А. С. КОБЕЛЯНОВ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГОСУДАРСТВА И СМИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Ключевые слова: СМИ, власть, информация, государственное регулирование, общественное мнение
Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты взаимодействия власти и медиа в современной России. Выявлены основные механизмы государственного влияния на СМИ и главные каналы распространения массовой информации общественно-политического характера.
Реферат. Введение: с начала ХХ в. возможности СМИ значительно возросли. В современных государствах деятельность СМИ как института определяется «габитусом», или рамками допустимого функционирования, на формирование которого влияют культурные, правовые, экономические и другие факторы. Поэтому редуцирование работы СМИ к морально-этическому императиву не позволяет, с одной стороны, понять, какое положение они действительно занимают в политической системе, с другой — определить возможность перехода в новое качественное состояние, в том числе согласуясь с той или иной нормативной моделью.
Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы: контент-анализ СМИ, анализ документов, сравнительно-исторический метод.
Результаты исследования: выявлены основные механизмы государственного влияния на СМИ и основные каналы распространения массовой информации общественно-политического характера. Рассмотрены основные аспекты взаимодействия власти и медиа в современной России.
Обсуждение и заключения: у политического режима России есть достаточно ресурсов (финансовых, правовых и административных), которые обеспечивают возможность выстраивать такую информационную политику, которая, с одной стороны, определяется гомогенностью репрезентации происходящих в стране и мире процессов и явлений, с другой — занимает доминирующее положение.
В развитых странах считается, что СМИ — это проводник или посредник между обществом и государственным аппаратом, который предоставляет достоверную и объек-
КОБЕЛЯНОВ Андрей Сергеевич, аспирант кафедры государственного управления и политологии Волгоградского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
© Кобелянов А. С., 2016
тивную, максимально полную информацию о происходящих в обществе событиях1. Однако рассматривать роль СМИ с аксиологической точки зрения недостаточно, поскольку, во-первых, используя термин М. Маклюэна, не учитывается воздействие СМИ как сообщения («средство коммуникации есть сообщение»): воздействие технологии как средств коммуникации «происходит не на уровне мнений или понятий; оно меняет чувственные пропорции, или образцы восприятия, последовательно и без сопротивления»2. Во-вторых, согласно мнению К. Поппера, за любыми нейтральными и объективными на первый взгляд фактами стоит определенное видение, представление3. Например, каждый выпуск новостей на радио или телевидении имеет свой хронометраж, у каждой газеты ограниченное число полос, а значит, из всего перечня событий, процессов и явлений, которые происходят в стране и мире, журналисты выбирают лишь определенное количество, которые они считают общественно важными и значимыми.
Первоначально в историческом развитии СМИ возникали как инструмент артикуляции и пропаганды представлений различных социальных групп и политических организаций, но по мере развития демократических режимов воззрения на роль медиа в обществе и во взаимосвязи с государством начали изменяться. Это связано с тем, что с начала ХХ в. возможности СМИ многократно возросли, стал формироваться рынок СМИ, где происходила концентрация собственности в руках крупного капитала4. Постепенно нарастали противоречия между провозглашаемой свободой слова и волей собственников медиа, в частности это привело к созданию в 40-е гг. ХХ в. в США Комиссии по свободе прессы. В ее состав вошли ученые, политики и лидеры общественных организаций. В рамках работы Комиссии была сформулирована теория социальной ответственности медиа, а также этический кодекс журналиста.
В современных государствах, особенно при гибридных и авторитарных режимах, и даже в транзитных, переходных демократиях, к которым иногда относят и Российскую Федерацию, деятельность СМИ как института определяется «габитусом», или рамками допустимого функционирования, на формирование которого влияют многие факторы: культурные, правовые и экономические. Поэтому редуцирование работы
СМИ к морально-этическому императиву не позволяет, с одной стороны, понять, какое положение они действительно занимают в политической системе, с другой — определить возможность перехода в новое качественное состояние, в том числе согласуясь с той или иной нормативной моделью.
