Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи чувства связности и осмысленности жизни с личностными ценностями'

Особенности взаимосвязи чувства связности и осмысленности жизни с личностными ценностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
693
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУВСТВО СВЯЗНОСТИ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / SENSE OF COHERENCE / MEANINGFULNESS OF LIFE / HARDINESS / PERSONAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калугин Алексей Юрьевич

В статье приводятся результаты исследования, в рамках которого на выборке 287 студентов тестируются гипотезы: 1) существует специфика выраженности ценностей на разных уровнях выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»; 2) структура взаимосвязи ценностей варьируется в зависимости от выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»; 3) влияние ценностей на «чувство связности» и «осмысленность жизни» выше, чем влияние «чувства связности» и «осмысленности жизни» на личностные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CORRELATION BETWEEN SENSE OF COHERENCE AND MEANINGFULNESS OF LIFE WITH PERSONAL VALUES

In the article on the sample of 287 students the following hypotheses were tested: 1) there is a specificity of values expression at different levels of intensity of “sense of coherence” and “meaningfulness of life”; 2) the structure of the values correlation varies depending on the intensity of “sense of coherence” and “meaningfulness of life”; 3) the influence of values on “sense of coherence” and “meaningfulness of life” is higher than the influence of “sense of coherence” and “meaningfulness of life” on personal values.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи чувства связности и осмысленности жизни с личностными ценностями»

Калугин А. Ю. Особенности взаимосвязи чувства связности и осмысленности жизни с личностными ценностями // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 1 (79). C. 130-136.

Kalugin A. Yu. Features of correlation between sense of coherence and meaningfulness of life with personal values. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 1 (79). Pp. 130-136. (In Russ.).

УДК 159.923.3

А. Ю. Калугин

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЧУВСТВА СВЯЗНОСТИ И ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ С ЛИЧНОСТНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

Калугин Алексей Юрьевич - кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии.

E-mail: kaluginau@yandex. ru

В статье приводятся результаты исследования, в рамках которого на выборке 287 студентов тестируются гипотезы: 1) существует специфика выраженности ценностей на разных уровнях выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»; 2) структура взаимосвязи ценностей варьируется в зависимости от выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»; 3) влияние ценностей на «чувство связности» и «осмысленность жизни» выше, чем влияние «чувства связности» и «осмысленности жизни» на личностные ценности.

Ключевые слова: чувство связности, осмысленность жизни, жизнестойкость, личностные ценности.

A. Yu. Kalugin

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia

FEATURES OF CORRELATION BETWEEN SENSE OF COHERENCE AND MEANINGFULNESS OF LIFE WITH PERSONAL VALUES

Aleksey Yu. Kalugin - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology.

E-mail: kaluginau@yandex. ru

In the article on the sample of 287 students the following hypotheses were tested: 1) there is a specificity of values expression at different levels of intensity of "sense of coherence" and "meaningfulness of life"; 2) the structure of the values correlation varies depending on the intensity of "sense of coherence" and "meaningfulness of life"; 3) the influence of values on "sense of coherence" and "meaningfulness of life" is higher than the influence of "sense of coherence" and "meaningfulness of life" on personal values.

Key words: sense of coherence, meaningfulness of life, hardiness, personal values.

Как отмечает Д. А. Леонтьев, конструкты «чувства связности» А. Антоновского и «осмысленности жизни» (общий показатель методики смысложизненных ориентаций

© Калугин А. Ю., 2018

(СЖО) близки конструкту «жизнестойкости», однако «жизнестойкость» отличает направленность на действие [4]. В исследовании Е. Н. Осина обнаружена высокая корреляция между «жизнестойкостью» и «чувством связности» (r = 0,88;p < 0,05), «жизнестойкостью» и «осмысленностью жизни» (r = 0,70;p < 0,05) [5, с. 33].

Существует другой взгляд на эти конструкты, который предполагает связь всех этих компонентов в едином конструкте «психологическое здоровье личности» [1].

В нашем исследовании мы придерживаемся мнения, что «жизнестойкость», «чувство связности» и «осмысленность жизни» могут быть отнесены к единому конструкту - «психологическое здоровье», но при этом каждый из них имеет свою специфику.

В проведенном нами исследовании на выборке 287 студентов тестировалось несколько гипотез:

1) существует специфика выраженности ценностей на разных уровнях выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»;

2) структура взаимосвязи ценностей варьируется в зависимости от выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»;

3) влияние ценностей на «чувство связности» и «осмысленность жизни» выше, чем влияние «чувства связности» и «осмысленности жизни» на личностные ценности.

