INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Features of the 2017 Cybersecurity Law of the People's Republic of China and international reaction to its adoption
Особенности Закона о кибербезопасности Китайской Народной Республики 2017 г. и международная реакция на его принятие
Балакин Дмитрий Александрович, Аликберова Альфия Рафисовна
Казанский (Приволжский) федеральный
университет, Казань, Россия Автор, ответственный за переписку: Д.А. Балакин, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9173-6368
Dmitry A. Balakin, Alfiya A. Alikberova
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia Corresponding author: D. Balakin, [email protected] https://orcid.org/0000-0002-9173-6368
удк 93 | научная статья | https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-152-163
АННОТАЦИЯ
В работе дается анализ принятого в 2017 году Закона о кибербезопасности Китаискои Народнои Республики, раскрываются его положения (понятие «операторов», новые правила защиты персональных данных, критическои информационнои инфраструктуры, ограничения на экспорт информации) и дается их характеристика. Закон представляется как часть бу-дущеи системы информационнои безопасности КНР, основа для следующих законных актов в сфере кибербезопасности. Затем в статье представляется набор материалов крупнеиших СМИ, правозащитных организации по поводу принятия Закона, приводятся их основные нар-ративы и раскрывается их назначение, находится признак информационнои кампании
ABSTRACT
The article analyzes the Cybersecurity Law of the People's Republic of China adopted in 2017, reveals its provisions (the concept of "operators", new rules for the protection of personal data, critical information infrastructure, restrictions on the export of information) and gives their characteristics. The law is presented as part of the future information security system of the People's Republic of China, the basis for the following legal acts in the field of cybersecurity. Then the article presents a set of materials from the largest media, human rights organizations on the adoption of the Law, describes their main narratives and their purpose, finds a sign of an information campaign against the PRC, compares their arguments with the actual state of affairs. The article also gives materials of
исторические НАУКИ & международные отношения | БАлдкин Д.А., АликБЕроБА А.Р. | [email protected] | УДК 931 научная СТАТЬЯ
против КНР, их аргументы сравниваются с деиствительным положением дел. Также приведены материалы россииских СМИ, занимающие нейтрально-положительную позицию в отношении Закона.
Ключевые слова: Китаиская Народная Республика, безопасность, кибербезопасность, закон, средства массовои информации, реакция.
Для цитирования: Балакин Д.А., Алик-берова А.Р. Особенности Закона о кибербез-опасности Китаискои Народнои Республики 2017 г. и международная реакция на его принятие. Современные востоковедческие исследования. 2023; Том (2). С. 152-163 Ы^:// doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-152-163
the Russian media, which take a neutral-positive position on the Law.
Keywords. People's Republic of China, security, cybersecurity, law, mass media, reaction.
For citation: Balakin D.A., Alikberova A.A. Features of the 2017 Cybersecurity Law of the People's Republic of China and international reaction to its adoption. Modern Oriental Studies. 2023; Volume 5 (№2). P. 152-163 (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2686-9675-2-2023-152-163
Введение. В ноябре 2016 года на третьем чтении Всекитаиского собрания народных представителеи был одобрен финальныи текст нового Закона о кибербезопасности Китаискои Народнои Республики. 1 июня 2017 года, несмотря на негативную реакцию со стороны преимущественно стран Запада, Южнои Кореи и Японии, Закон официально вступил в силу. [1] Четырьмя месяцами ранее в Китае прошел 19-ыи Всекитаискии съезд Коммунистически партии Китая, которыи утвердил намерения Си Цзиньпина сделать КНР странои научных и технологических инновации, лидером в области формирования надежного национального киберпространства, развития цифровои индустрии и «умного общества», подкрепляя все это широкомасштабным инфраструктурным строительством. [2] Таким образом, команда Председателя выдвигает на переднии план дальнеи-
шее развитие информационно-коммуникационных технологии (ИКТ), так как они играют и будут играть решающую роль во внутреннеи и внешнеи экономике КНР. Принятыи Закон о кибербезопасности призван установить базовые положения обеспечения информационнои безопасности государства в условиях все новых вызовов и рисков киберпространства. Амбициозные и детально проработанные национальные планы КНР ставят все новые цели и задачи в области развития и имплементации высоких технологии, искусственного интеллекта; к тому же, у КНР нет проблем с инвестированием в определенные отрасли своего широкомасштабного и хорошо защищенного рынка. Усилия Китая по контролю цифрового пространства определенно направлены на конструирование лучшеи в мире структуры управления информационными технологиями.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Результаты. Закон о кибербезопасности КНР 2017 года является лишь одним из основополагающих документов развития Китая в области безопасности вообще и информационнои безопасности в частности. Тем не менее, будет явно не лишним раскрыть суть его основных положении и проанализировать их значение, прикинуть заданные Китаем тенденции в сфере кибербезопасности, понять, что из содержания Закона вызвало опасения у его экономических партнеров.
