Научная статья на тему 'Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления советской власти'

Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
474
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / ОТДЕЛЕННАЯ ОТ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРОТИВОБОРСТВО ИДЕОЛОГИЙ / ДЕКЛАРАЦИЯ / ДЕКТРЕТ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОМЕСТНЫЙ СОБОР / CHURCH PROPERTY / FREE CHURCH / GOVERNMENT CONTROL / THE SOVIET STATE / ANTAGONISM OF IDEOLOGIES / DECLARATION / DECREE / STATE-CHURCH RELATIONS / POMESTNYJ CATHEDRAL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порватова Л. В.

Одним из важных итогов Октябрьской революции 1917 г. стало формирование принципиально новых взаимоотношений между государством и церковью. Большевики, вопреки своим же теоретическим установкам о необходимости единства верующих и неверующих, начали проводить политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии, борьба с которой из идеологической плоскости перешла в политическую. В результате атеизм стал символом свободы Советского государства, а церковь поставлена в положение изгоя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MUTUAL RELATIONS OF THE STATE AND CHURCH IN FORMATION OF THE SOVIET POWER

Creation of essentially new mutual relations between the state and church in Russia became one of the important totals of October revolution of 1917. The author marks that Bolsheviks, contrary to the theoretical installations about necessity of unity of believers and non-believers, have started to pursue a policy, routed on the accelerated liquidation of religion struggle with which of an ideological plane has passed in the political. As a result the atheism became a symbol freedom of the Soviet state, and the church is put in position of the derelict.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления советской власти»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Л.В. ПОРВАТОВА,

преподаватель кафедры истории государства и права Московский университет МВД России

2642450@mail.ru

Аннотация. Одним из важных итогов Октябрьской революции 1917 г. стало формирование принципиально новых взаимоотношений между государством и церковью. Большевики, вопреки своим же теоретическим установкам о необходимости единства верующих и неверующих, начали проводить политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии, борьба с которой из идеологической плоскости перешла в политическую. В результате атеизм стал символом свободы Советского государства, а церковь поставлена в положение изгоя.

Ключевые слова: церковная собственность, церковь, отделенная от государства, государственное регулирование, государственный контроль, правительственный контроль, Советское государство, противоборство идеологий, декларация, дектрет, государственно-церковные отношения, Поместный собор.

FEATURES OF MUTUAL RELATIONS OF THE STATE AND CHURCH IN FORMATION OF THE SOVIET POWER

L.V. PORVATOVA,

the teacher of chair of history of the state and the right the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. Creation of essentially new mutual relations between the state and church in Russia became one of the important totals of October revolution of 1917. The author marks that Bolsheviks, contrary to the theoretical installations about necessity of unity of believers and non-believers, have started to pursue a policy, routed on the accelerated liquidation of religion struggle with which of an ideological plane has passed in the political. As a result the atheism became a symbol freedom of the Soviet state, and the church is put in position of the derelict.

Key words: church property, free church, government control, the Soviet state, antagonism of ideologies, declaration, decree, state-church relations, Pomestnyj cathedral.

В истории человечества путь к свободе совести был тернист и порой трагичен. Противоборство идеологий порождало политическую борьбу, частые военные конфликты сопровождались репрессиями в отношении последователей тех или иных мировоззрений. Все это в конечном счете выражалось в установлении разных правовых форм государственно-церковных отношений. Примером может служить история советской государственности.

Победив в октябре 1917 г., большевики поставили задачу ликвидировать в стране старые взаимоотношения между государством и церковью, сословные привилегии, юридическое неравенство женщин и т.д. Советское государство законодательно закрепило качественно новые отношения между государством и религиозными организациями, тем самым указав на собственное видение развития государственно-религиозных отношений, которые были определены рядом законодательных актов.

Первым законодательным актом советской власти был Декрет «О земле» 1917 г.: «Вся земля — государ-

ственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и т.д., отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние...». Кроме того, «помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями, переходят в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов...». В Декрете также подчеркивалось, что право пользования землей не может быть ограничено ни полом, ни национальностью, ни вероисповеданием.

Декларацией прав народов России 1917 г. были отменены все национальные и религиозные ограничения. Декретом «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 1917 г. отменялись привилегии дворянства, духовенства и купечества.

Согласно постановлению от 11 (24) декабря 1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Комиссариата по на-

родному просвещению» государству были переданы церковноприходские школы, учительские семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, что вывело из-под контроля церкви все учебные заведения. С января 1918 г. были упразднены должности законоучителей всех вероисповеданий, ведомства придворного духовенства, управление духовного ведомства в армии, прекращалась выдача государственных средств на нужды религиозных организаций.

Следующим документом, обеспечивающим законотворчество молодой республики в области свободы совести и отношений государства с религиозными организациями, явился Декрет СНК РСФСР от 23 (20) января 1918 г. «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», известный больше как Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Каждому гражданину была предоставлена возможность исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, всякие праволишения в связи с этим выбором отменялись. На территории страны запрещалось издавать местные законы, постановления, ограничивавшие свободу совести, устанавливавшие какие-либо преимущества или привилегии на основании вероисповедного выбора граждан. Указания на религиозную принадлежность устранялись из официальных документов. Запрещалось уклоняться от исполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои религиозные убеждения. Разрешалось свободное исполнение религиозных обрядов, если они не нарушали общественного порядка и не посягали на права граждан. Для удовлетворения религиозных потребностей верующим были переданы в бесплатное пользование здания и предметы культа.

Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние формы союза церкви и государства. Налагался запрет на религиозные обряды и церемонии, проводимые ранее во время государственных и общественных мероприятий, отменялись религиозные клятвы и присяга. Религиозные общества объявлялись частными, не пользующимися какими-либо преимуществами и субсидиями от государства. Теперь они не имели права владеть собственностью, лишились прав юридического лица, все их имущество объявлялось народным достоянием. Запрещались принудительные взыскания сборов и обложений в пользу религиозных обществ. Школа также отделялась от церкви, вводилась государственная система светского образования. Во всех учебных заведениях, где изучались общеобразовательные предметы, запрещалось преподавание религиозных вероучений.

Декрет, провозгласив свободу вероисповедания, уравняв в правах религии, закрепил право на свободу атеистических убеждений и стал основным и важнейшим источником советского законодательства в области свободы совести того времени. Его положения нашли отражение в Конституции РСФСР 1918 г., ко-

торая обобщила, хотя и небольшой, большевистский опыт государственного строительства в России. В ней нашли отражения вопросы, связанные с осуществлением свободы совести (ст. 13, 64). Таким образом, впервые в истории России начала XX в. свобода совести была возведена в ранг конституционной нормы.

Между тем духовенство России, священнослужители всех конфессий, религиозные учреждения продолжали жить жизнью своего народа, деля с ним испытания смутного и жестокого времени революционного преобразования общества и государственного устройства.

После установления советской власти православная церковь в лице Поместного собора в спешном порядке приняла решение о восстановлении патриаршества и об избрании патриарха, ликвидированных еще Петром I. 5 (18) ноября 1917 г. патриархом избирается митрополит Московский Тихон (в миру Василий Белавин).

Поместный собор и новый глава Русской православной церкви выступили против Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Сразу после опубликования Декрета Поместный собор принимает два документа: постановление и воззвание к верующим. Эти документы характеризовали Декрет, как продиктованное «сатанинским умыслом» покушение на самое существо православной церкви, узаконивающее открытое на нее гонение. Они содержали в себе и предостережение относительно возможных его негативных последствий под предлогом отделения церкви от государства. В постановлении собора отмечалось, что «Декрет об отделении церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни православной церкви и акт открытого против нее гонения. И всякое участие как в издании сего враждебного акта узаконивания, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной церкви и навлекает на виновных лиц православного вероисповедания тягчайшие церковные кары, вплоть до отлучения от церкви»1.

Этими документами церковь, по сути, объявила войну советской власти. На местах, в епархиях, были организованы движения, направленные на противодействие осуществлению Декрета, то и дело возникали стычки, конфликты между органами советской власти и населением.

С 1918 г. большевики вопреки своим же теоретическим установкам о необходимости единства верующих и неверующих начали проводить политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии, борьба с которой из идеологической плоскости перешла в политическую. Не последнюю роль в этом сыграло и неприятие руководством Советского государства практически всех религиозных организаций, прежде всего Русской православной церкви.

Противостояние церкви и государства приобрело ярко выраженные формы в период Гражданской войны. Значительная часть духовенства квалифицировала борьбу с советской властью как борьбу за святыни православия, за «веру и Отечество», именуя белогвардейцев не иначе как «христолюбивым воинством», «крестоносцами». На средства церкви были сформированы воинские подразделения, типа полков «Христа-спасителя», «Богородицы». В Сибири, например, в период колчаковщины было организовано так называемое крестоностное движение, участники которого образовывали воинские формирования с обязательным ношением христианской атрибутики типа 8-конечного креста.

Не все духовенство оказалось по ту сторону баррикад. Некоторые попыталась «вписаться» в новую ситуацию: одни — по соображениям конъюнктуры, другие — искренне выражая интересы своей многочисленной паствы, увидавшей в революции освобождение от былого угнетения, поверивших в ее спасительную миссию.

Таким образом, история показала, что большевики не удержались в рамках светского, свободного государства с мировоззренческим плюрализмом, соскользнув к подмене «светского» «атеистическим». Именно атеизм стал символом свободы Советского государства, поставив церковь в положение изгоя.

1 Церковные ведомости. 1918. № 3, 4. С. 19—20.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ КАЗАЧЬИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И.В. ПОТАПЕНКОВА,

адъюнкт заочной формы обучения, факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России, преподаватель кафедры административной деятельности

органов внутренних дел Московского университета МВД России

irina_ abuzova @mail. ru

Аннотация. Излагается обоснованная точка зрения о существовании двух форм казачьих объединений, деятельность которых регламентирована Федеральным законом «Об общественных объединений», в соответствии с которым создана общественная организация «Союз казаков России», и общественная организация «Казачье общество», созданная в соответствии с Федеральным законом «О государственной службе российского казачества».

Ключевые слова: объединения казачества, казачье войско, добровольные казачьи дружины, казачье общество, государственная гражданская служба, правоохранительная служба.

LEGAL BASES OF PARTICIPATION OF THE COSSACK ASSOCIATIONS

IN PUBLIC ORDER PROTECTION

I.V. POTAPENKOVA,

the graduated in a military academy of a correspondence mode of study, faculty of preparation of scientific and scientific and pedagogical shots of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

the teacher of chair of administrative activity of law-enforcement bodies of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The summary. The author states the well-founded point of view about existence for today of two forms of the Cossack associations which activity is regulated by the Federal law «About public associations» according to which the public organization «Union of Cossacks of Russia» and public organization «Cossack society» created according to the Federal law «About public service of the Russian Cossacks» is created.

Key words: cossacks associations, the Cossack army, voluntary Cossack teams, the Cossack society, the state civil service, law-enforcement service.

Проблемы совершенствования форм охраны общественного порядка, в том числе с привлечением казачьих объединений, в России являются актуальными в настоящее время.

Российское казачество — это граждане России, являющиеся членами казачьих обществ (ст. 2 Федерального закона «О государственной службе российского казачества»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.