Научная статья на тему 'Особенности законодательства Узун Хасана Аккоюнлу в Азербайджане в XV веке'

Особенности законодательства Узун Хасана Аккоюнлу в Азербайджане в XV веке Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
219
50
Поделиться
Ключевые слова
ПОДАТИ И ПОВИННОСТИ / КАЛАНТАР / ТАМГА / БАДЖ / «СУЛТАНИ АДИЛ» / ФАЗЛУЛЛАХ РУЗБИХАН

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Сейидов Мираферим

Статья посвящена вопросам законодательства Азербайджана в XV веке. С целью пополнения казны, ограничения злоупотреблений чиновников и феодалов, точной фиксации податей и повинностей Узун Хасан провел крестьянскую податную реформу и издал «Канун-наме», или книгу «Узаконения». Следует отметить, что эти законы действовали и в XVI веке в Сефевидском государстве, а также в восточных областях Османской империи, ранее входивших в состав государства Аккоюнлу. «Узаконения» Узун Хасана подробно рассматривают положение крестьянства, взаимоотношения крестьян и государства. Уточняя количество налогов и податей, Узун Хасан ограничивал злоупотребления феодалов и чиновников при сборе налогов. Однако это не привело к качественным изменениям в положении крестьян.

Текст научной работы на тему «Особенности законодательства Узун Хасана Аккоюнлу в Азербайджане в XV веке»

УДК [94:336.22](479.24)«14»

СЕЙИДОВ М.Н. Особенности Законодательства Узун Хасана аккоюнлу в Азербайджане в XV веке

Статья посвящена вопросам законодательства Азербайджана в XV веке. С целью пополнения казны, ограничения злоупотреблений чиновников и феодалов, точной фиксации податей и повинностей Узун Хасан провел крестьянскую податную реформу и издал «Канун-наме», или книгу «Узаконения». Следует отметить, что эти законы действовали и в XVI веке в Сефевидском государстве, а также в восточных областях Османской империи, ранее входивших в состав государства Аккоюнлу. «Узаконения» Узун Хасана подробно рассматривают положение крестьянства, взаимоотношения крестьян и государства. Уточняя количество налогов и податей, Узун Хасан ограничивал злоупотребления феодалов и чиновников при сборе налогов. Однако это не привело к качественным изменениям в положении крестьян.

Ключевые слова статьи: подати и повинности, калантар, тамга, бадж, «Султани Адил», Фазлуллах Рузбихан.

Междоусобицы среди Тимуридов, начавшиеся сразу же после смерти завоевателя (1405), расшатали их власть в Азербайджане. Стремление избавиться от иноземных завоевателей, положить конец их грабежам и насилиям охватило все слои населения. Таким образом, в начале XV века наступил исключительно благоприятный момент для освобождения и объединения Азербайджана под одной властью.1

Племенные конфедерации Каракоюн-лу и Аккоюнлу в XIV веке кочевали в Восточной Анатолии. Это были тюркские племена огузского происхождения, говорившие на южных диалектах азербайджанского языка. По мнению проф. Петрушевс-кого, к моменту образования в состав государства Каракоюнлу входили кроме Азербайджана (к югу от Куры) некоторые области Ирана, Восточная Анатолия и Ирак арабский с Багдадом.2 Не вдаваясь в подробности истории государства Каракоюнлу, стоит отметить стремление его основателя Кара-Юсуфа объединить весь Азербайджан под своей властью в рамках

единого государства. Азербайджанское государство Каракоюнлу просуществовало с 1410 по 1467 г.

К этому времени в восточной части Малой Азии сложилось более сильное новое государственное образование другого объединения огузского племени аккоюнлу во главе с племенем байандури, к которому принадлежала правящая династия. В 1467 году в сражении в Мушской долине Джаханшах Каракоюнлу был разбит Хасан-беком - предводителем племени аккоюнлу, прозванным за свою высокую и худощавую фигуру Узун Хасаном («Длинный Ха-сан»). Он был одним из талантливых правителей и полководцев Передней Азии в XV веке. Государство Аккоюнлу помимо Азербайджана (кроме Ардебильского округа) включало в свой состав Курдистан, Восточную Анатолию, арабский Ирак и почти весь Иран. Особенно при Узун Хасане (14531478) государство Аккоюнлу достигло значительного могущества.