К основным положениям Закона мы можем отнести: создание понятия «операторы» сетеи и присвоение им определеннои ответственности; подчеркивание важности защиты «критическои информационнои инфраструктуры»; установка конкретных требовании и ограничении по распоряжению персональными данными пользователеи сетеи; ограничения на экспорт информации; установка проверок и сертификации продуктов и техники сферы информационнои безопасности; введение системы санкции нарушителям Закона.
Согласно 76 статье Закона, «операторами» сетеи признаются владельцы, управляющие цифровых сетеи, а также проваидеры и любые организации и предприятия, ведущие бизнес посредством сетеи и/или предоставляющие информационные продукты, могут считаться операторами. К примеру, сети банков, страховых компании, фондов могут считаться операторами, если в своеи деятельности применяют Интернет и собирают персональные данные пользователеи. Следуя тои же логике, любая современная фирма, непременно имеющая свои
цифровои «филиал», будет бесспорно считаться оператором согласно букве Закона.
10 и 21 статьи Закона дополняют понятие «оператор» перечислением их новых официальных обязанностеи перед государством. Операторы должны сохранять целостность, секретность и возможности доступа к любым данным, с которыми они имеют дело; обеспечивать все необходимое для защиты сетевых операции, вовремя реагировать на прецеденты нарушения информационнои безопасности и кибер-преступности - сообщать о них властям. Также Закон гарантирует создание в будущем КНР системы конкретных процедур по профилактике повреждения, утечек, подделок данных, нежелательного доступа, нарушения и уничтожения сетевои инфраструктуры.
22 статья обязывает операторов-производителеи цифровых товаров и услуг (в том числе продуктов сферы цифровои безопасности) устранять все недостатки и уязвимости их сетеи и продуктов, а также проводить регулярную проверку безопасности, чеи регламент должен быть прописан в договоре между производителем и потребителем.
Судя по вышеизложенным положениям, КНР назначает ключевыми задачами для сетевых операторов: а) создание эффективнои системы администрирования безопасности — при помощи новых правил, регламентов, методических рекомендации; б) поиск рациональных технических решении в целях борьбы с ки-беругрозами; в) улучшение возможностеи защиты данных — шифрования, резервного копирования. Основным недостатком этих статеи
исторические НАУКИ & международные отношения | БАДАкин Д.А. | [email protected] | УДК 931 научная СТАТЬЯ
Закона заграничные предприниматели сразу же стали называть чрезмерную широту понятия «оператор»: практически любая фирма подпадает под новые строгие правила.
Статьи 31 и 38, в свою очередь призваны подчеркнуть необходимость обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры. Такие сферы как цифровое администрирование и государственные онлаин -услуги, общие цифровые коммуникации, экономика, финансы, транспорт и другие определены Законом как первостепенно важные, так как их уничтожение, повреждение, потеря функциональности, конфиденциальности определенно наносит значительныи ущерб государству, национальным интересам и безопасности.
