Научная статья на тему 'Особенности заключения и оформления договора Об оказании туристских услуг'

Особенности заключения и оформления договора Об оказании туристских услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3620
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахтямова Евгения Викторовна

Рассматриваются особенности заключения и оформления договора об оказании туристских услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заключения и оформления договора Об оказании туристских услуг»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2008. № 4 (17). С. 47-52. © Е.В. Ахтямова, 2008

УДК 347

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДОГОВОРА ОБ ОКАЗАНИИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Е.В. АХТЯМОВА

Рассматриваются особенности заключения и оформления договора об оказании туристских услуг.

Ни один вид деятельности в России не отличается столь сложной структурой хозяйственных связей при столь слабом законодательном регулировании как деятельность по оказанию туристских услуг. В таких условиях первостепенное значение приобретает вопрос о защите интересов туристов, который связан прежде всего с реализацией туристских услуг по договору с туристом.

В связи с этим большое значение имеет понятие «туристская услуга».

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» с учетом изменений от 17 января 2007 г. такого определения не дается.

Действующий в настоящее время ГОСТ 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» определяет туристскую услугу как результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих. По нашему мнению, данное определение является неточным, поскольку туристская услуга носит комплексный характер и включает разнообразные услуги, в том числе те, которые сами по себе не являются туристскими (перевозка, гостиничные услуги, услуги общественного питания и пр.) и оказываются туристу соответствующими организациями по договору с туроператором. Следовательно, нельзя утверждать, что туристская услуга - результат деятельности только одной какой-либо организации или индивидуального предпринимателя, выступающих в роли туроператора или турагента.

В литературе дается множество определений туристской услуги, отражающих её свойства исключительно с позиции потреб-

ностей туриста в путешествии. На наш взгляд, туристская услуга - комплекс действий, совершаемых предприятиями и физическими лицами (поставщиками туристских услуг), не состоящими в договорных отношениях с туристом, и направленных на удовлетворение его потребностей, обусловленных особенностями и целью путешествия, носящих характер исключительности для каждого туриста.

Как утверждает М.Б. Биржаков, в состав туристских услуг могут входить: бронирование услуг, включая перевозку и размещение, оформление разрешительных документов и части других формальностей, все виды перевозок, встречи, проводы и трансфер, размещение, питание, экскурсии и аттракционы, медицинское сопровождение и страховка, услуги гидов-переводчиков и иное обеспечение [1]. И это далеко не весь перечень услуг, предоставляемых туристу во время его путешествия. Поэтому данные услуги по роли и структуре туристского потребления целесообразно подразделить на следующие виды.

1. Основные - необходимые для организации и проведения путешествия (размещение, питание, перевозка, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги в зависимости от целей путешествия).

2. Дополнительные - не входящие в тур и предоставляемые по месту отдыха по мере возникновения потребности в них (торговые услуги, услуги почты и связи, театральные спектакли, шоу, бар, такси и т. д.). Данные услуги можно получить за дополнительную плату. Они не входят в стоимость тура, но специфичны для данного туристского центра [2]. Они оказываются как туристам (мини-бар в номере, экскурсия в Диснейленд,

сафари в ОАЭ и т. д.), так и местному населению (музеи, театры).

3. Сопутствующие туристские услуги -услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми пользуется в основном местное население, но, кроме того, и туристы (например, работа мастерских, ателье, лечебниц и прочих предприятий сферы местного обслуживания для местного населения) [3]. На наш взгляд, этот вид услуг входит в состав дополнительных туристских услуг и его выделение нецелесообразно.

Перечень услуг, входящих в комплекс, предлагаемый туристу, различен и определяется программой и целями путешествия, причём каждый из этих видов услуг содержит множество входящих элементов. Пакет туруслуг, входящих в тот или иной тур, может быть расширен организатором тура по желанию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются организаторами приема туристов на выбор. Последнее весьма принципиально, поскольку принципы и традиции бесценовой конкуренции при продаже туров приводят к удешевлению тура путём минимизации прежде всего набора туристских услуг.

