УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПЕРЕЖИВАНИЕМ ОДИНОЧЕСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ У СТУДЕНТОВ
Ольга Семеновна Васильева, кандидат биологических наук, доцент, Светлана Николаевна Чернова, аспирант, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Аннотация
Статья посвящена изучению переживания одиночества и эмоционального интеллекта у студентов. Целью исследования является изучение взаимосвязей между показателями переживания одиночества и эмоционального интеллекта у студентов. В исследование приняло участие 280 студентов Ростовской области из них 204 женщины и 7б мужчин в возрасте от 17 до 24 лет. Методики исследования: дифференциальный опросник переживания одиночества (Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев); опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин). Основные результаты исследования: 1) существует отрицательная взаимосвязь между шкалой «Общее переживание одиночества», составляющими её субшкалами: «изоляция», «самоощущение», «отчуждение» с внутриличностным, межличностным, общим эмоциональными интеллектами, управлением и пониманием эмоций при p<0,01; 2) существует отрицательная взаимосвязь между шкалой «Зависимость от общения» и внутриличностным эмоциональным интеллектом и управлением эмоциями при p<0,01; 3) у мужчин выше, чем у женщин показатели внутриличностного эмоционального интеллекта и управления эмоциями; 4) мужчины чаще говорят об отсутствии людей, с которыми можно установить контакт, наряду с этим у женщин больше выражена потребность в компании. Полученные результаты могут быть использованы при разработке рекомендаций по психологическому консультированию студентов, переживающих по поводу своего одиночества.
Ключевые слова: одиночество, эмоциональный интеллект, понимание эмоций, управление эмоциями, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p449-454
FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE EXPERIENCE OF LONELINESS AND EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG THE STUDENTS
Olga Semenovna Vasilyeva, the candidate of biological sciences, docent, Svetlana Nikolaevna
Chernova, the post-graduate student, Southern Federal University, Rostov-on-Don
Abstract
The article is devoted to the study of the experience of loneliness and emotional intelligence among the students. The purpose of the research is to study the relationship between indicators of experiencing loneliness and emotional intelligence among students. The study involved 280 students of the Rostov region, including 204 women and 76 men aged 17 to 24 years. Research methods: differential questionnaire of experiencing loneliness (E.N. Osin, D.A. Leontiev); questionnaire of emotional intelligence "EmIn" (D.V. Lyusin). The main results of the study: 1) there is a negative relationship between the scale "general experience of loneliness" and its constituent subscales: "isolation", "self-perception", "alienation" with intrapersonal, interpersonal, general emotional intelligence, management and understanding of emotions at p<0,01; 2) there is a negative relationship between the scale of "dependence on communication" and intrapersonal emotional intelligence and emotion management at p<0,01; 3) men have higher indicators of intrapersonal emotional intelligence and emotion management than women; 4) men are more likely to talk about the absence of people with whom they can establish contact, while women have a greater need for company. The obtained results can be used in the development of recommendations for psychological counseling of students who are worried about their loneliness.
Keywords: loneliness, emotional intelligence, understanding of emotions, emotion management, students.
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом наш мир стремительно меняется, происходят социальные, демографические, экономические изменения. Средства коммуникации и социальные сети со-
здают видимость, что человек всегда находится в общение, часто это общение поверхностное, не глубокое и может не приносить удовлетворения. Всё это может стать причинами субъективного переживания одиночества человеком, а одиночество является одной из причин депрессий, суицидального поведения, тревожности и других проблем, связанных с психическим здоровьем [9, 10].
Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев определяют одиночество как «переживание собственной невовлеченности в связи с другими людьми» [8, С. 4]. Человек может переживать одиночество как при физической изоляции (собственно одиночество), так и рядом с другими людьми (отчуждение). Также, оно может быть добровольным (уединение) или вынужденным [8]. Дональд В. Винникот пишет, что способность к одиночеству связана с эмоциональной зрелостью человека [1].
Выделяют следующие способы снижения одиночества - это улучшение социальных навыков и социальной поддержки, увеличение возможностей для установления социальных контактов и другие [11]. Умение устанавливать и поддерживать межличностные контакты, коммуникативные навыки и способности связаны с уровнем развития эмоционального интеллекта у человека, с его умением распознавать, понимать, управлять своими эмоциями.
