Научная статья на тему 'Особенности заключения отдельных видов государственных контрактов'

Особенности заключения отдельных видов государственных контрактов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2159
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Виговский Е. В.

Особое место среди многообразия юридических лиц, осуществляющих те или иные виды деятельности, принадлежит бюджетным учреждениям, которые в процессе материального и финансового обеспечения их административно-хозяйственной деятельности вступают в договорные отношения с предприятиями различных форм собственности. В статье автор рассказывает об особенностях заключения отдельных видов государственных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заключения отдельных видов государственных контрактов»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

КОНТРАКТОВ

Е. В. ВИГОВСКИЙ, советник налоговой службы Шранга

В условиях развития рыночных отношений большое значение имеют хозяйственные связи между предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, основанными на исполнении договорных обязательств по выполнению работ и оказанию услуг. Различные виды договоров, заключаемые между юридическими лицами, являются средством регулирования прежде всего товарно-денежных отношений, определяют их права и обязанности.

Особое место среди многообразия юридических лиц, осуществляющих те или иные виды деятельности, занимают бюджетные учреждения, которые в процессе материального и финансового обеспечения их административно-хозяйственной деятельности вступают в договорные отношения с предприятиями различных форм собственности посредством заключения государственных контрактов. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данные требования предусмотрены и ст. 72 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Руководители и сотрудники бюджетных учреждений, ответственные за их финансово-хозяйственную деятельность, должны владеть основами правовых знаний действующего законодательства о юридических лицах (об их создании, деятельности, ответственности за неисполнение договорных обязательств, судебно-арбитражной практикой разрешения споров, особенностями заключения отдельных видов контрактов, договоров), в том числе и бюджетного законодательства РФ.

Без знания этих законодательных актов невозможно правильно и целенаправленно осуществлять договорно-правовую работу с бюджетными учреждениями, экономно и рационально расходовать бюджетные средства. На рынке товаров (продукции), работ (услуг) имеют место случаи недобросовестной конкуренции, появление фирм-однодневок, наличие предприятий и организаций банкротов, в том числе находящихся и в стадии ликвидации. Нередки случаи появления на рынке услуг коммерческих организаций, которые создаются без намерения осуществлять какую-либо предпринимательскую деятельность. Цель их создания — получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение

иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности.

Отсутствие необходимой финансовой информации о субъектах предпринимательской деятельности, с которыми заключаются государственные контракты на поставку товаров, выполнение работ для бюджетного учреждения, беспечность и халатность в расходовании денежных средств могут привести к негативным последствиям.

Встречными проверками Счетной палатой РФ в Московском государственном институте стали и сплавов (технологическомуниверситете), Российском государственном гуманитарном университете было установлено, что плата от сдачи в аренду их имущества поступала на счета посторонних хозяйствующих субъектов и в отчетности арендодателя не отражалась. Отдельные коммерческие структуры занимали площади вузов без заключения договоров аренды и не возмещали расходы по коммунальным услугам. Цены на поставляемые в рамках взаимозачета товары в 2—3 раза превышали рыночные (приказ Министерства образования РФ от 12.10.1999 № 536).

Особая значимость регулирования бюджетного процесса, в том числе и в деятельности бюджетных учреждений в настоящее время принадлежит БК РФ. Бюджетные учреждения, осуществляя закупки товаров, работ и услуг, производят их на основе только государственных или муниципальных контрактов. Для их заключения необходимо руководствоваться требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В целях исключения случаев уклонения участников размещения заказа от заключения государственных и муниципальных контрактов при проведении процедур размещения заказов, атакже неисполнения или ненадлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов по вине поставщиков (подрядчиков, исполнителей), защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд защитных механизмов.

Предлагаемые защитные меры для государственных заказчиков рекомендованы Минэкономразвития России в письме от 02.05.2007 №6121 — АШ/Д04.

Во-первых, установление со стороны заказчика, уполномоченного органа требования о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в определенных пределах от начальной цены контракта (ч. 4 ст. 20ич. 5ст. 32 Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ). В случае уклонения участника размещения заказа от заключения контракта денежные средства, внесенные в качестве заявки на участие в конкурсе, не возвращаются.

Во-вторых, установление со стороны заказчика, уполномоченного органа требования обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах 30 % от начальной цены контракта (п. 14 ч. 3 ст. 21 и п. 7 ч. 3 ст. 33 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., заказчики и уполномоченные органы обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса (п. 15.2 ч. 4ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

В случае установления обеспечения исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств в размере обеспечения исполнения контракта (способ обеспечения исполнения контракта определяется таким участником самостоятельно).

