Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия трактора с сельхозорудием с учетом их малых взаимных перемещений'

Особенности взаимодействия трактора с сельхозорудием с учетом их малых взаимных перемещений Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
119
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТРАКТОР / СЕЛЬХОЗОРУДИЕ / ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ващула А. В., Захаров А. В., Захарова И. О., Калугина О. Н.

Рассмотрен процесс взаимодействия колесного трактора с навесным орудием при переездах неровностей рельефа. Получена аналитическая модель малых линейных и угловых взаимодействий трактора и навесного орудия в продольно-вертикальной плоскости. Обоснованы предложения по взаимному расположению центров орудия и трактора для обеспечения продольной устойчивости агрегата в целом. Даны рекомендации по настройке длины верхней тяги и созданию системы регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ващула А. В., Захаров А. В., Захарова И. О., Калугина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiar Interaction Features of Tractor with Agricultural Implements Taking into Account Their Short-Range Relative Motions

The paper considers a process of interaction between a wheel tractor with a mounted implement while crossing relief irregularities. An analytical model has been developed that demonstrates small linear and angular interactions of the tractor and the mounted implement in the longitudinal vertical plane. The paper contains justified proposals on the relative position of tractor and implement centers in order to ensure longitudinal stability of the unit as a whole. Recommendations have been given for setting length of an upper arm and creation a regulatory system.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия трактора с сельхозорудием с учетом их малых взаимных перемещений»

В Ы В О Д

Получено полное решение дифференциального уравнения, характеризующего взаимодействие коническо-винтового ворошителя-сводо-обрушителя с минеральным удобрением.

В уравнениях (23) и (28) установлены взаимозависимости пути перемещения во времени элементарного объема минерального удобрения по витку винтовой спирали ворошителя и ее относительной скорости от важнейших конструктивных и технологических параметров, таких как угол образующей конуса к его оси, угол подъема винтовой линии, радиус винтовой поверхности, коэффициенты внешнего и внутреннего трения и угловая скорость. Варьируя каждый из указанных параметров, можно выбрать их оптимальные сочетания в зависимости от принятого критерия эффективности ворошения.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Алферов, П. В. Бункеры, затворы и питатели. Основы проектирования и расчета / П. В. Алферов. - М.: Машгиз, 1946. - С. 35.

2. Кошанов, О. М. Изыскание устройства для предотвращения образования в бункерах застойных зон и сводов трудносыпучих сельскохозяйственных материалов и обоснование его параметров, режимов работы: автореф. дис. ... канд. техн. наук / О. М. Кошанов. - Рязань, 1987. -22 с.

3. Тарасов, А. Г. Исследования вибрационного сво-дообрушения кормов в бункерах на птицефабриках: автореф. дис. ... канд. техн. наук / А. Г. Тарасов. - Саратов, 1976. - 24 с.

4. Методика оценки качества внесения минеральных удобрений / П. Н. Побединский [и др.] // Техника в сельском хозяйстве. - 1988. - № 4. - С. 48.

5. Высевающее устройство: пат. 19008 РК / С. О. Нукешев; опубл. 15.12.2010 // Бюл. - № 12. - 4 с.

6. Нукешев, С. О. Результаты теоретического исследования коническо-винтового ворошителя. Актуальные проблемы современности / С. О. Нукешев, Д. З. Есхо-жин, А. Ж. Аскарова // Международный научный журнал. Серия «Технические науки». - 2009. - № 1 (35). - С. 63-65.

7. Рустембаев, Б. Е. Теоретические предпосылки к определению параметров пружинно-винтового ворошителя / Б. Е. Рустембаев, А. М. Абдиров, С. О. Нукешев // Вестник сельскохозяйственной науки Казахстана. -1999. - № 4. - С. 127-130.

Поступила 12.12.2011

УДК 631.3.072

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТРАКТОРА С СЕЛЬХОЗОРУДИЕМ С УЧЕТОМ ИХ МАЛЫХ ВЗАИМНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ

Кандидаты техн. наук ВАЩУЛА А. В.», ЗАХАРОВ А. В.», асп. ЗАХАРОВА И. О.1*, инж. КАЛУГИНА О. Н.2)

1 Белорусский аграрный технический университет,

2ГНУ «Объединенный институт машиностроения НАНБеларуси»

Для Республики Беларусь характерна мел-коконтурность полей, обусловленная развитой сетью дорог и электролиний, наличием строений, отдельных деревьев, валунов, местных понижений (блюдец), сложным макрорельефом местности. В таких условиях, а также с учетом наличия почв с высоким удельным тяговым сопротивлением целесообразно использовать навесные агрегаты, например пахотные.

■■ Наука

И эхника, № 6, 2012_

Для эффективной эксплуатации таких агрегатов необходимо обеспечить их уравновешивание в продольной плоскости. Так, в условиях рядовой эксплуатации, например при работе на косогоре, маневрировании на машинно-тракторном агрегате (МТА), действуют отклоняющие моменты, вызывающие искривление траектории движения трактора. В ручном режиме на тракторах устаревших моделей в силу спе-

цифики системы поворота реализовать данное предложение невозможно.