Узун Хасан был также выдающимся политиком и государственным деятелем. Эго политические идеи были гораздо

шире обычного уровня представлений кочевых вождей. Будучи правителем небольшого бейлика в Диярбекире, он создал огромное государство, метрополией которого был Азербайджан. При нем Азербайджан впервые вошел в сферу европейской и мировой политики, с которым считались и на Востоке, и на Западе. В отличие от кочевых вождей, деятельность которых ограничивалась ограблением завоеванных стран, Узун Хасан заботился о развитии производительных сил, стремился заручиться поддержкой оседлого населения.3 Он понимал необходимость привлечь симпатии населения на сторону власти. По утверждению И. П. Петрушевско-го, Узун Хасан старался привлечь к себе симпатии всехазербайджанцев, был азербайджанским государем.4 Современники характеризируют Узун Хасана как просвещенного и мудрого правителя, называя его «Султани Адил» (т.е. «Справедливый султан»).

Правители Аккоюнлу наделяли своих вассалов большими земельными владениями - союргалами. Союргалы передавались по наследству, пользовались налоговым и административным иммунитетом. Таким образом, они фактически не подчинялись центральной власти. Это способствовало сепаратистским явлениям. Они представляли собой «государство в государстве» и таили в себе угрозу для его единства. Во внутренней политике Узун Хасан опирался на духовенство и бюрократию, стремился ослабить военно-кочевую знать, всячески боролся со злоупотреблениями чиновников. Подати и повинности были тяжелыми, в результате злоупотреблений налоговых чиновников их размеры частенько увеличивались. Вводились новые сборы и повинности, не предусмотренные законом («гейри хукми»). С целью пополнения казны, ограничения злоупотреблений чиновников и феодалов, точной фиксации податей и повинностей Узун Хасан провел податную реформу и издал «Канун-наме», или книгу «Узаконения». В народе они назывались «Законы Гасан-падишаха». Следует отметить, что эти законы действовали и в XVI веке в Се-февидском государстве, а также в восточ-

ных областях Османской империи, ранее входивших в состав государства Аккоюнлу. Яхья Казвини в своем труде «Луббат-таварих» (написан в 1541/42 годах. - С.М.) писал: «Великий Эмир Абуль-наср Гасан бек бин Али бек бин Осман бек бин Кутлуг бек бин Гаджи бей был справедливейшим государем. По сегодняшний день изданный им закон остается в силе».5 По утверждению автора труда «Шерефнаме» Ше-рафеддина Битлисли, в конце XVI века государственные органы в Азербайджане руководствовались «Законником» Узун Гасана.6

Как отмечалось выше, чиновники собирали налоги по своемуусмотрению, так как не было писаных законов о налогах. Городские середняки и беднота, особенно крестьяне, мучились под тяжелым бременем непосильных налогов. Гасан бек Румлу писал: «Все подвергались грабежу со стороны мухассилов».7 Неприязнь между крестьянами и правящими классами достигла наивысшей точки. В корне этой неприязни стояло отсутствие единых законов, регулирующих сферу налогов.

И.П. Петрушевский утверждает, что податная реформа Узун Хасана временно облегчила положение оседлого населения. Однако к концу XV века их положение вновь ухудшилось. Вокруг этого утверждения И.П. Петрушевского можно вести дискуссию. Как было указано выше, законы Гасан падишаха оставались в силе до конца XVI века. Если они были несправедливыми, то крестьяне могли взбунтоваться. Джелаледдин Мухаммед Даввани в своем труде «Ахлаг-и джелали» писал: «Несмотря на молодость, его высочество большую часть своего времени уделял делам управления государством, добрым делам для подданных, справедливости, научным истинам, редким указам и наставлениям ученым».8 С другой стороны, уточняя количество налогов и податей, Узун Хасан по утверждению самого И.П. Петрушевс-кого, ограничивал злоупотребления феодалов и чиновников при сборе налогов.

