asthma. 32 (5): 375-385.

Получена / Received: 06.03.2021

Принята / Accepted: 09.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.