Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
активная профессиональная позиция управленческого персонала вузов / карьера / гендер / мотивация к карьере / самоэффективность / саморегуляция / психологическое благопо-

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лоретц Ольга Геннадьевна, Юрченко Надежда Александровна, Кот Екатерина Михайловна, Ручкин Алексей Владимирович, Смирнова Ирина Юрьевна

В данном исследовании представлен материал по недостаточно изученной в психологии проблеме активной профессиональной позиции на зрелых этапах построения карьеры (на примере управленческого персонала вуза), получены и обработаны эмпирические результаты, анализ которых позволяет говорить о корреляции между гендером и выраженностью профессиональной позиции. Рассмотрены особенности взаимосвязей между психологическими переменными, существенными для становления активной профессиональной позиции у мужчин и женщин. На основе сравнительного анализа результатов научного исследования двух групп – представителей управленческого персонала вузов – дана характеристика по комплексу таких психологических, как мотивация к карьере, самоэффективность, саморегуляция, психологическое благополучие и активной профессиональной позиции на зрелых этапах построения карьеры у мужчин и женщин. Практическая значимость данной статьи заключается в определении эффективной кадровой политики, направленной на формирование активной профессиональной позиции с учетом гендерных различий, что будет способствовать развитию кадрового потенциала и, как следствие, эффективности деятельности организации. Перспективами, вытекающими из данного исследования, могут стать: расширение объёма выборочной совокупности; включение в исследование профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов. Также предметом анализа могут стать другие психологические переменные, определяющие активную профессиональную позицию сотрудников вузов, или же методы формирования такой позиции на разных этапах построения карьеры. Кроме того, было бы интересным и полезным с позиций формирования профессиограмм и мотивационных карт сотрудников сравнить полученные результаты с аналогичными исследованиями на других профессиональных группах, что является перспективным направлением в рамках обозначенной темы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лоретц Ольга Геннадьевна, Юрченко Надежда Александровна, Кот Екатерина Михайловна, Ручкин Алексей Владимирович, Смирнова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»

аискуссия

ЛОРЕТЦ Ольга Геннадьевна,

профессор кафедры биотехнологии и пищевых продуктов ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: rector.urgau@yandex.ru

ЮРЧЕНКО Надежда Александровна,

доцент кафедры менеджмента и экономической теории

ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: unaapk@yandex.ru

КОТ Екатерина Михайловна,

заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита

ФГБОУ ВО Уральский ГАУ, e-mail: emkot.urgau@gmail.com

РУЧКИН Алексей Владимирович,

заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВО Уральский ГАУ,

e-mail: alexeyruchkin8 7@gmail.com

СМИРНОВА Ирина Юрьевна,

старший преподаватель кафедры философии ФГБОУ ВО Уральский ГАУ,

e-mail: irus-smi1103@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ПЕРЕМЕННЫМИ, ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Аннотация. В данном исследовании представлен материал по недостаточно изученной в психологии проблеме активной профессиональной позиции на зрелых этапах построения карьеры (на примере управленческого персонала вуза), получены и обработаны эмпирические результаты, анализ которых позволяет говорить о корреляции между гендером и выраженностью профессиональной позиции. Рассмотрены особенности взаимосвязей между психологическими переменными, существенными для становления активной профессиональной позиции у мужчин и женщин. На основе сравнительного анализа результатов научного исследования двух групп - представителей управленческого персонала вузов - дана характеристика по комплексу таких психологических, как мотивация к карьере, самоэффективность, саморегуляция, психологическое благополучие и активной профессиональной позиции на зрелых этапах построения карьеры у мужчин и женщин. Практическая значимость данной статьи заключается в определении эффективной кадровой политики, направленной на формирование активной профессиональной позиции с учетом гендерных различий, что будет способствовать развитию кадрового потенциала и, как следствие, эффективности деятельности организации.

Перспективами, вытекающими из данного исследования, могут стать: расширение объёма выборочной совокупности; включение в исследование профессорско-преподавательского состава, студентов, аспирантов. Также предметом анализа могут стать другие психологические переменные, определяющие активную профессиональную позицию сотрудников вузов, или же методы формирования такой позиции на разных этапах построения карьеры. Кроме того, было бы интересным и полезным с позиций формирования профессиограмм и мотивационных карт сотрудников сравнить полученные результаты с аналогичными исследованиями на других профессиональных группах, что является перспективным направлением в рамках обозначенной темы исследования.