Государственному совету КНР Закон поручает разработку правил и мер, призванных обеспечить защиту критическои информацион-нои инфраструктуры. Помогать ему в этом Закон обязывает вышеописанных операторов — они должны оценивать состояние защиты своих сетеи как минимум раз в год и направлять результаты проверок в органы, ответственные за критическую информационную инфраструктуру. Впрочем, Закон не определяет точные масштабы инфраструктуры, которую следовало бы признать критически важнои.
Новые правила для граждан КНР, касающиеся защиты персональных данных, представлены в Законе статьями 22, 41-45. В первую очередь, Закон подчеркивает, что в КНР запрещено получать персональные данные граждан иначе, как с их собственного согласия при предварительном уведомлении граждан о том, что
их данные будут собраны, переданы или каким -либо другим способом использованы. Даже при поверхностном анализе причин, почему это положение есть в Законе, на ум сразу приходит как минимум участившиеся случаи массовои покупки и продажи различными организациями баз данных, содержащих персональные данные граждан, такие как номер телефона, электронная почта, фактическии адрес проживания. Ни для кого не секрет, что подобные «утечки» ведут к большому количеству иных видов мошенничества с использованием персональных данных граждан.
Также, операторы обязываются Законом осуществлять сбор и хранение персональных данных в соответствии с самим Законом, соглашениями с гражданами и внутренними правилами, которые, как было сказано выше будут разработаны государственными органами КНР. Операторам запрещается утаивать, повреждать или уничтожать собранные персональные данные, но незаконно собранные данные могут (и должны) быть удалены по первому запросу гражданина, которому принадлежат эти данные.
37 статья Закона устанавливает ограничения на экспорт информации, связаннои с критическои информационнои инфраструктурой Если условия того или иного бизнеса требуют передачи подобнои информации за рубеж, весь процесс передачи должен быть проверен органами кибербезопасности. По выходе Закона он подвергся серьезнои критике за отсутствие конкретного набора правил передачи информации за рубеж, дабы не растягивать деловые процессы на долгие сроки проверок.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
С другои стороны, стремление КНР хранить критически важную информацию внутри своих границ понимаемо и законно. Также, статья обещает бизнесу принятие органами кибербез-опасности рекомендации и правил организации хранения информации внутри КНР.
Отдельно, статьями 23 и 35 обозначается обязанность проваидеров сетеи и прочих продавцов цифровых продуктов проверять продукцию на полное соответствие нормам безопасности, согласно Закону. То есть, перед релизом и продажеи цифровая продукция будет проходить обязательную сертификацию. 23 статья гласит, что Госсовет КНР разработает специаль-ныи каталог необходимого для обеспечения безопасности оборудования и продуктов. Операторы критическои информационнои инфраструктуры будут проходить проверки при приобретении любых цифровых продуктов и услуг.
И, наконец, как бы подводя итог вышеизложенному, статьи 64 и 66 устанавливают санкции для нарушителеи Закона. Так, операторы, пренебрегшие 37 статьеи об ограничениях на вывоз информации за рубеж, могут быть оштрафованы на сумму от 50 до 500 тысяч юанеи. Нарушители 22 статьи (операторы, не проводившие должные проверки цифровои безопасности), 41, 42 и 43 статеи (злоупотребившие доступом к персональным данным граждан) могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до миллиона юанеи. Также, Закон допускает остановку деятельности оператора, конфискацию нелегального дохода, отзыв бизнес-лицензии у провинившихся предприятии.
