DOI 10.24412/2076-1503-2021-2-157-162 МАТЫЦИН Д.Е.,
кандидат экономических наук, научный сотрудник кафедры предпринимательского права, арбитражного и гражданского процесса Волгоградского государственного университета, 400062, Российская Федерация, Волгоград, Университетский проспект, 100, e-mail: [email protected]; доцент кафедры гражданского права и процесса Волжского филиала Международного юридического института, 404106, Российская Федерация, г. Волжский Волгоградской обл.,
ул. Большевистская, 7, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СДЕЛОК В ДИСТАНЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ФОРМЕ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ1
Аннотация. Статья посвящена изучению законодательного регулирования имущественных прав, связанных с обращением бездокументарных ценных бумаг, являющихся предметом сделок, которые ранее совершались лишь в отношении вещей (договоры купли-продажи, залога и др.). Выявляются целенаправленные закономерности правового закрепления определённых положений и логики принятия федеральных законов, которые вносят изменения в инвестиционное законодательство, включая Гэажданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг». Утверждается, что конечной целью усилий государства на данном направлении должен стать перевод процедуры заключения сделок с имущественными правами целиком и полностью в дистанционно-цифровую форму. По мнению автора, эти тенденции соответствуют стремительному распространению и внедрению интернет-технологий в общественные отношения, и как следствие - увеличению количества юридических процедур, осуществляемых в информационном пространстве. Между тем, отмечается, что на современном этапе в полной мере невозможно отказаться от дублирования данных в силу необходимости превенции потенциальных конфликтов и сохранения неоспоримых доказательств для процедур защиты прав. Обосновывается, что такое дублирование должно осуществляться также в электронной форме на основе интернет-технологии распределенных реестров (блокчейна).
Принимая во внимание достижения корректной сопоставимости законодательного регулирования общественных отношений по поводу дистанционных инвестиционных сделок в разных странах, автор уделяет особое внимание правовым аспектам функционирования инвестиционных платформ. Изучаются объекты инвестирования, анализируются сложности в понимании утилитарных цифровых прав. Исследуются экономическая сущность и правовые признаки неэмиссионной бездокументарной ценной бумаги, не имеющей номинальной стоимости и удостоверяющей принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права - цифрового свидетельства.
Ключевые слова: ценные бумаги; правовое регулирование ценных бумаг; сделки с имущественными правами; дистанционные инвестиционные сделки; интернет-технологии; инвестиционные платформы; распределенные реестры (блокчейн).
MATYTSIN D.E.,
Candidate of Economic Sciences, Researcher of the Department of Business Law, Arbitration and Civil Procedure, Volgograd State University Associate Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Volga Branch
of the International Law Institutee-mail: [email protected]
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 20-18-00314). ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
FEATURES OF CONCLUSION AND PERFORMANCE OF INVESTMENT TRANSACTIONS IN REMOTE-DIGITAL FORM
IN RUSSIA AND ABROAD
Annotation. The article is devoted to the study of the legislative regulation of property rights associated with the circulation of uncertificated securities, which are the subject of transactions that were previously made only in relation to things (purchase and sale agreements, pledges, etc.). Purposeful patterns of legal consolidation of certain provisions and the logic of the adoption of federal laws are revealed that amend the investment legislation, including the Civil Code of the Russian Federation, Federal Law of December 26, 1995 No. 208-FZ "On Joint Stock Companies", Federal Law of April 22, 1996 No. 39-FZ "On the Securities Market". It is argued that the ultimate goal of the state's efforts in this area should be the transfer of the procedure for concluding transactions with property rights entirely and completely into a remote digital form. According to the author, these trends correspond to the rapid spread and implementation of Internet technologies in public relations, and, as a consequence, to an increase in the number of legal procedures carried out in the information space. Meanwhile, it is noted that at the present stage it is completely impossible to abandon data duplication due to the need to prevent potential conflicts and preserve indisputable evidence for rights protection procedures. It is substantiated that such duplication should also be carried out in electronic form based on the Internet technology of distributed ledgers (blockchain).
