Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства'

Особенности взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРАГЕНТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРОПЕРАТОРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / БАНКРОТСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапунова Екатерина Витальевна

В условиях жесткой конкуренции необходимо разрабатывать или осуществлять поиск новых путей и методов взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства»

2. Валеева Е.О. Технология и организация турагентской деятельности. [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.О. Валеева. Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. 74 с. 2227-8397. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31940.html/ (дата обращения: 28.08.2019).

3. Валеева Е.О. Современные технологии организации туристической деятельности. [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Электрон. дан. Санкт-Петербург, 2015. 194 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/90661. Загл. с экрана/ (дата обращения: 28.08.2019).

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРАГЕНТСКИХ И ТУРОПЕРАТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ПРОЯВЛЕНИЯ РИСКА

ИХ БАНКРОТСТВА Сапунова Е.В. Сапунова Екатерина Витальевна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет

технологии, предпринимательства и сервиса, Орловский государственный университет им. И.С.

Тургенева, г. Орёл

Аннотация: в условиях жесткой конкуренции необходимо разрабатывать или осуществлять поиск новых путей и методов взаимодействия турагентских и туроператорских организаций в условиях проявления риска их банкротства. Ключевые слова: туризм, турагентские организации, туроператорские организации, банкротство.

В настоящее время участники российского туристского рынка терпят череду изменений и потрясений. Один за другим банкротятся некогда известные туроператоры такие как «Natalie Tours», «DSBW», «Polar tour» и другие. Приостановка деятельности отдельных туроператоров,

имеющих место на российском туристском рынке, связано с неверной оценкой и ошибками в прогнозах потребительского спроса, а также завышенными ожиданиями роста выездного туризма на определенных направлениях.

Из этого и следовало ожидать уменьшение количества желающих отдохнуть за рубежом, так как туристы элементарно опасаются испорченного путешествия и потери своих денежных средств. Еще одним поводом для беспокойства можно считать не стабильный курс валют, а также массовые заявления о временной приостановке своей деятельности из-за финансовых проблем большого количества туроператорских организаций.

Субагентская форма взаимодействия туроператорских и турагентских организаций - это вид работы, когда между туроператором и турагентом существует еще одна компания. Примером такой компании является «Polar tour», которая имела тесные взаимоотношения с принимающими сторонами и оплачивала заявки по некоторым направлениям напрямую, а в других ситуациях являлась третьей стороной между потребителем туристских услуг и туроператором-исполнителем туристских услуг. Все риски, связанные с субагентскими организациями такие как мошенничество, банкротство или неисполнение ими каких-либо обязательств лежат на предпринимателях, то есть тех людях, которые заключали с ними договор [2].

Однако для того чтобы турагентства могли быть уверены в своем партнере они должны иметь действующие договора с туроператорами, которые в случае необходимости применить в качестве легального агентского статуса турагент, так как турагентская организация может заблуждаться в финансовых гарантиях субагентов. Ведь в основная обязанность турагента есть получение достоверной информации о финансовом обеспечении туроператора. Ознакомиться с данной информацией можно на сайте Ростуризма, где публикуются приказы об исключениях и внесениях в единый федеральный реестр туроператоров та или иная организация. Публикуются такие приказы с частотой 1 раз в 1,5-2 месяца. Если компания

исключена из реестра туроператоров, то Ростуризм может брать списки исключенных туроператоров и передавать их в надзорный орган - Министерство культуры РФ, которое вправе провести проверку на счет осуществления туроператорской деятельности.

Меняется конъюнктура рынка, требования принимающих компаний ужесточаются, изменение регламента по чартерным перевозкам, по этим критериям в работе на туристском рынке остаются те, кто активизировался и оптимизировал свои программы заранее. Те, кто не успели провести реновации, уходят с рынка или испытывают существенные трудности как те туроператоры, которые приостанавливают свою деятельность на неопределенный срок [1].

За последние несколько лет прошли классификации отелей, аттестации экскурсоводов, но, и чтобы реализовывать туры необходимо организовать какой-либо контроль за этой деятельностью. При появлении новых механизмов в туристской отрасли, необходимо обеспечивать их исполнение, и параллельно должны идти процессы, когда рынок самостоятельно взаимодействует с партнерами и исключает «слабых игроков».

Крах туроператорских организаций подверг многие турагентсва Российской Федерации в сложные взаимоотношения с туристами. В связи с этим был туроператорами был разработан регламент возмещения денежных средств по забронированным турам. Так чтобы туристам возместили денежные средства за брони с чартерным перелетом турагентство должно следовать следующему алгоритму:

1) Агент присылает пакет документов и заявление на возврат на сумму аннулированных услуг по форме заявления, предложенного туроператором.

2) Куратор принимает пакет документов.

3) Куратор заносит всю информацию в реестр своего региона, после чего передает пакет документов в бухгалтерию.

4) В случае если заявитель готов принять Гарантийное

обязательство по туристическим услугам, данный документ будет находиться в личном кабинете агента и распечатываться клиенту. Информация о сумме обязательства также размещается в личном кабинете.

5) В случае, если заявитель отказывается заключать Гарантийное обязательство по туристическим услугам, то документы переходят в стадию возмещения по реестру в порядке общей очереди.

6) По факту выплаты возмещения бухгалтерия проставляет в реестре сумму и дату выплаты [4].

Новым поворотом на российском рынке турбизнеса является отзыв лицензии у «Инвестстрах», который являлся страховой компанией многих туроператорских организаций. Туроператорам был выделен срок 45 дней на смену страховой компании без исключения из единого федерального реестра туроператоров, однако с этой экстренной ситуацией справились далеко не многие. По итогу 32 туроператора были исключены из реестра в связи с не предоставлением необходимого документа, который подтверждает наличие финансового обеспечения ответственности туроператорской организации. В настоящее время им все сложнее найти страховую компанию, готовую предоставить им финансовые гарантии. Причина заключается в том, что сами страховщики считают риски, связанные с туристским рынком, крайне высокими [4].

На базе Ассоциации «Турпомощь» созданы 2 фонда: персональной ответственности и резервный, суммарный объем которых превышает 1 миллиард рублей. В соответствии с требованиями законодательства туроператорами застрахована гражданская ответственность перед туристами (общая сумма страхового покрытия на сегодняшний день составляет 22 млрд рублей). Таким образом, потребители туристских услуг обеспечены финансовыми гарантиями в достаточном объеме [3].

Таким образом, турагентские организации должны уметь быстро ориентироваться в ситуации, происходящей на туристском рынке. От умения реагировать на экстренные

ситуации, а также от количества информации, которой обладают работники турагентств зависит большая часть успешности работы организации.

Список литературы

1. Валеева Е.О. Современные технологии организации туристической деятельности [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Электрон. дан. Санкт-Петербург, 2015. 194 с. Режим доступа: https://elanbook.com/book/90661. Загл. с экрана/ (дата обращения: 28.08.2019).

2. Смирнова Г.А. Организация туристской деятельности. [Электронный ресурс]: учеб. пособие. Электрон. дан. Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2012. 369 с. Режим доступа: https://elanbook.com/book/64043. Загл. с экрана/ (дата обращения: 28.08.2019).

3. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма России в современных условиях. [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. Электрон. дан. Москва: КноРус, 2015. 416 с. Режим доступа: https://elanbook.com/book/53311. Загл. с экрана/ (дата обращения: 28.08.2019).

4. Tourdom.ru: новости, форум, трениги, вебинары, работа в туризме [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.tourdom.ru/ (дата обращения: 28.08.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.