Подводя итог, стоит отметить, что Закон о кибербезопасности КНР 2017 года, хоть и является центральным законом в области инфор-мационнои безопасности, есть все же часть определеннои, планомерно выстраиваемои в КНР системы законов и государственных структур. К Законам о национальнои безопасности (2015) [3] и контртерроризме (2015, в 2018 г. внесены поправки) [4] прибавляются следующие документы:
- Национальная стратегия КНР в киберпро-странстве (2016); [5]
- Международная стратегия сотрудничества в киберпространстве (2017); [6]
- Пятилетние план информатизации (напр., 2016-2020); [7]
- Пятилетние планы осуществления основных научных и технологических проектов (2016); [8]
Регламент Постоянного комитета Всеки-таиского собрания народных представителеи по укреплению сети и защите информации. [9]
Закон о кибербезопасности КНР еще в стадии драфта в 2016 году подвергся масштабнои критике со стороны представите-леи зарубежного бизнеса, некоторых государственных служащих других стран, международных правозащитных организации. В даннои работе мы рассматриваем: объединенное письмо организации премьер-министру КНР Ли Кэцяну (и всем органам, ответственным за написание и принятие Закона); официальную реакцию правозащитных организации Amnesty
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | БАЛАКИН Д.А. | [email protected] | УДК 931 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
International и Human Rights Watch; основные нарративы ведущих западных и российских СМИ.
Итак, в мае 2017 года группа из 54 организации из разных стран подписали и адресовали Управлению по вопросам киберпростран-ства КНР (Cyberspace Administration of China), Постоянному комитету Всекитаиского собрания народных представителей Министерству торговли открытое письмо, касающееся черновика Закона о кибербезопасности. [10] Заметим, что это третье письмо в серии критических писем этих подписантов китаискому правительству, два предыдущих были отправлены в августе и ноябре 2016 года. Среди подписавших письмо организации наличествуют как представители бизнеса, так и государственные органы некоторых стран: Торговая палата США, Японская торгово-промышленная палата, Евро-пеиская банковская федерация. Также присутствуют представители Канады, Великобритании, Южнои Кореи, Сингапура. Можно заметить, что американские организации в списке превалируют. В письме многократно повторяется следующии нарратив: посредством разработки такого Закона, Китаи удаляется от равноправных и надежных торговых отношении с зарубежными странами, ставя миллиарды долларов перед риском, так как Закон ограничивает экспорт информации и зарубежное производство цифровых продуктов, «двигаясь прочь от двусторонних обязательств». Таким образом, считают подписанты письма, КНР исключает из рынка иностранных конкурентов. В конце письма авторы предлагают отложить принятие Закона и заняться разработкои положении, «отвечающих прежним заявлениям
КНР, международным нормам и нормам ВТО».
С несколько другои стороны высказались по этому поводу международные правозащитные организации Amnesty International [11] и Human Rights Watch. [12] Генеральными нар-ративами отчета первои стали: 1) Закон нарушает свободу выражения мнения и право на защиту личнои информации; 2) наблюдение над сетями превышает необходимую норму; 3) Законом легко злоупотребить; 4) Закон должен быть отозван и пересмотрен. Высказывание же руководителя второи организации делали упор на следующее: Закон — регрессивная мера, усиливающая цензуру, наблюдение и контроль в Сети; Закон принят вопреки просьбам иностранных компании; Китаискому интернету «нужно больше свободы, не меньше».
Председатель Торговои палаты США в КНР Джеимс Циммерман неоднократно публично высказывался о Законе, называя его «шагом назад» для китаиских инновации; нечетким, двусмысленным законом, которыи может быть подвергнут широкои трактовке со стороны властеи. [12] Его слова были использованы во множестве материалов крупнейших СМИ, чья позиция по поводу принятия Закона приведена ниже.
