Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия основных участников электроэнергетической отрасли'

Особенности взаимодействия основных участников электроэнергетической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТИМУЛ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / GOVERNMENT / ENTERPRISE / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ENERGY / TEAMWORK / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Запрягаева Н.Л., Плотников А.Б.

В статье раскрыты особенности взаимодействия участников электроэнергетики. Определены стимулы и формы взаимодействия, включая роль государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF THE MAIN PARTICIPANTS OF THE ELECTRICITY INDUSTRY

The article deals with peculiarities of interaction between members of electric power Identify incentives and forms of interaction, including the role of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия основных участников электроэнергетической отрасли»

ций в электроэнергетических предприятиях, дифференциальная рента, которую целесообразно взимать с ГЭС и других наиболее эффективных электростанций после перехода к свободному рынку и формирования на нем маргинальных цен, поступления от продажи электростанций, построенных из этого фонда (см. ниже) и др.

В связи с созданием инвестиционного фонда, произойдет четкое разделение:

- реконструкция или модернизация действующих электростанций осуществляются самими электрогенерирующими компаниями (ЭКГ или НПЭ) за счет имеющихся у них амортизационных отчислений;

- строительство новых электростанций производится за счет внешних привлекаемых инвестиций;

- строительство «подпитывающих» рынок электростанций, обеспечивающих бездефицитное развитие электроэнергетики, осуществляется из указанного инвестиционного (страхового) фонда.

Литература:

1. Архангельский В. Электроэнергетика - комплекс общегосударственного значения // Экономист. - 2005. -МП. С. 30-41.

2. Беляев Л.С., Воропай Н.И., Янкилевский А.Р. и др. Проблемы инвестирования и обеспечения развития электроэнергетики России // ТЭК, №3, 2003.

3. Об электроэнергетике. Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003г.№35-ф3.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Запрягаева Н.Л., к.э.н., Плотников А.Б., к.э.н.

В статье раскрыты особенности взаимодействия участников электроэнергетики. Определены стимулы и формы взаимодействия, включая роль государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: государство, электроэнергетика, предприятие, взаимодействие, стимул, государственно-частное партнерство.

FEATURES OF INTERACTION OF THE MAIN PARTICIPANTS OF THE

ELECTRICITY INDUSTRY

Zapryagaeva N., Cand.Econ.Sci., Plotnikov A., Cand.Econ.Sci.

The article deals with peculiarities of interaction between members of electric power. Identify incentives and forms of interaction, including the role of public-private partnership.

Keywords: government, energy, enterprise, teamwork, motivation, public-private partnership.

В основе взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике лежат следующие формы.

1. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на финансовых аспектах разработки и реализации проектов развития. Здесь в качестве основных стимулов взаимодействия можно выделить следующие:

- синергетический стимул, когда при слиянии стоимость укрупненного предприятия электроэнергетики превосходит сумму стоимостей сливающихся предприятий отрасли. Одной из возможных оценок интеграционного (синергетического) стимула взаимодействий участников перспективной деятельности в электроэнергетике может быть чистый приведенный доход - традиционный показатель для оценки экономической эффективности, и его приращение в результате создания новой производственной структуры;

- стимул создания операционной экономии за счет устранения дублирования управленческих функций, их централизации и сокращения инвестиционных затрат [1];

- стимул экономии инвестиционных ресурсов в связи с ростом масштабов производства - его концентрация приводит к снижению затрат, более эффективному использованию инвестиционных ресурсов предприятием электроэнергетики и его партнерами;

- налоговый стимул, обусловленный интеграцией с предприятием, имеющим налоговые льготы; приобретением убыточных структур в электроэнергетике для «снижения» высоких доходов; ростом амортизационных отчислений при слияниях (что уменьшает налогооблагаемую базу).

- стимул приобретения ликвидных инвестиционных активов, предполагающий покупку активов по рыночной цене, значительно меньшей их восстановительной стоимости;

- стимул использования временно свободных фондов при дефиците привлекательных инвестиционных возможностей (часто руководство предприятий электроэнергетики идет на покупку чужих акций вместо того, чтобы увеличивать дивиденды акционеров или выкупать собственные акции);

- стимул обеспечения диверсификации, ведущей к росту стоимости предприятия электроэнергетики и обеспечивающий снижение рисков перспективной деятельности и направленный на фор-

мирование долговременных конкурентных преимуществ.