Как следует из письма Минэкономразвития России от 02.05.2007 № 6121—АШ/Д04, представление обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии или страхования ответственности по контракту косвенным образом подтверждает возможность поставщика (подрядчика, исполнителя) успешно исполнить свои контрактные обязательства.

Это обусловливается тем, что финансовые и страховые организации, предлагая указанные виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по контрактам. В этой связи они вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров,

выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом контракта.

Кроме того, письмом Минфина России и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27.04.2009 №43-0.1-07-25/1813 установлено, что применение бюджетными учреждениями — государственными заказчиками правовых мер обеспечения исполнения контрактов отвечает прежде всего задаче обеспечения государственных интересов и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Так, участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе или аукционе в случае непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе (п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ). Установление требования об обеспечении исполнения государственного контракта служит средством минимизации рисков неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.

Закон предусматривает и иные меры, направленные на защиту интересов государственных заказчиков и повышение эффективности использования бюджетных средств при исполнении государственных контрактов.

Для исключения возможности участия в торгах поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ранее признанных недобросовестными при заключении и исполнении государственных контрактов, заказчик вправе установить требование к участникам размещения заказа об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков (подп. 2 ч. 2ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ), в который включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми государственные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими государственных контрактов (ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Письмом Минфина России и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 27.04.2009 № 43-0.1-07-25/1813 также установлено, что в качестве дополнительной меры, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств в ходе исполнения государственных контрактов следует также рассматривать

отсутствие в государственном контракте условия об авансовых платежах. С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), установление порядка расчетов, предусматривающего выплату заказчиком аванса, представляется не соответствующим принципу эффективности расходования бюджетных средств.

Надлежащему исполнению государственных и муниципальных контрактов и, как следствие, эффективному использованию бюджетных средств способствует также установление этапов поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по государственным контрактам и поэтапной приемки товаров, результатов работ или услуг, что позволяет заказчикам отслеживать исполнение контрактов поставщиками (подрядчиками, исполнителями), контролировать их действия на всех этапах, эффективно применять меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контрактов.

По общему правилу использование указанных механизмов относится к числу прав заказчика и оставлено на его усмотрение. Вместе с тем в целях предотвращения возможных негативных последствий либо уменьшения вреда, причиняемого недобросовестными действиями поставщика (подрядчика, исполнителя), реализация заказчиком данных прав представляется необходимой во всех случаях и должна рассматриваться как показатель эффективности использования бюджетных средств.

Примечание. Государственным заказчикам следует также иметь в виду, что установление авансовых платежей по государственным или муниципальным контрактам является правом, но не обязанностью заказчика, уполномоченного органа (если иное не предусмотрено законодательством РФ).

С учетом того, что получение авансового платежа является в некоторых случаях основной целью заключения контракта со стороны недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя), необходимость их установления должна тщательно анализироваться в каждом конкретном случае.

Кроме того, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд путем проведения открытого или закрытого конкурса конкурсная документация должна содержать установленные заказчиком, уполномоченным органом требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к

размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ), а также требования к описанию участниками размещения заказа поставляемого товара, работ, услуг, являющихся предметом конкурса, и их характеристик (п. 2 ч. 4 ст. 22 Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ).

Если заявка на участие в конкурсе, поступившая от участника размещения заказа, содержит сведения о предлагаемых товарах, работах, услугах, которые не соответствуют каким-либо требованиям и показателям, установленным в конкурсной документации, такая заявка отклоняется конкурсной комиссией на этапе рассмотрения заявок на участие в конкурсе как несоответствующая требованиям конкурсной документации.

В этой связи следует учитывать, что оттого, насколько ответственно, обоснованно и внимательно заказчик, уполномоченный орган устанавливает в конкурсной документации вышеуказанные требования и показатели, в большой степени зависят итоги конкурсов и последующее исполнение контрактов.

Отдельно следует отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в государственные и муниципальные контракты включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.

Вышеуказанные положения Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ позволяют заказчикам, уполномоченным органам путем правильной подготовки конкурсной документации (документации об аукционе, запроса котировок) гарантировать поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), качество которых соответствует (или превышает) требованиям заказчика, уполномоченного органа.

