Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязей в системе «Гипофиз гонады» у детей подросткового возраста при различных видах обучения'

Особенности взаимосвязей в системе «Гипофиз гонады» у детей подросткового возраста при различных видах обучения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ширяева Г. П., Муталов А. Г., Нагаев Р. Я., Вахитова Г. А., Валиева Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязей в системе «Гипофиз гонады» у детей подросткового возраста при различных видах обучения»

Литература

1. Банкрофт Д. Импотенция: интегрированный подход к клинической практике / Под ред. А. Грегуара, Д.П. Прайора /Пер. с англ.- М.: Медицина, 2000.- С. 13-23.

2. Барбараш Н.А. и др. //Вестн. РАМН.- 2003.- № 6.- С. 38.

3. Воронцов И.М. и др.// Вычислительная диагностика в практике экстренной и специализированной помощи в педиатрии.- Л., 1984.- С. 82-92.

4. Гласс Р.Г.// Репродуктивная эндокринология / Пер с англ.- Т. 2.- М.: Медицина, l998.- С. 115-180.

5. Дишлиев Д. // Эндокринно-обменная диагностика.- София, 1964.- С. 106-133.

6. Заезжалкин В.В. и др. Основы Организации андрологи-ческой службы. - СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2000.

7. Казин Э.М. и др. // Физиол. чел-ка.- 1992.- № 1.- С. 97.

8. Рыжаков Д.И., Артифексов С.Б. Мужское бесплодие и сексуальные дисфункции.- Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2002.

9. Сагалов А.В. Амбулаторно-поликлиническая андрология: Руководство для врачей.- Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2003.

10. Скородок Л.М., Савченко О.Н. Нарушения полового развития у мальчиков.- М.: Медицина, 1984.

11. Стайн Д.М., Грембах ММ. // Репродуктивная эндокринология / Пер с англ.- Т. 1.- М.: Медицина, 1998.- С. 422-530.

12. Уоддингтон К. // На пути к теоретической биологии.-М.: Мир, 1970.- С. 11-38.

13. Хрисанфова Е.Н., Титова Е.П.// Антропология - медицине.- М., 1989.- С. 109-124.

14. Шорин Ю.П. и др. Эндокринные и биоритмологические аспекты онтогенеза и адаптации.- Кемерово, 1991.

15. Prrns J. B. Et al // Eur. J. Clin. Invest.- 1996.- Vol.26, №.4.- P. 259-261.

CONSTITUTION-ENDOCRINE FEATURES IN YOUNG MEN OF 15-17 YEARS WITH VARIOUS ANDROLOGICAL STATUS

U.V. LUTOV, M.A. KOGAY, A.G. GORELKIN, V.G. SELYATITSKAYA Summary

The authors present physiological interhormonal correlations and the least level of stress in young men with normal andrological status. The high heterogeneity of the investigated anthropometric parameters is observed in accordance with sexual development. Young men with andrological pathology and normal sexual development possess the greatest uniformity of anthropometric parameters at some prevalence of their high values, absence of physiological inter-hormonal correlations at significant level of stress.

Key words: constitution features, sexual development

УДК 612.014.5:616.43-053.7:616.697

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ В СИСТЕМЕ «ГИПОФИЗ - ГОНАДЫ» У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБУЧЕНИЯ

Г.П. ШИРЯЕВА, А.Г. МУТАЛОВ, Р.Я. НАГАЕВ, Г.А. ВАХИТОВА,

Т. А. ВАЛИЕВА, В.В. СПЕРАНСКИЙ*

Для детей подросткового возраста характерен пубертатный скачок роста («ростовой взрыв»). На этом этапе развития организма гормональный «контроль» за основными физиологическими функциями осуществляется неоднотипно, т.е. в деятельности эндокринной системы периодически ведущую роль играют отдельные группы гормонов [4]. Предполагается, что процессы роста и дифференцировки зависят от сложных влияний гормонального воздействия и испытывают на себе непосредственное влияние всего спектра гормонов, а рост уровней гормонов Т3 и Т4 в определенные периоды детства связан с массо-ростовым скачком в физическом развитии, но эти публикации единичны [2]. Исследование состояния кортизол-тироксинового гомеостаза у детей разных систем обучения позволило говорить о психологическом стрессе, реализующемся биологическими изменениями [1]. У школьников лицея отмечается более гармоничное распределение основных стресс-зависимых показателей гормонального статуса, что связано с особенностями учебного режима. Выявление закономерностей системы гормональной регуляции имеет

теоретическое и практическое значение для охраны репродуктивного и соматического здоровья детей подросткового возраста.