Анализируя данную форму взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике при учете финансовых аспектов, можно выделить факторы, влияющие на эффективность взаимодействия:

- уровень конкуренции для предприятий электроэнергетики и возможное появление новых конкурентов; зависимость предприятий электроэнергетики от появления источников альтернативной энергии;

- капиталоемкость производства; инерционность производства, неспособность предприятия электроэнергетики реагировать на рыночные изменения;

- зависимость предприятий электроэнергетики от поставщиков материалов и конструкций; степень регулирования и контроля над инвестиционными процессами в отрасли со стороны государственных органов;

- выигрыш от привлечения заемных средств, способный существенно увеличить стоимость предприятия электроэнергетики;

- »переход выгоды» от владельцев долговых обязательств к акционерам (акционеры, по сути, присваивают активы предприятия-должника, сокращая объем выплат по долгам);

- дополнительный доход на базе информационного эффекта слияния, что возможно при целенаправленной выдаче на фондовый рынок информации о будущем (явно эффективном) слиянии. Факт слияния (поглощения) часто свидетельствует о недооценке инвесторами потенциальной доходности предприятия электроэнергетики.

2. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на реализации факторов инвестиционной привлекательности, обусловленных:

- качеством (потребительские характеристики) и ценой электроэнергии;

- инвестиционным потенциалом, достаточностью генерирующих мощностей;

- наличием долгосрочной стратегии перспективной деятельности, обеспечивающей сохранение или рост объемов продаж;

- наличием идеологии и корпоративной культуры.

Важнейший показатель инвестиционной привлекательности предприятия электроэнергетики — привлеченное ресурсное обеспечение проектов развития. Главное положительное качество рассматриваемой формы взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике — увязка эффективности деятельности предприятий отрасли с оптимизацией межкорпоративных и внутрикорпоративных связей, с подбором «наиболее ценных» (в плане создания и реализации факторов инвестиционной привлекательности) цепочек взаимодействия с инвесторами. Проводя перестановки, совершенствуя или исключая из этих цепочек отдельные элементы, можно существенно повысить уровень инвестиционной привлекательности за счет нового качества взаимодействия основных участников перспективной деятельности [2].

Основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при анализе формы взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующей внимание на реализации факторов инвестиционной привлекательности:

- в каждом случае выявлять, реализация каких факторов инвестиционной привлекательности (на каких рынках, среди каких инвесторов) выступает в качестве целевых задач формирования единой системы поддержки перспективной деятельности;

- сопоставлять характеристики изучаемого функционирующего (или проектируемого) предприятия электроэнергетики, его инвестиционный потенциал; технологический уровень производства, достаточность генерирующих мощностей и сбалансированность их отдельных элементов; качество менеджмента и его способность принимать решения, реализующие накопленный потенциал и факторы инвестиционной привлекательности;

- полное исследование взаимодействующих цепочек формирования инвестиционных ресурсов и предметные исследования для выявления в каждой цепочке наиболее и наименее ценных компонентов. Доля продаж электроэнергии (ее важно фиксировать до и после создания интегрированной структуры) должна находиться в центре внимания аналитиков;

- основные принципы и правила инвестиционного поведения сформулировать в нормативных кодексах (правила, регулирующие отношения между участниками перспективной деятельности в электроэнергетике).

3. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на возможности разных форм экономии на основе заключения долгосрочных контрактов, регулирующих данную деятельность. Сама контрактация как процесс достижения взаимовыгодных договоренностей в области организации деятельности в электроэнергетике стоит определенных средств («трансакционные издержки»).

В соответствии с теорией трансакционных издержек в качестве наиболее важного фактора организации перспективной деятельности выступают специфические активы взаимодействующих предприятий отрасли, т.е. конкретные характеристики инвестиционного потенциала (основных фондов, кадров, ноу-хау), обеспечивающие эффективность взаимодействия: узкая специализированность оборудования, на котором произведенная электроэнергия может иметь сбыт только в рамках интегрированной структуры; близость расположения смежных генерирующих мощностей; наличие взаимодополняющих специализаций рабочей силы и сложившейся взаимодействий в области формирования и использования инвестиционного обеспечения.

Ряд положений данной формы взаимодействия основных участников перспективной деятельности может быть учтен при построении модели взаимодействия федеральных и региональных властей с субъектами электроэнергетики.

Во-первых, необходимо рассмотрение технологических условий производства основных участников перспективной деятельности, инициирующих процесс инвестирования, прежде всего, в период проработки и заключения контрактных отношений в электроэнергетике.

Во-вторых, целесообразна тщательная проработка системы контрактных взаимоотношений, охватывающих основные аспекты перспективной деятельности участников (включая финансовый, научно - технический, сбытовой и т.д.).

