санаторно-курортный
бизнес: проблемы и пути развития
особенности, задачи, проблемы и их решение
санаторно-курортных организаций
Понамарев О.И.
аспирант, Ставропольский государственный аграрный университет, инженер 2-ой категории коммерческого УЭС Ставропольского филиала ОАО «ЮТК» [email protected]
_Аннотация
В статье рассматриваются особенности санаторно-курортных организаций, повышающие их востребованность у туристов и отдыхающих. Показаны процессы государственного регулирования ценообразования, позволяющие увеличить объем предоставляемых услуг и повысить ликвидность и конкурентоспособность санаторно-курортных организаций. Предложены меры по развитию отечественных курортов.
Санаторно-курортная организация (на практике широко используется термин «здравница») представляет собой предприятие по оказанию санаторно-курортных, оздоровительных мероприятий любой ведомственной принадлежности и формы собственности. Помимо услуг размещения, такие структуры оказывают услуги оздоровительно-лечебного характера, санаторно-курортного обслуживания, туристские, спортивные и др., в соответствии со своей направленностью. Предпринимательство в сфере санаторно-курортных услуг отражает совокупность организационных, экономических, личностных, социальных отношений, связанных с производством, организацией, продвижением услуг и получением прибыли. Оно неразрывно связано с системой социальных, экономических, финансовых, отношений, которые объективно возникают у организаций с потребителями,
?е предпринимательство, 2009, № 6 (2)
друг с другом, поставщиками, банками и другими субъектами рынка, с персоналом и, наконец, с государством.
Предпринимательство в сфере санаторно-курортных услуг имеет товарный характер. Еще одной специфической чертой является то, что не продукт доставляется к потребителю, а наоборот - потребитель к продукту.
Привлечение отдыхающих
Потребитель санаторно-курортных услуг вносит собственный вклад в достижение конечных результатов, он непосредственно вовлечен в процесс их формирования. Таким образом, потребление санаторно-курортных услуг в большей степени является процессом не воздействия, а взаимодействия, а комплекс природных и антропогенных ресурсов, как источник отдыха и главного мотива к приобретению услуг сочетаются с деятельностью здравниц.
Организации санаторно-курортной сферы могут рассматривать практически все население в качестве своих потенциальных клиентов, так как могут предложить любому свои услуги как оздоровляющего, так и общеукрепляющего воздействия (в этом и заключается основа высокого уровня конкуренции между ними на рынке) [1].
Основной задачей деятельности санаторно-курортной организации является привлечение как можно большего количества отдыхающих.
Деятельность этих организаций характеризуется высоким уровнем фондоемкости, низкими сроками окупаемости капиталовложений, высокой долей основных средств в структуре активов, высокой долей затрат в структуре себестоимости. Это усугубляется сезонностью загрузки средств размещения, присущей не только процессу потребления, но и процессу производства санаторно-курортных услуг.
С сезонностью также связана и занятость. Для сферы характерно привлечение в больших масштабах низкоквалифицированного труда
Ключевые слова:
санаторно-курортная
организация;
здравница;
санаторно-
оздоровительные
услуги;
рекреация;
рекреационный
продукт
Keywords:
health resort organization; health- resort; recreation; recreational products
санаторно-
_сферы могут
.рассматривать
_практически
_все население
в качестве своих потенциальных _клиентов
и ограниченные возможности его автоматизации. Существенной проблемой является проблема «скрытой безработицы» (перевод на неполный рабочий день, система применения длительных отпусков без сохранения заработной платы).
Сопутствующие экономические результаты деятельности учитываются за пределами санаторно-курортного комплекса и состоят в росте объема производства и национального дохода благодаря увеличению фонда рабочего времени, связанному со снижением заболеваемости и повышением производительности труда. В данной сфере происходит значительное государственное регулирование ценообразования через фиксированные размеры дотаций на санаторные путевки, изменение условий закупки Фонда социального страхования, колебание налоговых льгот.