Д.В. Люсин трактует эмоциональный интеллект как способность к пониманию эмоций, управлению ими, то есть человек может распознавать и идентифицировать эмоции, понимать причины появления данной эмоции и её следствия, может контролировать интенсивность и внешнее выражение эмоций, произвольно пытаться вызвать нужную эмоцию [6]. Эмоциональный интеллект - «это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности» [5, С. 34].
Таким образом, мы предполагаем, что степень переживания одиночества может зависеть от уровня развития эмоционального интеллекта, так как он связан с умением устанавливать и поддерживать связи с другими людьми.
Проблема исследования связана с недостаточностью исследований, посвященных взаимосвязи переживания одиночества и показателей эмоционального интеллекта у студентов, так как в данный возрастной период является актуальным выстраивание межличностных отношений в личной и профессиональной сферах.
Таким образом, целью исследования является изучение взаимосвязей между показателями переживания одиночества и эмоционального интеллекта у студентов.
Согласно цели исследования была выдвинута следующая гипотеза: существует отрицательная взаимосвязь между уровнем переживания одиночества и уровнем эмоционального интеллекта.
Новизна исследования заключается в изучении множественных взаимосвязей между показателями переживания одиночества и эмоционального интеллекта у студентов.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 280 студентов Ростовской области из них 204 женщины и 76 мужчин в возрасте от 17 до 24 лет, средний возраст 19,4.
Для проведения исследования были использованы следующие методики: 1) дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО) Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева, полная версия [8]; 2) опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина [6].
Для математической обработки эмпирических данных были использованы непараметрический критерий для двух независимых выборок U-Манна-Уитни, коэффициент корреляции r-Спирмена. Статистическая обработка данных проводилась при помощи программ IBM SPSS Statistics (версия 23), Microsoft Excel 2019.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблицах 1, 2 приведены результаты корреляционного анализа г-Спирмена между шкалами/ субшкалами ДОПО и опросника эмоционального интеллекта (ЭИ) для всей выборки.
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа между показателями опросника «ЭмИн» и шкалой «общего переживания одиночества» с субшкалами «изоляция», «самоощущение», «отчуждение» (п=280)_
Изоляция Самоощущение Отчуждение ОО
Понимание чужих эмоций -0,285" -0,152* -0,293** -0,267**
Управление чужими эмоциями -0,409" -0,314" -0,452** -0,436**
Понимание своих эмоций -0,424" -0,421** -0,405** -0,468**
Управление своими эмоциями -0,344" -0,390** -0,384** -0,422**
Контроль экспрессии 0,017 -0,095 -0,099 -0,068
Межличностный ЭИ -0,379" -0,252** -0,407** -0,382**
Внутриличностный ЭИ -0,351" -0,404** -0,411** -0,439**
Понимание эмоций -0,430" -0,338** -0,429** -0,445**
Управление эмоциями -0,351" -0,369** -0,445** -0,435**
Общий ЭИ -0,429" -0,389** -0,477** -0,483**
Примечание. ** - р<0,01; * - р<0,05; ОО - общее переживание одиночества.
Общее переживание одиночества, изоляция, самоощущение, отчуждение отрицательно взаимосвязаны с пониманием и управлением, как чужими, так и своими эмоциями, а также с межличностным, внутриличностным, общим эмоциональными интеллектами (таблица 1). Данные результаты частично соотносятся с исследованиями В.И. Косициной, А.Д. Рогачевой [3] и И.В. Вознюк, Л.А. Колесниченко [2].