Американскии ресурс «CNN Business» называет Закон противоречивым, усиливающим «хватку Китая на Интернете», выражает обеспокоенность, что дела КНР с иностранными корпорациями, и так не очень хорошие, станут хуже. [11] Также канал делает акцент на недовольстве предприятии обязательствами, которые накладывает Закон, «препятствуя
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
торговле и инновациям». [13] Той же тактике следуют материалы британского агентства Reuters», добавляя, что Закон — это часть «облавы» правительства Си Цзиньпина на гражданское общество. [14] Тему нарушения порядков гражданского общества продолжает вашингтонская «Foreign Policy», называя Закон «новым режимом кибербезопасности», пренебрегающим правами человека. Газета приводит мнения представителеи правозащитных организации, которые сходятся во мнении, что Закон ужесточает контроль государства над обществом. [15] «New York Times», поддерживая высказывания Дж. Циммермана, утверждает, что положения Закона размыты и двусмысленны, а иностранные фирмы рискуют понести дополнительные расходы, а то и вовсе лишиться торговои лицензии, если Законом будут злоупотреблять. [16]
Определенныи контраст с предыдущими нарративами вызывают статьи крупнеиших россииских СМИ касаемо Закона. Стоит отметить, что в период публикации черновика и принятия Закона россииские СМИ не выпускали столь большого количества материалов об этом. В качестве примера были взяты материалы агентств «ТАСС» [17], «РИА Новости». [18] Обе статьи написаны в неитрально-положительном ключе: первыи ресурс, рассказывая о новых правилах киберадминистрации Китая 2020 года, перечисляет преимущества такои политики, не касаясь тем нарушении прав граждан или иностранных фирм, приводит мнение экспертов о «здоровом развитии кибериндустрии КНР»; второи описывает реакцию Amnesty International в самом конце
материала, до этого также перечислив сильные стороны Закона, используя при этом такие формулировки как «власти будут добиваться безопасного, открытого, узаконенного киберпро-странства», «обеспечить полную безопасность основнои информационнои инфраструктуре страны и активно бороться с проявлениями кибертерроризма, мошенничества и другими преступлениями в интернете».
Выводы. Проанализировав Закон о кибербезопасности КНР 2017 года, мы можем выделить ряд достоинств и недостатков Закона. К достоинствам, несомненно, следует отнести следующее:
- Закон в его последнеи редакции является основои для последующих законов, других актов, правил и рекомендации для органов национальнои безопасности и «операторов»;
- Новые правила о персональных данных дают властям КНР широкие возможности профилактики преступлении в киберпро-странстве;
- Китаиские фирмы получают несомненное преимущество перед иностранными, так как им не нужно вывозить информацию за рубеж и, соответственно, нести издержки в связи с запретом ее экспорта Законом;
- Придается первостепенная важность «критическои информационнои инфраструктуре», что четче обрисовывает современные приоритеты национальнои безопасности Китая.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | БАЛАКИН Д.А. | [email protected] | УДК 931 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
К недостаткам мы относим:
- Закон без достаточного количества иных актов, уточняющих те или иные его положения, дающих конкретные инструкции «операторам» и правительственным структурам, уязвим для злоупотребления;
- Большие внутренние накопления персональных данных могут стать причинои колоссальных утечек;
- Контуры критическои информационнои инфраструктуры Законом не обрисованы: неясно, где она начинается и заканчивается;
- Иностранные фирмы в Китае оказываются перед лицом новых издержек.
Впрочем, по нашему мнению, все эти недостатки могут быть успешно устранены достаточных количеством дополнительных уточняющих законов и методических рекомендации для государственных органов и операторов сетеи.
Что же касается реакции стран Запада и их политических союзников на принятие Закона, мы выделили следующие основные нар-ративы, совпадающие в их материалах: 1) Закон неясен и двусмыслен; 2) Закон нарушает порядки свободного рынка; 3) Закон нарушает права человека и ужесточает контроль государства над обществом.
По краинеи мере два из трех этих утверждении, особенно третье, краснои линиеи проходят через американские и другие западные СМИ, предшествуя масштабнои информационнои кампании администрации Д. Трампа про-
тив Китая, а также торговои воине США и КНР, которая продолжается по сеи день, обрастая политическими кризисами уже при администрации Дж. Баидена (которыи прибавил к экономическому недовольству обвинения в нарушении прав человека). Так что, без всякого сомнения, реакции перечисленных СМИ, политиков, организации являются частью этои инфор-мационнои кампании, основным признаком которои является единодушие СМИ. Успехи КНР в киберпространстве потенциально отрезают американские и др. фирмы от огромных доходов, в случае если китаискими технологиями захотят воспользоваться другие страны. Этои же цели служат экономические санкции против Китая последних лет.