, /Э •
Ценность услуг
Существует разрыв во времени между моментом установления цен, моментом купли-продажи и фактическим потреблением рекреационного продукта. В связи с этим посредники и покупатели не разделяют с производителями рисков, связанных с колебаниями цен на рынке. Одновременно совпадает во времени и пространстве производство и потребление санаторно-курортных услуг, что обуславливает зависимость состояния рынка от спроса на них, сложившегося на данный момент времени. Комплексный характер услуг не позволяет непосредственно чувствовать их ценность в глазах потребителя и определить денежный эквивалент доли труда, затраченного на ее оказание. В отличие от обычных товаров, эти услуги не могут быть произведены в запас (неиспользованное место, а санаторий становиться для организации безвозмездно потерянным на весь срок простоя) [3].
Для более перспективного развития в санаторно-курортные организации следует внедрять современные технологии. Это необходимо как для более удобного расселения отдыхающих,
инимательство, 2009, № 6 (2)
так и их пребывания в целом (комфортабельные, уютные номера, условия для полноценного отдыха, приближенность к территориям пляжей, развлекательные и экскурсионные программы, места для надежной парковки транспортных средств, качественное и высококвалифицированное медицинское обслуживание и т.д.).
Сегодня имеет место внедрение новой ценовой политики, системы скидок, расселения отдыхающих по графику (бронирование номеров, бронирование билетов на обратный отъезд), предпринимателям - заключение договоров со здравницами и санаториями на прохождения курса лечения отдыхающих.
Развитие
Для эффективного развития санаторно-курортных организаций немаловажно не только привлечение частных капиталов и инвестиций (в том числе иностранных), но и вмешательство правительственных органов. Это может оказать влияние на содержание в соответствующем виде и чистоте населенных пунктов, морских пляжей и моря в целом. Воплощение в реальность данных мероприятий приведет к процветанию и привлечению отдыхающих на Черноморское побережье России, а не в Турцию, Болгарию и другие известные и популярные иностранные курорты [2].
Таким образом, предпринимательская деятельность в санаторно-курортной сфере связана с производством и продажей комплекса сана-торно-оздоровительных услуг, а также любых других сопутствующих услуг, на основе рыночных принципов хозяйствования путем реализации организационной, общеэкономической, инновационной, ресурсной и социальной функций с целью получения разного рода выгоды.
Хочется отметить, что деятельность санаторно-курортных организаций является неотъемлемой частью развития экономики региона и источником доходов местного и регионального бюджетов.
..деятельность санаторно-курортных организаций является неотъемлемой частью развития экономики региона и источником доходов местного и регионального бюджетов
За счет функционирования санаторно-курортных организаций уменьшается безработица, так как для данной отрасли требуется не только высококвалифицированный персонал, но и работники без высокой профессиональной квалификации. А самое главное, процветание санаторно-курортного бизнеса влечет за собой привлечение внешних и внутренних инвестиций для расширения и улучшения данной отрасли, что приведет к процветанию и улучшению региона в целом.
Литература
1. Боголюбов В.С. Экономика туризма. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
2. Интернет-портал Краснодарского края [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа: http://www.yuga.ru/. - Загл. с экрана.
3. Российская Федерация. Законы. О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах: федеральный закон: от 23 февраля 1995 года 26-ФЗ.
Ponamarev O.I.
Post-graduate student, Stavropol State Agrarian University, 2nd category engineer at Stavropol branch of «UTK» OJSC
Sanatorium and resort business: problems and ways of development
Sanatorium and resort organization: features, challenges, problems and solutions
_Annotation
This article discusses the features of sanatorium organizations increasing their demand among tourists and holidaymakers. Showed the processes of state regulation of prices, allowingfor increased service delivery and enhance the liquidity and competitiveness of sanatorium organizations. We propose measures to promote domestic resorts.
ийское предпринимательство, 2009, № 6 (2)
_...процветание
_санаторно-
_курортного
_ бизнеса влечет
_за собой
_привлечение
_внешних
_и внутренних
_инвестиций
для расширения
_и улучшения
данной отрасли,
_что приведет
_к процветанию
_и улучшению
.региона в целом