Таким образом, чем выше уровень эмоционального интеллекта у студентов, тем им легче устанавливать и поддерживать близкие отношения, что позволяет наладить более качественное общение, в результате чего ниже уровень переживания одиночества. То есть, если студенты не испытывают трудности при осознании своих и чужих эмоций, понимают причины, вызвавшие их, и могут их контролировать, то им легче устанавливать и поддерживать близкие отношения, что уменьшает вероятность переживания одиночества.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа между показателями опросника эмоционального интеллекта и ДОПО (п=280)_
Дисфория одиночества Потребность в компании ЗО Радость уединения ПО
Понимание чужих эмоций -0,118* 0,068 -0,006 -0,021 -0,001
Управление чужими эмоциями -0,098 0,108 0,006 -0,194** -0,113
Понимание своих эмоций -0,255** -0,012 -0,068 -0,170** -0,151*
Управление своими эмоциями -0,347** -0,175** -0,241** 0,038 0,057
Контроль экспрессии -0,183** -0,208** -0,174** 0,004 -0,028
Межличностный ЭИ -0,116 0,101 0,003 -0,110 -0,054
Внутриличностный ЭИ -0,335** -0,142* -0,185** -0,076 -0,071
Понимание эмоций -0,210** 0,040 -0,041 -0,117* -0,094
Управление эмоциями -0,265** -0,087 -0,162** -0,110 -0,059
Общий ЭИ -0,268** -0,032 -0,118* -0,117* -0,081
Примечание: ** - р<0,01; * - р<0,05; ЗО - зависимость от общения; ПО - позитивное одиночество.
Не обнаружено значимых взаимосвязей между субшкалами «одиночество как проблема», «ресурс уединения» и всеми компонентами эмоционального интеллекта.
Из данных в таблице 2 следует, что чем меньше студенты испытывают негативные чувства по поводу пребывания в одиночестве (дисфория одиночества), тем им легче понимать и управлять своими эмоциями, легче контролировать внешнее выражение своих эмоций, у них выше уровень внутриличностного эмоционального интеллекта. Чем менее негативно студенты представляют свое одиночество и не пытаются его избежать с помощью общения с другими людьми, тем у них более развиты управление эмоциями, кон-
троль экспрессии и внутриличностный эмоциональный интеллект.
Обнаружена отрицательная взаимосвязь между радостью уединения и управлением чужими эмоциями, пониманием своих эмоций, то есть чем спокойнее студенты принимают свое одиночество и уединение, тем им сложнее управлять чужими эмоциями и понимать свои эмоции. Возможно, это связано со сложностями в общении с другими людьми. Полученные выводы требуют дальнейшего исследования данных взаимосвязей.
В таблице 3 приведены значимые результаты сравнения групп мужчин и женщин по показателям эмоционального интеллекта с помощью непараметрического критерия и-Манна-Уитни.
Таблица 3 - Сравнение групп мужчин (п=76) и женщин (п=204) по показателям опросника «ЭмИн» и ДОПО_
^-Манна-Уитни Р Средний ранг, женщины Средний ранг, мужчины
Показатели опросника «ЭмИн»
Понимание своих эмоций 5652,0 0,000 130,07 168,49
Управление своими эмоциями 5791,0 0,001 130,89 166,30
Контроль экспрессии 4499,5 0,000 124,56 183,30
Внутриличностный ЭИ 4770,0 0,000 125,88 179,74
Управление эмоциями 5725,5 0,001 130,57 167,16
Общий ЭИ 6182,5 0,009 132,81 161,15
Показатели ДОПО
Изоляция 5810,0 0,001 130,98 166,05
Потребность в компании 6183,0 0,009 148,19 119,86
В результате сравнения групп мужчин и женщин были обнаружены высоко значимые различия по показателям ЭИ: «понимание своих эмоций», «управление своими эмоциями», «контроль экспрессии», «внутриличностный эмоциональный интеллект», «управление эмоциями», «общий эмоциональный интеллект» при р<0,01. При этом средние ранги по данным показателям выше у мужчин, чем у женщин.
Можно сделать вывод, что мужчины лучше понимают свои эмоции, управляют своими эмоциями, контролируют экспрессию, у них лучше развит внутриличностный эмоциональный интеллект, чем у женщин.
Данные о том, что внутриличностный эмоциональный интеллект и управление эмоциями лучше развиты у мужчин, чем у женщин, подтверждаются и в исследование Д.В. Люсина. Такие результаты могут говорить о том, что мужчины более уверены в своей компетенции [7]. Также, данные о том, что мужчины лучше понимают свои эмоции, управляют своими эмоциями и контролируют экспрессию совпадают с результатами Ю.А. Кочетовой [4].
Таким образом, мужчины лучше, чем женщины осознают, распознают и идентифицируют свои эмоции, у них лучше развито умение управлять своими эмоциями и держать их под контролем, они лучше контролируют внешнее проявление эмоций.