Taking into account the achievement of correct comparability of the legislative regulation of public relations regarding distance investment transactions in different countries, the author pays special attention to the legal aspects of the functioning of investment platforms. Investment objects are studied, difficulties in understanding utilitarian digital rights are analyzed. The economic essence and legal characteristics of a non-issue book-entry security that has no par value and certifies that it belongs to the owner of a utilitarian digital right - a digital certificate - is investigated.
Key words: securities; legal regulation of securities; transactions with property rights; distance investment transactions; Internet technologies; investment platforms; distributed ledgers (block-chain);
Развитие правового регулирования ценных бумаг, включая регламентацию их нового вида - бездокументарных ценных бумаг, позволяет утверждать, что в Российской Федерации имущественные права (бездокументарные ценные бумаги), стали предметом сделок, которые ранее совершались лишь в отношении вещей (договоры купли-продажи, залога и др.). Целенаправленные закономерности правового закрепления определённых положений и логика принятия федеральных законов, которые вносят изменения в инвестиционное законодательство, включая Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [9], Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» требуют особого научно-исследовательского внимания. По нашему мнению, конечной целью усилий государства на данном направлении должен стать перевод процедуры заключения сделок с имущественными правами целиком и полностью в дистанционно-цифровую форму. С одной стороны, эти тенденции соответствуют стремительному распространению и внедрению интернет-технологий в общественные отношения, и как следствие - увеличению количества юридических процедур, осуществляемых в информаци-
онном пространстве. Однако, с другой стороны, на современном этапе в полной мере невозможно отказаться от дублирования данных в силу необходимости превенции потенциальных конфликтов и сохранения неоспоримых доказательств для процедур защиты прав. Полагаем, такое дублирование должно осуществляться также в электронной форме на основе интернет-технологии распределенных реестров (блокчейна).
Далее, исходя из достижения корректной сопоставимости законодательного регулирования общественных отношений по поводу дистанционных инвестиционных сделок в разных странах, сосредоточимся на правовых аспектах функционирования инвестиционных платформ, которые в Российской Федерации тоже существуют [10].
В настоящее время, например, в США действует более 340 инвестиционных платформ, в Великобритании больше 80, во Франции более 140 [3]. Показательно, что в США согласно Закону о ценных бумагах 1933 года (Securities Act of 1933) частные инвесторы обязаны получать статус аккредитованных инвесторов (имущественный ценз: ежегодный доход не менее $200 тысяч либо накопления в сумме от $1 млн.), в противном случае допуск к инвестированию физическое лицо не получало.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
В 2012 г. в США был принят Jumpstart Our Business Startups Act, позволяющий юридическим лицам привлекать до $1 млн. инвестиций максимально от 2 000 инвесторов. Согласно закону инвестор получает акции получателя инвестиций, право на дивиденды и право голосовать на общих собраниях акционеров. Максимум вложений для одного инвестора - $10 тыс. Закон предусматривает обязательное создание и регистрацию веб-сайтов (инвестиционных платформ) в US Securities and exchange commission (SEC), также обязательно членство таких компаний - получателей инвестиций в саморегулируемой организации [5].
В течение 2013-2016 гг. Title II - IV Jumpstart Our Business Startups Act вступили в силу. Любое физическое лицо в возрасте старше 18 лет вправе вкладывать денежные средства в частные компании. Инвесторам с годовым доходом до $40 тысяч разрешается инвестировать только $2 тысячи, инвесторы с годовым доходом от $40 до $100 тысяч вправе инвестировать не более 5% от своего годового дохода. Инвесторам с годовым доходом более $100 тысяч разрешено инвестировать до 10% от своего годового дохода, но всего не более $100 тысяч [5]. В 2020 г. лимит на привлечение инвестиций был повышен с $1 до $5 млн. долларов [6] это обеспечило весьма впечатляющие результаты: за 2020 г. привлечено инвестиций $214,9 млн. (+ 105 %) в 1035 компаний (+ 91 %), по сравнению с 2019 г. ($104,7 млн. в 541 компанию) [1].