Полагаем, что дополнительные и сопутствующие услуги в комплексе услуг, оказываемых туристу, могут выступать в качестве основных в зависимости от мотивации и цели путешествия туриста. Таким образом, дифференциация комплекса туруслуг на основные, дополнительные и сопутствующие весьма условна. Тем не менее, выделение услуг в категорию основных должно быть обусловлено их включением в договор с туристом и являться гарантией того, что данные услуги будут оказаны туристу или он сможет ими воспользоваться в стране временного пребывания. Сегодня существует множество мнений относительно юридической сущности отношений по реализации туристских услуг. Основная проблема состоит в правовом регулировании договорных отношений туристов и туристского предприятия. В законодательстве, регулирующем сферу указанных отношений, четко прослеживается противоречие относительно вида договора между туристом и туристским предприятием.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст. 779), должен заключаться договор воз-

мездного оказания туристских услуг, в то же время на основании Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон) отношения между туристом и турфирмой, с учетом внесения в него последних изменений, регулируются по договору о реализации туристского продукта. Это противоречие крайне запутывает правовую ситуацию, связанную с легитимным оформлением этих отношений договором. В связи с этим необходимо отметить мнение профессора Я.Е. Парция, что со вступлением в силу части второй Гражданского кодекса РФ имеется прямое указание на договор возмездного оказания услуг. Проблема кроется в том, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятый после вступления в силу части второй ГК РФ, не учел данного факта [4]. Можно констатировать, что изменения, внесенные в вышеуказанный Закон от 17 января 2007 г., к сожалению, не внесли ясности в характер правоотношений, возникающих между туристом и турфирмой.

Правомерный выход из этой ситуации только один - привести нормы Федерального закона и иных нормативных актов в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ. В связи с этим предлагается заменить в Федеральном законе «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» определение «договор о реализации турпродук-та» на «договор оказания туристских услуг», а также в соответствии с ГК РФ и законом «О защите прав потребителей» внести изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в частности, в ст. 10 о том, что реализация тура туристу осуществляется на основании договора на оказание туристских услуг.

Одна из проблем - декларативность и недостаточная проработка с точки зрения общей цивилистики ряда определений, данных в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Так, некоторые необходимые определения, данные в Законе, такие как понятие туристского предприятия, турагента, туроператора, трансфера, информационного листка, вообще отсутствуют. Кроме того, новая

трактовка некоторых определений с учетом внесения последних изменений в Закон весьма спорна.

Содержание таких понятий, как «тура-гентская» и «туроператорская деятельность», нуждается в уточнении и изменении, так как суть этих дефиниций непосредственно связана с практикой правового обеспечения туристской деятельности [5].

Определение туристского продукта, данное законодателем в новой редакции, представляется весьма спорным. В новой редакции Закона туристский продукт выступает как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Таким образом, в качестве основных туристских услуг, по мнению законодателя, могут выступать только услуги по перевозке и размещению, оказываемые в комплексе. Однако с учетом практики работы туроператоров перевозка не всегда включается в сформированный тур. В качестве основных туристских услуг, входящих в тур, могут выступать проживание и питание, оказываемые туристу в комплексе.

Определение «информация о программе пребывания и маршруте» не дает возможности уяснить, какую именно информацию имел в виду законодатель и в каких документах (договор, путевка или информационный листок, программа) она должна быть отражена. Предлагаем вместо понятия «программа пребывания и маршрута» указывать в качестве существенного условия «информацию о туристском маршруте».

Законодатель исключил из существенных условий информацию о начале путешествия и его продолжительности, очевидно, предполагая, что данная информация заведомо должна указываться в программе пребывания. Однако с учетом того, что оказание комплекса туруслуг туристу, как правило, не совпадает с моментом заключения договора, эта информация является существенным условием договора. Информация должна включать в себя дату начала перевозки туриста, если такая услуга входит турпакет. Если же она приобретается отдельно, необходимо разделять начало и продолжительность само-

го тура и начало перевозки к месту оказания комплекса туруслуг (тура). Необходимо четко прописать механизмы применения путевки и ваучера, учитывая их международную функциональную принадлежность из-за уже объективной интеграции российского тур-бизнеса в международное туристское пространство. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» установил обязательность наличия в туристской путевке всех конкретных условий путешествия, но юридическая природа такого установления не совсем логична [6].

Турпутевка в соответствии с требованием Закона к её содержанию содержит повторные элементы формы договора. Налицо необходимость в четком (на уровне федерального законодательства) определении сути турпутевки как документа. Если она имеет суть квитанции, зачем в ней фиксировать условия путешествия? Получается, что сама путевка в таком случае является формой договора, так как содержит все условия (включая существенные, перечисленные в ст. і0 Закона) туристского обслуживания.

