Научная статья на тему 'Особенности заголовков в газете «Футбол-Хоккей НН»'

Особенности заголовков в газете «Футбол-Хоккей НН» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
615
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ / EXPRESSIVITY / LANGUAGE GAME / LEXICAL REPETITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рылов Александр Станиславович

Рассматривается проблема экспрессивности и структуры заголовков в еженедельнике «ФутболХоккей НН», а также лексика и синтаксис заголовков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PECULIARITIES OF HEADLINES IN THE NEWSPAPER «FOOTBALL HOCKEY NN»

The author considers the problem of expressivity and structure of the titles in the newspaper «Football Hockey NN». The vocabulary and the syntax of the titles are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности заголовков в газете «Футбол-Хоккей НН»»

694

Лингви стика

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 694-696

УДК 811.161.1

ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТЕ «ФУТБОЛ-ХОККЕЙ НН»

© 2010 г. А.С. Рылов

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Поступила в редакцию 31.03.2010

Рассматривается проблема экспрессивности и структуры заголовков в еженедельнике «Футбол-Хоккей НН», а также лексика и синтаксис заголовков.

Ключевые слова: экспрессивность, языковая игра, лексические повторы.

Как известно, заголовок является важнейшим композиционным элементом текста. Он выполняет не только назывную и собственно информативную функции, но и функцию экспрессивную. Заголовок призван заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации, а порой - заинтриговать, поразить воображение (такой способ воздействия широко практикуется, например, в желтых изданиях). Создать заголовок одновременно информативный и достаточно краткий, легкий для восприятия и привлекающий повышенное внимание - одна из труднейших творческих задач. К сожалению, не всегда журналисты прилагают усилия к ее решению. Примером этого является еженедельник «Футбол-Хоккей НН», издающийся с декабря 1994 года и позиционирующий себя лидером нижегородской спортивной прессы.

Будучи довольно содержательной в плане информационного наполнения, газета не проявляет стремления к экспрессивной подаче материала. Недостаток этого стремления отражается в заголовках. Правда, все же встречаются такие названия материалов, в которых используется языковая игра. Один из ее приемов - рифмовка частей заголовка: Арзамас покажет класс!

(5.03.09); Футбол пришел на пляж - растет ажиотаж! (13.08.09); Городской спорткомитет: новогодний физкультпривет! (17.12.09); «Нефте-КИМ» и иже с ним (6.01.2010); «Монолит» всех громит! (14.01.10); Вперед иди и не робей! Побеждай, «Футбол-Хоккей»! (там же); «Сормово» начало здорово! (11.02.10); «Салют-Юникор»: всем наперекор (4.03.10). Другой прием создания словесной игры - намеренная тавтология: С «Ладой» не заладилось (28.01.10). Во фразеологической конструкции один из компонентов может быть заменен: Школа высокого полета (4.03.10, ср. «птица высокого полета»; речь идет о детско-юношеской спортивной

школе по лыжному двоеборью, которое включает в себя прыжки с трамплина). Но в целом языковая игра встречается нечасто. Пословицы и поговорки становятся заголовками, не подвергаясь трансформации (В гостях хорошо, а дома лучше - 28.01.10), и экспрессивность в таких случаях минимальная. Как правило, в заголовках не фигурируют названия известных литературных произведений и кинофильмов, высказывания киногероев, строчки из популярных песен и т.п., хотя все это помогает создать выразительность.

В отдельных случаях экспрессивность появляется за счет использования слов в переносном значении: «Утонули» в «Байкале» (о крупном поражении хоккейного «Старта» от команды «Байкал-Энергия»); «Сковали» морозы (о безоговорочном проигрыше «Старта» в Красноярске, где был 30-градусный мороз). Изредка могут употребляться просторечные слова - «Заруба» в Шатках. Эти фразы встретились нам в одном номере - за 11 февраля 2010 года, но вообще такие примеры являются единичными.

На синтаксическом уровне экспрессивность заголовков может быть достигнута за счет восклицательных конструкций. В их «эксплуатации» еженедельник «Футбол-Хоккей НН», наверное, не знает равных себе. Заголовки, в конце которых стоит восклицательный знак, представлены в каждом номере, причем часто - в большом количестве. Так, на первой полосе номера за 5.03.2009 - шапка «Торпедо» в плей-офф!, заметки Сохранить победный настрой!, Поболеем за наших!. На других полосах - материалы Молодцы, девчата!, Молодцы, ребята!, Арзамас покажет класс!, Масляев - главный тренер дубля!, Воспитанник ФК «Нижний Новгород» - в «Челси»!, Большой футбол в Нижнем!, Праздник удался!. Подобная картина и в номере за 13.08.2009: Вот это взлет!, День

