УДК 159.9226
Харитонова Ирина Викторовна
кандидат психологических наук, старший
преподаватель кафедры психологии
Кубанского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Хорошун Марина Эдуардовна
Преподаватель кафедры психологии
Кубанского государственного университета
физической культуры, спорта и туризма
Irina V. Haritonova
candidate of the psychological sciences
Senior lecturer in psychology at Kuban State
University of Physical Education,
Sports and Tourism
Marina E. Horoshyn
Lecturer in psychology at Kuban State
University of Physical Education,
Sports and Tourism
Особенности взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разные возрастные периоды
Relationship between motivation of self-determination and responsibility at different ages
Аннотация. Данная статья посвящена изучению взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разные возрастные периоды. Проведенное исследование позволяет утверждать, что логичными и структурированными эти связи оказались в периоде ранней взрослости, что говорит о глубокой взаимозависимости внутренних мотивов обучения и стремления выполнять ответственные поручения для достижения общественно полезного результата.
Ключевые слова: свойства личности, конструктивные компоненты ответственности, деструктивные компоненты ответственности, внешняя мотивация обучения, внутренняя мотивация обучения, разные возрастные периоды, структурированность взаимосвязей, период ранней зрелости.
Annotation. The article is focuses on study of the relationship of self-motivation and responsibility at different ages. The study suggests that these connections were logical and structured in the period of early adulthood, suggesting
deep interdependence of internal motives of training and desire to carry out important assignments to achieve socially beneficial result.
Key words: properties of the personality, constructive components of responsibility, destructive components of responsibility, external motivation of training, internal motivation of the training, different age periods, structure of interrelations, period of an early maturity.
Ответственность - свойство личности человека, которое дает возможность ему быть успешным в условиях современной социально-экономической жизни общества. Особое значение придается исследованию факторов, влияющих на формирование ответственности, одним из которых может стать способность к внутренне обусловленной деятельности, не зависящей от социального и общественного влияния. Такое поведение обозначается как самодетерминированное, побуждаемое самой личностью в соответствии с убеждениями и предпочтениями [2, с. 62-87], [4, с. 342-348].
Ответственность человека представляет собой одну из сложных проблем в психологии, которая все еще не разрешена, несмотря на многочисленные исследования, посвященные анализу сущности данного феномена [3, с. 37-81], [5, с. 31-49], [1, с. 23-49, 56-82]. Значительно меньше внимания исследователями уделяется изучению взаимосвязей ответственности с другими личностными свойствами.
Целью исследования стало выявление особенностей взаимосвязи ответственности и мотивации самодетерминации в разных возрастных периодах.
Для диагностики ответственности использовался опросник В.П. Прядеина [6, с. 195-198], Для изучения мотивационной сферы применялся опросник «Почему я учусь» [7, с. 157-164]. В исследовании принимали участие учащиеся школы № 1 г. Крымска (20 мальчиков и 20 девочек в возрасте 13 - 15 лет), студенты факультета физической культуры КГУФКСТ (22 юношей и 18 девушек в возрасте 18-20 лет) и слушатели факультета повышения квалификации и переподготовки кадров КГУФКСТ (16 мужчин и 14 женщин в возрасте 33 - 40 лет).
Проведенный корреляционный анализ показателей мотивации самодетерминации и ответственности в подростковом возрасте (рис. 1) показал наличие отрицательных взаимосвязей между субъектной результативностью и показателями «внешняя мотивация» и «интегральный уровень внешней мотивации», а также показателями амотивации и регуляторной интернальности, когнитивной осведомленности.
Это свидетельствует о том, что желание учиться, обусловленное извне, снижает ориентированность на личностно значимый результат, поиск выгоды у подростков, а отсутствие мотивации значительно снижает способность брать на себя ответственность за свои поступки и поверхностность знаний о сути ответственного поведения. Наиболее тесно с мотивацией самодетерминации оказались взаимосвязаны: «динамическая эргичность», «мотивационная социоцентричность», общий уровень конструктивных показателей
ответственности, «мотивационная эгоцентричность», «когнитивная осведомленность», а также общий уровень развития деструктивных компонентов ответственности в целом. Перечисленные показатели имеют достоверные прямые взаимосвязи со всеми шкалами внутренней мотивации (включая интегральный), а также наиболее благоприятным показателем внешней мотивации - идентификацией.