Влияние массмедиа на политику существенно усилилось во второй половине ХХ в. Это обусловлено в первую очередь распространением телевидения. Сегодня именно оно как вид медиа представляется наиболее значимым. Согласно социологическим данным, для шести из десяти россиян основным источником новостей о происходящих в стране событиях является именно телевидение5, а доверяют информации, полученной из федеральных каналов, 78 % жителей страны. Это означает, что телевидение занимает главное положение в структуре российских медиа6.
Однако не все каналы имеют одинаковое распространение и влияние. Согласно Указу Президента Российской Федерации «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» от 24 июня 2009 г. № 715, в России появился список телеканалов, обязательных для вещания во всех видах цифрового эфирного, кабельного и спутникового телевидения на всей территории страны. В соответствии с этим указом общероссийскими обязательными общедоступными являются 3 радиоканала и 10 телеканалов7. Следует сказать, что 6 телеканалов напрямую принадлежат государству (Первый канал, Россия-1, Культура, Россия-24, Карусель, ТВ Центр), а оставшиеся 4 косвенно им контролируются. Так, телекомпания НТВ и телеканал Матч ТВ входят в медиахолдинг «Газпром-Медиа», который аффилирован рядом государственных компаний8. Формально частным является лишь Петербург — 5 канал, владеет которым «Национальная Медиа Группа», вместе с тем треть акций этого СМИ принадлежит Правительству Санкт-Петербурга. Телеканал «Общественное телевидение России» (ОТР) имеет статус автономной некоммерческой организации, однако полностью финансируется государством, а его директор назначается на должность президентом страны9. На общественно-политическое информационное вещание ориентированы Первый канал, Россия-1, «Россия-24, НТВ, Пятый канал, ТВ Центр, ОТР. Информационные и аналитические программы весьма популярны среди жителей Российской
Федерации. Согласно информации о телевизионной аудитории в Москве и России, полученной в ходе исследований TV Index — проекта, посвященного исследованию аудитории тематических каналов, изучению объема и структуры потребления контента каналов населением, в период с 1 по 7 февраля 2016 г. программа «Время», выходящая на Первом канале, стала второй в рейтинге 100 наиболее популярных программ, программа «Вести недели» (телеканал Россия-1) — третьей10.
Однако в России начиная с начала нулевых годов все большее распространение получают так называемые новые медиа — электронные и сетевые издания. Одними из популярных ресурсов, которые распространяют общественно-политическую и экономическую информацию, являются ресурсы РБК, «РИА Новости», «Вести.ру», Lenta.ru, сайты газет «Комсомольская правда», «Российская газета» и др.
Интернет — основной источник новостей для каждого четвертого россиянина. Около 74 % жителей страны старше 12 лет, или почти 47 млн чел., использует Интернет хотя бы один раз в месяц. О динамике развития может свидетельствовать хотя бы то, что в 2008 г. этот показатель составлял 40 %. Стоит отметить, что среди россиян в возрасте от 12 до 44 лет почти каждый входит в Интернет, существенно меньше обращаются к нему лица старше 65 лет. В среднем каждый пользователь проводит ежедневно в Сети 130 мин.11 Сегодня Интернет является в России вторым по значению каналом распространения общественно-политической информации. Среди наиболее популярных ресурсов далеко не все являются зарегистрированными СМИ. Это, например, развлекательные порталы «Кинопоиск», Kinogo.co, сайт объявлений Avito.ru, интернет-магазин Aliexpress.com.
С точки зрения воздействия на политический процесс, помимо самих медиа, имеют значение социальные сети и агрегаторы новостей. Отметим две наиболее популярные социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые находятся в частной собственности: ими владеет А. Б. Усма-нов. Ему также принадлежат портал Mail.ru и издательский дом «Коммерсантъ». Несколько крупных интернет-проектов контролирует А. Л. Мамут, они объединены в холдинге Rambler&Co: Lenta.ru, Gazeta.ru и др. Несмотря на то что большая часть самых посещаемых СМИ (без учета социаль-
ных сетей и агрегаторов) находится в частной собственности, совокупная аудитория отличается не столь значительно: 80 млн — у частных медиа, 45 млн — у государственных.