В. Минорский исследовал фирман о союргале, изданный в Мардине 5-го числа месяца шабан 903 года по хиджри (30 марта 1498 года) правителем Аккоюнлу

Касым бин Джахангиром. В фирмане приводится 23 наименований налогов и податей.9 И.П. Петрушевский приводит 35 наименований налогов и повинностей. По его утверждению, некоторые из 35 наименований были известны с эпохи сасани-дов и халифата (харадж, ушр, джизья, би-гар), а некоторые - со времен сельджуков и эльханидов (мутаваджихат-е черик). Отдельные наименования налогов и повинностей встречаются в фирманах правителей Аккоюнлу (мал-у джихад, тафаввуд, тоджихат, коналга, улам, шилтага, авари-за, русум, даругеки, савери, пишкеш, джихад, шикар).10

Тяжелый налог ихраджат взимался с подданных в чрезвычайных случаях. Этот налог использовался для содержания армии, осуществления чрезвычайных мероприятий, погашения расходов высокопоставленных государственных служащих и гонцов. Халисат взимался в счет финансовой тетради в чистом виде. Аваризат -налог за повинности. Подданные выплачивали его также деньгами. Таможенная пошлина также называлась авариз. Этот налог взимался в исключительных случаях. Подданные выполняли повинности для государственных чиновников и помещиков или часть повинностей выплачивали деньгами11. Шенагес взимался с урожая посевных.

Шилтагат - это множественное число персидского слова «шилтаг», означающего несправедливость, насилие.12 Это налог, который взимался государственными чиновниками с подданных путем подлога, иногда насильно. Этот налог не входил в официальный реестр государственных налогов, местные правители безосновательно взимали его с подданных.13 Тоджихат, или мутаваджихат, - название товаров или денежных средств (предназначенных для государства), находящихся в пользовании отдельных людей, учреждений, предприятий, хозяйств. В некоторых случаях с военнослужащих не взимали мутаваджихат.14 Налог тоузиат подразумевал распределение налогов по отдельным регионам. Имелось в виду распределение определенной суммы денег или урожая среди подданных и поручение сбора

этого налога государственным служащим. Налог алафа взимался для кормления служебных лошадей правительственных чиновников. Крестьяне обязывались обеспечивать рабочие лошади государственных служащих фуражом, стойлами и т.д. Налог улафа имел в виду обеспечение крестьянами государственных чиновников ночлегом и продовольствием.15

Следует отметить, что ученые-исследователи Ш. Фарзалиев (Фарзалиев Ш. Азербайджан в XV-XVI вв. Баку, 1983. С. 85), А. Ализаде (Ализаде А.А. Социально-экономическая и политическая история Азербайджана в XIII-XIV вв. Баку, 1956. С. 236), К. Лембтон (Лембтон К. «Малеквезаредар-е Иран». Тегеран, 1960. С. 207-208 /на перс.), О. Эфендиев (Эфендиев О.А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961. С. 42) не проводят четкого разграничения между налогами алафа и улуфа. На самом деле налог алафа означает корм для животных чиновников, а улуфа - это продовольственный налог, взимаемый с населения для чиновников и армии.

Крестьяне были обязаны принимать у себя в доме послов, посыльных, высокопоставленных государственных служащих и представителей дворца, их слуг, обеспечить их ночлегом и продовольствием, а также их животных стойлом и кормом. Этот вид повинности назывался «конал-га»16. (7; с. 30) Петрушевский И.П., ссылаясь на труд Решидаддина «Джами-ат-таварих», утверждает, что «коналга» была тяжелой повинностью. Чтобы избавиться от нее, население поддерживало свои дома в полуразрушенном виде.17

В XV веке государственные служащие обеспечивались верховыми и вьючными животными на дорогу. Эти животные назывались улаг. Во многих случаях животное конфисковывалось без согласия хозяина. В народе это называли «ат тутду» (ловля лошадей. - С.М.). По утверждению Т.М. Мусеви, эта повинность существовала с эпохи Эльханидов до эпохи Каджаров.18 Улам - это специальный вид повинности, которая обязывала крестьян оказывать государственным чиновникам бесплатные услуги, выполнять обязанности

проводника. По утверждению К.С. Лемб-тона, повинность «улам» появилась в период правления Каракоюнлу и существовала до эпохи Каджаров.

