Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в ходе контртеррористических операций'

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в ходе контртеррористических операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1762
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СМИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / TERRORISM / A COUNTERTERRORISM OPERATION / MASS MEDIA / MASS-MEDIA / A PROFESSIONAL ETIQUETTE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чаплыгина Виктория Николаевна, Калюжный Александр Николаевич

В современном обществе существуют угрозы безопасности Российской Федерации, ее социальным, экономическим, политическим институтам и гражданам: террористические акты, захваты заложников, организация и деятельность незаконных вооруженных формирований, экстремистская деятельность, массовые беспорядки, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и другие. Эффективность деятельности правоохранительных структур в борьбе с указанными проявлениями и, в частности, работа МВД России, во многом зависит от общегосударственной стратегии предупреждения и пресечения столь опасных преступлений и степени эффективности их взаимодействия со СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чаплыгина Виктория Николаевна, Калюжный Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of interaction of law-enforcement bodies with mass media during counterterrorism operations

In a modern society there are threats of safety of the Russian Federation, to its social, economic, political institutes and citizens: acts of terrorism, captures of hostages, the organization and activity of illegal armed formations, extremist activity, mass riots, emergency situations of natural and technogenic character and others. Efficiency of activity of law-enforcement structures in struggle against the specified displays and, in particular, work of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in many respects depends on nation-wide strategy of the prevention and suppression of so dangerous crimes and degree of efficiency of their interaction from mass-media.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в ходе контртеррористических операций»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Криминалистика, криминология, ОРД

УДК 316: 070.11

В.Н. Чаплыгина*, А.Н. Калюжный**

Особенности взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации в ходе контртеррористических операций

В современном обществе существуют угрозы безопасности Российской Федерации, ее социальным, экономическим, политическим институтам и гражданам: террористические акты, захваты заложников, организация и деятельность незаконных вооруженных формирований, экстремистская деятельность, массовые беспорядки, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и другие. Эффективность деятельности правоохранительных структур в борьбе с указанными проявлениями и, в частности, работа МВД России, во многом зависит от общегосударственной стратегии предупреждения и пресечения столь опасных преступлений и степени эффективности их взаимодействия со СМИ.

Ключевые слова: терроризм, контртеррористическая операция, средства массовой информации, СМИ, профессиональная этика.

V.N.Tchaplygina*, A.N.Kalyuzhny**. Features of interaction of law-enforcement bodies with mass media during counterterrorism operations.

In a modem society there are threats of safety of the Russian Federation, to its social, economic, political institutes and citizens: acts of terrorism, captures of hostages, the organization and activity of illegal armed formations, extremist activity, mass riots, emergency situations of natural and technogenic character and others. Efficiency of activity of law-enforcement structures in struggle against the specified displays and, in particular, work of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in many respects depends on nationwide strategy of the prevention and suppression of so dangerous crimes and degree of efficiency of their interaction from mass-media.

Keywords: terrorism, a counterterrorism operation, mass media, mass-media, a professional etiquette.

Закрепленные Конституцией Российской Федерации права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также право на объединение при наличии закрепленных в законе гарантий свободы массовой информации и свободы деятельности общественных объединений стали реальностью.

Важная роль в реализации данных демократических институтов принадлежит средствам массовой информации (СМИ), которые приобрели новый правовой статус, изменили свои функции и социальное значение в обществе.

Современные СМИ в России являются важнейшим социальным институтом, имеющим постоянно растущее значение в процессах массовой коммуникации и осуществлении гибких форм информационного социального контроля. Они стали индикатором нового мышления, формируют новое общественное сознание, мировоззрение, вкусы и предпочтения миллионов людей на планете, задают ритм и стиль жизни.

Многоплановая роль СМИ в современном обществе предполагает сотрудничество с ними всех государственных и общественных структур, одной из которых и являются органы внутренних дел (ОВД). Вместе с тем наблюдается потребность в совершенствовании взаимодействия ОВД со СМИ, а его организация требует корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов1.

Кроме того, в современном обществе существуют угрозы безопасности Российской Федерации, ее социальным, экономическим, политическим институтам и гражданам: террористические акты, захваты заложников, организация и деятельность незаконных вооруженных формирований, экстремистская деятельность, массовые беспорядки, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и другие. Эффективность деятельности правоохранительных структур в борьбе с указанными проявлениями и, в частности, работа МВД России, во многом зависит от

* Чаплыгина, Виктория Николаевна. Старший преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, майор милиции. Адрес: 302027, Орел, ул. Игнатова, 2. Тел. 8 (4862) 41-72-42. E-mail: victory-75@yandex.ru.

** Калюжный, Александр Николаевич. Преподаватель кафедры криминалистики и предварительного расследования в ОВД Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, майор милиции. Адрес: 302027, Орел, ул. Игнатова, 2. Тел. 8 (4862) 41-72-42.

