Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия искусств в балете'

Особенности взаимодействия искусств в балете Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
320
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ / ДИАЛОГ МУЗЫКИ И ХОРЕОГРАФИИ / СООТНЕСЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ И ЦВЕТОВЫХ ГАРМОНИЙ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ / DIALOGUE MUSIC AND CHOREOGRAPHY / THE CORRELATION OF MUSIC AND COLOR HARMONIES / UNIVERSAL TECHNIQUES OF SPACE AND TIME / MEANS OF EXPRESSION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базарбаева Г.Н.

Процессы создания, исполнения и восприятия балета можно сравнить с эволюцией видов искусства в истории культуры. Тенденции первичной слитности искусств, в дальнейшем самоопределения и последующего их диалектического объединения на новом уровне свойственны системе искусства в целом. Балет квинтэссенция завоеваний культуры разных веков, он живет своей богатой историей, «питается» ей. Балетный спектакль это постоянно движущийся творческий процесс, имеющий специфические черты в представлении каждого автора: композитора, балетмейстера, художника-оформителя; исполнителя: дирижера, музыканта оркестра, танцовщика; зрителя, критика. Взаимодействие музыки и хореографии в балете диалог творческих индивидуальностей, диалог, в который вступают каждый раз новые личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия искусств в балете»

Базарбаева Г.Н. ©

Алматинское хореографическое училище имени Селезнева директор ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В БАЛЕТЕ

Аннотация

Процессы создания, исполнения и восприятия балета можно сравнить с эволюцией видов искусства в истории культуры. Тенденции первичной слитности искусств, в дальнейшем — самоопределения и последующего их диалектического объединения на новом уровне свойственны системе искусства в целом. Балет — квинтэссенция завоеваний культуры разных веков, он живет своей богатой историей, «питается» ей. Балетный спектакль — это постоянно движущийся творческий процесс, имеющий специфические черты в представлении каждого автора: композитора, балетмейстера, художника-оформителя; исполнителя: дирижера, музыканта оркестра, танцовщика; зрителя, критика. Взаимодействие музыки и хореографии в балете — диалог творческих индивидуальностей, диалог, в который вступают каждый раз новые личности.

Ключевые слова: средства выразительности, диалог музыки и хореографии, соотнесенности музыкальных и цветовых гармоний, универсальные приемы организации пространства и времени.

Keywords: means of expression, dialogue music and choreography, the correlation of music and color harmonies, universal techniques of space and time.

Будучи традиционным жанром, в балете яркими и неожиданными кажутся новаторские «вспышки», меняющие перспективы его развития. Секрет притягательности и

жизнеспособности жанра балета заключен в бесконечном множестве возможностей, в сочетаниях его элементов, в непредсказуемости сценической жизни спектакля, разных интерпретациях и удивительных прочтениях, вдыхающих современные черты в давно знакомые произведения.

Наша статья посвящена проблемам взаимодействия музыки и хореографии как феномена, пронизывающего стадии развития жанра и ступени существования балетного спектакля, отдалению или сближению музыки и хореографии как коррелирующих элементов целого; диалогу хореографии и музыки, переходу от детерминирования к сопряжению, от оппозиционности к контрапункту; обновлению жанра под влиянием смежных искусств.

Балет синтетичен по природе, степень сближения звуковых и зрительных координат может быть различной, от нее во многом зависит результат художественного воздействия спектакля. Хореография и музыка в балете, подобно слову и музыке в вокальной лирике, музыке и драме в опере, — никогда не были и не могли быть зеркальным отражением друг друга.

Диалог музыки и хореографии пронизывает все ступени жизни балетного спектакля — от первоначальных смутных образов, зарождающихся в сознании авторов - создателей, до финальной законченной структуры, когда произведение становится достоянием зрительской аудитории. История балетного жанра — это, в первую очередь, история изменения характера взаимодействия видов искусств, в нем участвующих.