Ключевые слова: активная профессиональная позиция управленческого персонала вузов, карьера, гендер, мотивация к карьере, самоэффективность, саморегуляция, психологическое благополучие.

**жжжжжжжжжжюжжжтж$жжжжжжюжжжжжжжжжжжжюжжжтж$жжжжжжюжжжт^

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-9-362-368 NIION: 2021-0079-9/23-562 MOSURED: 77/27-025-2023-09-562

LORETTS Olga Gennadiyevna,

Professor of the Department of Biotechnology and Food Products

FSBEI HE Ural SAU

YURCHENKO Nadezhda Aleksandrovna,

Associate Professor of the Department of Management and Economic Theory

FSBEI HE Ural SAU

KOT Ekaterina Mikhailovna,

Head of the Department Accounting and Audit FSBEI HE Ural SAU

RUCHKIN Aleksey Vladimirovich,

Head of the Department of Philosophy FSBEI HE Ursl SAU

SMIRNOVA Irina Yuriyevna,

Senior Lecturer at the Department of Philosophy FSBEI HE Ural SAU

FEATURES OF INTERRELATIONS BETWEEN PSYCHOLOGICAL VARIABLES SIGNIFICANT FOR THE FORMATION OF AN ACTIVE PROFESSIONAL POSITION IN MEN AND WOMEN

Annotation. This study presents material on the problem of an active professional position at mature stages of career building, which is insufficiently studied in psychology (using the example of university management personnel), empirical results were obtained and processed, the analysis of which allows us to talk about the correlation between gender and the expression of professional position. The features of the relationships between psychological variables that are essential for the formation of an active professional position in men and women are considered. Based on a comparative comparison of the diagnostic results of two groups - representatives of university management personnel, an assessment was made of the spectrum of connections between such psychological variables as career motivation, self-efficacy, self-regulation, psychological well-being and an active professional position at the mature stages of career building in men and women. The practical significance of this article lies in the definition of an effective personnel policy aimed at creating an active professional position, taking into account gender differences, which will contribute to the development of personnel potential and, as a result, the efficiency of the organization.

The prospects arising from this study may include: expanding the sample size; inclusion of teaching staff, students, and graduate students in the study. Also, the subject of analysis may be other psychological variables that determine the active professional position of university employees, or methods of forming such a position at different stages of career development. In addition, it would be interesting and useful from the standpoint of forming professiograms and employee motivation cards to compare the results obtained with similar studies on other professional groups, which is a promising direction within the framework of the designated research topic.

Key words: active professional position of university management personnel, career, gender, career motivation, self-efficacy, self-regulation, psychological well-being.

Введение. Анализ научной литературы показал, что степень исследованности активной профессиональной позиции у мужчин и женщин недостаточен. Так, в работах исследователей это понятие либо лишь упоминается, либо его важность лишь констатируется (без объяснения причин). В научных исследованиях недостаточно представлены психологические факторы активной профессиональной позиции в гендерном аспекте. В целом, в своих работах исследователи делают акцент на различных психологических факторах, значимых для профессиональной деятельности, в числе которых эмоциональная

устойчивость, свойства темперамента, акцентуация характера, уровень интеллектуальных способностей, коммуникативная компетентность, мотивация, стили саморегуляции, ценностные ориентации; удовлетворенность трудом, самоэффективность, психологическое благополучие и др.

Активная профессиональная позиция работников (в нашем исследовании - управленческого персонала вуза) нами определена совокупностью следующих факторов: саморегуляция, психологическое благополучие, самоэффективность, мотивация к карьере.

Методы и материалы. Авторами для выявления факторов активной профессиональной позиции управленческого персонала вуза (мужчин и женщин) в качестве методического инструментария были использованы психодиагностические методики исследования мотивации, саморегуляции, психологического благополучия и самоэффективности [1]. В проведённом исследовании участвовали 28 мужчин и 33 женщины, занимающие руководящие должности в вузах.

Результаты исследования. Содержание понятия «карьера», как показывает анализ научной литературы, отличается разнообразием, изменяется и обогащается вместе с развитием общества, охватывая многие аспекты жизнедеятельности современного человека [2].