В Европейском союзе в октябре 2020 г. Европейский парламент согласовал режим Европейского поставщика краудфандинговых услуг (ECSP), к концу 2021 г. в Интеграционном объединении вступят в силу единые правила работы инвестиционных платформ [2]. На основании единого разрешения, полученного в одном государстве - члене ЕС, провайдер инвестиционной платформы обретает право осуществлять деятельность на всей территории ЕС, включается в публичный реестр. Правовое регулирование инвестиционных платформ в странах ЕС предусматривает три основных направления: во-первых, правовое положение юридического лица, которое управляет в Интернете самой веб-платформой; во-вторых, правовое положение получателей инвестиций - лиц, которые находятся в поисках финансирования под свои проекты; в-третьих, правовое положение самих инвесторов (выделяются «опытные» и «неискушенные» инвесторы).
Согласно Регламенту (ЕС) 2020/1503 крауд-фандинговая услуга - это согласование интересов инвесторов и получателей инвестиций только для финансирования бизнес - проекта с помощью инвестиционной платформы до €5 млн. каждые
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
12 месяцев. Инвестиционная платформа [4] определяется в указанном Регламенте, как «общедоступная информационная система в Интернете, управляемая провайдером услуг краудфандинга». Первый вариант услуги - содействие в получении / предоставлении займов. Второй вариант - размещение «переводных ценных бумаг и допущенных инструментов для целей краудфандинга», выпущенных получателями инвестиций под свои бизнес - проекты, и под получение соответствующих заказов от инвесторов, как потребителей. При этом, обратим внимание, что в Регламенте закреплено: «Чтобы неискушенные инвесторы прочитали и поняли явные предупреждения о рисках, выданные им провайдером инвестиционной платформы, они должны прямо признать риски, которые они берут на себя, инвестируя в проект крау-дфандинга. Чтобы поддерживать высокий уровень защиты инвесторов, и учитывая, что отсутствие такого подтверждения указывает на потенциальное непонимание связанных с этим рисков, поставщики краудфандинговых услуг должны принимать инвестиции только от неискушенных инвесторов, которые прямо подтвердили, что они получили и поняли эти предупреждения» [7].
В России Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» вступил в силу с 1 января 2020 г. Закон регулирует привлечение инвестиций и инвестирование посредством инвестиционных платформ. Закон закрепляет правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ, регулирует возникновение и обращение утилитарных цифровых прав, предусмотренных этим законом, а также выдачу и обращение ценных бумаг, удостоверяющих утилитарные цифровые права [10].
Согласно статье 2 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» платформа - это веб-сайт в Интернете, существующий для заключения с помощью информационных технологий и технических средств этого веб-сайта договоров инвестирования. Доступ на веб-сайт предоставляет оператор инвестиционной платформы, который будучи хозяйственным обществом, на основании заявления и прилагаемых к нему документов (перечень и требования к которым установлены Банком России) по факту соответствующего решения Банка России вносится в Реестр операторов инвестиционных платформ.
Дистанционные инвестиционные сделки на интернет-платформе совершаются встречно через оператора-посредника. Заключаются договоры двух видов. По договору об оказании услуг
по привлечению инвестиций, с одной стороны, оператор инвестиционной платформы обязуется в соответствии с правилами платформы предоставить другой стороне - лицу, привлекающему инвестиции, доступ к платформе для заключения с инвестором договора инвестирования. По договору об оказании услуг по содействию в инвестировании, с одной стороны, оператор инвестиционной платформы обязуется в соответствии с правилами платформы предоставить другой стороне -инвестору доступ к платформе для заключения с лицом, привлекающим инвестиции, договора инвестирования. Оба договора являются договорами присоединения, их условия оператор инвестиционной платформы фиксирует в правилах инвестиционной платформы.