Факты из истории искусств, музыки и науки в целом, воссоздают многочисленные попытки художников, поэтов, музыкантов осознать и исследовать искусство как системный, многовидовой феномен, характеризующийся общими для всех видов искусства

выразительными средствами. Л.И. Ремпель считает, что «единству музыки, танца, литературы отвечал и характер изобразительного, пространственного и прикладного искусства. Они не

© Базарбаева Г.Н., 2014 г.

существуют раздельно. В каждом издавна живет ритм и мотив другого» [1, с.189]. В них функционируют общие и универсальные приемы организации пространства и времени.

Проблему взаимовлияния музыки и движений изучали многие исследователи: «Звуковысотная организация в пластическом знаке выражает направление и траекторию движения, восходящие рисунки ассоциируются с движением, направленным вверх. Так изображаются прыжки <...> штрихи, артикуляция в наибольшей степени согласуются с интенсивностью движения. Легато, связывающее несколько звуков в выразительную группу, соответствует плавному, округлому движению. Резко акцентированные звуки ассоциируются с движениями сильными и решительными. Звуки неакцентированные, но краткие — с движениями несмелыми, неуверенными, робкими, вкрадчивыми» [2].

Огромную роль в истории балета сыграл Б. Асафьев, исследовавшего вопросы соединения музыки и хореографии [3], ему принадлежит мысль о более сложной, чем в опере или симфонии, структурной организации музыкально-хореографического целого в балете. Автор отмечает сосуществование в балетном спектакле двух процессов: процесса пластикотанцевального формообразования и процесса музыкального формообразования и исследует проблему драматургической и жанрово-стилистической роли каждого из них. В работах Б. Асафьева анализ музыки тесно переплетается с анализом хореографии. Ученый подчеркивал неразрешимое противоречие между музыкой и хореографией в балете. Но именно в этом противоречии он видел источник жизнеспособности жанра. Их взаимоотношения он называл «неустойчивым равновесием несоединяемого...» [4, с.235].

Изучение, установление общих признаков, сходств и отличий в разных видах искусства может основываться на неких общих параметрах. Основными могут быть характерные средства выразительности для каждого из видов искусств: звук (интонация), ритм (в музыке); цвет, рисунок, пластика (в изобразительном и хореографическом искусстве); слово (в литературе).

Отдельные художественные произведения, средства выразительности, творчество авторов, виды искусства могут сравниваться на следующих уровнях:

1) теоретическом (ритм, число, пропорция, время, пространство, форма, символика, композиция, структура);

2) структурном (синтаксический, семантический, содержательный, на уровне жанра, формы);

3) понятийном (партитура - палитра, инструментовка - красочность, внутренний слух -внутреннее цветовое видение, звуковые представления);

4) транстерминологическом (взаимоперенесение жанровых названий в музыкальном, изобразительном и хореографическом искусствах, в литературе, как определение настроения и образности - элегия, натюрморт, ноктюрн, пейзаж, портрет);

5) мышления автора (театральное мышление в музыке, музыкальное мышление в изобразительном и киноискусстве, литературное, сюжетное мышление);

6) средства выразительности (звук - цвет, тембр - колорит, ритм - рисунок).

На языке музыки говорят многие творцы и теоретики искусств: стали привычны мысли о музыкальности прозы, стиха, фильма, рисунка, танца.

Мысль о соотнесенности музыкальных и цветовых гармоний высказывалась еще Аристотелем: «Цвета по приятности их гармоний могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными» [цит. по: 5, с.7]. У М. Чюрлениса не только название живописного произведения «Соната весны», «Фуга» и др. отсылало к музыкальной форме, но и сама живописная композиция давала основание наблюдать в ней развитие музыкальной формы. Благодаря слиянию разных художественных рядов, его творчество достигает уникальной выразительности. Автор транспонирует музыкальные тексты в тексты, принадлежащие другой знаковой системе - живописи. Пейзажи Чюрлениса звучат, метричность их рисунка созвучна метричности музыкальной формы, благодаря слиянию визуального и слухового перед нами открывается неповторимый мир художника.

