694
Лингви стика
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 4 (2), с. 694-696
УДК 811.161.1
ОСОБЕННОСТИ ЗАГОЛОВКОВ В ГАЗЕТЕ «ФУТБОЛ-ХОККЕЙ НН»
© 2010 г. А.С. Рылов
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 31.03.2010
Рассматривается проблема экспрессивности и структуры заголовков в еженедельнике «Футбол-Хоккей НН», а также лексика и синтаксис заголовков.
Ключевые слова: экспрессивность, языковая игра, лексические повторы.
Как известно, заголовок является важнейшим композиционным элементом текста. Он выполняет не только назывную и собственно информативную функции, но и функцию экспрессивную. Заголовок призван заинтересовать читателя, привлечь его внимание к публикации, а порой - заинтриговать, поразить воображение (такой способ воздействия широко практикуется, например, в желтых изданиях). Создать заголовок одновременно информативный и достаточно краткий, легкий для восприятия и привлекающий повышенное внимание - одна из труднейших творческих задач. К сожалению, не всегда журналисты прилагают усилия к ее решению. Примером этого является еженедельник «Футбол-Хоккей НН», издающийся с декабря 1994 года и позиционирующий себя лидером нижегородской спортивной прессы.
Будучи довольно содержательной в плане информационного наполнения, газета не проявляет стремления к экспрессивной подаче материала. Недостаток этого стремления отражается в заголовках. Правда, все же встречаются такие названия материалов, в которых используется языковая игра. Один из ее приемов - рифмовка частей заголовка: Арзамас покажет класс!
(5.03.09); Футбол пришел на пляж - растет ажиотаж! (13.08.09); Городской спорткомитет: новогодний физкультпривет! (17.12.09); «Нефте-КИМ» и иже с ним (6.01.2010); «Монолит» всех громит! (14.01.10); Вперед иди и не робей! Побеждай, «Футбол-Хоккей»! (там же); «Сормово» начало здорово! (11.02.10); «Салют-Юникор»: всем наперекор (4.03.10). Другой прием создания словесной игры - намеренная тавтология: С «Ладой» не заладилось (28.01.10). Во фразеологической конструкции один из компонентов может быть заменен: Школа высокого полета (4.03.10, ср. «птица высокого полета»; речь идет о детско-юношеской спортивной
школе по лыжному двоеборью, которое включает в себя прыжки с трамплина). Но в целом языковая игра встречается нечасто. Пословицы и поговорки становятся заголовками, не подвергаясь трансформации (В гостях хорошо, а дома лучше - 28.01.10), и экспрессивность в таких случаях минимальная. Как правило, в заголовках не фигурируют названия известных литературных произведений и кинофильмов, высказывания киногероев, строчки из популярных песен и т.п., хотя все это помогает создать выразительность.
В отдельных случаях экспрессивность появляется за счет использования слов в переносном значении: «Утонули» в «Байкале» (о крупном поражении хоккейного «Старта» от команды «Байкал-Энергия»); «Сковали» морозы (о безоговорочном проигрыше «Старта» в Красноярске, где был 30-градусный мороз). Изредка могут употребляться просторечные слова - «Заруба» в Шатках. Эти фразы встретились нам в одном номере - за 11 февраля 2010 года, но вообще такие примеры являются единичными.
На синтаксическом уровне экспрессивность заголовков может быть достигнута за счет восклицательных конструкций. В их «эксплуатации» еженедельник «Футбол-Хоккей НН», наверное, не знает равных себе. Заголовки, в конце которых стоит восклицательный знак, представлены в каждом номере, причем часто - в большом количестве. Так, на первой полосе номера за 5.03.2009 - шапка «Торпедо» в плей-офф!, заметки Сохранить победный настрой!, Поболеем за наших!. На других полосах - материалы Молодцы, девчата!, Молодцы, ребята!, Арзамас покажет класс!, Масляев - главный тренер дубля!, Воспитанник ФК «Нижний Новгород» - в «Челси»!, Большой футбол в Нижнем!, Праздник удался!. Подобная картина и в номере за 13.08.2009: Вот это взлет!, День
физкультурника удался на славу!, 1. лига трубит сбор!, Турнир ПФЛ стартовал!, С суперклубом на равных!, Кубок у «Семенова»!, «КИТ» не тормозит!, Подготовка к сезону началась!, Футбол пришел на пляж - растет ажиотаж!. В этом номере восклицательным знаком отмечены 9 из 24 заголовков, причём многие названия текстов заканчиваются им совершенно неоправданно. Из-за постановки этого знака препинания самые рядовые фразы типа «Турнир ПФЛ стартовал» или «Подготовка к сезону началась» едва ли приобретают выразительность. Интересно, что заголовки бывают даже с тремя восклицательными знаками: Все на футбол!!! (22.10.09); Спасибо, Попихин! Удачи, Михалев!!! (29.10.09); Евгению Лопа-точкину - 50!!! (6.01.10). В результате происходит то, о чём более четверти века назад писал В.Г. Костомаров: вместо экспрессивности возникает шаблонность, штамп.