Наряду с обеспечением исполнения контракта Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ предусматривает включение в государственный и муниципальный контракт обязательного условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9 Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ).

Этот закон предусматривает право заказчика потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней) в

случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей надень уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Банка России.

Для бюджетных учреждений, руководителей и государственных служащих важным является Бюджетное послание Президента РФ от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010—2012 годах». В этом документе отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Как отмечается в Бюджетном послании Президента РФ, в этих целях необходимо решение прежде всего одной из следующих основных задач. Нужно усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами. Система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур. Государственные закупки должны использоваться в том числе в качестве инструмента управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

Действующее законодательство содержит меры ответственности, применяемые к недобросовестным поставщикам и к государственным заказчикам.

Примечание. В настоящее время ст. 3.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) «Дисквалификация» изложена в новой редакции (Федеральный закон от 17.07.2009 № 160-ФЗ).

Согласно ст. 3.11. КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность

по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой.

Перечень физических лиц, перечисленных в ст. 3.11. КоАП РФ, к которым может быть применена дисквалификация, не является исчерпывающим. Ими могут быть и государственные гражданские служащие.

Особенности заключения государственных контрактов на выполнение заказов на поставку товаров (продукции). Одной из разновидностей государственных контрактов (далее — Договоров), заключаемых бюджетным учреждением для своих хозяйственно-управленческих нужд с субъектами предпринимательской деятельности, является государственный контракт на выполнение заказа на поставку товаров (продукции).

Особенности заключения данных видов договоров регламентируются ст. 506—534, гл. 30 ГК РФ «Поставка товаров», гл. 30 «Купля-продажа», а также рядом иных нормативно-правовых актов, включая практику рассмотрения отдельных категорий хозяйственных споров, разрешаемых президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или в сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным хозяйством.

Как видно из этой статьи, данный вид договора широко распространен в предпринимательской деятельности субъектов хозяйственной деятельности. Отличительной особенностью является то, что обязанность поставщика по передаче товара возникает в определенный срок(и) и только товара (продукции), произведенного или закупленного им. В качестве субъекта-поставщика выступает в соответствии с данной статьей субъект предпринимательской деятельности, целью которого является получение дохода (прибыли) при реализации

покупателю произведенного или приобретенного им товара.

Применительно к данной статье законодатель указал, что передача товара покупателю должна осуществляться для использования его в дальнейшем. При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.) Что касается бюджетного учреждения — только для целей, которые необходимы для обеспечения его деятельности.

При заключении договора, как отмечалось ранее, необходимо предусматривать императивные нормы, закрепленные в ГК РФ, гл. 30, § 1 и 3 «Поставкатоваров». Приведем основные статьи ГК РФ о поставке товаров (см. таблицу).

Указание в договоре о передаче покупателю товара в обусловленный срок является общеобязательным. Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой (договором) срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Гражданское законодательство определяет различные сроки и дает им различную оценку. Это, во-первых, начало срока, определенного периодом времени (ст. 191 ГК РФ), во-вторых, окончание срока в нерабочий день (ст. 193 ГК РФ), в-третьих, порядок совершения действий в последний день срока (ст. 194 ГК РФ).

Включение в договор сроков передачи товара является общеобязательным, потому что товар может передаваться в целом (партией товара) либо отдельными партиями (еженедельно, ежемесячно) и т.д.

В случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным ст. 457 ГК РФ.

Согласно требованиям данной статьи срок исполнения продавцом (поставщиком) обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 314 ГК РФ.

При заключении договора нужно обращать внимание также на то, что досрочная поставка

Основные статьи Гражданского кодекса РФ о поставке товаров

№ п/п Номер статьи Название статьи

1 506 Договор поставки

2 507 Урегулирование разногласий при заключении договора поставки

3 508 Периоды поставки товаров

4 509 Порядок поставки товаров

5 510 Доставка товаров

6 511 Восполнение недопоставки товаров

7 512 Ассортимент товаров при восполнении недопоставки

8 513 Принятие товаров покупателем

9 514 Ответственное хранение товара, не принятого покупателем

10 515 Выборка товаров

11 516 Расчеты за поставляемые товары

12 517 Тара и упаковка

13 518 Последствия поставки товаров ненадлежащего качества

14 519 Последствия поставки некомплектных товаров

15 520 Права покупателя в случае недопоставки товаров, невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании товаров

16 521 Неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров

17 522 Погашение однородных обязательств по нескольким договорам поставки

18 523 Односторонний отказ от исполнения договора поставки

19 524 Исчисление убытков при расторжении договора

товаров либо восполнение недопоставленного количества товаров в следующем периоде (или периодах) допускаются по данному обязательству лишь при наличии согласия покупателя.