Снова обратим внимание, что согласно п. 7 статьи 3 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» оператор до заключения договора об оказании услуг по содействию в инвестировании обязан получить от инвестора - физического лица подтверждение. А именно о том, что инвестор ознакомился с рисками, связанными с инвестированием, а также осознает, что инвестирование с использованием инвестиционной платформы является высоко рискованным и может привести к потере инвестиций в полном объеме, и что инвестор принимает такие риски. При этом в п. 6 статьи 7 закона видим, что «Инвестирование гражданином с использованием инвестиционной платформы не требует государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя». С данной позицией Законодателя мы не согласны вследствие противоречивости. Систематически и самостоятельно совершаемая гражданином довольно сложная деятельность по использованию своего имущества (денег) с целью получения прибыли, связанная с высоким риском потери капитала в полном объеме - по содержанию абсолютно совпадает с нормой статьи 2 ГК РФ о предпринимательской деятельности. Но для инвестора, взаимодействующего с оператором инвестиционной платформы (хотя последний изначально предупреждает его о предпринимательских рисках), статус индивидуального предпринимателя оказывается необязателен. При этом физическое лицо признается квалифицированным инвестором по его заявлению оператором инвестиционной платформы.
Объекты инвестирования представлены отечественным Законодателем вполне широко и разнообразно. В США инвестиционные платформы обеспечивают инвестиционные потоки акционерного капитала, давая доступ розничным инвесто-
рам к участию в бизнесе акционерных компаний. В ЕС к сделкам по розничному долговому финансированию добавлено размещение «переводных ценных бумаг и допущенных инструментов для целей краудфандинга». В то же время, в Российской Федерации мы имеем целый спектр объектов интернет- инвестирования. Согласно статье 5 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» допускаются следующие дистанционные сделки. Во-первых, классическое предоставление займов; во-вторых, вложения в эмиссионные ценные бумаги (которые размещаются именно данной платформой с учетом исключений некоторых видов ценных бумаг); в-третьих, вложения в утилитарные цифровые права; в-четвертых, вложения в цифровые финансовые активы [10].
Никаких вопросов не вызывают такие объекты инвестирования, как вложения в долговые инструменты или вложения в эмиссионные ценные бумаги (это могут быть в том числе и акции, и депозитарные расписки, и опционы эмитента), сложности в понимании имеются в отношении утилитарных цифровых прав. Согласно статье 8 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» в платформе (это редакция Законодателя, мы полагаем, более корректным и точным является выражение - на платформе, на веб-сайте) могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться следующие цифровые права (утилитарные цифровые права). Странно выглядит выражение в скобках, поскольку у правоведов принято, что термин в скобках - тождество термина стоящего до скобок. Получается, что для Законодателя одинаково, что цифровые права, что утилитарные цифровые права. Зададимся вопросом, для чего в прорывной федеральный закон о дистанционных инвестиционных сделках в Интернете поставили термин «утилитарные»?
Большая советская энциклопедия указывает на то, что утилитарный (франц. utilitaire, от лат. utilitas - польза, выгода) - сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой; практичный; прикладной (утилитарные знания, утилитарный подход к делу и пр.) [8]. Следовательно, Законодатель имеет в виду практично-прикладные права в электронно-виртуальной форме. Это такие объекты гражданских прав (имущество), имеющие денежную оценку, которые должны быть востребованы широкими слоями частных инвесторов в качестве объектов инвестирования, вследствие высокой оборотоспособно-сти. А именно: 1) право требовать передачи вещи;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности; 3) право требовать выполнения работ; 4) право требовать оказания услуг. Отметим, что указанные утилитарные цифровые права согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» признаются таковыми, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы. «Генератором» цифровых прав является лицо, привлекающее инвестиции, и определяющее: во-первых, существо требования; во-вторых, порядок осуществления этих цифровых прав; в-третьих, количество предлагаемых инвестору цифровых прав. Далее вся «жизнь и судьба» созданного цифрового права (возникновение, осуществление права, распоряжение им: передача, залог, обременение другими способами, ограничение распоряжения) связана исключительно с данной инвестиционной платформой. Согласно части 8 статьи 8 указанного закона оператор инвестиционной платформы обеспечивает техническую возможность приобретать утилитарные цифровые права при их обращении, знакомиться с их содержанием, осуществлять утилитарные цифровые права, а также распоряжаться ими для каждого участника платформы [10].