Законодатель, на наш взгляд, необоснованно исключил понятие ваучера, так широко применяемое на практике. Согласно установленной в туризме практике ваучер является документом международного характера. Его название происходит от английского «voucher» - расписка. Считается, что ваучер составляется в форме, удобной как для отправляющей, так и для принимающей туристов фирмы. Однако подтверждения такой характеристики этого документа в нормативных актах на федеральном уровне нет. В Законе «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации» в предыдущей редакции четкой регламентации отношений сторон при использовании ваучера не приводилось. Однако некоторыми субъектами Российской Федерации разработаны специальные положения, регулирующие использование туристского ваучера, а также закрепляющие его единую форму, применяемую всеми туристско-экскурсионными организациями.

Исходя из анализа практики применения ваучера, этому документу можно дать следующую характеристику:

- применяется в практике по организации международного туризма;

- необходим и обязателен, входит в документально-правовое обеспечение как туроператорской, так и турагентской деятельности в осуществлении международного туризма. Это официальный документ направляющей турфирмы, который она выдает на руки туристам или туристской группе (сопровождающему группу) как подтверждение их права на получение от принимающей фирмы предварительно забронированных и оплаченных туристских услуг, перечень и количество которых указаны в ваучере;

- должен содержать наименование каждой отдельной услуги, входящей в тур;

- подтверждает факт получения туристом каждой отдельной услуги, входящей в тур. Таким образом, ваучер юридически подтверждает факт получения туристом оплаченного турпродукта[7].

Основная функция ваучера - это урегулирование взаиморасчетов между туроператором или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставляющими конкретные услуги, входящие в тур.

Таким образом, следует заметить, что ныне действующее законодательство не регулирует взаимоотношения туристско-экскурсионных организаций по поводу туристского ваучера, исключило информацию об этом документе, не имеет установленной единой формы, которая, безусловно, необходима для унификации документально-правового обеспечения туристской деятельности.

Отметим также, что перечень существенных условий, определенных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не позволяет обеспечить права туриста в связи с неточностью и недостаточностью их формулировок.

Введение финансовых гарантий работы туроператора посредством обязательного заключения им договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору с туристом либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору с туристом, несомненно, призвано обеспечить защиту и восстановление нарушенных прав туриста. Однако как он будет действовать на практике, пока неизвестно. На наш взгляд, в

случае ненадлежащего оказания или неоказания туристских услуг непосредственно их исполнителями, а также в случае возникновения конфликтных ситуаций в стране (месте) временного пребывания турист, тем не менее, оказывается незащищенным. Данный механизм финансовых гарантий в соответствии с изменениями, внесенными в Закон, начинает работать только по возвращении туриста из страны (места) его временного пребывания.

В зависимости от способов формирования тура, на наш взгляд, можно выделить два порядка заключения договора:

1. По поводу сформированного тура (стандартный тур);

2. По поводу тура, формирование которого будет производиться после запроса туриста.

Полагаем, что договор об оказании туристских услуг, сформированный исходя из конъюнктуры рынка (стандартный тур), носит характер договора присоединения и представляет собой заранее разработанную форму договора на оказание туристских услуг. В российской литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что именно стандартные (типовые) договоры вследствие своей абстрактности и деперсонифицирован-ности клиента создают условия для нарушения прав потребителей. В международном законодательстве эта проблема получила отражение в Директиве ЕС «О недобросовестных условиях договоров с потребителями» [8]. Преимущество такой формы заключения договора - экономия силы, времени и средств на ведение преддоговорных споров. Для турфирмы проще предложить туристу уже готовый пакет-тур, что существенно облегчает работу менеджеров турфирмы, да и туристу остается только выбирать из предложенных вариантов. С учетом зарубежной практики применения стандартных договоров (Германия, Франция) было бы предпочтительнее на уровне законодательства утвердить примерный образец типовой формы договора на оказание туристских услуг, заключаемый с туристом по поводу уже сформированного тура (стандартного).

Для заключения договора с туристом на индивидуальный тур турист по общепринятым правилам делает заявку, а турфирма принимает её и формирует комплекс услуг.

За формирование индивидуального тура, запрашиваемого туристом, с него берется предоплата, размер которой произвольно устанавливается турфирмами и не регулируется законодательством. Статья 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает предоплату услуг, но при условии заключения основного договора на оказание услуг. В данном же случае не заключается договор, оформляется только заявка на бронирование тура.

С учетом публичности договора необходимо законодательно установить определенный процент от стоимости тура, который вносится в качестве предоплаты и может покрыть фактически понесенные расходы туристского предприятия в случае, если турист по каким-либо причинам откажется от сформированного по его запросу тура.