В первых номерах 2010 года восклицательные предложения сохраняют свои позиции. В выпуске за 14 января находим: «Монолит» всех громит!; Юные коноваленцы - в действии! (уместность слова «коноваленцы» вызывает, мягко говоря, большие сомнения); Русский хоккей вернулся в Павлово-на-Оке!; Отобрали очки у «Химика»!; Рогову - семьдесят!; Игроки «СКИФа» забивают за сборную!; «СКИФ» громит «Динамо»!; Болельщик, задай свой вопрос!. В восьмистраничной основной части номера (есть еще четырехстраничное приложение, посвященное мини-футболу) знак восклицания сопутствует восьми из 30 заголовков. Выпуск за 21 января содержит следующие наименования текстов: «Футбол-Хоккей НН» подарил праздник!; «СКИФ» не остановить!; Автозаводский район - первый!; «Повержен «Сибсельмаш»!»; На лыжне в «Швейцарии»!; Мотивация была огромная! В номере за 11 февраля: Цель сборной России - бронзовые медали!; «Виктория» установила рекорд!; Дублеры «Виктории» в финале!; Звенит в ушах лихая музыка атаки!; За Кубок вызова!; Руки не опускать!; «Темп» приличный!. В номере за 4 марта: Борьба продолжается!; Нижегородцы взяли «серебро»!; «Сталь-СКЦ Сормово» - чемпион!; Поздравляем Хафизова!; Наконец-то повезло!; Пресс-служба ФК «Волга» - снова в призерах!; «Кварц» - чемпион области!. Неоправданное обилие восклицательных знаков встречается и в дальнейшем.
Из приведенных примеров видно, что заголовки в «Ф-Х НН» чаще всего строятся по модели простых двусоставных предложений: субъект действия + действие. В роли субъекта, как правило, выступают команды, игроки, тре-
неры, судьи, руководители клубов. Вот некоторые иллюстрации: «Нижний» трубит второй сбор! (6.01.09); «Старт» сделал два шага вперед! (19.03.09); «Торпедо» начинает с победы!
(30.07.09); «Старт» рвется в бой! (19.11.09); Колотнев стал гендиректором «Торпедо»
(26.11.09); Новый вратарь принес победу!
(3.12.09); Игроки «СКИФа» едут в Германию!
(6.01.10); Синер отделался легким испугом (там же); Ветераны стартовали с победы (14.01.10); Борисов возглавил ХК «Саров» (там же); Беда-рев забил сборной России; Пилипчук подписал контракт с «Волгой»; Хлюстов сменил Зиновьева; Сергачане не подкачали (все примеры из номера за 28.01.10). Однотипность заголовков явно ослабляет их экспрессивность, но этим качеством речи приходится жертвовать ради информативности. Односоставные предложения встречаются в названиях материалов реже.
Как структурный тип заголовков широко распространены неполные предложения: «Торпедо» в плей-офф! (5.03.09); Курс - на Тобольск
(19.03.09); «Спартак» обыграли, на очереди -«Зенит» (23.07.09); Скоро - Кубок губернатора; Сергей Виноградов - в «Волге» (6.08.09); У павловского футбола - богатая история и большое будущее!; Грачев - в «Чайке»!
(6.01.10); Отобрали очки у «Химика»!; Результат - за двенадцать минут; На «Красную горку» - красивую игру! (14.01.10); Вячеславу Кры-гину - 60 лет; С обладателем Кубка Гагарина -на равных; Из «Чайки» - в сборную России; Награда - активисту; На Олимпиаду - в отличном настроении (28.01.10). В первую очередь используются неполные предложения эллиптического типа, и здесь наблюдается однообразие конструкций: Сербы - в «Волге»! (6.01.09), Пав-люков - в «Химике»!, Линдстрем - в «Торпедо»
(16.07.09), Владимир Шишелов - в «Волге»
(3.12.09), Евгений Кузнецов - в «Волге»
(17.12.09) и т.д. Очевидно, что авторы публикаций не утруждают себя серьезной работой над заголовками.