Чтобы повысить коэффициент полезного действия (КПД) агрегата на базе колесного трактора, используют системы силового и позиционного регулирования, позволяющие уменьшить силу трения в контакте почвообрабатывающего орудия с почвой. Однако указанные системы обеспечивают плоскопараллельное перемещение орудия относительно трактора и не учитывают возможности взаимных угловых перемещений.

Известны конструкции тракторов [1, 2], у которых в верхнюю тягу встроен гидроцилиндр с целью облегчения монтажа сельхозмашины. Известны также механизмы [3, 4], позволяющие регулировать распределение нормальных нагрузок между трактором и сельхозорудием путем изменения длины верхней тяги.

В [5] выполнен агрокинематический анализ работы навесного пахотного агрегата. Доказано, что при переезде неровностей рельефа в тягах заднего навесного устройства (ЗНУ) и передних брусьях рамы плуга возникают дополнительные силы, вызывающие их деформацию. Кроме того, ухудшается равномерность хода корпусов по глубине. Авторы [5] предлагают рассчитывать кинематику переезда неровности исходя из того, что центр поворота находится в шкворне крепления задней балансирной каретки гусеничного трактора.

Для устранения выявленного недостатка предлагается создать ЗНУ, которое не препятствовало бы взаимным перемещениям трактора и плуга. Отметим, однако, что на тракторах ВгТЗ традиционно используется верхняя тяга ЗНУ с пружинным компенсатором, которая, по мнению авторов, работает неэффективно.

Для обоснования параметров прогрессивных систем регулирования необходимо получить аналитическую модель малых продольно-угловых взаимодействий трактора и навесного орудия.

Аналитическая модель малых продольно-угловых перемещений. Известны три центра колесного трактора:

• центр тяжести (ЦТ) - точка, в которой приложена равнодействующая сил веса;

• центр упругости ходовой системы (ЦУ) -

п

точка, в которой ^ с/щу = 0, где ¡^ - расстоя-

j=i

ния от у-го колеса до ЦУ, м; С- - жесткость

контакта колеса с почвой, кН/м;

• центр вращения тяг навески (точка п) -точка пересечения в продольной плоскости осей верхней и нижних тяг. Изменяя положение центра п, например, переставляя шарнир крепления верхней тяги на тракторе, можно изменять продольную координату ¡п - расстояние до оси копирующего колеса навесной машины: чем больше ¡п, тем меньше влияют на нагрузку Ун относительные перемещения трактора и сельхозорудия.

Определим связь между перемещением у ЦУ, продольными поворотами (дифферентами) ф корпуса трактора и рамы передненавешенно-го сельскохозяйственного орудия у, величиной перемещения q опорного колеса орудия, используя методики Г. С. Горина [6, 7], разработанные для гусеничных тракторов. Будем считать, что продольно-угловые перемещения трактора ф, орудия у и нижней тяги навески йа*лв положительные, если их передняя часть движется вниз. Примем также, что у и qпл положительны, если направлены вниз, и отрицательны, если направлены вверх. Положительны толкающие реакции почвы, отрицательны силы сопротивления орудия, направленные назад. Положительны силы веса и усилия сжатия тяг навесного устройства, отрицательны нормальные реакции. В этом случае к трактору приложено усилие Ях, направленное назад, а к орудию - реакция Ркр, направленная вперед.

В соответствии со схемой (рис. 1) проведем оси координат:

• нормальную у - вниз через ЦУ;

• продольную х - вперед через точки контакта колес с опорной поверхностью, или

rCD C0S aCD + rAD SlnaAD =

= rBC sin aBC + rAB c0sa AB ;

rCD Sin aCD + rAD C0SaAD =

= rBC cos aKr - r в sin a

(1)

BC

AB

где гав и Тсв - длины тяг навесного устройства соответственно нижней АВ и верхней СО; Твс - высота стойки ВС; гао - расстояние между точками крепления А и О тяг на тракторе; о.ав и асэ - углы наклона к горизонтали тяг АВ и СО; авс и <хаэ - углы наклона к вертикали соответствующих звеньев.

■■ Наука

ит эхника, № 6, 2012

Рис. 1. Схема заднего навесного устройства трактора Продифференцируем систему уравнений (1)

-rCD sin aCDaaCD + rAD cos aADdaAD

— IBC cos aBcdaBc rAB sln aABdaAB ;

r^Y) cos a^Y) da^Y) rAD sin a ad da ad

(2)

Будем рассматривать малые продольно-угловые отклонения (дифференты) и перемещения трактора и орудия, поэтому обозначим:

= Ф, = у.