Законодатель в указанном выше федеральном законе, действуя в целях построения баланса интересов и механизма независимого контроля, предусмотрел юридический заменитель нового оборотоспособного и сугубо цифрового объекта инвестирования (утилитарное цифровое право), создав новую неэмиссионную бездокументарную, не имеющую номинальной стоимости, удостоверяющую принадлежность ее владельцу утилитарного цифрового права, ценную бумагу - цифровое свидетельство. Согласно статье 9 Федерального закона от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» это цифровое свидетельство выдается депозитарием обладателю утилитарного цифрового права, учет которого осуществляется этим депозитарием. Цифровое свидетельство закрепляет право владельца требовать от этого депозитария оказания услуг по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) распоряжения им определенным образом. Весь оборот цифровых свидетельств, включая прекращение их существования, должен быть организован депозитарием по правилам, установленным ГК
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021
РФ и Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» для бездокументарных ценных бумаг.
По нашему мнению, нагромождение на инвестиционную конструкцию утилитарных цифровых прав ещё и цифрового свидетельства сильно отягощает и усложняет сделки с ними для инвесторов. Важно отметить, что депозитарные услуги не являются безвозмездными, кроме того, депозитарные учетные процедуры не происходят мгновенно и требуют дополнительных временных затрат. С одной стороны, Законодатель не смог фидуциарно оставить утилитарные цифровые права на добросовестного оператора инвестиционной платформы и добросовестного лица, привлекающего инвестиции, возможно, усматривая риск создания ими бесконтрольной «цифровой пирамиды». С другой стороны, получилось, что Законодатель остановился в полшага от создания полностью современного, массово востребованного и высоко ликвидного цифрового объекта инвестирования (утилитарного цифрового права). Мы полагаем, что соблюдение баланса интересов и построение механизма независимого контроля при совершении дистанционных инвестиционных сделок, в том числе с утилитарными цифровыми правами на инвестиционных платформах, могут быть достигнуты и вполне эффективно реализованы при помощи упомянутой выше интернет-технологии распределенных реестров (блок-чейна).
Таким образом, эволюционный вектор развития гражданско-правового регулирования дистанционных инвестиционных сделок в Российской Федерации направлен на полный и окончательный перевод ценных бумаг в форму электронных документов, осуществление сделок с которыми быстро перемещается в информационное пространство. Цифровые объекты инвестирования (утилитарные цифровые права на инвестиционных платформах) де-юре обладают повышенной оборотоспособностью, однако де-факто сделки с ними осложнены дополнительными громоздкими учетно-регистрационными процедурами. Необходимо сформировать на законодательном уровне «дорожную карту» оцифровки каждой закрепленной в законодательстве ценной бумаги, предусмотрев конкретную дату прекращения изготовления ценных бумаг каждого вида в форме бумажных документов. Одновременно для ценных бумаг -электронных документов требуется законодательное упрощение процедур их выпуска, хранения, учета и регистрации на основе применения специальной интернет- технологии полисубъектного юрисдикционного блокчейна.
Список литературы:
Spisok literatury:
[1] Crowdfund Capital Advisors (CCA). Официальный сайт. Online Investment Index Dashboard. [Электронный ресурс]. URL: https:// crowdfundcapitaladvisors.com/online-investment-index-dashboard/Сцата обращения 02.01.2021 г.).
[2] IQ Decision. Официальный сайт. Регламент (ЕС) 2020/1503 (Регламент краудфандинга); Директива (ЕС) 2020/1504 об изменении MiFID II (Директива о краудфандинге). [Электронный ресурс]. URL: https://iqdecision.com/novyj-evropejskij-rezhim-kraudfandinga/ (дата обращения 02.01.2021 г.).
[3] PC Financial Services OU. Официальный сайт. Краудинвестинг на законодательном уровне. [Электронный ресурс]. URL: https://pcfs.eu/ services/uslugi/privlechene-investitsiy-v-kraudfanding/ (дата обращения 22.03.22021 г.).