СМИ, не идущие в фарватере повестки западных, такие как россииские, не приводили подобных аргументов в отношении Закона, восприняв его как нормальную практику суверенного государства, что вполне вписывается в россиискую политику стратегического сотрудничества и взаимного невмешательства в дела друг друга с КНР.
Анализ Закона, а также международных точек зрения на него, склоняет нас к следующим выводам: Китаиская Народная Республика, как суверенное государство, имела полное право принять Закон о кибербезопасности 2017 года: Закон делает ясно видимыи акцент не на ужесточении контроля над гражданским обществом и деятельностью иностранных фирм, а на создании основы для будущеи пере-довои информационнои инфраструктуры. Подобная вещь не может существовать без
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
надлежащей системы безопасности, именно поэтому власти КНР начали с разработки ее системы. Негативная реакция со стороны упомянутых субъектов вызвана следованием гене-ральнои линии политики США в отношении КНР — недопущение становления Китая веду-щеи экономическои державои мира. Впрочем, мы уверенно ожидаем такого же подхода со стороны «международного сообщества» по отношению и к следующим шагам КНР к полному информационному суверенитету.
Список литературы
1. Закон о кибербезопасности Китаискои Народнои Республики. Принят 1.06.2017 г. Baidu. https://baike.baidu.com/item/% E4%B8%AD%E5%8D%8E%E4%BA%BA% E6%B0%91%E5%85%B1%E5%92%8C% E5%9B%BD%E7%BD%91%E7%BB%9C% E5%AE%89%E5%85%A8%E6%B3% 95/16843044?fr=aladdin (дата обращения 31.01.2023)
2. Аналитика: Некоторые тезисы доклада Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на XIX Всекитаиском съезде Коммунистически партии Китая. Ассоциация россииских банков. https://arb.ru/ banks/analitycs /
nekotorye_tezisy_doklada_generalnogo_sekr etarya_tsk_kpk_si_tszinpina_na_xix_vsek-10156725/ (дата обращения 31.01.2023)
3. National Security Law of the People's Republic of China (2015). China Services Info. https://govt.chinadaily.com.cn/ s/201812/11/
WS5c0f1b56498eefb3fe46e8c9/national-
security-law-of-the-peoples-republic-of-china-2015-effective.html (дата обращения 31.01.2023)
4. Counter-Terrorism Law of the People's Republic of China (Принят в 2015 г., внесены поправки в 2018 г.). China Law Translate. https://www.chinalawtranslate.com/en/ counter-terrorism-law-2015/ (дата обращения 31.01.2023)
5. National Cyberspace Security Strategy (2016). China Copyright and Media. https:// chinacopyrightandme-dia.wordpress.com/2016/12/27/national-cyberspace-security-strategy/ (дата обращения 31.01.2023)
6. International Strategy of Cooperation on Cyberspace (2017). Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. https:// www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/ zzjg_663340/jks_665232/kjlc_665236/ qtwt_665250/201703/ t20170301_599869.html (дата обращения 31.01.2023)
7. State Council releases five-year plan on informatization. The State Council. http:// english.www.gov.cn/policies/ latest_releases/2016/12/27/ content_281475526646686.htm (дата обращения 31.01.2023)
8. National 13 th Five-Year Plan for S&T Innovation. The State Council. http://www.gov.cn/ zhengce/content/2016-08/08/ content_5098072.htm (дата обращения 31.01.2023)
9. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Strengthening
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | БАЛАКИН Д.А. | [email protected] | УДК 931 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Information Protection on Networks (2012). China Law Info. http:// 16.
www.lawinfochina.com/display.aspx? id=12589&lib=law (дата обращения 31.01.2023)
10. To Chinese Communist Party Central Leading Group for Cyberspace Affairs... The US- 17. China Business Council. https:// www.uschina.org/sites/default/files /
may_2017_global_association_letter_on_cybe rsecurityjaw_implementation_final.pdf 18.