Стратегию карьерного построения определяют такие значимые психологические компоненты, как активность работника, его направленность.

Отметим, что в научной теории и практике набор психологических факторов (как в количественном, так и качественном отношениях) чрезвычайно многообразен и разновекторен, причем каждый из них может быть представлен в тех или иных комбинациях. Интерес для нашего исследования представляют следующие: мотивация к карьере; самоэффективность; психологическое благополучие; стиль саморегуляции поведения. Таким образом, к психологическим факторам,

детерминирующим активную профессиональную позицию управленцев вуза, мы отнесли: «Общий показатель активности профессиональной позиции», «Общий показатель мотивации к карьере», «Общий показатель самоэффективности», «Общий показатель уровня саморегуляции», «Общий показатель психологического благополучия». Нами изучены гендерные различия в выраженности психологических переменных, значимых для активной профессиональной позиции, и в характере взаимосвязей между этими переменными. Задачей исследования было прояснение того, насколько вопросы, связанные с активной профессиональной позицией управленческого персонала вузов, имеют гендерную специфику. Во-первых, выяснялся вопрос о том, существуют ли достоверные различия между мужчинами и женщинами по выраженности показателя активной профессиональной позиции, а также по психологическим переменным, связанным с такой профессиональной позицией. Во-вторых, рассматривались особенности внутренних взаимосвязей между самими психологическими переменными у мужчин и женщин.

Приведем данные сравнительного анализа мужчин и женщин по показателю активной профессиональной позиции и психологическим переменным, значимым для становления активной профессиональной позиции (таблица 1).

Таблица 1. Средние величины показателя активной профессиональной позиции и психологических переменных в группах мужчин и женщин

^""-•-..Группа Параметрь!"-». Мужчины Женщины Вероятность ошибки по Т-критерию Стьюдента

Общий показатель активности профессиональной позиции 10,57 10,01 0,241

Общий показатель мотивации к карьере 75,14 74,88 0,464

Общий показатель самоэффективности 167,18 170,42 0,308

Общий показатель уровня саморегуляции 31,46 31,09 0,393

Общий показатель психологического благополучия 362,36 357,82 0,295

Как видно из таблицы, ни по одному из сравниваемых показателей не было получено значимых различий между мужчинами и женщинами

(также не было обнаружено значимых различий и при детальном сравнении субшкал опросников). Соответственно, активная профессиональная

позиция может быть в одинаковой степени характерна как для мужчин, так и для женщин, занимающих руководящие посты в вузе. Кроме того, у мужчин и женщин, из обследованной нами выборки, не различаются выраженность мотивации к карьере, показатели самооценки эффективности и саморегуляции. Как в группе мужчин, так и в группе женщин есть люди и с высокими, и с низкими показателями по данным переменным, что даёт, в среднем, близкие величины по группе, таким образом констатируется отсутствие значимых различий. По всей вероятности, это связано, во-первых, с возможностью занимать как мужчинам, так и женщинам любые имеющиеся в вузе должности (от преподавателя до профессора, от завкафедрой до ректора). Во-вторых, с одними и теми же требованиями (независимо от гендерной принадлежности), предъявляемыми к тем, кто занимает эти должности. В-третьих, многие должности в современном вузе доступны уже для лиц в возрасте до 30 лет (несколько лет назад такая тенденция была большой редскостью). В-четвертых, с ситуацией жесткого соперничества во всех сферах общества, включая сферу высшего профессионального образования.

Также в изучаемой нами выборке управленческого персонала вузов не обнаружено различий между мужчинами и женщинами и по уровню психологического благополучия. Это можно объяснить тем, что на психологическое благополучие, как известно, влияет большое количество разнородных факторов из других сфер жизни (семейное положение, физическое здоровье,

условия проживания, материальное благосостояние, политическая обстановка и др.).

Таким образом, результаты исследования показали, что, такие значимые для активной профессиональной позиции психологические переменные, как мотивация к карьере, самооценка эффективности, саморегуляция, психологическое благополучие, по средним величинам не отличаются у мужчин и женщин (на контингенте состава вузов).

