Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ГПН ФПС С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ГПН ФПС С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОКУРОР / ДОЗНАВАТЕЛЬ / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАН ДОЗНАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБВИНЕНИЕ / СУД / PROSECUTOR / INVESTIGATOR / CRIMINAL PROCEDURE LAW / INQUIRY AUTHORITY / STATE PROSECUTION / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сметанкина Г.И., Дорохова О.В.

Рассмотрены особенности взаимодействия подразделений органов дознания ГПН ФПС с органами прокуратуры Российской Федерации при расследовании преступлений, связанных с пожарами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF INTERACTION OF DEPARTMENTS OF THE AUTHORITIES FOR THE INVESTIGATION OF GPN FPS WITH THE BODIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The features of the interaction of units of inquiry bodies GPN FPS with the prosecution authorities of the Russian Federation in the investigation of crimes related to fires

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ГПН ФПС С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 109.343

Сметанкина Г.И., к.т.н.

профессор кафедра ОГО и УЧС Дорохова О.В. ст. преподаватель кафедра ГН ВИ ГПС МЧС России - филиал Ивановская пожарно-спасательная академия МЧС России

Россия, г. Воронеж

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ГПН ФПС С ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены особенности взаимодействия подразделений органов дознания ГПН ФПС с органами прокуратуры Российской Федерации при расследовании преступлений, связанных с пожарами

Прокурор, дознаватель, уголовно-процессуальное законодательство, орган дознания, государственное обвинение, суд

Smetankina G.I. Ph.D. Professor of the Department of CSOs and UES VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations

of Russia Russia, Voronezh Dorokhova O. V. Art. teacher Department of HN

VE GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia - a branch of the Ivanovo Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations

of Russia Russia, Voronezh

PECULIARITIES OF INTERACTION OF DEPARTMENTS OF THE AUTHORITIES FOR THE INVESTIGATION OF GPN FPS WITH THE BODIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE RUSSIAN

FEDERATION

The features of the interaction of units of inquiry bodies GPN FPS with the prosecution authorities of the Russian Federation in the investigation of crimes related to fires

Prosecutor, investigator, criminal procedure law, inquiry authority, state prosecution, court

В соответствии с ч. 4 ст. 37 УПК РФ прокурор может дать обязательные для исполнения указания органу дознания и дознавателю относительно

поддержания государственного обвинения в суде в письменной форме, с изложением своего мнения относительно вида и размера наказания, возмещения ущерба, доказательств, подлежащих представлению, и т.п.

Ввиду отсутствия в уголовно-процессуальном законе прямых указаний о способе оформления представительства дознавателя в качестве государственного обвинителя в суде, представляется, что процессуальные документы, которыми оформляются данные полномочия, должны быть оформлены прокурором. При этом полномочия государственного обвинителя должны быть удостоверены либо в качестве поручения прокурора органу дознания о поддержании государственного обвинения, либо в сопроводительном письме прокурора в суд, прилагаемом к материалам уголовного дела.

Письменное поручение прокурора органу дознания о поддержании государственного обвинения может быть оформлено без указания конкретного лица, которому делегируются полномочия, с тем, чтобы его начальник сам определил должностное лицо и своим письменным указанием поручил соответствующему должностному лицу органа дознания осуществлять поддержание государственного обвинения в суде. Наличие указанного полномочия прокурора и начальника органа дознания вытекает из ч. 4 ст. 41 УПК РФ. В данном случае надзирающий прокурор должен быть уведомлен начальником органа дознания о должностном лице, на которое, в соответствии с поручением прокурора, возложено выполнение функции государственного обвинителя в суде. Поддержание государственного обвинения в суде должностным лицом органа дознания следует рассматривать в качестве продолжения обвинительной деятельности органа дознания, начатой в период досудебной подготовки материалов уголовного дела. А для прокурора надзор за обвинительной деятельностью должностного лица органа дознания является формой руководства публичным уголовным преследованием.

Несомненно, прокурор вправе давать письменные указания о производстве следственных действий и розыскных мероприятий органам дознания по любым вопросам, возникающим в связи с расследованием уголовного дела, и требовать от них содействия. В указании прокурора в обязательном порядке должно быть указано существо расследуемого уголовного дела и обстоятельства, подлежащие выяснению, т.е. фактические данные, имеющие значение по уголовному делу. Закон не фиксирует срок исполнения органами дознания указаний прокурора и не регламентирует порядок их исполнения [1].

К подследственности дознавателей органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы относятся преступления, предусмотренные ст. 168, частью 1 ст. 219, частью 1 и частью 2 ст. 261 Уголовного кодекса РФ.

При расследовании пожаров обязательными первоначальными

следственными действиями являются осмотр места происшествия, допрос потерпевшего, установление и допрос очевидцев преступления, обыск.

Осложнения в расследовании пожаров часто связаны с тем, что, во-первых, нередко дознаватели ГПН ФПС МЧС России нарушают порядок проведения первоначальных следственных действий, допускают множество процессуальных и тактических ошибок. Во-вторых, происходит неправомерное перераспределение функциональных обязанностей (оперативные работники выполняют работу дознавателей), в - третьих - не достаточно качественно осматривается прилегающая к месту пожара местность, что приводит к сокращению объема необходимой криминалистической информации и снижению эффективности первоначального этапа расследования.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия закреплен в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» как одно из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры. Вместе с тем в ст. 37 УПК РФ определено, что прокурор является должностным лицом, осуществляющим от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона.

Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.

Использованные источники:

1. Безлепкин Б.Т. Краткое пособие для следователя и дознавателя. - М.: Проспект, 2013. - 288 с.

2. Дорохова О.В., Сметанкина Г.И., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами // Вестник Санкт-Петербургского университета противопожарной службы МЧС России. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МЧС России. - Выпуск N° 1. - 2015. - С. 149157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.