Динамическая эргичность
Мотивационная социоцентричность Внутренняя мотивация получения знаний
Внутренняя мотивация компетентности
Когнитивная осмысленность
Внутренняя мотивация новых впечатлений
Регуляторная интернальность V / у' /\/\/ /л^к / / / N / / / УЛ 1/ / / / / V / у' / /X / /
\ / / / у XV уГ V / \ / / / / /'лД // V/ Интегральный показатель внутренней мотивации
Конструктивные компоненты ответственности в целом \ / // / // \Ч \ / // / А'/ ! ч\ / -у
/\ / / / / / ^у // / / \/ Л/7 / У/ / / у^
Идентификация
Мотивационная эгоцентричность
Внешняя мотивация
Когнитивная о сведомленность
_1_1Л.
Субъектная результативность
ляцион са
Эмоциональность астеническая
связи ком ации в подро е взаимосвязи связи
Интегральный показатель внутренней мотивации
сти
Амотивация
Проведенный корреляционный анализ показателей мотивации
твенности в юношеском возрасте (рис. 2) показал, этом возрасте имеют более логичный и четкий заимосвязей выявлено гораздо меньше, чем в группе
Деструктивные компоненты ответственности в целом
подростков. Наиболее тесно взаимосвязан с мотивацией самодетерминации показатель «мотивационная социоцентричность»: имеются достоверные прямые связи с показателями внутренней мотивации получения новых знаний и новых впечатлений и интегральным показателем внутренней мотивации, а также обратная взаимосвязь с показателем идентификации.
Это говорит о том, что для представителей юношества характерна способность выполнять ответственные дела с пользой для общественной и социальной жизни, при условии развитой у них внутренней мотивации, в частности, при желании получать новые знания и впечатления от учебной деятельности.
Рис. 2. Корреляционные взаимосвязи показателей ответственности и мотивации самодетерминации в юношеском возрасте
Примечание:
--прямые взаимосвязи
.......обратные взаимосвязи
Когда юноши ориентируются в своих побуждениях на пример извне (родители, кумиры и другие значимые люди), то способность выполнять ответственные поручения, связанные с общественной пользой, достоверно снижается.
Стоит также отметить положительное влияние внутренней мотивации получения знаний на показатель когнитивной осмысленности (т.е. способности понимать значение и суть ответственного поведения) и общий уровень конструктивных компонентов ответственности.
Также было выявлено, что высокий уровень развития амотивации значительно снижает такие особенности ответственности, как предметная результативность и эмоциональная стеничность, а также повышает уровень развития поверхностность понимания сути ответственного поведения.
Таким образом, мы выявили, что внутренняя мотивация учения способствует развитию и проявлению в поведении конструктивных компонентов ответственности, в то время как внешне мотивированное поведение исключает развитие конструктивных и повышает проявление деструктивных компонентов ответственности.
Количество корреляционных взаимосвязей в группе взрослых оказалось не так велико, как в группе подростков (рис. 3). Однако характер этих связей имеет четкую структуру и в полной мере характеризует взаимосвязь желания
учиться и основных характеристик ответственного поведения взрослых респондентов.
Так, показатель динамической эргичности положительно взаимосвязан с внутренней мотивацией получения новых знаний и интегральным показателем внутренней мотивации, но при этом наблюдается отрицательная взаимосвязь с внешней мотивацией и интегральным показателем внешней мотивации. Наблюдается отрицательная взаимосвязь компонентов «мотивационная социоцентричность», «когнитивная осмысленность» и «предметная результативность» с показателями внешней мотивации и амотивации, астеническая эмоциональность и регуляторная интернальность прямо связаны с показателем внутренней мотивации получения новых впечатлений и интегральным показателем внутренней мотивации.