В рамках изучения гендерных различий мы поставили и другую задачу: рассмотреть особенности взаимосвязей между психологическими переменными, существенными для становления активной профессиональной позиции у мужчин и женщин. Исследовались взаимосвязи между общими показателями психологических переменных, относительно которых ранее были получены значимые различия в группах с активной профессиональной позицией и с отсутствием такой позиции. В этих группах достоверно различаются: мотивация к карьере, оценка самоэффективности, уровень саморегуляции и уровень психологического благополучия. Эти различия говорят о том, что указанные психологические переменные значимы для активной профессиональной позиции и, как было показано выше, вносят вклад в её становление. Далее в исследовании отдельно изучались интеркорреляции между четырьмя названными психологическими переменными в группах мужчин и женщин. Для этого был проведён корреляционный анализ по Пирсону. Полученные коэффициенты корреляции приведены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Матрица интеркорреляций значимых психологических переменных,

на выборке женщин (N=33)

1. 2. 3. 4.

Переменные

МК СЭ СР ПсБ

1. Мотивация к карьере (МК) 1,00 0,500** 0,331 0,083

2. Самооценка эффективности (СЭ) 1,00 0,383* 0,325

3. Уровень саморегуляции (СР) 1,00 0,211

4. Психологическое благополучие (ПсБ) 1,00

Условные обозначения: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

•ешшшшжштжжжжжшшшшштжжжжжжжшшшшжштжжжжжшшшшя^^

ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 9 - 2023 365

Таблица 3. Матрица интеркорреляций значимых психологических переменных,

на выборке мужчин (N=28)

Переменные 1. МК 2. СЭ 3. СР 4. ПсБ

1. Мотивация к карьере (МК) 1,00 0,526** 0,426* 0,487**

2. Самооценка эффективности (СЭ) 1,00 0,684*** 0,729***

3. Уровень саморегуляции (СР) 1,00 0,571**

4. Психологическое благополучие (ПсБ) 1,00

Условные обозначения: * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001

Как мы видим, у женщин обнаружены только две значимые взаимосвязи: самооценки эффективности с мотивацией к карьере (г=0,500; р<0,01) и с уровнем саморегуляции (г=0,383; р<0,05). У

мужчин же, все четыре переменные коррелируют между собой. При этом, связи более тесные (некоторые взаимосвязи достигают уровня достоверности р<0,001).

Для наглядности значимые взаимосвязи выведены на рисунки 1 и 2. Рассмотрим их подробнее.

Рисунок 1. Взаимосвязи между психологическими переменными, значимыми для становления

активной профессиональной позиции у женщин

(-

Самооценка

эффективности

ч_>

г л

Психологическое

благополучие

\_)

Рисунок 2. Взаимосвязи между психологическими переменными, значимыми для становления

активной профессиональной позиции у мужчин

Сравнивая рисунки 1 и 2, мы видим, что самое существенное различие заключается в том, что психологическое благополучие у женщин не связано с тремя другими переменными: мотивацией к карьере, самооценкой эффективности и уровнем саморегуляции. Эти три переменные «обслуживают», прежде всего, профессиональную деятельность. И у женщин - руководителей, в отличие от мужчин, общее психологическое благополучие не связано с этими качествами: психологически благополучными могут быть женщины, как имеющие мотивацию к карьере, так и не имеющие её, как с высокой самоэффективностью, так и с низкой, а также и с разным уровнем саморегуляции.

У мужчин же обнаруживается тесно взаимосвязанный комплекс психологических переменных, значимых для активной профессиональной позиции. При этом, психологическое благополучие тесно вплетено в этот комплекс: оно связано и с мотивацией к карьере, и с уровнем

саморегуляции, и, особенно тесно, - с оценкой самоэффективности (г=0,729; р<0,001).

Таким образом, активная профессиональная позиция требует от мужчин одновременно высокого уровня мотивации к карьере, хорошей саморегуляции и высокой самооценки эффективности, и это, по всей видимости, создаёт существенные основы для переживания собственного психологического благополучия.

Выводы. В проведённом исследовании были выявлены психологические переменные, значимые для активной профессиональной позиции у мужчин и женщин. Эти переменные имеют внутренние взаимосвязи между собой, и характер этих взаимосвязей различается у мужчин и женщин. Основное различие заключается в том, включено ли в этот комплекс взаимосвязей психологическое благополучие (как у мужчин), или оно занимает относительно автономную позицию в этой структуре (как у женщин).