Тагар взимали для нужд армии принцев и кочевой знати с крестьян, горожан и кочевников.19 Бигари - распространенный вид барщины, выполняемый населением бесплатно в пользу государства, правителей провинций, магалов, включал в себя строительство дорог, каналов, дворцов, возведение мостов, а также перевозку строительного материала, леса своей упряжкой.20 Другим известным видом повинности был шикар. Во время охоты шаха, знатных феодалов крестьяне, взяв друг друга за руки, охватывали большую территорию и сгоняли животных к месту, где охотились знатные особы. По утверждению И.П. Петрушевского, в документах той эпохи понятия «бийар» и «шикар» употребляются вместе, подразумевая работу без оплаты. Шикар происходит от «шах» и «кар», что означает «работать для шаха».21 На самом деле шикар - это охота.

Савери обязывал налогоплательщиков приносить подарки феодалам, чиновникам, знатным военным.22

В праздничные дни, особенно когда отмечали Новруз байрам, крестьяне должны были подносить подарки своим господам и местным правителям. Этот вид повинности назывался «новрузи». Подданные через чиновников преподносили шаху подарок - пишкеш. Налог, который платили все мужчины подушно, назывался «се-ране». Русум, взимаемый с населения наличными или урожаем, расходовался на содержание государственного аппарата чиновников, финансовых работников (ру-сум - это «ресм» во множественном числе, означающий обычай, правило. - Авт.).

Законы Узун Хасана определяли также размеры штрафов. Если посев был растоптан верблюдом, лошадью или крупнорогатым скотом, то взимали специальный штраф - «джераими хейванат» (животный штраф. - С.М.) в размере пять акча с поголовья. Если посеву был нанесен значительный ущерб, то хозяин живности наказывался пятью ударами за каждого животного. Человек, подвергаемый наказанию,

не выплачивал штраф. Однако в провинции Харпут хозяин скота подвергался штрафу и получал пять ударов плеткой за каждую скотину.23

С населения собирали определенную сумму денег также во время воинской мобилизации. По сообщению А. Контарини, «Максуд бек (сын Узун Хасана. - Авт.) попытался собрать с населения Тебриза средства для мобилизации армии, однако горожане отказались выполнять его требования, закрыли мастерские и лавки и разошлись по домам».24 Основные доходы государства составляли официальные налоги тамга, бадж и харадж. О налогах тамга и бадж мы рассказали достаточно обстоятельно. Ха-радж взимали с сельскохозяйственной продукции, в основном деньгами. Хараджом называлась также дань, которую выплачивала ежегодно завоеванная страна. В источниках нет сведений о размерах хараджа с сельскохозяйственной продукции. Проведенные нами исследования позволяют утверждать, что понятие ихраджат - это множественное число хараджа.

Проведенное исследование выявило, что основные наименования налогов и повинностей подробно описаны в отдельных трудах. Однако данные о количестве и размерах налогов, сборов, различных штрафов отсутствуют или просто не исследовались. Анализируя проблемы государства и права Азербайджана в XV веке, необходимо установление точных размеров и количества различных налогов, сборов, повинностей, штрафов. Следует отметить, что при сыне Узун Хасана Якубе в 1489 г. была сделана неудачная попытка проведения аграрно-финансовых реформ. В дальнейшем одному из правителей Аккоюнлу Гедек Ахмеду удалось отменить наследственный характер союргалов. Он упразднил ряд тяжких податей и повинностей для крестьянства, желая заручиться его поддержкой.