(дата обращения 31.01.2023)
11. China's 'draconian' new cybersecurity law slammed by rights groups and businesses. CNN Business. https:// money.cnn.com/2016/11/07/technology/ china-cybersecurity-law/index.html?iid=EL
1.
(дата обращения 31.01.2023)
12. Legal news: new Cybersecurity law adopted in China. Lawnn. https://www.lawnn.com/ legal-news-new-cybersecurity-law-adopted-china/ (дата обращения 31.01.2023)
13. Global firms to China: Put new cyber rules on hold. CNN Business. https:// money.cnn.com/2017/05/16/technology/ china-cybersecurity-law/index.html?iid=EL (дата обращения 31.01.2023)
14. China adopts cyber security law in face of overseas opposition. Reuters. https:// www.reuters.com/article/us-china-parliament-cyber-idUSKBN132049 (дата обращения 31.01.2023)
15. The 'Chilling Effect' of China's New Cybersecurity Regime. Foreign Policy. https:// foreignpolicy.com/2015/07/10/china-new-cybersecurity-law-internet-security/ (дата
2.
3.
обращения 31.01.2023) China's New Cybersecurity Law Leaves Foreign Firms Guessing. The New York Times. https://www.nytimes.com/2017/05/31/ business/china-cybersecurity-law.html (дата обращения 31.01.2023) Китаи вводит новые правила националь-нои кибербезопасности. ТАСС. https:// tass.ru/ekonomika/8354091 (дата обращения 31.01.2023)
В Китае вступает в силу резонансныи закон о кибербезопасности. РИА Новости. https://ria.ru/20170601/1495523455.html (дата обращения 31.01.2023)
References
Zakon o kiberbezopasnosti Kitajskoj Narod-noj Respubliki. Prinyat 1.06.2017 g. Baidu. https://baike.baidu.com/item/%E4%B8% AD%E5%8D%8E%E4%BA%BA%E6%B0% 91%E5%85%B1%E5%92%8C%E5%9B% BD%E7%BD%91%E7%BB%9C%E5%AE% 89%E5%85%A8%E6%B3%95/16843044? fr=aladdin (data obrashcheniya 31.01.2023) Analitika: Nekotorye tezisy doklada Gen-eral'nogo sekretarya CK KPK Si Czin'pina na XIX Vsekitajskom s"ezde Kommunisticheskoj partii Kitaya. Associaciya rossijskih bankov. https: //arb.ru/banks/analitycs / nekotorye_tezisy_doklada_generalnogo_sekr etarya_tsk_kpk_si_tszinpina_na_xix_vsek-10156725/ (data obrashcheniya 31.01.2023) National Security Law of the People's Republic of China (2015). China Services Info. https://govt.chinadaily.com.cn/s/ 201812/11/WS5c0f1b56498eefb3fe46e8c9/
MODERN ORIENTAL STUDIES VOL-5 №2 2023
...wv^.... w...^.. ...ь. w wf-^w |ssn 2686 - g675 (print)
СОВРЕМЕННЫЕ ВОСТОКОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ issn 2782 - 1935 шиш
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
national-security-law-of-the-peoples-republic-of-china-2015-effective.html (data obrashcheniya 31.01.2023)
4. Counter-Terrorism Law of the People's Republic of China (Prinyat v 2015 g., vneseny popravki v 2018 g.). China Law Translate. https://www.chinalawtranslate.com/en/ counter-terrorism-law-2015/ (data obrashcheniya 31.01.2023)
5. National Cyberspace Security Strategy (2016). China Copyright and Media. https:// chinacopyrightandme-dia.wordpress.com/2016/12/27/national-cyberspace-security-strategy/ (data obrash-cheniya 31.01.2023)
6. International Strategy of Cooperation on Cyberspace (2017). Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. https:// www.fmprc.gov.cn/mfa_eng/wjb_663304/ zzjg_663340/jks_665232/kjlc_665236/ qtwt_665250/201703/ t20170301_599869.html (data obrashcheniya 31.01.2023)