По договорам поставки товаров к определенному сроку уведомления покупателем поставщика об отказе принять просроченные товары не требуется. Если указанные товары покупателем приняты, обязательства поставщика считаются исполненными с нарушением установленного срока.

Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в постановлении от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» указал, что в связи с регулированием нормами ГК РФ договора поставки в качестве отдельного вида договора купли-продажи могут применяться правила положения о поставках продукции производственно-технического назначения или положения о поставках товаров народного потребления, которые не противоречат императивным нормам ГК РФ, если в договоре имеется прямая ссылка на конкретный пункт этих положений либо из текста договора очевидно намерение сторон его применить. В указанных случаях правила положений о поставках следует рассматривать как согласованные сторонами условия обязательства.

Как и для различного рода и вида договоров обязательные условия, которые должны быть оговорены в договоре, — это цена продукции (товара), порядок и сроки согласования цены и т. д.

В постановлении пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ

от 01.07.1996 № 6 и 01.07.1996 № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при разрешении спора, вызванного неисполнением или ненадлежащим исполнением возмездного договора, необходимо учитывать, что в случае когда в договоре нет прямого указания о цене и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. Зет. 427 ГК РФ).

При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным.

Судебно-арбитражная практика. Между поставщиком и покупателем возникли разногласия по вопросу, касающемуся порядка согласования цены на металлопродукцию. Поставщик предложил осуществлять поставку по ценам, определяемым в соответствии со сложившейся конъюнктурой цен на момент отгрузки путем направления покупателю платежного требования после отгрузки продукции.

Покупатель согласился с предложением поставщика о расчетах за металлопродукцию по сложившимся конъюнктурным ценам, но выдвинул требование о согласовании с ним цены до начала отгрузки путем оформления необходимого протокола.

Рассмотрев спор, арбитражный суд вынес определение о прекращении производства по делу, поскольку, по его мнению, стороны не установили цену на подлежащую поставке металлопродукцию.

Между тем, заключая договор, стороны предусмотрели в нем условие о проведении расчетов за поставляемую продукцию по сложившимся конъюнктурным ценам, но не достигли соглашения о порядке и времени согласования цены. Поэтому у арбитражного суда не было оснований считать договор незаключенным.

Учитывая, что разногласия касались порядка и времени согласования цены и эти разногласия были переданы на разрешение арбитражного суда по соглашению сторон, они подлежали рассмотрению по существу. Арбитражный суд сделал вывод о том, что спор о порядке и сроках согласования цены, возникший при заключении договора и переданный в арбитражный суд по соглашению сторон, принимается и рассматривается судом на общих основания (письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.03.1995 № С1-7/ОП-159 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен»).

Немаловажным является также и иной способ согласования цены по условиям договора.

Пример. Руководство Люблинского литейно-механического завода обратилось в арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ЗАО «Русский промышленный концерн» о взыскании долга и пени по договору.

В отзыве на кассационную жалобу ответчик просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, считая судебные акты законными и обоснованными, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.

Кассационная инстанция считала, что выводы суда о том, что в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать, следовало признать верными. В соответствии со ст. 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой, в том числе и в письменной, форме. Положения ст. 421 ГК РФ позволяют сторонам включать в договор условия по усмотрению сторон.

Пунктом 8.3. данного договора стороны предусмотрели, что изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу только в случае, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Истцом не было представлено доказательств, что в установленной договором форме стороны согласовали изменение цены поставляемого товара. Довод кассационной жалобы о том, что такое согласование произошло при выставлении

истцом счетов-фактур и их последующей оплате ответчиком, не могло быть принято во внимание, поскольку совершение этих действий не означало изменение условий договора, как это было предусмотрено вп. 8.3. договора.

Доказательств того, что сторонами были надлежащим способом изменены условия договора, истцом не было представлено. Соответственно, исковые требования по тем основаниям, которые были заявлены истцом, удовлетворению не подлежали. Кассационной инстанцией не были усмотрены нарушения применения норм материального и процессуального права, допущенные судом при принятии обжалуемых судебных актов и могущих служить основанием для их отмены.

Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил без удовлетворения кассационную жалобу руководства Люблинского литейно-меха-нического завода (дело № КГ-А40/ 4798-00).

Представляет интерес и другое дело. Арбитражный суд сделал вывод о том, что изменение цены, предусмотренной договором, допускается в случаях и на условиях, установленных законодательством или договором.

Рассмотрев исковое заявление леспромхоза (поставщика) об изменении цены на пиломатериалы, установленной сторонами в договоре поставки, арбитражный суд признал требования заявителя правомерными и внес в договор соответствующие изменения.

Свое обращение в арбитражный суд леспромхоз обосновал увеличением таксовой цены на поставляемую продукцию. Между тем повышенный коэффициент к таксам на древесину был установлен прейскурантом, введенным в действие до заключения сторонами договора поставки.

Поставщик, руководствуясь п. 1 ст. 424 ГК РФ, дал согласие на отпуск пиломатериалов по договорным ценам без применения повышающего коэффициента путем предварительной оплаты всей продукции сразу же после заключения договора. Покупатель свои обязательства по оплате пиломатериалов выполнил.

В соответствии с п. 2ст. 424 ГК РФ изменение цены договора после его заключения допускается лишь в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. В период действия договора цены на пиломатериалы в централизованном порядке не изменялись. Возможность изменения цены договора после его заключения стороны не установили.

Поскольку основания для изменения установленной договором цены на пиломатериалы отсутствовали, кассационная коллегия арбитражного

суда решение по делу отменила и в удовлетворении исковых требований поставщика отказала.

В другом случае в арбитражный суд обратился завод резиновых технических изделий (поставщик) с иском о взыскании с авторемонтного завода (покупатель) стоимости манжет, от оплаты которых последний частично отказался. Согласно договору указанные изделия подлежали поставке по установленной сторонами цене.

В связи с удорожанием сырья, энергии, услуг и транспортных тарифов поставщик направил покупателю письмо, в котором сообщил об увеличении стоимости манжет, и, не дожидаясь ответа, произвел их отгрузку. Покупатель свой отказ от оплаты продукции по новой цене мотивировал тем, что согласованная сторонами при заключении договора цена не была изменена.

Поскольку в заключенном договоре не были предусмотрены случаи и условия изменения цены на изделия, а законом поставщику не предоставлено право на одностороннее изменение договора в связи с упомянутыми причинами, арбитражный суд обоснованно отказал поставщику в удовлетворении исковых требований.

Примечание. В настоящее время принят ряд нормативно-правовых актов, определяющих различные критерии оценки заявок участников размещения, которые являются обязательными при размещении государственного заказа.

Особенно важно при заключении договора поставки включить в него такие условия, как отказ от исполнения договора поставки, порядок оплаты и расчетов, согласование цены товара, количество поставляемого товара и включение в договор поставки, условий купли-продажи товаров.

Согласно ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли-продажи. Либо, если цена договором не предусмотрена и не может быть определена исходя из его условий, покупатель обязан оплатить товар по цене, определяемой в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа.

Так, торгово-закупочная база (поставщик) обязана была поставить покупателю по договору пиломатериалы по согласованной сторонами цене. После заключения договора поставщик направил покупателю телеграмму об изменении цены в сторону ее повышения. Поскольку на телеграмму покупатель не ответил, поставщик прекратил поставку пиломатериалов.

Между тем неполучение ответа на предложение поставщика об изменении условий договора о цене не может служить основанием для одностороннего отказа от исполнения обязательств по договору.

С иском об изменении установленной договором цены поставщик в арбитражный суд не обращался. Поэтому он обязан был выполнить принятые по договору обязательства.

В другом случае на основании заключенного договора поставки завод-изготовитель должен был отпустить определенное количество товара по согласованной цене. Договором предусматривалось, что отпуск товара производится заводом после оплаты покупателем его стоимости.

Покупатель своевременно перечислил заводу стоимость товара, исходя из согласованной цены. Однако завод отпустил товар в меньшем количестве, чем было установлено договором, объясняя это тем, что после заключения договора произошло удорожание товара и количество отпущенного товара соответствует сумме, перечисленной покупателем.

Арбитражный суд удовлетворил требования покупателя о взыскании денежной суммы, составляющей разницу между стоимостью товара, подлежащего отпуску и фактически полученного.