При сравнении групп мужчин и женщин были выявлены высоко значимые различия по субшкалам ДОПО: «изоляция»; «потребность в компании» при р<0,01. Средний ранг по субшкале «изоляция» выше у мужчин, чем у женщин, то есть мужчины чаще говорят об отсутствии людей, с которыми можно установить контакт. Средний ранг по субшкале «потребность в компании» выше у женщин, чем у мужчин, то есть у женщин больше выражено представление о своей потребности в общении. Данные результаты частично соответствуют результатам Е.Н. Осина, Д.А. Леонтьева [8].
Таким образом, мужчины чаще говорят об отсутствии людей, с которыми можно установить контакт, одновременно с этим у женщин больше выражено представление о своей потребности в общение.
ВЫВОДЫ
Таким образом, мы подтвердили гипотезу, что существует отрицательная взаимосвязь между уровнем переживания одиночества и уровнем эмоционального интеллекта. Обобщая результаты проведенного психологического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Показано, что существует отрицательная взаимосвязь между шкалой «общее переживание одиночества», субшкалами: «изоляция», «самоощущение», «отчуждение» с внутриличностным, межличностным, общим эмоциональными интеллектами, управлением и пониманием эмоций при p<0,01.
2. Показано, что существует отрицательная взаимосвязь между шкалой «зависимость от общения» и управлением своими эмоциями, контролем экспрессии, внутрилич-ностным эмоциональным интеллектом, управлением эмоциями при p<0,01.
3. У мужчин лучше развит внутриличностный эмоциональный интеллект и управление эмоциями, чем у женщин. Значимых различий по межличностному эмоциональному интеллекту между мужчинами и женщинами не выявлено.
4. Мужчины чаще говорят об отсутствии людей, с которыми можно установить контакт, а у женщин больше выражено представление о своей потребности в компании.
Данное эмпирическое исследование дополняет знания о феномене одиночества и его связи с компонентами эмоционального интеллекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винникотт Д.В. Способность к одиночеству / Д.В. Винникотт // Антология современного психоанализа. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2000. - С. 254-260.
2. Вознюк И.В. Связь уровня эмоционального интеллекта с чувством одиночества / И.В. Вознюк, Л.А. Колесниченко // Международный научный журнал Интернаука. - 2017. - № 8. - С. 30-36.
3. Косицина В.И. Связь уровней эмоционального интеллекта с разными уровнями субъективного ощущения одиночества у студентов военных специальностей / В.И. Косицина, А.Д. Рога-чева // Международный журнал медицины и психологии. - 2020. - Том 3, № 2. - С. 74-77.
4. Кочетова Ю.А. Эмоциональный интеллект и тип межличностного общения на этапе ранней юности / Ю.А. Кочетова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7, № 5. -URL: https://mir-nauki.com/PDF/51PSMN519.pdf (дата обращения: 28.07.2022).
5. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -Москва : Институт психологии РАН, 2004. - С. 29-36.
6. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсин // Психологическая диагностика. - 2006. - № 4. - С. 3-22.
7. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - Москва : Институт психологии РАН, 2009. - С. 264-278.
8. Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО) / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2016. - 88 с.
9. Loneliness and Depression among Polish High-School Students / B. Dziedzic, P. Sarwa, E. Kobos, Z. Sienkiewicz, A. Idzik, M. Wysokinski, W. Fidecki // International journal of environmental research and public health. - 2021. - V. 18, No. 4. - URL: https://www.mdpi.com/1660-4601/18/4/1706/pdf?version= 1613656829 (дата обращения: 28.07.2022).
10. Loneliness and the onset of new mental health problems in the general population / F. Mann, J. Wang, E. Pearce et al. // Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. - 2022. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007/s00127-022-02261-7.pdf (дата обращения: 28.07.2022).
11. Meta-Analysis of Interventions to Reduce Loneliness / C.M. Masi, H-Y. Chen, L.C. Hawkley, J.T. Cacioppo // Personality and Social Psychology Review. - 2011. - V. 15, No. 3. - P. 219-266.
REFERENCES
1. Winnicott, D.W. (2000), "The ability to be alone", Anthology of Modern Psychoanalysis, Institute of Psychology RAS, Moscow, pp. 254-260.