Материалы и методы. Целью нашего исследования явилось изучение внутрисистемных и межсистемных связей в системе гипофиз-гонады у детей подросткового возраста по мере взросления в различных образовательных учреждениях при разном уровне психологической нагрузки и адаптации. Нами выбрано негосударственное образовательное учреждение «Альфа» (НОУ) и школа-лицей № 5 (ГОУ) г. Уфы Республики Башкортостан. Подобный выбор определен условиями обучения, наличием и выраженностью у подростков «школьного стресса» и связанными с ними реакциями и дисфункциями нейроэндокринной системы, которые встречаются достоверно чаще в ГОУ. Работа осуществлялась на базе Центральной научноисследовательской лаборатории Башкирского государственного медицинского университета. Проводилось определение в сыворотке крови уровня следующих гормонов - трийодтиронина (Т3), (Т4), тиреотропного гормона (ТТГ), фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ), пролактина (ПЛ), тестостерона (ТС), кортизола (К), адренокортикотропного гормона (АКТГ). Применялся радиоиммунологический метод с использованием RIA-наборов фирмы CIS-BIO (Франция), «РИО-125 J-ТГ» (ИБОХ НАНБ, Беларусь). Забор крови осуществлялся у соматически здоровых детей подросткового возраста утром натощак с 8.30 до10 ч утра, имеющих I, II или III группы здоровья в состоянии ремиссии при согласии родителей.

Гормональный профиль исследован у 73 подростков НОУ и у 72 школьников ГОУ. Статистическая обработка результатов исследования производилась в операционной среде Windows XP с помощью программы «Statistika». Взаимосвязи гормональных показателей определяли путем непараметрической ранговой корреляции Спирмена с определением коэффициента корреляции (КС) и достоверности (Р) при уровне значимости менее 0,02 [3].

Результаты. Нами выявлено наличие множества внутрисистемных корреляционных зависимостей разнонаправленного характера у девочек от 10 до 13 лет. В ГОУ обнаружены достоверные положительные высокие корреляционные связи между ПЛ - ТС (КС 0,90), ТС - ЛГ (КС 0,92) и тесные связи между Т3 и ростом (КС 0,95), между К - Т4 (КС 0,94), отрицательные корреляционные связи между ТС и ростом (КС -0,95).

Кроме большого числа внутрисистемных гормональных взаимосвязей, у девочек в возрасте 10-12 лет увеличилась роль прогестинов, имеющих положительную связь с тестостероном (КС 0,82), выявлена зависимость параметров физического развития, в частности роста, от Т3 (КС 0,95) и ТС (КС -0,95). Во всех образовательных учреждениях у девушек 13-15 лет отмечается нестабильность гормональных показателей с доминированием положительных зависимостей между кортизолом и ФСГ, ТТГ и ФСГ, пролактином - ЛГ и отрицательных зависимостей между ТТГ и Т4, Т4 и ФСГ, Т3 и ФСГ, Т3 и ПЛ, что можно связать с хроническим учебным стрессом, т.к. адреналин и норадреналин стимулируют высвобождение гонадолиберина. Сопоставление параметров физического развития с уровнем гормонов выявило прямую зависимость между К и массой тела и обратную - между Т3 и ростом. У девушек 1б-17 лет, как НОУ, так и ГОУ, продолжают доминировать гормоны щитовидной железы и прогестерона, в НОУ выявлена положительная взаимосвязь между ТС - ЛГ (КС 0,б8) и отрицательная - между ЛГ - ФСГ (КС -0,б2).