Последнее подтверждается еще и тем, что в заголовках «Ф-Х НН» много лексических повторов. Так, в январских номерах читатели увидят следующее: Ветераны стартовали с победы, Спартакиада стартовала, Стартовал турнир на призы мэра Нижнего Новгорода, Бизнес-лига готовится к старту, Победа - в день рождения тренера, Новогодние страсти ветеранов, Новогодний подарок Веселовой, Фаворит на лопатках, Дали бой фавориту, «Монолит» всех громит!, «СКИФ» громит «Динамо»!. Повторяются слова «стартовать» (трижды, плюс к тому употреблено однокоренное
696
А/С/ Рылов
«старт»), «победа», «ветераны», «новогодний», «фаворит», «громит». С точки зрения специалистов редакторского дела, такое количество повторов недопустимо. В №1 (6.01) есть заголовки
Чемпионат города на старте, Турнир ветеранов стартовал, «Волга» проведет первый сбор в Нижнем, Нижний - город хоккейный, Областной хоккей движется вперед, Новогодние баталии, Первая победа в новом году, Я еще не насытился футболом, У павловского футбола -богатая история и большое будущее!. В №4 (28.01): Бедарев забил сборной России, Из «Чайки» - в сборную России, Волга начала второй сбор, Сборы начали успешно (о футбольном клубе «Нижний Новгород»), Пилипчук подписал контракт с «Волгой», «Волга» сыграет с «Аустрией» и ЦСКА, Начали новый год с побед!, В лидеры вышла «Сталь», «Динамо» выходит в лидеры, Кто догонит Решетиху?, «Кварц» не догнать?. Из-за тавтологий заголовки страдают однообразием, речевой бедностью.
Рассмотрим еще выпуск за 4 марта 2010 года. Здесь целый ряд заголовков с географическими названиями: На сбор - в Испанию; Все мячи забили Иркутску; С Турцией попрощались победой; Дублеры «Волги»: из Сызрани - в Дагомыс; Хоккеистки «СКИФа» вернулись из Ванкувера; Сенсация в Богородске; Мастер-класс в Богородске. С другой стороны, встречается множество заголовков с названиями ко-
манд: «Шахтер» будет играть на область?; «Салют-Юникор»: всем наперекор; «Сталь-СКЦ Сормово» - чемпион!; Марцваладзе - в «Волге»; Президент ФК «Волга» - в прямом эфире; Пресс-служба ФК «Волга» - снова в призерах!; Дублеры «Волги»: из Сызрани - в Дагомыс; «Химик» против «Нижнего Новгорода-2»; Контрольные встречи «Торпедо»; «Хоккеистки «СКИФа» вернулись из Ванкувера; «Кварц» - чемпион области!; «Чайка» на исходе сезона. Помимо такого однообразия, отметим повторы слов - «область», «Волга», «Бого-родск». На развороте (шестая и седьмая страницы) стыкуются заголовки Последние матчи сезона и «Чайка» на исходе сезона. Все это типично для «Ф-Х НН». Даже если там небольшое количество заголовков, как, например, в номере за 25.03.10, читатель все равно видит лексические повторы: Стартов будет еще больше!; «Химик» стартует в Саратове; Сделает ли «Волга» шаг вперед?; «Волга» на пороге сезона; Валерий Шанцев о «Торпедо»; Иванов на просмотре в «Торпедо»; Кубок трех стадионов - у «Космоса»; «СКИФ» сыграет в Кубке ННХЛ.
Таким образом, нетрудно заметить, что заголовки многих газетных материалов строятся по шаблону и полностью лишены экспрессивности. Для студентов, которые хотят быть журналистами, «Футбол-Хоккей НН» может служить примером того, как не надо озаглавливать тексты.
SOME PECULIARITIES OF HEADLINES IN THE NEWSPAPER «FOOTBALL - HOCKEY NN»
A. S. Rylov
The author considers the problem of expressivity and structure of the titles in the newspaper «Football - Hockey NN». The vocabulary and the syntax of the titles are analyzed.
Keywords: expressivity, language game, lexical repetition.