В-третьих, наличие общей (консолидированной) собственности выступает существенным гарантом реализуемости мероприятий перспективной деятельности в электроэнергетике.

В-четвертых, из числа показателей экономической эффектив-

ности перспективной деятельности в электроэнергетике при такой форме взаимодействия нельзя исключать максимизацию прибыли и минимизацию затрат.

Однако следует отметить определенную ограниченность применения данной формы взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике.

При этом, во-первых, исчезает акцент на перспективном взаимодействии участников перспективной деятельности в электроэнергетике, на возможном изменении технологических и экономических условий производства в результате появления новых целевых установок и реализации государственных инвестиционных целевых программ.

Во-вторых, фактически не принимается во внимание такой важный фактор организации перспективной деятельности в электроэнергетике, как возможность совместного управления инвестиционными ресурсами, взаимодействие институтов инвестиционной инфраструктуры и предприятий электроэнергетики.

В-третьих, эффективность перспективной деятельности оценивается лишь по критерию «прибыль - затраты».

4. Форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, акцентирующая внимание на формировании взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений. В последние годы в электроэнергетике России наблюдается отход от традиционной практики постоянной смены партнеров по инвестиционному и технологическому процессу (в погоне за минимальной ценой). Создаются устойчивые связи с инвесторами, поставщиками и потребителями как долговременными партнерами.

Впервые эффективная форма взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике была сформулирована в Японии («кэйрецу»):

- развитие системы взаимных поставок между участниками перспективной деятельности, основанной на доверительных принципах и обеспечивающей экономию трансакционных издержек;

- широкий и интенсивный обмен финансовыми, кадровыми, информационными ресурсами в рамках общей системы деловых отношений;

- привлечение крупных заемных средств с использованием в необходимых случаях солидарного залога предприятий - участников перспективной деятельности в электроэнергетике;

- устойчивость положения институтов производственной инфраструктуры;

- следование приоритетам высокой жизнеспособности и стабильности в долгосрочном плане, готовность к снижению рисков деятельности за счет определенного снижения уровня рентабельности предприятий электроэнергетики и их партнеров по инвестиционному процессу.

Выбор той или иной формы зависит от принципов, которыми руководствуются при организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике.

Исходным принципом выработки адекватных алгоритмов анализа и оценки взаимодействия участников перспективной деятельности в электроэнергетике является идеология, т.е. идеи и ценности функционирования. Идеология участников перспективной деятельности дает ответы на вопросы: что?, почему?, зачем?, куда?. Таким образом, идеология участников перспективной деятельности формирует принципы их взаимодействия, а отсутствие четкой идеологии приводит к отсутствию четких критериев для выработки решений при организации инвестиционного процесса.

Идеология выходит на авансцену внимания федеральных и региональных властей тогда, когда формализованная процедура принятия решения при организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике не работает, когда все определяют три фактора: нехватка ресурсов, дефицит времени и нестабильность внешней среды.

На второе место в иерархии принципов организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике можно поставить комплексный принцип. Реализация этого принципа требует соблюдения следующих положений:

- оценка организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике призвана учитывать специфику их функционирования;

- необходимо принимать во внимание сложную совокупность внутренних и внешних по отношению к участникам перспективной деятельности факторов, влияющих на конечную эффективность их организационных взаимодействий;

- сам процесс перспективной деятельности, и ее результат должны находить адекватное отражение в инструментарии аналитической работы;

- рассмотрению подлежат все виды эффекта перспективной деятельности: экономический, научно-технический, социальный и др.

Третьим по важности можно назвать процессный принцип организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике, направленный на получение адекватной информации о процессах, происходящих во внутренней и внешней средах этих участников.

Следующий принцип организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике — принцип «программности» ориентирует на изучение частных аспектов эффективности каждой программы развития отрасли.

Общий экономический эффект деятельности в электроэнергетике складывается из совокупности частных эффектов по планам (программам) инноваций, инвестиций, производства и реализации продукции, работ и услуг. Синергетический эффект от реализации программ деятельности в электроэнергетике, включая государственные инвестиционные целевые программы, может достигаться по направлениям, которые должны выявляться в результате анализа. В их числе могут быть:

- отбор и снятие проектов с бесперспективных направлений;

- перераспределение незагруженных мощностей для нужд других участников;

- устранение дублирующих проектов;

- использование внебюджетных фондов в качестве источника финансирования, создание которых было бы невозможным без объединения усилий основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике;

- выполнение инвестиционных мероприятий на основе совместных усилий (разделения труда) основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике.