В соответствии со сложившейся практикой реализации туров непосредственно заключению договора возмездного оказания туристских услуг по индивидуальному туру предшествуют: заявка туриста на бронирование тура, лист бронирования (booking form) от турагента, подтверждение туроператора о бронировании тура по заявке туриста (conformation) либо турагента. Без них договор между туристом и турфирмой, как правило, не заключается.

Заявка не имеет установленной формы, и её применение не регулируется законодательством о туризме. Соответственно, её формуляры составляются турфирмами самостоятельно. В.Г. Гуляев предлагает определенную форму заявки туриста [9]. Кроме того, следует отметить практику устной договоренности между туристом и турфирмой, но в таком случае турфирма не оберегает себя от понесенных ею расходов по поиску запрашиваемого туристом тура. Заявка содержит конкретные условия запрашиваемого тура: маршрут, даты пребывания, условия размещения, питание, предполагаемую стоимость тура, а также дополнительные условия.

Лист бронирования используется в обоих способах заключения договора. Единой формы листа бронирования нет. Некоторые туристские фирмы используют упрощенные формы, указывая такие общие сведения, как: наименование и реквизиты организатора путешествия; фамилия и паспортные данные

лица (лиц), заказывающего тур; наименование тура; стоимость тура, порядок оплаты; наименование и класс отеля; реквизиты менеджера, который занимается продажей данного тура. К сожалению, данная форма заявки никак не отражает особенности индивидуального тура. Некоторые турфирмы используют довольно подробную универсальную форму листа бронирования, где предусмотрены дополнительные графы по специальным заявкам: аренда автомобиля, дополнительное питание, обслуживание по классу VIP и др. На наш взгляд, такая разная форма листов бронирования зависит от того, насколько близкие партнерские отношения установлены между сотрудничающими фирмами, поэтому некоторые пункты просто не указываются, а подразумеваются в соответствии с обычаями делового оборота. Лист бронирования высылается, как правило, принимающей стороне по факсу. Он составляется в трех экземплярах: один выдается на руки туристу, другой направляется в принимающую фирму, третий остается у турфирмы, которая организует соответствующий тур для туриста. Лист бронирования представляет особую ценность как документ, подтверждающий возможность дальнейшего заключения договора с туристом, для менеджера турфирмы, который занимается продажей тура и проведением определенных туристских формальностей для организации поездки туриста.

Подтверждение о бронировании услуг или оформляется отдельным документом произвольной формы, или факт бронирования с реквизитами брони указывается в соответствующей графе листа бронирования с повторением этой записи в именном ваучере. Подтверждение приходит, как правило, по факсу или по Интернету [10]. Следует уточнить, что бронирование туристских услуг подтверждается предоплатой исходя из сложившейся практики и последующим заключением договора на оказание туристских услуг. Однако сумма, взимаемая за бронирование тура турфирмой, не имеет фиксированной ставки и не регулируется законодательством, что, в свою очередь, является ущемлением прав туриста.

Рассмотрев основные документы, которые предшествуют заключению договора на

оказание услуг по индивидуальному туру, следует сказать, что на практике без них договор с туристом не заключается, так как они подтверждают наличие запрашиваемого комплекса туристских услуг у принимающего туроператора, а также непосредственно у поставщиков туристских услуг. В связи с этим стандартная форма указанных документов, разработанная на законодательном уровне, существенно облегчит реализацию права туриста на качественную услугу. Кроме того, дифференциация порядков заключения договоров с туристами позволит определить основные неотъемлемые приложения к договору с туристом, помимо указанной в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» путевки.

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2002. - С. 109.

2. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь: справочно-методическое пособие. - М.: Советский спорт,

1999. - С. 576.

3. Там же. - С. 311-312.

4. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - М.: Фонд «Правовая культура», 1998. - С. 11.

5. Писаревский Е. О юридических признаках туроператора и турагента // Турбизнес. -2002. - № 5. - С. 53.

6. Чеченов Ю. Оформление отношений с туристом: правовые аспекты применения информационного листка, ваучера, турпутевки // Туризм. - 1999. - № 2. - С. 35.

7. Там же. - С. 34.

8. Волошин Н.И. Международный туризм: Правовые акты. - М.: Финансы и статистика,

2000. - С. 171.

9. Гуляев В.Г. Организация туристских перевозок.

- М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 243.

10. Там же. - С. 182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.