Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи правоотношения и механизма правового регулирования'

Особенности взаимосвязи правоотношения и механизма правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2286
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / МЕХАНИЗМ / MECHANISM / ПРАВООТНОШЕНИЕ / LEGAL RELATIONSHIP / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIAL RELATIONS / СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО / SUBJECTIVE RIGHT / ЭЛЕМЕНТ / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСТРУКЦИЯ / LEGAL DESIGN / ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА / LEGAL NORM / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / LEGAL DUTY / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / LEGAL FACT / ELEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Артюхин С.С.

В статье анализируется взаимосвязь между двумя юридическими конструкциями: механизмом правового регулирования и правоотношением. Показана роль государства и гражданского общества в формировании модели правоотношения как элемента правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERRELATION OF LEGAL RELATIONSHIP AND MECHANISM OF LEGAL REGULATION

The article examines the relationship between the two legal structures: mechanism of legal regulation and legal relationship.The role of the state and civil society in forming of the model of relationship as an element of the rule of law.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи правоотношения и механизма правового регулирования»

J.^ib. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^

Актуальные проблемы истории государства и права

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРАВООТНОШЕНИЯ И МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

С.С. АРТЮХИН,

ГУ МВД России по Московской области, юрист, старший лейтенант внутренней службы

Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

E-m ail: artyuhinsergey@m ail.ru Научный руководитель и рецензент: кандидат юридических наук, доцент кафедры ТГП,

полковник полиции Недобежкин С.В.

Аннотация. В статье анализируется взаимосвязь между двумя юридическими конструкциями: механизмом правового регулирования и правоотношением. Показана роль государства и гражданского общества в формировании модели правоотношения как элемента правопорядка.

Ключевые слова: гражданин, механизм, правоотношение, правовое регулирование, социальные отношения, субъективное право, элемент, юридическая конструкция, юридическая норма, юридическая обязанность, юридический факт.

FEATURES OF INTERRELATION OF LEGAL RELATIONSHIP AND MECHANISM OF LEGAL REGULATION

S.S. ARTYUKHIN,

GU Ministry of Internal Affairs of Russia across the Moscow region, the lawyer, the senior lieutenant of internal service

Annotation. The article examines the relationship between the two legal structures: mechanism of legal regulation and legal relationship.The role of the state and civil society in forming of the model of relationship as an element of the rule of law.

Keywords: citizen, mechanism, legal relationship, legal regulation, social relations, subjective right, element, legal design, legal norm, legal duty, legal fact.

Без стройного упорядоченного механизма правового регулирования нельзя представить современное государство и жизнь общества в нем. Ведь не только в наше время, но еще в глубокой древности правители и философы задумывались над тем, как сделать власть эффективной, посредством установления правовых норм, законодательного регулирования добиться развития и процветания государства. Правовая система и есть та оболочка, без которой жизнь общества превратится в анархию.

Современной теоретико-правовой наукой признано, что нормы каждой отрасли права регулируют отдельный вид общественных отношений, т.е. отрасль права имеет свои обусловленные собственной спецификой метод и объект. Ожидаемым итогом регулирования для всех отраслей права является конструкция правоотношения.

Понятие «правоотношение» — одна из важнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования — социальной сферой. В результате правовое отношение складывается как весьма сложное правовое образо-

вание, выступающее элементом «оптимального состояния на основе использования существующего массива норм и правил»1.

Изначально юридическая конструкция правоотношения сформировалась на основе гражданско-правовых, имущественных, договорных отношений, которые неразрывно связанны между собой. Они имеют четко обозначенные стороны и жесткие взаимные обязательства. Постепенно, с развитием гражданского общества и государства, возникает необходимость пересмотреть, дополнить, сделать более универсальным механизм правового регулирования, с тем, чтобы можно было с его помощью упорядочивать общественные отношения более общего и более высокого уровня2. Многие ученые отмечают, что юридическое право регулирует не все, а лишь наиболее важные с точки зрения интересов государства отношения, которые объективно нуждаются в правовом опосредовании. Предметом правового регулирования в общем смысле является то, что подпадает под действие правовых норм, т.е. существуют общественные отношения, которые

1 Малахов В.П. Общая теория права и государства: К проблеме правопонимания. М., 2013. С. 127.