[4] Richard Kemp Legal aspects of cloud security // Computer Law & Security Review. - 2018. - Volume 34, Issue 4. pp. 928-932.
[5] US Securities and exchange commission. Официальный сайт. Spotlight on Jumpstart Our Business Startups (JOBS) Act. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act. shtml (дата обращения 02.01.2021 г.).
[6] US Securities and exchange commission. Официальный сайт. Rule amendments harmonize registration exemptions, eliminating complexity and facilitating access to capital and investment while preserving or enhancing important investor protections. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.sec.gov/news/press-release/2020-273 (дата обращения 02.01.2021 г.).
[7] Портал открытых данных ЕС. Официальный сайт. ПОСТАНОВЛЕНИЕ (ЕС) 2020/1503 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА от 7 октября 2020 г. «О европейских поставщиках кра-удфандинговых услуг для бизнеса и внесении поправок в Регламент (ЕС) 2017/1129 и Директиву (ЕС) 2019/1937». [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/eli/reg/2020/1503/oj (дата обращения 03.02.2021 г.).
[8] Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/(дата обращения 02.02.2021 г.).
[9] Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» / Российская газета от 29 декабря 1995 г. № 248.
[10] Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» / Российская газета от 7 августа 2019 г. № 172.
[1] Crowdfund Capital Advisors (CCA). Ofi-cial'nyj sajt. Online Investment Index Dashboard. Jel-ektronnyj resurs. URL: https://crowdfundcapitaladvi-sors.com/online-investment-index-dashboard/(data obrashhenija 02.01.2021 g.).
[2] IQ Decision. Oficial'nyj sajt. Reglament (ES) 2020/1503 (Reglament kraudfandinga); Direktiva (ES) 2020/1504 ob izmenenii MiFID II (Direktiva o kraudfandinge). [Jelektronnyj resurs. URL: https:// iqdecision.com/novyj-evropejskij-rezhim-kraudfan-dinga/ (data obrashhenija 02.01.2021 g.).
[3] PC Financial Services OÜ. Oficial'nyj sajt. Kraudinvesting na zakonodatel'nom urovne. Jelektronnyj resurs. URL: https://pcfs.eu/services/uslugi/ privlechene-investitsiy-v-kraudfanding/ (data obrashhenija 22.03.22021 g.).
[4] Richard Kemp Legal aspects of cloud security // Computer Law & Security Review. - 2018. -Volume 34, Issue 4. pp. 928-932.
[5] US Securities and exchange commission. Oficial'nyj sajt. Spotlight on Jumpstart Our Business Startups (JOBS) Act. Jelektronnyj resurs. URL: https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act.shtml (data obrashhenija 02.01.2021 g.).
[6] US Securities and exchange commission. Oficial'nyj sajt. Rule amendments harmonize registration exemptions, eliminating complexity and facilitating access to capital and investment while preserving or enhancing important investor protections. Jelektronnyj resurs. URL: https://www.sec.gov/news/ press-release/2020-273 (data obrashhenija 02.01.2021 g.).
[7] Portal otkrytyh dannyh ES. Oficial'nyj sajt. POSTANOVLENIE (ES) 2020/1503 EVROPE-JSKOGO PARLAMENTA I SOVETA ot 7 oktjabrja 2020 g. «O evropejskih postavshhikah kraudfandin-govyh uslug dlja biznesa i vnesenii popravok v Reglament (ES) 2017/1129 i Direktivu (ES) 2019/1937». Jelektronnyj resurs. URL: https://eur-lex.europa.eu/ eli/reg/2020/1503/oj (data obrashhenija 03.02.2021 g.).
[8] Bol'shaja sovetskaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://bse.sci-lib.com/(data obrashhenija 02.02.2021 g.).
[9] Federal'nyj zakon ot 26 dekabrja 1995 g. № 208-FZ «Ob akcionernyh obshhestvah» / Rossijskaja gazeta ot 29 dekabrja 1995 g. № 248.
[10] Federal'nyj zakon ot 2 avgusta 2019 g. № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» / Rossijskaja gazeta ot 7 avgusta 2019 g. № 172.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2021