* Tchaplygina, Victoria Nikolaevna. The senior teacher of chair of criminalistics and preliminary investigation in ОВД the Oryol legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the major of militia. The address: 302027, the Eagle, Ignatov’s street, 2. Ph. 8 (4862) 41-72-42. An E-mail: victory-75@yandex.ru.

** Kalyuzhny, Alexander Nikolaevich. The teacher of chair of criminalistics and preliminary investigation in ОВД the Oryol legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the major of militia. The address: 302027, the Eagle, Ignatov’s street, 2. Ph. 8 (4862) 41-72-42.

общегосударственной стратегии предупреждения и пресечения столь опасных преступлений и степени эффективности их взаимодействия со СМИ.

Анализ результатов освещения СМИ событий, произошедших в сентябре 2004 г. в Беслане и в октябре 2002 г. в Москве, свидетельствует о наличии фактов непредоставления ОВД информации или предоставления неполной, противоречивой, недостоверной информации о количестве заложников, количестве террористов, их требованиях, что вызывает тревогу экспертов и правозащитников. Кроме того, факты детализации СМИ форм и методов работы спецслужб и подробное освещение ими деятельности самих террористов свидетельствуют о слабости организации взаимодействия ОВД со СМИ в ходе проведения контртеррористических операций, недостаточности его нормативно-правового регулирования.

В ходе проведения контртеррористических операций возникают экстремальные условия, в которых задействованным правоохранительным органам необходимо обеспечить безопасность заложников, их освобождение, безопасность граждан и имущества на территории, прилегающей к зоне совершения террористического акта или проведения контртеррористической операции, обезвредить преступников, предотвратить совершение новых преступлений.

С целью выполнения указанных задач из сотрудников подразделений, задействованных в ходе проведения контртеррористической операции или операции по освобождению заложников, в соответствии с ч. 2 ст. 13 ФЗ РФ «О противодействии терроризму», создается оперативный штаб, в состав которого входит и представитель по взаимодействию со СМИ2.

Представитель по взаимодействию со СМИ строит свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законами РФ «О средствах массовой информации», «О милиции», «О чрезвычайном положении», «О безопасности», «О противодействии терроризму», Постановлениями Правительства РФ и Указами Президента РФ. Однако ни один из указанных нормативно-правовых актов не определяет права и обязанности журналистов в подобных ситуациях. Лишь в п. «б» ч. 1 ст. 12 ФКЗ РФ «О чрезвычайном положении» предусматривается возможность ограничения свободы массовой информации путем введения предварительной цензуры, изъятия и ареста продукции СМИ3.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает возможности ограничения прав и свобод граждан, касающиеся свободы средств массовой информации, отдавая приоритет защите прав лиц, подвергшихся опасности в результате чрезвычайной ситуации, но не содержит конкретного перечня действий сотрудников СМИ, запрещенных в подобных ситуациях. Поэтому, пока законодательно не закреплены обязанности представителей СМИ по осуществлению деятельности в случае террористического акта или в случае проведения антитеррористической операции, на ОВД и другие правоохранительные органы ложится обязанность налаживания тесного сотрудничества со СМИ в ходе террористических ситуаций и проведения контртеррористических операций.

Считаем, что в таких кризисных ситуациях нужно руководствоваться положениями о свободе доступа к СМИ, и борьба с терроризмом не может быть поводом для ущемления прессы, т.к. граждане должны знать о случившемся. Право СМИ на получение информации не подлежит никакому сомнению, однако эта информация должна подаваться таким образом и в такое время, чтобы не ставить под угрозу проведение спецопераций, а также не подвергать опасности жизни людей. Кроме того, информация журналистов не должна помогать террористам в осуществлении их замыслов: нельзя допускать трансляцию насилия и жестоких сцен с места трагедии, т.к. «это пойдет на руку террористам, которые тем самым пытаются посеять в обществе панику»4.

По нашему мнению, при подготовке информации для СМИ или для обращения к населению через СМИ, необходимо руководствоваться следующими тактическими приемами:

- информировать население и СМИ необходимо своевременно и обЪективно;

- информация должна быть краткой и доступной, описывающей суть события, а не высказывающей предположения и домыслы;

- необходимо указать правоохранительные органы, задействованные в операции и перечислить принятые ими меры без конкретизации;

- информация должна содержать рекомендации населению по поведению в условиях проведения контртеррористической операции;

- содержание информации необходимо согласовывать с руководством оперативного штаба;

- обращение должно быть официальным, без эмоциональных оценок, с указанием телефонов и адресов, по которым можно обращаться за получением дополнительной информации.

Вся информация, передаваемая в эфир представителями СМИ, должна быть согласована с руководителями оперативного штаба, возглавляющего контртеррористическую операцию, а работники СМИ должны понимать, что право людей на жизнь первично по отношению к другим правам.