физкультурника удался на славу!, 1. лига трубит сбор!, Турнир ПФЛ стартовал!, С суперклубом на равных!, Кубок у «Семенова»!, «КИТ» не тормозит!, Подготовка к сезону началась!, Футбол пришел на пляж - растет ажиотаж!. В этом номере восклицательным знаком отмечены 9 из 24 заголовков, причём многие названия текстов заканчиваются им совершенно неоправданно. Из-за постановки этого знака препинания самые рядовые фразы типа «Турнир ПФЛ стартовал» или «Подготовка к сезону началась» едва ли приобретают выразительность. Интересно, что заголовки бывают даже с тремя восклицательными знаками: Все на футбол!!! (22.10.09); Спасибо, Попихин! Удачи, Михалев!!! (29.10.09); Евгению Лопа-точкину - 50!!! (6.01.10). В результате происходит то, о чём более четверти века назад писал В.Г. Костомаров: вместо экспрессивности возникает шаблонность, штамп.

В первых номерах 2010 года восклицательные предложения сохраняют свои позиции. В выпуске за 14 января находим: «Монолит» всех громит!; Юные коноваленцы - в действии! (уместность слова «коноваленцы» вызывает, мягко говоря, большие сомнения); Русский хоккей вернулся в Павлово-на-Оке!; Отобрали очки у «Химика»!; Рогову - семьдесят!; Игроки «СКИФа» забивают за сборную!; «СКИФ» громит «Динамо»!; Болельщик, задай свой вопрос!. В восьмистраничной основной части номера (есть еще четырехстраничное приложение, посвященное мини-футболу) знак восклицания сопутствует восьми из 30 заголовков. Выпуск за 21 января содержит следующие наименования текстов: «Футбол-Хоккей НН» подарил праздник!; «СКИФ» не остановить!; Автозаводский район - первый!; «Повержен «Сибсельмаш»!»; На лыжне в «Швейцарии»!; Мотивация была огромная! В номере за 11 февраля: Цель сборной России - бронзовые медали!; «Виктория» установила рекорд!; Дублеры «Виктории» в финале!; Звенит в ушах лихая музыка атаки!; За Кубок вызова!; Руки не опускать!; «Темп» приличный!. В номере за 4 марта: Борьба продолжается!; Нижегородцы взяли «серебро»!; «Сталь-СКЦ Сормово» - чемпион!; Поздравляем Хафизова!; Наконец-то повезло!; Пресс-служба ФК «Волга» - снова в призерах!; «Кварц» - чемпион области!. Неоправданное обилие восклицательных знаков встречается и в дальнейшем.

Из приведенных примеров видно, что заголовки в «Ф-Х НН» чаще всего строятся по модели простых двусоставных предложений: субъект действия + действие. В роли субъекта, как правило, выступают команды, игроки, тре-

неры, судьи, руководители клубов. Вот некоторые иллюстрации: «Нижний» трубит второй сбор! (6.01.09); «Старт» сделал два шага вперед! (19.03.09); «Торпедо» начинает с победы!

(30.07.09); «Старт» рвется в бой! (19.11.09); Колотнев стал гендиректором «Торпедо»

(26.11.09); Новый вратарь принес победу!

(3.12.09); Игроки «СКИФа» едут в Германию!

(6.01.10); Синер отделался легким испугом (там же); Ветераны стартовали с победы (14.01.10); Борисов возглавил ХК «Саров» (там же); Беда-рев забил сборной России; Пилипчук подписал контракт с «Волгой»; Хлюстов сменил Зиновьева; Сергачане не подкачали (все примеры из номера за 28.01.10). Однотипность заголовков явно ослабляет их экспрессивность, но этим качеством речи приходится жертвовать ради информативности. Односоставные предложения встречаются в названиях материалов реже.

Как структурный тип заголовков широко распространены неполные предложения: «Торпедо» в плей-офф! (5.03.09); Курс - на Тобольск

(19.03.09); «Спартак» обыграли, на очереди -«Зенит» (23.07.09); Скоро - Кубок губернатора; Сергей Виноградов - в «Волге» (6.08.09); У павловского футбола - богатая история и большое будущее!; Грачев - в «Чайке»!