У мальчиков 10-13 лет в ГОУ достоверных взаимосвязей не выявлено, в 14-15 лет произошло снижение функциональной роли гормонов щитовидной железы, и появилась высокой степени корреляция ТС - ФСГ (КС 0,б7), которую можно расценивать как преждевременный старт стероидогенеза. Имеются достоверные положительные корреляционные связи К - ПЛ у подростков ГОУ (КС 0,58). Кроме того, у них выявлена зависимость ПЛ- ЛГ (КС 0,85), а в НОУ - отрицательная взаимосвязь Т4 - ФСГ (КС -0,бб), Т4 и ТТГ (КС -0,51), кортизолом и ФСГ (КС 0,49). У подростков 14-15 лет НОУ отмечается прямая зависимость между тестостероном и показателями роста и массы тела (КС 0,72). В 1б-17 лет у юношей выявлена корреляционная взаимосвязь кортизола и Т3 (КС 0,71), а в НОУ сохраняется роль Т3 во взаимосвязи с ЛГ (КС 0,8б), пролактина - с окружностью груди (КС -

0,99). Изучение корреляционных взаимосвязей гормонов и психоэмоционального состояния подростков выявило наличие прямых корреляций показателей тревожности по тестам Кеттела (КС

* Башкирский ГМУ, каф. педиатрии Института последиплом. образования

0,758 в ГОУ и КС 0,752 в НОУ) и Люшера (КС 0,64 в НОУ) с уровнем кортизола у юношей 10-17 лет (р<0,05).

Выводы. Нами выявлено множество внутрисистемных корреляционных взаимосвязей у подростков 10-17 лет, не однотипных в зависимости от образовательного учреждения, но с доминированием гормонов щитовидной железы до 17-летнего возраста, как среди девушек, так и среди юношей. Гормональный дисбаланс у мальчиков 10-13 лет сопровождается появлением высокой степени корреляции между половыми гормонами. Особенности обучения могут влиять на показатели некоторых гормонов: обнаружено увеличение уровня пролактина и кортизола у подростков в ГОУ по сравнению с НОУ, что можно рассматривать как неадекватную реакцию организма на стресс.

У девушек выявлена прямая зависимость между кортизолом и массой тела и обратная - между гормонами щитовидной железы и параметрами физического развития. Результаты позволяют думать о значительной роли тиреоидных гормонов в осуществлении внутри - и межсистемных взаимодействий не только в дошкольном возрасте, но в препубертатном периоде и периоде полового развития, что требует клинического обследования и теоретического обоснования роли некоторых гормонов в поддержании гормонального гомеостаза в подростковом возрасте.

Литература

1.Вихляева Е.М. Руководство по эндокринной гинекологии.- М.,2002.- 768с.

2.Сельверова Н.Б., Филлипова Т.А. // Физиология развития ребенка. Теоретические и прикладные аспекты.- М. 2000, -С. 126.

3.Статистический анализ медицинских данных / Под ред. О.Ю. Ребова.- М.: Медиа-сфера.- 2002.

4.Федоров Т.Н. // Педиатрия- 2004.- № 4.- С 87-90.

УДК 616.8-085.851

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ АУДИАЛЬНОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ЛЕЧЕНИИ ПАЦИЕНТОВ С НЕВРОТИЧЕСКОЙ СИМПТОМАТИКОЙ

А.И. КУЧИНОВ*

Благополучие и здоровье человека зависят от состояния его психической деятельности. Психотерапия и психокоррекция должны быть неотъемлемой частью любого лечебного и оздоровительного процесса. При этом эффективность любого психотерапевтического метода зависит от возможности введения лечебной информации в бессознательную сферу психики, т.е. от степени усвоения (интериоризации) положительного психотерапевтического опыта. Разработан метод аудиальной психокоррекции, (метод «SOMVI»), который является компьютерной психотехнологией, позволяющей вводить лечебную (суггестивную) информацию сразу в подсознание, целенаправленно изменяя как психофизиологическое состояние, так и систему отношений пациента. Название метода «SOMVI» происходит от аббревиатуры английских слов «Sound Overtone Modulation of Voice Information» - компьютерной программы, являющейся модулем программно-аппаратного комплекса аудиальной психокоррекции.