2 Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. М., 2007.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

-G/Hi^jflb'

изначально по своей природе стабильны, только при наличии приобретения правовой формы3 и выступают как правовые.

Правовое регулирование включает в себя деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических моделей, конструкций и определением юридических средств и методов обеспечения их работы. В данном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструмента, который объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, организации жизнедеятельности людей.

Это свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный набор различных юридических средств; это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему. Применение термина «механизм» неслучайно, так как юридические средства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, «выстроены» так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория «механизм правового регулирования» призвана показать, посредством каких средств происходит специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, правопорядок, какие этапы оно проходит4. Многие ученые считают, что важно правильно определить сферу и пределы правового регулирования, чтобы исключить использование юридических инструментов там, где требуются иные способы правового воздействия, и, следовательно, иные правовые механизмы: механизм нормирования, механизм принуждения, механизм суда5.

Так, регулирование круга отношений, относимых к частной жизни, как и она сама, осуществляется преимущественно с помощью морали и входящих в нее обычаев и религиозных норм, т.е. социальных средств. Следовательно, в процессе юридизации таких отношений для их сохранения законодателю необходимо подстраивать их механизм правового регулирования с одной целью — не разрушить, имеющийся порядок.

Не все действия и отношения социальных объектов могут становиться объектом правового регулирования. Сфера правового регулирования — это область потенциальных правовых отношений, она не может

определяться лишь задачами государства и очерчиваться предписаниями закона. Сфера правового регулирования и сфера действия закона, таким образом, могут не совпадать, но данный вывод не противоречит характеру цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, которому свойственны инициатива и правовая свобода граждан.

Механизм правового регулирования определяется как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. В узком смысле механизм правового регулирования призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного результата и, в конечном счете, обеспечить практическую реализацию закона; в широком — механизм правового регулирования — это специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов и обеспечивающий доведение управленческой деятельности до определенного логического результата. В последнем случае, более наглядно прослеживается взаимодействие государства и гражданского общества.

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени и пространстве процесс. Большинство правоведов выделяют основные элементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они наиболее активны, так как на каждой стадии данного процесса как бы «проявляется» определенная совокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функциональной системы, показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме механизма правового регулирования.

В целом многие ученые выделяют три основных звена механизма правового регулирования. Это, во-первых, юридические нормы — основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов. Во-вторых, — правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводя-

3 Рыжов А.А. Мифологичность представлений об обществе в современной правовой теории // История государства и права. 2012. № 11. С. 13.

4 Якушев А.В. Теория государства и права. М., 2007.

5 Малахов В.П. Указ. соч.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

щие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей. В-третьих, — акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация.

Получается, что восприятие механизма правового регулирования как поэтапного процесса сосредотачивается на конечной, а, следовательно, и целеполагаю-щей стадии — стадии реализации. Считаем, что это не совсем так. Именно, правоотношение является центральным звеном механизма правового регулирования, его конечной целью. Правоотношение — это объективно возникающая в обществе, в соответствии с законом или даже до закона, особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством.

Субъективное право и юридическая обязанность — системные элементы правоотношений, придающие конкретному общественному отношению особое качество. Гражданское правовое общество предполагает, что права одних членов общества удовлетворяются через обязанности других, причем права и обязанности выступают той мерой свободы, которая обеспечивает максимальную справедливость в общественной жизни6. В публичной правовой сфере наблюдается обратная тенденция. Так, в административном праве баланс между субъективными правами и юридическими обязанностями нивелирован настолько, что нет прав, а они выполняются как обязанности.

Правоотношение определяет конкретное поведение (деятельность) сторон и вносит элемент урегули-рованности и порядка в общественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственно юридические свойства.

Их юридическая специфика в том, что, во-первых, участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица, обладающие правосубъектностью; во-вторых, в большинстве своем правоотношения не возникают без юридических норм; в-третьих, для правоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав и обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношений

лежит юридический факт; в-пятых, правоотношения, возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняются государством.

Юридические факты занимают центральное место в механизме правового регулирования общественных отношений. Неслучайно в исследованиях последних лет им уделяется большое внимание.

Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство (условие, ситуация), с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты, как правило, возникают и существуют помимо права, но придание им законодателем правового характера необходимо для их регулирования и упорядочения. Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для возникновения, изменения и прекращения правоотношений7.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т.е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством.

Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов.

Специфика правоотношений состоит в том, что с их возникновением для одних лиц открывается предусмотренная юридическими нормами и обеспеченная государством возможность использовать в своих интересах и целях поведение других лиц, для которых соответствующее поведение становится общественно важным.

Содержанием правоотношений являются субъективные права и юридические обязанности. Субъективное право — это действующее право субъекта, которое он признает; это вид и мера его возможного поведения.

6 Селянин А.В. Теория государства и права: учеб. пособие для вузов. М., 2008.

7 Сырых В.М. Указ. соч.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы истории государства и права

Возможность эта троякого рода: возможность собственных поступков, возможность требовать определенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкой и защитой к государству. А юридическая обязанность — вид и мера должного поведения лица.

Субъективное право или право отдельного лица — необходимое понятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может быть отдельной личностью, а может отражать коллективный характер, т.е. быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественной организацией, коммерческим предприятием и т.п.8.

Субъективное право должно быть не только установлено государством, но и признано субъектом как свое право. Это важное условие функционирования как правоотношения, так и механизма правового регулирования в целом. Данный принцип в значительной степени демократизирует государственную правовую политику, обеспечивает повышение правовой культуры и правосознания населения. Учитывая важность момента признания субъектом своего субъективного права, мы наблюдаем реализацию свободы личности свободой созидающей, а не витальной. Такой тип свободы можно назвать правовым9. Правовая свобода является условием формирования правого статуса личности.

Так, при совершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующее сообщение в полицию. Гражданин, считающий, что его незаконно уволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении на работе. Обращаясь в правоохранительные органы или суд, граждане, таким образом, могут защищать свои нарушенные права. В данном случае субъект реализует свое право, требуя полноценного выполнения всех условий.

Юридическая обязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта, т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностью государственного принуждения необходимость определенного поведения, определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. не использовать его (воля каждого), то от юридической обязанности отказаться нельзя.

Юридическая обязанность может иметь различные варианты своего проявления. Это может быть как обязанность лица совершать собственные активные действия, так и обязанность претерпевать меры государственного принуждения, т.е. нести юридическую

ответственность. Например, покупатель как сторона договора купли-продажи обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег; продавец, получив чек, обязан отпустить указанный и оплаченный товар, воздерживаться от нетактичного поведения в адрес покупателя10.

Современное представление о механизме правового регулирования, таким образом, складывается больше в отношении обеспечения реализации юридических обязанностей, чем субъективных прав. Гипотетически обозначим необходимость разработки двух типов механизма: механизм правового регулирования посредством обязывания; механизма правового регулирования посредством управомочивания.

Особым механизмом правового регулирования, является защита прав и свобод личности, чести и достоинства человека. Хотя соответствующие институты внесены в конституции практически всех современных государств, на деле они реализуются далеко не всегда. В то же время, создание идеального государственного устройства не является единственной гарантией обеспечения прав и свобод человека, необходимого гармоничного существования и развития общества и отдельной личности в нем. Власть сама по себе не ценность. Обеспечение демократических принципов функционирования власти немыслимо без соблюдения упомянутых принципов взаимосогласия гражданского общества и государства11.

Современное государство, юридизируя права человека, осуществляет апагогическую функцию, т.е. побуждает человека мыслить, жить, бороться за свои права12. Это связано и состоянием правовой, юридической грамотности населения, которая на сегодняшний день, к сожалению, оставляет желать лучшего. Эффективное правовое регулирование без усиления правовой активности граждан весьма затруднительно.

Изучение механизма правового регулирования как целостной, непрерывно функционирующей в обществе системы дает юристу комплексное представление о воздействии юридических средств на общество, отношения в нем.

8 Селянин А.В. Указ. соч.

9 Недобежкин С.В. Традиционалистский и либеральный подходы к пониманию основных правовых проблем // История государства и права. 2010. N° 6. С. 23.

10 Якушев А.В. Теория государства и права. Указ. соч.

11 Кулакова Ю.Ю. Способность государства к демократии // История государства и права. 2010. № 6. С. 42—44.

12 Недобежкин С.В. Указ. соч. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.