Однако стоит учитывать, что в России формально даже частные СМИ сказались под существенным влиянием государства. В условиях переходного политического режима России государство фактически является монополистом на рынке СМИ, обладая при этом целым набором методов и инструментов, которые позволяют воздействовать на российские медиа и общественное мнение. За последние несколько лет Государственная Дума Российской Федерации приняла несколько законов, регулирующих деятельность СМИ. В частности, в 2014 г. вступили в силу поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» от 28 декабря 2013 г. № 398-Ф312, которые позволили Генеральной прокуратуре во внесудебном порядке выносить решение о блокировке интернет-ресурсов, которые распространяют призывы к массовым беспорядкам, экстремистской деятельности и участию в нелегальных собраниях.
Таким образом, сегодня у политического режима Российской Федерации есть достаточно ресурсов (финансовых, правовых и административных), которые обеспечивают возможность выстраивать такую информационную политику, которая, с одной стороны, определяется гомогенностью репрезентации происходящих в стране и мире процессов и явлений, с другой — занимает доминирующее положение. СМИ в Российской Федерации выступают в роли агента государства, а медиативная функция посредника между различными социальными группами отходит на второй план. Думается, это связано с тем, что власть не стремится к диалогу с общественными группами и реальному, субъект-субъектному взаимодействию с ними.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Нисневич Ю.А. Информационное пространство России: между телевизором и Интернетом // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 2013. № 4. С. 5—16. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20462920 (дата обращения: 15.12.2015).
2 Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В.Г. Николаева, закл. ст. М. Вавилова. М.: КАНОН-пресс-Ц; Жуковский: Кучково поле, 2003. С. 22.
3 См.: Popper К. After the Open Society: Selected Social and Political Writings. L. and N. Y.: Routledge, 2008. 493 p.
4 См.: Pickard V. America's Battle for Media Democracy. Cambridge Univ. Press, 2014. 262 p.
5 См.: Доверие российским СМИ. URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/12140 (дата обращения: 20.02.2016).
6 См.: Вся правда в «ящике». URL: http://infographics.wciom.ru/ theme-archive/society/mass-media/mass-media-trust/article/vsja-pravda-v-televizore.html (дата обращения: 20.02.2016).
7 См.: Указ Президента Российской Федерации «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах» от 24 июня 2009 г. № 715 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2015).
8 См.: Газпром-Медиа. URL: http://www.gazprom-media.com/about.xml (дата обращения: 15.01.2016).
9 См.: Указ Президента Российской Федерации «Об общественном телевидении в Российской Федерации» от 17 апр. 2012 г. № 455 // Информ.-прав. портал ГАРАНТ (дата обращения: 06.12.2015).
10 См.: Данные по аудитории. URL: http://www.tns-global.ru/services/ media/media-audience/tv/national-and-regional/audience/?arrFilter_ pf[CITY] = 5096&arrFilter_pf[PERI0D] = 01%2F02%2F2016 + -+ 07%2F02%2F2016&arrFilter_pf[TYPE]=66&set_filter=%D0%A1%D1%84%D0 %BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1 %8C&set_filter=Y (дата обращения: 22.02.2016).
11 См.: Интернет. URL: http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/information/?download=1156&date=2016%2001&arrFilter_ pf[YEAR]=2016&set_filter=Y (дата обращения: 20.02.2016).
12 См.: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"» от 28 дек. 2013 г. № 398-ФЗ // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 06.12.2015).
A. S. KOBELYANOV. FEATURES OF INTERACTION BETWEEN THE STATE AND MASS MEDIA IN MODERN RUSSIA
Key words: mass media, power, information, government regulation, public opinion
Abstract. The paper considers the main aspects of interaction between the power and media in contemporary Russia. The basic mechanisms of state influence on mass media and the main distribution channels of mass information on socio-political issues are identified.
Synopsis. Introduction: since the beginning of the twentieth century the power of mass media has increased manifold. In modern states, activities of the media as an institution are determined by the "habitus", or the frames of acceptable functioning, formation of which is influenced by cultural, legal, economic, and other factors. Therefore, reduction of the work of mass media to the moral and ethical imperative does not allow, on the one hand, to understand what position they really occupy in the political system, on the other hand, to determine the possibility of transition to a new qualitative state, being consistent with a particular normative model.