То же можно сказать об изображении музыкальных инструментов в произведениях кубистов, например, В. Кандинский воспринимал краски как «воодушевленные существа»,

желтое напоминало ему флейту, синее - виолончель. Можно привести названия картин «Адажио» и «Симфония» П. Синьяка, «Летающую скрипку» М. Шагала, живописное полотно «Музыка» А. Матисса.

Мысль о соответствии цвета и звука была близка А. Матиссу. Он говорил, что должен возникнуть аккорд цветов - гармония, подобная музыкальной гармонии, и что цвета обладают присущей им красотой, которую следует сохранить так же, как в музыке, они стремятся сохранить тембр. Для него важны ритм цвета, структура соотношения красок. Раскрытие образного мира цвета музыкальными средствами находим в фортепианной сюите «Игра красок» Д. Смоленского, цикл «Фрески» Л. Абелиовича, в симфонической картине «Витражи» Т. Кажгалиева, в балете «Фрески» Т. Мынбаева, «Пейзажи» для валторны, тромбона и ксилофона О. Залетнева и др.

Исследователь цвета в живописи Н.И. Волков пишет о «мажорных» и «минорных» созвучиях, плавных и скачкообразных ритмах в цветовых сочетаниях [6, с.131] и утверждает, что «аналогии между музыкальной и живописной гаммой, между общей тональностью и эмоциональным строем живописного и музыкального сочинений закономерны. И.В. Гете, продолжая логику цветового круга Ньютона, переосмыслил его через «парность цветов» (синий и желтый, желтый и пурпур, синий и пурпур, желто-красный и сине-красный), назвав эти пары гармоничными или негармоничными [5, с.118]. Нельзя не заметить здесь аналогию - цветовые пары Гете вступают в диалогические связи с музыкальными интервалами, звуковые и цветовые пары имеют так называемую «обратимость». Гете применял музыковедческие термины «мажор» и «минор», которые, по его словам, характеризуют художественное произведение «сильного эффекта» и «нежного эффекта». Такое колористическое единство он назвал настоящим тоном, что в музыке называется ладовым единством.

Проблемами создания жанра, синтезирующего искания композитора, хореографа, сценариста, художника, занимались Ю. Слонимский, В. Ванслов , М. Риггих , В. Холопова, Е. Дулова, Ю. Розанова, Г. Пешкова, А. Петров, Е. Цветкова, О. Берг. Одну из первых попыток рассмотреть музыку балета и ее сценическое воплощение в неразрывном единстве сделал Ю. Слонимский. Автор считал, что только объединение музыки с хореографией на основе признания решающего значения хореографической драматургии может обеспечить ей полноценную жизнь на балетной сцене. «Музыка вступает с танцем в добровольный союз ради воплощения драматургического замысла, облеченного в зримые формы хореографического действия» [7, с. 249].

Невозможность полного подчинения одного вида искусства другому, необходимость «относительной автономности и самостоятельности искусств, участвующих в художественном синтезе» отмечает В. Ванслов [8, с.27]. Автор предполагает их свободное творческое единство.

Степень взаимодействия и функциональное значение музыки в балете зависит от взаимообусловленности (начальной предназначенности) музыки и хореографии, от меры тяготения хореографии к музыке или связи музыки с танцевальными движениями. Взаимодействие музыки и хореографии в балете может быть непредсказуемым и разнообразным - от стремления к максимально возможному слиянию двух художественных рядов до полного их расхождения, от унисона - к полифонии.

Литература

1. Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. - Ташкент: Изд-во Г. Гуляма. 1987. - С. 25-29.

2. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.254 с.

3. Асафьев Б. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. Л.: Музыка, 1974. - 296 с.

4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - Л., 1971. - 376 с.

5. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. - М., 1999. - 399 с.

6. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М., 1984. - 480 с.

7. Слонимский Ю. Драматургия балетного театра XIX века. - М.: Искусство, 1977. 345 с.

8. Ванслов В. Балет в ряду других искусств. // Музыка и хореография современного балета. Сб. ст. -Л.: Музыка, 1980. - Вып. 2. - С. 5-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.