(6.01.10); Отобрали очки у «Химика»!; Результат - за двенадцать минут; На «Красную горку» - красивую игру! (14.01.10); Вячеславу Кры-гину - 60 лет; С обладателем Кубка Гагарина -на равных; Из «Чайки» - в сборную России; Награда - активисту; На Олимпиаду - в отличном настроении (28.01.10). В первую очередь используются неполные предложения эллиптического типа, и здесь наблюдается однообразие конструкций: Сербы - в «Волге»! (6.01.09), Пав-люков - в «Химике»!, Линдстрем - в «Торпедо»

(16.07.09), Владимир Шишелов - в «Волге»

(3.12.09), Евгений Кузнецов - в «Волге»

(17.12.09) и т.д. Очевидно, что авторы публикаций не утруждают себя серьезной работой над заголовками.

Последнее подтверждается еще и тем, что в заголовках «Ф-Х НН» много лексических повторов. Так, в январских номерах читатели увидят следующее: Ветераны стартовали с победы, Спартакиада стартовала, Стартовал турнир на призы мэра Нижнего Новгорода, Бизнес-лига готовится к старту, Победа - в день рождения тренера, Новогодние страсти ветеранов, Новогодний подарок Веселовой, Фаворит на лопатках, Дали бой фавориту, «Монолит» всех громит!, «СКИФ» громит «Динамо»!. Повторяются слова «стартовать» (трижды, плюс к тому употреблено однокоренное

696

А/С/ Рылов

«старт»), «победа», «ветераны», «новогодний», «фаворит», «громит». С точки зрения специалистов редакторского дела, такое количество повторов недопустимо. В №1 (6.01) есть заголовки

Чемпионат города на старте, Турнир ветеранов стартовал, «Волга» проведет первый сбор в Нижнем, Нижний - город хоккейный, Областной хоккей движется вперед, Новогодние баталии, Первая победа в новом году, Я еще не насытился футболом, У павловского футбола -богатая история и большое будущее!. В №4 (28.01): Бедарев забил сборной России, Из «Чайки» - в сборную России, Волга начала второй сбор, Сборы начали успешно (о футбольном клубе «Нижний Новгород»), Пилипчук подписал контракт с «Волгой», «Волга» сыграет с «Аустрией» и ЦСКА, Начали новый год с побед!, В лидеры вышла «Сталь», «Динамо» выходит в лидеры, Кто догонит Решетиху?, «Кварц» не догнать?. Из-за тавтологий заголовки страдают однообразием, речевой бедностью.

Рассмотрим еще выпуск за 4 марта 2010 года. Здесь целый ряд заголовков с географическими названиями: На сбор - в Испанию; Все мячи забили Иркутску; С Турцией попрощались победой; Дублеры «Волги»: из Сызрани - в Дагомыс; Хоккеистки «СКИФа» вернулись из Ванкувера; Сенсация в Богородске; Мастер-класс в Богородске. С другой стороны, встречается множество заголовков с названиями ко-

манд: «Шахтер» будет играть на область?; «Салют-Юникор»: всем наперекор; «Сталь-СКЦ Сормово» - чемпион!; Марцваладзе - в «Волге»; Президент ФК «Волга» - в прямом эфире; Пресс-служба ФК «Волга» - снова в призерах!; Дублеры «Волги»: из Сызрани - в Дагомыс; «Химик» против «Нижнего Новгорода-2»; Контрольные встречи «Торпедо»; «Хоккеистки «СКИФа» вернулись из Ванкувера; «Кварц» - чемпион области!; «Чайка» на исходе сезона. Помимо такого однообразия, отметим повторы слов - «область», «Волга», «Бого-родск». На развороте (шестая и седьмая страницы) стыкуются заголовки Последние матчи сезона и «Чайка» на исходе сезона. Все это типично для «Ф-Х НН». Даже если там небольшое количество заголовков, как, например, в номере за 25.03.10, читатель все равно видит лексические повторы: Стартов будет еще больше!; «Химик» стартует в Саратове; Сделает ли «Волга» шаг вперед?; «Волга» на пороге сезона; Валерий Шанцев о «Торпедо»; Иванов на просмотре в «Торпедо»; Кубок трех стадионов - у «Космоса»; «СКИФ» сыграет в Кубке ННХЛ.

Таким образом, нетрудно заметить, что заголовки многих газетных материалов строятся по шаблону и полностью лишены экспрессивности. Для студентов, которые хотят быть журналистами, «Футбол-Хоккей НН» может служить примером того, как не надо озаглавливать тексты.

SOME PECULIARITIES OF HEADLINES IN THE NEWSPAPER «FOOTBALL - HOCKEY NN»

A. S. Rylov

The author considers the problem of expressivity and structure of the titles in the newspaper «Football - Hockey NN». The vocabulary and the syntax of the titles are analyzed.

Keywords: expressivity, language game, lexical repetition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.