С целью проверки указанных гипотез использовался следующий психодиагностический инструментарий: ценности изучались с помощью теста аксиологической направленности личности (АНЛ) А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной [2]; чувство связности - по соответствующей методике «Шкала чувства связности» (ШЧС) А. Антоновского в адаптации М. Н. Дымщица (приводится по [5]); осмысленность жизни - по тесту смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева [3].

Статистический анализ проводился с помощью программ: StatSoft Statistica 10.0, IBM SPSS Statistics 22 и дополнения IBM SPSS AMOS 22.

Шкала чувства связности K-S d=,02854, p> .20; Lilliefors p> .20 Shapiro-Wilk W=,99752, p=,94335

Чувство связности

Рис. 1. Соответствие нормальному распределению шкалы «чувство связности»

Тестирование первой и второй гипотез предполагало выделение контрастных групп с низкой и высокой выраженностью «чувства связности» в одном случае и «осмысленности жизни» - в другом. Процесс выделения контрастных групп следующий: сначала все

переменные были стандартизированы и переведены в шкалу Т-баллов Маккола, таким образом, среднее по каждой шкале стало равно 50 баллам, стандартное отклонение - 10 баллам; затем на основе шкалы «чувства связности» (на рис. 1 показано распределение переменной, которое соответствует нормальному) выделены группы с разной степенью выраженности данного чувства (до 40 баллов - низкая выраженность «чувства связности», от 40 до 60 - средняя, более 60 баллов - высокая).

Далее контрастные группы с высокой и низкой выраженностью «чувства связности» сравнивались по Т-критерию Стьюдента.

Аналогичным образом выделялись контрастные группы по выраженности «осмысленности жизни» (на рис. 2 представлено распределение по шкале «осмысленность жизни» теста СЖО) и затем сравнивались с помощью Т-критерия Стьюдента.

Осмысленность жизни (СЖО) ^Б d=,03554, p> .20; Lilliefors p> .20 Shapiro-Wilk №,99544, p=,56303

Осмысленность жизни

Рис. 2. Соответствие нормальному распределению шкалы «осмысленность жизни»

Сравнение контрастных групп «чувства связности» по выраженности личностных ценностей дало следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия в выраженности личностных ценностей в зависимости от выраженности «чувства связности»

Ценности Среднее значение (1 группа) Среднее значение (2 группа) t- значение P Стандартное отклонение (1 группа) Стандартное отклонение (2 группа) Тест Ливи-ня P

достижения 48,76 52,91 -2,11 0,04 10,97 8,29 2,66 0,11

физической активности 49,06 53,41 -2,23 0,03 9,56 9,62 0,07 0,80

сферы профессии 47,75 53,23 -2,88 0,00 9,96 8,80 1,71 0,19

Примечание: 1 группа - выборка с низкой выраженностью «чувства связности», 2 группа - выборка с высокой выраженностью «чувства связности».

Из таблицы 1 видно, что ценности «достижения», «физической активности» и «сферы профессии» значимо выше в группе с высокой выраженностью «чувства связности». В «чувстве связности» А. Антоновский выделял три ключевых компонента: постижимость, управляемость и осмысленность [5], все они позволяют человеку преодолевать сложные ситуации, сохраняя оптимизм и уверенность в своих силах. Такое восприятие жизни может способствовать формированию ценностей достижения (добиваться чего-то в жизни), ценностей профессиональной сферы (добиваться чего-то в профессии) и ценностей физической активности (добиваться с помощью физической активности). Однако возможно и обратное: низкая выраженность данных ценностей приводит к формированию слабовыра-женного «чувства связности» (проверке направления влияния будет посвящено тестирование третьей гипотезы).

Сравнение контрастных групп «осмысленности жизни» по выраженности личностных ценностей дало следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Значимые различия в выраженности личностных ценностей в зависимости от выраженности «осмысленности жизни»

Ценности Среднее значение (1 группа) Среднее значение (2 группа) t- зна- че- ние Р Стандартное отклонение (1 группа) Стандартное отклонение (2 группа) Тест Ли-виня Р

достижения 48,02 53,30 -2,50 0,01 9,57 9,74 0,19 0,66

психической активности 47,33 52,37 -2,36 0,02 8,89 10,54 0,94 0,33

физической активности 46,82 51,83 -2,17 0,03 10,66 10,49 1,68 0,20

сферы профессии 46,03 52,25 -3,10 0,00 9,66 8,71 0,98 0,33

Примечание: 1 группа - выборка с низкой выраженностью «осмысленности жизни», 2 группа - выборка с высокой выраженностью «осмысленности жизни».