7. State Council releases five-year plan on informatization. The State Council. http:// english.www.gov.cn/policies/ latest_releases/2016/12/27/ content_281475526646686.htm (data obrashcheniya 31.01.2023)
8. National 13 th Five-Year Plan for S&T Innovation. The State Council. http://www.gov.cn/ zhengce/content/2016-08/08/ content_5098072.htm (data obrashcheniya 31.01.2023)
9. Decision of the Standing Committee of the National People's Congress on Strengthening
Information Protection on Networks (2012). China Law Info. http://www.lawinfochina.com/ display.aspx?id=12589&lib=law (data obrash-cheniya 31.01.2023)
10. To Chinese Communist Party Central Leading Group for Cyberspace Affairs... The US-China Business Council. https://www.uschina.org/ sites/default/files/
may_2017_global_association_letter_on_cybe rsecurityjaw_implementation_final.pdf (data obrashcheniya 31.01.2023)
11. China's 'draconian' new cybersecurity law slammed by rights groups and businesses. CNN Business. https://money.cnn.com/ 2016/11/07/technology/china-cybersecurity -law/ index.html?iid=EL (data obrashcheniya 31.01.2023)
12. Legal news: new Cybersecurity law adopted in China. Lawnn. https://www.lawnn.com/ legal-news-new-cybersecurity-law-adopted-china/ (data obrashcheniya 31.01.2023)
13. Global firms to China: Put new cyber rules on hold. CNN Business. https:// money.cnn.com/2017/05/16/technology/ china-cybersecurity-law/index.html?iid=EL (data obrashcheniya 31.01.2023)
14. China adopts cyber security law in face of overseas opposition. Reuters. https:// www.reuters.com/article/us-china-parliament-cyber-idUSKBN132049 (data obrashcheniya 31.01.2023)
15. The 'Chilling Effect' of China's New Cybersecurity Regime. Foreign Policy. https:// foreignpolicy.com/2015/07/10/china- new-cybersecurity-law-internet-security/ (data obrashcheniya 31.01.2023)
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ & МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ | БАЛАКИН Д.А. | [email protected] | УДК 931 НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
16. China's New Cybersecurity Law Leaves Foreign Firms Guessing. The New York Times. https://www.nytimes.com/2017/05/31/ business/china-cybersecurity-law.html (data obrashcheniya 31.01.2023)
17. Kitaj vvodit novye pravila nacional'noj kiber-bezopasnosti. TASS. https://tass.ru/ ekonomika/8354091 (data obrashcheniya 31.01.2023)
18. V Kitae vstupaet v silu rezonansnyj zakon o kiberbezopasnosti. RIA Novosti. https:// ria.ru/20170601/1495523455.html (data obrashcheniya 31.01.2023)
Информация о статье
Поступила в редакцию: 10.04.2023 Одобрена после рецензирования: 25.04.2023 Принята к публикации: 20.05.2023
Information about the article
The article was submitted: 10.04.2023 Approved after reviewing: 25.04.2023 Accepted for publication: 20.05.2023
Сведения об авторах
Балакин Дмитрий Александрович
Преподаватель
Казанскии (Приволжскии) федеральныи
университет
Аликберова Альфия Рафисовна
Доцент, к.ист.наук
Казанскии (Приволжскии) федеральныи университет
Information about the Authors
Dmitry A. Balakin
Lecturer
Kazan (Volga region) Federal University [email protected]
Alfiya A. Alikberova
Associate Professor, Candidate of History Kazan (Volga region) Federal University