Метод «SOMVI» заключается в создании индивидуально ориентированных аудиальных психокоррекционных программ (АПК-программ). Суть создания АПК-программ заключается в том, что при помощи специальных программно-аппаратных средств предварительно создаваемая для конкретного пациента лечебная информация маскируется в фоновый звук-носитель, например, музыку, и записывается на любой информационный носитель. При прослушивании АПК-программы лечебная информация воспринимается через слуховую систему человека, минуя сознание, т.е. остается не услышанной и, соответственно, нераспознанной на уровне сознания (по принципу «25-го кадра»). Многолетняя апробация метода «SOMVI» на клинических и лечебных базах ММА им. И.М. Сеченова и в др. лечебных учреждениях позволила разработать оптимальный алгоритм приме-

нения этого метода, который можно условно разделить на следующие уровни и этапы [1-4].

Психодиагностический блок: общая психодиагностическая беседа с пациентом, сбор анамнеза. (Цель: оценка общего соматического, неврологического, психического, психопатологического и патопсихологического состояния, оценка личностных и характерологических особенностей, выявление психических и соматических предикторов невротического конфликта, расстройства, заболевания), формализованная психодиагностическая беседа с заполнением «Анкеты стандартизованной психосемантической диагностики» (Цель: выявление основных эмоционально значимых событий в жизни пациента (биографических «реперных точек»), определение степени актуальности пережитых событий (оценка и ранжирование) и временной взаимосвязи (хронологической последовательности событий), выявление ключевых семантических элементов, соответствующих эмоционально значимым событиям («индивидуальных семантических маркеров»), определение наиболее положительных и наиболее отрицательных эмоционально значимых событий и соответствующих им ключевых семантических маркеров); аудиозапись (видеозапись) беседы с пациентом и, по возможности, аудиозапись беседы с родственниками, близкими («значимым другим», цель: получение диагностической информации о пациенте для последующего формирования психокоррекционного материал.

Психодиагностика: психометрическая диагностика с использованием тестовых методик MMPI (адаптированный тест ММИЛ Ф.Б. Березина), тест Люшера, тест нейротизма Айзенка и др. в зависимости от характера расстройств (Цель: оценка общепсихологического состояния (уровня тревожности, нейротизма и др.), оценка профиля личности (выявление наличия и степени выраженности психопатологических качеств), выбор тактики лечения, мониторинг состояния); психосемантическая диагностика с использованием компьютерной программы «Объемное психо-картирование (ОПК)» на основании теста Osgood (цель: объективизация интрапсихической (личностной) структуры пациента, выбор семантических элементов, нужных для формирования психокоррекционного материала, оценка эффективности последующей терапии (личностно-реконструктивные изменения) на основании динамики пространственного изменения индивидуального семантического пространства

Аналитический блок. Обработка данных диагностики: компьютерная обработка тестовых методик; обработка психосемантической диагностики по компьютерной программе ОПК: визуализация индивидуального семантического пространства (объемное психокартирование) построение психосемантической дендрограммы; оцифровка и предварительная обработка ауди-ального материала

Анализ данных диагностики: анализ результатов тестовых методик (количественная и графическая презентация результатов, автоматизированные стандартизованные выводы и заключения по результатам тестирования); психосемантический анализ диагностического материала (оценка системы отношений пациента во взаимосвязи входящих в нее элементов, качественная и количественная оценка интрапсихической (личностной) структуры -индивидуальной системы значений; анализ аудиального материала (интонационный, голосовой, индивидуально-лексический, контентанализ и др.); выявление семантических маркеров, связанных с зоной конфликта и с ресурсной зоной (мотивов поведения, интрапсихических конфликтов, особо значимых эмоциоген-ных переживаний, аутодеструктивных программ и пр).

Реконструкция индивидуальной системы значений: реконструкция семантического пространства пациента, реконструкция и визуализация значимых образований интрапсихической (личностной) структуры в их взаимосвязи, реконструкция взаимодействий наиболее значимых образований интрапсихической структуры и оценка их деструктивного и конструктивного потенциала в процессе формирования личности и в психокоррекции.

Блок создания аудиальных психокоррекционных программ. Формирование тезауруса ключевой семантики: формирование словаря ключевой (эмоционально значимой) семантики («семантических маркеров» и «семантических драйверов» (семантических элементов, вызывающих определенное психофизиологическое состояние, благодаря «запуску» ассоциативно связанных с ними и условно закрепленных психоэмоциональных процессов); формирование словесно-информационных матриц

Курс психотерапии и клинической психологии ММА им. И.М. Сеченова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.