Рис. 3. Корреляционные взаимосвязи показателей ответственности и мотивации самодетерминации в период взрослости Примечание:
--прямые взаимосвязи
.......обратные взаимосвязи
Мотивационная эгоцентричность отрицательно взаимосвязана с внутренней мотивацией получения знаний и, как и показатели субъектной
результативности, с интегральным показателем внутренней мотивации. Положительные взаимосвязи обнаружены между «астенической эмоциональностью» и показателями интроекции и интегральным уровнем внешней мотивации.
Это свидетельствует о том, что внутренняя мотивация в целом и желание получать новые знания побуждают взрослых обучающихся проявлять активность в выполнении ответственных дел, а внешняя мотивация существенно понижает вероятность такого поведения. Кроме того, внутренняя мотивация повышает вероятность ощущения положительных эмоций при реализации ответственных дел, а также способность отвечать за свои поступки и решения. Тогда как внешняя мотивация, наравне с высокой амотивацией, снижает ориентированность при выполнении ответственных дел, на социально значимый результат и осмысленность ответственности как таковой. Высокая внутренняя мотивация снижает проявления деструктивных компонентов ответственности, а вот внешняя мотивация, наоборот, повышает их проявления.
В результате проведенного исследования оказалось, что наибольшее количество взаимосвязей ответственности и мотивации самодетерминации приходится на подростковый возраст. Однако наиболее логичными и структурированными эти связи оказались в периоде взрослости. Это свидетельствует о глубокой взаимозависимости внутренних мотивов обучения и стремления выполнять ответственные поручения для достижения общественно полезного результата, понимании сути ответственного поведения. В подростковом возрасте связи хоть и многочисленны и имеют высокий уровень достоверности, однако носят при этом зачастую противоречивый характер, что свидетельствует о несформированности основных критериев оценки важности учебной деятельности и разнонаправленности стремлений в зависимости от настроения и социального окружения. В юношеском возрасте взаимосвязей было обнаружено немного, но их характер позволяет предположить большую осознанность поведения по сравнению с представителями подросткового возраста.
Литература
1. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности. М.: Смысл, 2005. 387 с.
2. Дергачева О. Е. Позитивная психология самодетерминации: теория каузальных ориентаций Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002. 217 с.
3. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. Воронеж: МОДЭК, 2007. 416 с.
4. Леонтьев Д. А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 342-348.
5. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: Либроком, 2010. 248
с.
6. Прядеин В. П. Ответственность как предмет психологического исследования. Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2007. 209 с.
7. Скачкова С. О. Адаптация опросников по определению мотивации самодетерминации в образовательной и спортивной деятельности // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КГУФКСТ. Т. 10. Краснодар, 2008. С.157-164.
Literature
1. Dementy L.I. Responsibility as a resource person. M.: Meaning, 2005. 387
p.
2. Dergacheva O.E. Positive psychology of self-determination theory of causal orientations E. Deci and Richard Ryan // Modern psychology of motivation / Ed. D.A.Leonteva. M.: Meaning, 2002. 217p.
3. Zeigarnik B. Theories of Personality in foreign psychology. Voronezh: MODEK, 2007. 416p.
4. Leontiev D.A. The personality of the person: personal potential as the basis of self-determination // Scientific notes of the Department of General Psychology, Moscow State University. University. MY. 1 / Ed. B.S. Brother, D.A. Leontiev. M .: Meaning, 2002, Р. 342-348.
5. Muzdybaev K. Psychology of responsibility. M.: Librokom, 2010. 248 p.
6. Pryadein V.P. Responsibility as a matter of psychological research. Ekaterinburg: Izd USPU, 2007. 209p.
7. Skachkova S.O. Adapting questionnaires to determine the motivation of self-determination in the educational and sports activities // Actual problems of physical culture and sports. Proceedings of the Scientific Research Institute for Physical Culture and Sports KGUFKST. T. 10 Krasnodar, 2008. Р.157-164.