В завершении рассмотрения форм и принципов организации, дадим критерии эффективности организации взаимодействий основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике:

- при операционных слияниях основой для определения эффективности организации взаимодействий основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике является учет комплекса слагаемых будущей синергии с использованием логики: «производственно-хозяйственные составляющие синергии - финансовый результат интеграции»;

- обобщающим критерием эффективности организации взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике признается «ожидаемый чистый выигрыш», равный разности между дисконтированной стоимостью будущих доходов и будущей инвестиционной стоимостью инвестиционных активов данных участников;

- критерием организации взаимодействий основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике считается рост прибыли в расчете на одну акцию для собственников данных участников;

- при оценке эффективности взаимодействий основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике тщательному учету подлежат издержки, которые несет участник от осуществления интеграции;

- народнохозяйственный критерий оценки эффективности взаимодействия основных участников перспективной деятельности существенен не только для государственных инстанций, но и для частных инвесторов, обязанных предвидеть отношение государственных структур к проекту. Даже если не предвидится ощутимая государственная поддержка, следует убедиться в отсутствии экономических предпосылок для негативного восприятия участников перспективной деятельности в электроэнергетике не только органами власти, но и общественностью. Участие в федеральных или региональных инвестиционных целевых программах существенно влияет на конкурентоспособность и уровень инвестиционной привлекательности основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике.

Следует отметить, что взаимодействие основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике в современной экономике пока находится на невысоком уровне, что обуславливает внимание к этой проблеме органов федерального и региональ-

ного управления для нахождения оптимального выхода из ситуации.

Одним из возможных решений федеральными и региональными властями проблемы повышения эффективности взаимодействия основных участников перспективной деятельности в электроэнергетике является государственно-частное партнерство (ГЧП, Public Private Partnership), в рамках которого объединяются ресурсы государства и бизнеса. В конце 1980 — начале 1990-х гг. ГЧП было признано на Западе полноценной политической и экономической альтернативой приватизации [3]. Финансирование предприятий электроэнергетики на основе ГЧП предполагает необходимость согласовывать интересы государства и бизнеса. Для России наиболее важны в этом контексте два вопроса: каких участников перспективной деятельности целесообразно привлекать для осуществления проектов в сфере электроэнергетики? И какие институциональные условия и гарантии необходимы для их вовлечения в воспроизводственный процесс?

Более чем десятилетний опыт реформирования электроэнергетики ведущих стран мира выявил самые эффективные формы ГЧП — концессии, делегирование управленческих функций, совместные (смешанные) предприятия, корпоратизация, государственные контракты. При этом наиболее широко применяемой формой ГЧП в электроэнергетике выступает концессия [4].

Форма партнерства в виде концессии носит многоцелевой и долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам - государству и частному сектору - осуществлять стратегическое планирование своей перспективной деятельности. Она не предполагает приватизацию государственных активов, но предоставляет бизнесу высокую, а часто и полную свободу в принятии инвестиционных, административно-хозяйственных и управленческих решений и дает возможность распределять риски между всеми участниками перспективной деятельности в электроэнергетике. Благодаря этому существенно повышается жизнеспособность проектов.

В России, как показывает хозяйственная практика, приоритет отдается не концессионным формам передачи частному сектору объектов электроэнергетики, а совместным акционерным компаниям, которые зачастую сдерживают инициативу бизнеса в инвестиционных, административно-хозяйственных и иных вопросах. Слабое развитие концессионных форм взаимодействия государства и бизнеса обусловлено, прежде всего, слабой институциональной базой. В России имеется значительный вакуум в законодательстве о предпринимательской деятельности в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, нет институтов публичного права, публичной собственности, в рамках которых функционирует вся система партнерских отношений государства и частного сектора в странах Запада. Отсутствие концептуальной основы партнерства, нормативных актов и подзаконных документов является серьезным сдерживающим фактором на пути привлечения частного капитала к финансированию электроэнергетики.

Литература:

1. Гурков И. Инновационное развитие и конкурентоспособность. М.: ТЕИС. 2003 г. с. 100

2. Абалкин Л.И. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2003. с. 134

3. The OECD Report on Regulatory Reform, Vol. I. Sectoral Studies; Vol. 11. Thematic Studies. Paris, OECD

4. Harris С, Hodges J., Schur M, Shulka P. Infrastructure Projects, The World Bank. Wash., 2003. P.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.