Суд исходил из того, что согласованная сторонами цена не была ими изменена, а поэтому завод не вправе был в одностороннем порядке применять другую, не согласованную с покупателем цену, и отказывать в отпуске части товара, которая, по его мнению, не была оплачена по новой цене.

Особенно важным также является включение в договор, как было отмечено ранее, таких условий, как: предмет договора, количество и качество товара, срок поставки и цена, о таре и упаковке, а также о мерах ответственности за неисполнение обязательств по договору.

Представляет интерес следующее дело. Предприятие обратилось в областной арбитражный суд с иском к акционерному обществу о взыскании штрафа за нарушение сроков возврата тары. Решением суда в иске предприятию было отказано по мотиву отсутствия между сторонами договорных отношений.

Истец в заявлении о принесении протеста настаивал на взыскании штрафа, ссылаясь на наличие договорных отношений с ответчиком. Высший Арбитражный Суд РФ не нашел оснований для принесения протеста.

Из материалов дела следовало, что отгрузка продукции произведена была истцом на основании письма ответчика без номера и даты, которое не могло служить доказательством заключения сторонами договора поставки, так как ими не определены

существенные условия договора, которые согласно ст. 432 ГК РФ обусловливали его наличие.

Как было отмечено ранее, к существенным условиям договора относятся: условия о предмете договора, количестве и качестве товара, сроках поставки и цене и т.д. В ходе рассмотрения дела было установлено, что некоторые из перечисленных существенных условий сторонами не были согласованы. Поскольку порядок заключения договоров установлен в законодательном порядке, Высший Арбитражный Суд РФ признал, что иск был заявлен неправомерно.

Наиболее важными являются условия о включении в договор условий о последствиях передачи товара ненадлежащего качества, предусмотренных в ГК РФ. Согласно ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца: соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае если же существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Вместе с тем в постановлении пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.10.1997 № 18 указано, что при рассмотрении дел о взыскании с поставщика неустойки за недопоставку товаров нужно учитывать, что поставщик не может быть признан просрочившим в случаях, когда им поставлены товары ненадлежащего качества или некомплектные (ст. 475, 479, 480 ГК РФ), однако покупателем не заявлялись требования об их замене, устранении силами поставщика недостатков либо доукомплектовании таких товаров, и они не приняты покупателем на ответственное хранение.

Следует также помнить, что на основании п. 4 ст. 487 ГК РФ в случае, когда продавец не исполняет обязанность по передаче предварительно оплаченного товара и иное не предусмотрено договором купли-продажи, на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ со дня, когда по договору передача товара

должна была быть произведена, до дня передачи товара покупателю или возврата ему предварительно уплаченной им суммы.

Согласно ст. 513 ГК РФ покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Покупатель (получатель) обязан в тот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товара незамедлительно уведомить поставщика.

В случае получения поставленных товаров от транспортной организации покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах, а также принять эти товары от транспортной организации с соблюдением правил, предусмотренных законами и иными правовыми актами, регулирующими деятельность транспорта.

Порядок проверки качества товаров должен быть предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов (п. 1 ст. 474 ГК РФ). В проекте государственного контракта обязательным условием является прежде всего порядок приемки товаров. В нем предусмотрен также порядок приемки товаров по количеству и качеству, установленный инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 № П-6 и инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной постановлением Госарбитража СССР от25.04.1966 № П-7.

Применение и использование в государственном контракте вышеуказанных нормативно-правовых актов необходимы в связи с тем, что в условиях недобросовестной конкуренции имеет место поставка товаров ненадлежащего качества, в том числе отсутствие необходимых сертификатов на продукцию.

По мнению автора статьи, следует знать, что, осуществляя те или иные виды поставок товаров, бюджетные учреждения обязаны вести в определенных случаях реестры закупок. Так, в соответствии со ст. 73 БК РФ бюджетные учреждения, органы

государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

• краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

• наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

• цену и дату закупки.

Обеспечение выполнения функций бюджетных учреждений включает:

• оплату труда работников бюджетных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ,

законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

• оплату поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных (муниципальных) нужд;

• уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ;

• возмещение вреда, причиненного бюджетным учреждением при осуществлении его деятельности (ст. 70 БК РФ).

Необходимо отметить, что государственные контракты должны размещаться после тщательного изучения всех необходимых данных и сведений о финансово-хозяйственной деятельности поставщика.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

3. Кодекс РФ об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.

(Окончание следует)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.