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Активность и жизненная позиция личности / отв. ред. К. А. Абульханова-Славская. М., 1988.

[2] Иванова В.И., Патрушева В.И. Теория управления: социально - технологический подход. Энциклопедический словарь. М.: Муниципальный мир, 2004. 672 с.

[3] Ильиных С.А., Бычкова М.М. Профессиональная карьера в гендерном измерении // Теория и практика общественного развития. 2018. № 4(122). С. 22-26. DOI 10.24158/tipor.2018.4.4.

[4] Толочек В.А. Профессиональная карьера как предмет психологического исследования // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2(131). С. 145-154. DOI 10.20323/1813-145X_2023_2_ 131_145.

[5] Хворостяной А.А. Факторы успешности профессиональной карьеры мужчин и женщин //День науки: Материалы XXXII научной конференции Амурского государственного университета, Благовещенск, 20 апреля 2023 года. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2023. С. 215-

[6] Чернышев Я.Л. Понятие «профессиональная карьера»: потребностно-мотивационная характеристика // Мир психологии. 2008. № 2. С. 221-232.

[7] Шаповалов В.К. Интерпретация карьеры в контексте личностного пространства человека. Краснодар, 2005. 216 с.

[8] Shutova A.A. Group and research work as a means of forming an active life and professional position of a graduate // Актуальные проблемы профессиональной сферы в современном мире: Материалы VII международной научно-практической конференции молодых ученых на иностранных языках, Екатеринбург, 19 марта 2020 года / Под редакцией Н.Н. Сергеевой. Vol. Часть III. Екатеринбург: [б.и.], 2020. P. 65-69.

[1] Aktivnost' i zhiznennaia pozitsiia lichnosti [Activity and life position of the individual] / otv. red. K. A. Abul'khanova-Slavskaia. M., 1988.

[2] Ivanova V.l., Patrusheva V.I. Teoriia upravleniia: sotsial'no - tekhnologicheskiipodkhod[Management theory: socio-technological approach]. Entsiklopedicheskii slovar'. M.: Munitsipal'nyi mir, 2004. 672 p.

[3] Il'inyh S.A., Bychkova M.M. Professional'naja kar'era v gendernom izmerenii [Professional career in a gender dimension] // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija [Theory and practice of social development]. 2018. № 4(122). P. 22-26. DOI 10.24158/tipor.2018.4.4.

[4] Tolochek V.A. Professional'naja kar'era kak predmet psihologicheskogo issledovanija [Professional career as a subject of psychological research] // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2023. № 2(131). P. 145-154. DOI 10.20323/1813-145X_2023_2_131_145.

[5] Hvorostjanoj A.A. Faktory uspeshnosti professional'noj kar'ery muzhchin i zhenshhin [Factors of success in the professional career of men and women] // Den' nauki: Materialy XXXII nauchnoj konferencii Amurskogo gosudarstvennogo universiteta [Science Day: Proceedings of the XXXII Scientific Conference of Amur State University], Blagoveshhensk, 20 aprelja 2023 goda. Blagoveshhensk: Amurskij gosudarstvennyj universitet, 2023. P. 215-216.

[6] Chernyshev Ia.L. Poniatie «professional'naia kar'era»: potrebnostno-motivatsionnaia kharakteristika ¡The concept of "professional career": need-motivational characteristics] // Mir psikhologii [World of Psychology]. 2008. № 2. P.221-232.

[7] Shapovalov V.K. Interpretatsiia kar'ery v kontekste lichnostnogo prostranstva cheloveka [Interpretation of a career in the context of a person's personal space]. Krasnodar, 2005. 216 p.

[8] Shutova A.A. Group and research work as a means of forming an active life and professional position of a graduate // Aktual'nye problemy professional'noj sfery v sovremennom mire: Materialy VII mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh na inostrannyh jazykah [Current problems of the professional sphere in the modern world: Materials of the VII international scientific and practical conference of young scientists in foreign languages], Ekaterinburg, 19 marta 2020 goda / Pod redakciej N.N. Sergeevoj. Vol. Chast' III. Ekaterinburg: [b.i.], 2020. P. 65-69.

216.

Spisok literatury:

ymmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmi^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.