В конце хотелось бы отметить, что в своде законов Узун Хасана количество и размеры налогов и повинностей были узаконены. Однако это не привело к качественным изменениям в положении крестьян. «Узун Гасан самолично и деспотично увеличил существующие налоги и ввел новые реформы, изменения в налогах не

были качественными и основательными, возможно, только количественными».25 С этими утверждениями К.С. Лембтона можно согласиться. Если в законах Узун Хаса-на были бы учтены интересы крестьян, то исполнение этих законов в течение века могло вызвать недовольство феодалов. Но таких случаев не было. После Узун Хасана положение крестьян еще более ухудшилось. На основе указа Узун Хасана можно прийти к выводу, что в XV - XVI веках прикрепление крестьян к земле было узаконено. Достаточно привести такой факт, что если крестьянин не обрабатывал закрепленную за ним землю, а обрабатывал другую, то с него в виде наказания взималась дополнительная бахра. Фазлуллах Рузби-хан писал: «В результате произвола калан-тара и финансовых уполномоченных положение подданных значительно ухудшилось»26 (12; р. 104). Рассмотренные нами налоги, подати и повинности, их количество и размеры более чем убедительно показывают тяжелое положение крестьян Азербайджана того времени.

1 Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в XV веке. ССИА. Выпуск 1. Издательство АН Аз. ССР Баку, 1949. С. 153.

2 История Азербайджана. Баку, 1995. С. 230; Исмаилов Х. История государства и права Азербайджана. Баку: Нурлан, 2006. С. 198.

3 Петрушевский И.П. Государства Азербайджана в XV веке. ССИА. Выпуск 1. Издательство АН Аз. ССР. Баку, 1949. С. 167.

4 Там же. С. 171.

5 Яхья Казвини. «Луббат Таварих». Тегеран, 1984. С. 358.

6 Шерафетдин Битлиси. «Шерефнаме». СПб.: Изд. Вельямино-Зерновой, 1862. Т. II. С. 190-191.

7 Фарзалиев Ш. Азербайджан в вв. Баку, 1983. С. 81.

8 Джелаледдин Мухаммед Даввани. Ахлаг-и Джаллаи. Библиотека Ленинградского института азиатских народов. Рукопись Р-Л/311. Л. 214.

9 V. Minorsky. Soyurbhal of Qasim B. Jahangir Aq-Qoyunlu, 903(1498), Bulletin of the School Oriental Studies. Vol. IX. Part 4. London, 1939. Pp. 927-960.

10 Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношенений в Азербайджане и Армении в XVI-начале XIX века. Ленинград, 1949. С. 265.

11 Папазян А.Д. Персидские документы Ма-тенадарана. Ереван, 1956. С. 196.

12 Персидско-русский словарь. Москва, 1983. Т. II. С.111.

13 Мусеви Т.М. Документы по истории средних веков Азербайджана на персидском языке. Баку, 1965. С. 36.

14 Мусеви Т. М. Средневековые документы по истории Баку. Баку, 1967. С.61.

15 Там же. С. 29-30.

16 Там же. С. 30.

17 Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношенений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX века. Ленинград, 1949.С. 274.

18 Мусеви Т. М. Средневековые документы по истории Баку. Баку, 1967. С. 30.

19 Эфендиев А. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961. С. 41.

20 Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношенений в Азербайджане и Армении в XVI-начале XIX века. Ленинград, 1949. С. 284-285.

21 Петрушевский И.П. Очерки по истории феодальных отношенений в Азербайджане и Армении в XVI-начале XIX века. Ленинград, 1949. С. 289.

22 Там же. С. 280-281.

23 Омар Лютфи Баркан. Законы Узун Xасан бея в эпоху Османов (на тур. яз). Анкара: Тарих весикалары, 1941-1942. № 3. С. 106.

24 БИПР. СПб., 1836. С. 47.

25 Лембтон К.С. Малеквезаредар-е Иран. Тегеран, 1960. С. 205.

26 Фазлуллах Рузбихан Xунджи. Тарих алем арайи Амини (пер. с персидского с сокращениями на англ., пер. В. Минорского). Persian in AD 1478-1490, An abriclged translation of Fazlullah Ruzbihan Khunju: Tarikhi Alam - ara-yi Amini. London, 1957. Р. 104.