Materials and Methods: when writing this paper, the following methods were used: content analysis of mass media, analysis of documents, and the comparative historical method.
Results: the main mechanisms of state influence on the media were identified, as well as the main channels of mass distribution of information on socio-political issues. The main aspects of interaction between the authorities and the media in modern Russia were considered.
Discussion and Conclusions: Russia's political regime has enough resources (financial, legal, and administrative ones) that make it possible to build such an information policy that, on the one hand, is characterized by homogeneity of representation of processes and phenomena taking place in the country and the world, on the other hand, occupies the dominant position.
REFERENCES
1 Nisnevich YuA. Informacionnoe prostranstvo Rossii: mezhdu televizorom i Internetom [Informational space of Russia: between television set and the Internet]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija = The Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Political Science. 2013; 4:5—16. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id=20462920 (accessed 15.12.2015). (In Russ.)
2 McLuhan M. Ponimanie Media: vneshnie rasshirenija cheloveka [Understanding Media: the extensions of Man]. Moscow: KANON-press-TS; Zhukovsky: Kuchkovo field; 2003.
3 Popper K. After the Open Society: Selected Social and Political Writings. London and New York: Routledge; 2008. 493 p.
4 Pickard V. America's Battle for Media Democracy. Cambridge University Press; 2014.
5 Doverie rossijskim SMI [Trust to the Russian mass media]. Available from: http://fom.ru/SMI-i-internet/12140 (accessed 20.02.2016). (In Russ.)
6 Vsja pravda v «jashhike» [All truth in "box"]. Available from: http:// infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/mass-media-trust/ article/vsja-pravda-v-televizore.html (accessed 20.02.2016). (In Russ.)
7 Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob obshherossijskih objazatelnyh obshhedostupnyh telekanalah i radiokanalah» ot 24 ijunja 2009 g. № 715 [The decree of the President of the Russian Federation of 24.06.2009
No. 715 "About the national obligatory public TV channels and radio channels"]. Spravochnaya pravovaya sistema KonsultantPlyus = Legal reference system ConsultantPlus. (In Russ.)
8 Gazprom-Media [Gazprom-Media]. Available from: http://www.gazprom-media.com/about.xml (accessed 15.01.2016). (In Russ.)
9 Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii «Ob obshhestvennom televidenii v Rossijskoj Federacii» ot 17 aprelja 2012 g. № 455 [The decree of the President of the Russian Federation of 17.04.2012 No. 455 "About public television in the Russian Federation"]. Informacionno-pravovoj portal GARANT = Legal information portal GARANT. (In Russ.)
10 Dannye po auditorii [Audience Data]. Available from: http://www. tns-global.ru/services/media/media-audience/tv/national-and-regional/ audience/?arrFilter_pf[CITY]=5096&arrFilter_pf[PERI0D]=01%2F02%2F2016+-+ 07%2F02%2F2016&arrFilter_pf[TYPE]=66&set_filter=%D0%A1%D1%84%D0% BE%D1%80%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D1%8 C&set_filter=Y (accessed 22.02.2016). (In Russ.)
11 Internet [Internet]. Available from: http://www.tns-global.ru/services/ media/media-audience/internet/information/?download=1156&date=2016%20 01&arrFilter_pf[YEAR]=2016&set_filter=Y (accessed 20.02.2016). (In Russ.)
12 Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "Ob informacii, inf ormacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii"» ot 28 dekabrja 2013 g. № 398-FZ [Federal Law of 28.12.2013 No. 398-FZ "About modification of the Federal Law "About information, information technologies and on information security"]. Spravochnaya pravovaya sistema KonsultantPlyus = Legal reference system ConsultantPlus. (In Russ.)
KOBELYANOV Andrei Sergeevich, Postgraduate at the Department of Administration and political science, Volgograd Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Volgograd, Russian Federation).
Поступила 25.02.2016.