Рассматривая данную проблему, мы согласны с мнением представителей Индустриального комитета, которые приняли 8 апреля 2003 г. антитеррористическую конвенцию, не являющуюся нормативно-правовым актом и не носящую форму обязательного правила поведения, но содержащую тактические рекомендации по поведению журналистов в случае террористического акта и проведения контртеррористической операции.

Конвенция запрещает СМИ:

- брать у террористов интервью по своей инициативе во время теракта кроме как по просьбе или с санкции оперативного штаба;

- предоставлять террористам возможности выйти в прямой эфир без предварительных консультаций с оперативным штабом;

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009

Криминалистика, криминология, ОРД

- самостоятельно брать на себя роль посредника (за исключением случаев, когда это санкционировано и сделано по просьбе оперативного штаба);

- если представитель СМИ оказался в числе переговорщиков, он должен воздерживаться от собственных публикаций до разрешения кризиса;

- брать в руки оружие и надевать камуфляжную или иную униформу;

- предлагать террористам, заложникам, другим вовлеченным в конфликт лицам предпринимать какие-либо действия для получения удачных видео- или фотокадров;

- оскорблять и унижать террористов, в руках которых жизнь заложников;

- детализировать подробности деятельности спецслужб;

- сеять панику;

- прибегать к излишнему натурализму при показе мест происшествия;

- освещать события, используя термины выгодные террористам для усиления их позиций.

Вместе с тем представители СМИ должны отдавать себе отчет в том, что заложники

террористов являются и заложниками ситуации, в определенный момент превращающимися в инструмент давления на общественное мнение.

Таким образом, пока законодательно не закреплены права и обязанности журналистов в зоне контртеррористических операций, других чрезвычайных ситуаций, СМИ необходимо руководствоваться вышеуказанными положениями, а пресс-службам правоохранительных органов необходимо налаживать четкое и эффективное взаимодействие с представителями СМИ.

Кроме того, необходимо внести изменения в ФЗ РФ «О противодействии терроризму» и в Закон РФ «О средствах массовой информации», содержащие ограничения на распространение информации в ходе проведения контртеррористических операций, законодательно закрепив вышеуказанные ограничения.

Также одним из тактических приемов по налаживанию эффективного взаимодействия ОВД со СМИ является аккредитация журналистов как форма сотрудничества с рассматриваемыми субъектами. Аккредитация журналистов для работы в зоне проведения контртеррористических операций, чрезвычайных ситуаций позволяет более профессионально освещать происходящие события, соблюдать интересы различных сторон, избегать ошибок, допускаемых неопытными журналистами, т.к. представители СМИ, получившие ее, инструктируются пресс-службами правоохранительных органов о порядке работы в соответствующих ситуациях.

Для эффективного взаимодействия ОВД со СМИ по противодействию преступности и терроризму, минимизации последствий террористической деятельности, избегания жертв среди заложников, необходимо: развивать конструктивное сотрудничество ОВД со СМИ; проводить государственную политику, направленную на повышение гражданского сознания и политической грамотности населения в отношении национальной безопасности; развивать систему информационного обеспечения деятельности СМИ в ходе взаимодействия с ними ОВД; совершенствовать практическое применение положений о СМИ в нормативно-правовых актах, учитывая специфику деятельности СМИ при освещении событий и действий ОВД в зонах контртеррористических операций.

Таким образом, СМИ должны сотрудничать с представителями правоохранительных органов, их пресс-службами, понимая, что защита прав и свобод человека и общества - их общая задача. Последние же должны помогать СМИ в объективном освещении происходящих событий, использовать их специфические возможности в предупреждении и пресечении террористических проявлений.

Список литературы

1. Об утверждении концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы: Приказ МВД РФ № 1 от 1 января 2009 г.

2. СЗ РФ. 13 марта 2006 г. - № 11. - Ст. 1146.

3. СЗ РФ. 4 июня 2001 г. - № 23. - Ст. 2277.

4. Россия: власть против прессы. Еженедельный бюллетень. - 2007. - Ноябрь. - № 43.

Literature

1. About the statement of the concept of perfection of interaction of divisions of system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation with mass media and public associations for 20092014: the Order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation №1 from 01.01.2009.

2. SZ the Russian Federation. On March, 13th, 2006. - № 11. - St. 1146.

3. SZ the Russian Federation. On June, 4th, 2001. - № 23. - St. 2277.

4. Russia: the power against the press. The weekly bulletin. - 2007. - November. - № 43.

1Приказ МВД РФ № 1 от 01.01.2009 г. «Об утверждении концепции совершенствования взаимодействия подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 годы».

2СЗ РФ. 13 марта 2006 г. № 11. Ст. 1146.

3СЗ РФ. 4 июня 2001 г. № 23. Ст.2277.

4См.: Россия: власть против прессы. Еженедельный бюллетень. 2007. Ноябрь. № 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.