Из уравнений (2) выразим также приращение угла наклона нижней тяги

da AB — '

- У Ф1ацу + Япл -У1п

(3)

где у - вертикальные линейные перемещения ЦУ трактора; - вертикальные линейные перемещения копирующего колеса орудия на неровности; ф - дифферент трактора вокруг ЦУ; у - дифферент рамы орудия; /ацу - расстояние от точки крепления А нижней тяги навески на тракторе до ЦУ; /пл - расстояние от оси копирующего колеса до оси подвеса В.

Преобразуем систему уравнений (2), исключив члены, содержащие ёасэ. После подстановки выражения для ёалв и преобразований получим уравнение связи малых продольно-угловых перемещений трактора и навесного орудия

f (ф, у У, ^пл ) — ф

K1 - K2 ""

1 - K

1АЦУ

rAB C0S a AB

+ (2пл - У)"

K

(4)

— 0,

Наука И эхника, № 6, 2012

где K и K2 - коэффициенты, рассчитываемые по формулам:

_ rBC c0s(acd + aBC ) .

rAD cos(a

CD + aAD )

K —

K2 —

rAB sin(a CD + a AB )

rAD cos(a CD + aAD )

(5)

По теореме синусов имеем

P an

sin(aCD + a,,-,) sin(90° - aCD - aAD)

p an

откуда

c0s(acd + aAD У

1 = sin(«cd + a AB )

Pan rAD cos(acd + aAD )

(6)

С учетом (6) преобразуем член, входящий в уравнение связи (4):

sin(acd + aAB )

rAB C0s aAB rAD cos(acd + aAD ) COs aAB 1

(7)

PAn COsaAB

где pАnCOsaлв - расстояние от точки А до центра п.

Тогда с учетом выражения (7) перепишем уравнение связи (4) в следующем виде:

(Чпш - У) - Ф1ацу + У1пл = РАп СС8 аАВ (Ук1 - Ф). (8)

В статике (Ркр = 0, V = 0) корпуса трактора и орудия приобретают некоторые начальные положения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-у=у0;

-ф = ф0;

-у0 = 0 (по условию регулировки плуга на равномерность хода корпусов орудия).

Тогда

^л = У0 - Ф0 (Рап аАВ - 1аЦУ ). (9)

Если У0 = 0, а ф0 (+) и (рап сс^аав - (ацу ) > 0, то д°л <0 - колесо навесного орудия нагру-

жается.

n

r

AD

— -rBC sin aBCdaBC - rAB COs aABdaAB

AB C0s aAB

Если У0 = 0, а ф0 (-) и (рАп соааАВ - ¡АЦУ) < 0,

то д°л > 0 - колесо навесного орудия разгружается.

Из формулы (9) следует, что если рл%С08 а^ = = ¡лцу, т. е. центр п совпадает с ЦУ, то перемещения корпуса трактора не вызывают поворот корпуса сельхозорудия. Фактически на серийных тракторах ЦУ и п не совпадают. При дифференте корпус трактора сжимает верхнюю тягу и поворачивает корпус орудия, что нашло подтверждение в проведенных авторами статьи в ГУ «БелМИС» экспериментальных исследованиях. Поэтому для стабилизации орудия нужно регулировать длину верхней тяги. Регулировка ее длины должна быть разной (система регулирования должна быть активной) в процессе работы, так как конфигурация и размеры неровностей разные.

В Ы В О Д Ы

1. При работе навесного агрегата дифферент корпуса трактора приводит к повороту рамы орудия, что нарушает агротехнику выполнения сельскохозяйственной операции.

2. Воздействие трактора на орудие при малых продольно-вертикальных перемещениях передается «стеснением» верхней тяги. Для

устранения этого воздействия необходимо регулировать длину верхней тяги.

3. Сигналом для регулирования могут служить данные, получаемые от датчика усилий, установленного в шарнире крепления нижней тяги. При этом серийный датчик усилий должен быть переориентирован нормально нижней тяге навесного устройства.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Пат. № 2007063 Рос. Федерации, МПК А01В59/043 / Опубл. 15.02.1994.

2. Пат. Ш 6.697.454 В2 США, МПК А01В 65/112 / Опубл. 16.03.1997.

3. Патент Ш 6.698.524 В2 США, МПК А01В 63/112 / Опубл. 02.03.2004.

4. Патент Ш 6.321.851 В1 США, МПК А01В 59/04 / Опубл. 27.11.2001.

5. Огрызков, Е. П. Агрокинематический анализ навесных систем «трактор - плуг» / Е. П. Огрызков,

B. Е. Огрызков, П. В. Огрызков // Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2002. - № 12. - С. 15-17.

6. Горин, Г. С. К динамике гусеничного трактора класса 3 тонны / Г. С. Горин // Вопросы сельскохозяйственной механики: науч. тр. - Минск: Урожай, 1976. -

C. 42-77.

7. Горин, Г. С. Расчет общей и тяговой динамики подрессоренного трактора / Г. С. Горин // Вести Национальной академии наук Беларуси. Сер. «Аграрные науки». - 2009. - № 1. - С. 91-98.

Поступила 19.03.2012

■■ Наука ит эхника, № 6, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.