Как и в случае с «чувством связности» различия в ценностях контрастных групп выявлены по ценностям «достижения», «физической активности» и «сферы профессии», кроме того, выявлено различие в ценностях «психической активности»: указанные ценности более выражены в группе с высоким уровнем «осмысленности жизни». Сходство различий в ценностях контрастных групп двух конструктов («чувства связности» и «осмысленности жизни») является дополнительным свидетельством сходства и самих конструктов.

Эксплораторный факторный анализ (varimax normalized вращение, количество факторов определено по критерию Кайзера), проведенный отдельно для каждой контрастной группы, позволил обнаружить сходства и различия в структуре взаимосвязей. В таблице 3 представлены факторные структуры ценностей контрастных групп для «чувства связности», в таблице 4 - для «осмысленности жизни».

Группа студентов с высоким уровнем «чувства связности» характеризуется четким разделением ценностей личности на два основных направления: гуманистические ценности и прагматические ценности. В группе с низкой выраженностью «чувства связности» наблюдается «переплетение» гуманистических и прагматических ценностей, в частности, ценности креативности представлены в прагматическом блоке, а ценности достижения в большей степени представлены в гуманистической направленности.

Таблица 3

Структура взаимосвязей ценностей в контрастных по выраженности «чувства связности» группах

Ценности Группа 1 Группа 2

Ф 1 Ф 2 Ф 1 Ф 2

развития себя 0,25 0,79 0,72 0,19

духовной удовлетворенности -0,02 0,88 0,80 0,04

креативности 0,51 0,34 0,74 0,07

социальных контактов 0,17 0,77 0,75 0,09

престижа 0,81 -0,24 -0,26 0,76

достижения 0,49 0,72 0,41 0,66

материального благополучия 0,71 0,28 0,04 0,78

сохранения индивидуальности 0,75 0,12 0,16 0,55

психической активности 0,57 0,25 0,22 0,68

физической активности 0,72 0,36 0,48 0,49

Собственное значение 3,15 2,98 2,80 2,69

Доля объясненной дисперсии, % 31 30 28 27

Примечание: 1 группа - выборка с низкой выраженностью «чувства связности», 2 группа - выборка с высокой выраженностью «чувства связности».

Разобщенность ценностной структуры обнаруживается и в отношении группы с низким уровнем «осмысленности жизни»: два достаточно хорошо интерпретируемых фактора гуманистической и прагматической направленности в группе с высокой выраженностью «осмысленности жизни» и три фактора в группе с низкой выраженностью (табл. 4).

Таблица 4

Структура взаимосвязей ценностей в контрастных по выраженности «осмысленности жизни» группах

Ценности Группа 1 Группа 2

Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 1 Ф 2

развития себя 0,81 0,27 0,22 0,86 0,05

духовной удовлетворенности 0,87 -0,22 0,05 0,90 -0,01

креативности 0,41 -0,23 0,71 0,67 0,15

социальных контактов 0,82 0,12 0,08 0,84 0,17

престижа -0,15 0,86 0,11 -0,20 0,78

достижения 0,81 0,32 0,11 0,51 0,67

материального благополучия 0,40 0,62 0,30 0,14 0,61

сохранения индивидуальности -0,04 0,17 0,82 0,21 0,71

психической активности 0,39 0,71 -0,26 0,15 0,73

физической активности 0,52 0,41 0,49 0,68 0,40

Собственное значение 3,52 2,13 1,67 3,54 2,69

Доля объясненной дисперсии, % 35 21 17 35 27

Примечание: 1 группа - выборка с низкой выраженностью «осмысленности жизни», 2 группа - выборка с высокой выраженностью «осмысленности жизни»

Как и в случае с рассмотрением результатов Т-критерия Стьюдента, в факторном анализе мы можем наблюдать сходство факторных структур ценностей в контрастных группах по выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни».

Наше исследование не было экспериментом, поэтому однозначно говорить о влиянии «чувства связности» или «осмысленности жизни» на ценности и наоборот мы не можем.

Однако некоторые математико-статистические процедуры позволяют нам увидеть эффекты, которые оказывают одни психологические переменные на другие (например, регрессионный, дисперсионный и конфирматорный факторный анализ).

Используя множественный регрессионный анализ (на всей выборке испытуемых, и только блок личностных ценностей методики АНЛ), мы выявили значимые ценностные предикторы, оказывающие влияние на «чувство связности». Это ценности: «духовной удовлетворенности», «престижа», «достижения», «сохранения индивидуальности», «физической активности» (Р(5,281) = 5,45; р < 0,001; Я2 = 0,07). Для «осмысленности жизни» значимых ценностных предикторов обнаружено не было.

По результатам множественного регрессионного анализа мы построили две альтернативных конфирматорных модели: в первой ценности выступали предикторами по отношению к «чувству связности», во второй «чувство связности» выступало фактором по отношению к ценностям. Тестирование и модификация моделей позволили получить высокозначимые результаты:

1. Ценности «духовной удовлетворенности», «престижа», «достижения», «сохранения индивидуальности», «физической активности» оказывают значимый эффект на «чувство связности». Критерии пригодности модели: х2 = 2,758; df = 2; р = 0,252; y¡'/df = 1,379; GFI = 0,997; AGFI = 0,967; CFI = 0,997; ЯМБЕА = 0,036; PCLOSE = 0,472.

2. В свою очередь, «чувство связности» значимо влияет на ценности «достижения» и «физической активности». Критерии пригодности модели: х2 = 5,168; df = 5; р = 0,396;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 1,034; GFI = 0,994; AGFI = 0,975; CFI = 0,999; ЯМБЕА = 0,011; PCLOSE = 0,728.

Таким образом, влияние ценностей и «чувства связности» друг на друга различно, ценности объясняют больше дисперсии «чувства связности» (Я2 = 0,09), чем «чувство связности» дисперсии ценностей (Я2 = 0,03 для ценности «достижения», Я2 = 0,04 для ценности «физической активности»), однако различие моделей по х2 незначимо (А х2 = 2,41; df = 3,р > 0,05).

Построить значимую модель, которая объясняла бы влияние ценностей на «осмысленность жизни», не удалось, вероятно, ценности слабо влияют на осмысление жизни человеком. Альтернативная модель, влияние «осмысленности жизни» на ценности, показала значимые результаты: х2 = 4,796; df = 5; р = 0,441; х2/# = 0,959; GFI = 0,995; AGFI = 0,977; CFI = 1,000; ЯМБЕА = 0,000; PCLOSE = 0,761. Как и в случае с «чувством связности», «осмысленность жизни» влияет на ценности «достижения» (Я2 = 0,01) и ценности «физической активности» (Я2 = 0,02). Вероятно, обе стороны психологического здоровья проявляются в активности субъекта, направленной на внешний мир, на достижение значимой для личности цели.

Особенности взаимодействия «чувства связности» и «осмысленности жизни» с ценностями позволяют говорить о специфике данных конструктов: «чувство связности» оказывается под большим влиянием ценностей, чем «осмысленность жизни». Вместе с тем, и первый, и второй конструкт вносят значимый вклад в ценности «достижения» и «физической активности», что позволяет говорить об их сходстве.

Таким образом, существует специфика выраженности ценностей на разных уровнях выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»: ценности «достижения», «физической активности» и «сферы профессии» значимо выше в группе с высокой выраженностью «чувства связности», эти же ценности вместе с ценностью «психической активности» более выражены в группе с высоким уровнем «осмысленности жизни», вероятно, именно в этих ценностях наиболее полно отражена специфика аспектов психологического здоровья.

136

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Изучение структуры взаимосвязей показало, что существенно меняется картина взаимосвязи ценностей в зависимости от выраженности «чувства связности» и «осмысленности жизни»: в группе с высоким уровнем ценности распределены между гуманистической и прагматической направленностью и легко интерпретируются, в группе с низким уровнем структура взаимосвязей ценностей разобщена и наблюдается переплетение гуманистических и прагматических ценностей.

Конфирматорный факторный анализ позволил выявить особенности взаимодействия «чувства связности» и «осмысленности жизни» с ценностями, в частности, ценности «духовной удовлетворенности», «престижа», «достижения», «сохранения индивидуальности» и «физической активности» оказывают значимый эффект на «чувство связности»; на «осмысленность жизни» ни одна из ценностей не обнаружила значимого эффекта, вместе с тем обе характеристики психологического здоровья вносили значимый вклад в ценности «достижения» и «физической активности».

Изучение «чувства связности» и «осмысленности жизни» в контексте ценностного поля позволило обнаружить как сходство двух конструктов, так и их особенности: «чувство связности» в большей степени связано с ценностями, чем «осмысленность жизни», но в целом обе составляющие психологического здоровья имеют мало общего с личностными ценностями.

Дальнейшее изучение взаимодействия «чувства связности» и «осмысленности жизни» с ценностями возможно с использованием других интегративных методик, направленных на изучение личностных ценностей (например, методики ценностей Ш. Шварца, М. Рокича, Е. Б. Фанталовой и др.). Важно изучить также соотношение жизнестойкости с личностными ценностями и дополнить картину близких по смыслу конструктов, выявив их сходство и различие между ними в ценностном поле.

Библиографический список

1. Волочков А. А. Психологическое здоровье и активность студента // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014.№ 1. С. 57-68.

2. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста: метод. пособие. Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007.

3. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006.

4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.

5. Осин Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 3. С. 22-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.