Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА'

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смолин Валентин Дмитриевич, Турукина Ксения Вячеславовна

В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей выявления и профилактики преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса. Развитие аграрного сектора экономики обусловлено стабильным развитием сельского хозяйства и эффективностью государственного управления в этой сфере. В правоохранительной системе имеются различные проблемы выявления и профилактики преступлений в сфере агропромышленного комплекса ввиду их неочевидности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смолин Валентин Дмитриевич, Турукина Ксения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DETECTION AND PREVENTION OF CRIMES IN THE FIELD OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

This article discusses issues related to the features of detection and prevention of crimes committed in the agro-industrial complex. The development of the agricultural sector of the economy is due to the stable development of agriculture and the effectiveness of public administration in this area. The law enforcement system has various problems in detecting and preventing crimes in the agro-industrial complex due to their lack of visibility.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИИ В СФЕРЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СМОЛИН Валентин Дмитриевич,

студент магистратуры юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: valentinsmolin@mail.ru@mail.ru;

ТУРУКИНА Ксения Вячеславовна,

студент магистратуры юридического института Красноярского государственного аграрного университета. E-mail: kmtc_111@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей выявления и профилактики преступлений, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса. Развитие аграрного сектора экономики обусловлено стабильным развитием сельского хозяйства и эффективностью государственного управления в этой сфере. В правоохранительной системе имеются различные проблемы выявления и профилактики преступлений в сфере агропромышленного комплекса ввиду их неочевидности.

Abstract: This article discusses issues related to the features of detection and prevention of crimes committed in the agro-industrial complex. The development of the agricultural sector of the economy is due to the stable development of agriculture and the effectiveness of public administration in this area. The law enforcement system has various problems in detecting and preventing crimes in the agro-industrial complex due to their lack of visibility.

Ключевые слова: экономическая преступность, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, выявление правонарушений, профилактика.

Keywords: economic crime, agro-industrial complex, agriculture, detection of offenses, prevention.

Агропромышленный комплекс (далее - АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, производящих, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию и доводящих её до потребителя. АПК является важной составляющей экономики страны. Его развитие имеет большое значение, что обусловлено рядом объективных причин: необходимостью обеспечения продовольственной безопасности государства [1, с. 117-123];реализацией тесной связи других отраслей народного хозяйства с аграрным сектором экономики; занятостью большого числа трудоспособных людей;наличием одного из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов и необходимость интеграции России в мировое сообщество.

Представляется, что необходимость обеспечения продовольственной безопасности, особенно после событий 2014 года, связанных с введением западных санкций против России и введением взаимного продовольственного эмбарго, выступает важным фактором устойчивого развития АПК. Правительство взяло курс на использование инновационных форм модернизации промышленности и экономики, и сельскохозяйственный сектор не является исключением [2, с. 16]. При этом декриминализация агропромышленного комплекса является необходимым условием его успешного развития, поскольку хищение в различных формах, имеющее место в этой области, может свести на нет все усилия по возрождению сельского хозяйства России. Хищения и иные «хозяйственные» преступления в рассматриваемой сфере обладают значительной вредоносностью и, безусловно, общественной опасностью. Ведь «любой вид человеческого поведения, несмотря на воплощение в нем свойств человеческой практики, не может быть криминализирован, если не обладает свойством вредоносности. Именно это свойство служит основной составляющей общественной опасности преступления» [3, с. 36].

Как показывает практика, чаще всего органы предварительного следствия системы МВД России в сфере агропромышленного комплекса расследуют преступления, предусмотренные ст. 159.2 УК РФ («Мошенничество при получении платежей»). Речь идет о мошенничестве при получении субсидий на страхование урожая, а также о краже бюджетных средств, полученных сельхозпроизводителями в виде различных субсидий на строительство жилья в сельской местности и пр. В результате изучения судебно-следственной практики были

определены основные способы совершения преступлений в сфере АПК. Наиболее распространенными являются следующие:

1. Связанные со страхованием урожая сельскохозяйственных культур, инициаторами которых являются, как правило, страховые компании. В обобщенном виде данные способы заключаются в хищениях средств федерального (регионального) бюджета в результате совершения фиктивных сделок по страхованию, завышения размеров посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственных культур, прогнозируемых рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию [4, с. 178].

2. Связанные с хищением бюджетных средств, полученных сельхозтоваропроизводителями в виде различных субсидий для выполнения различных работ в сфере АПК. В данном случае речь, как правило, идет о незаконном получении грантов, субсидий, выделяемых на реконструкцию животноводческих ферм; на развитие племенного дела в животноводстве; на закупку крупного рогатого скота, сельскохозяйственной техники, семян; на развитие личных подсобных хозяйств, садоводства [4, с. 179-180].

Эффективность выявления и последующего расследования рассматриваемых преступлений во многом зависит от качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, объема и качества собранного материала. Немаловажную роль имеют результаты дос-ледственной проверки - первоначальных действий по раскрытию преступлений в сфере АПК, проводимых оперативными сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, которые состоят в сборе информации о совершенном или совершаемом преступлении [5, с. 348-250]. Анализ такого рода уголовных дел показывает, что при доказывании самым важным и сложным моментом является установление прямого умысла на хищение уже при оформлении документов на получение субсидии (страховки и пр.) и отсутствие желания выполнять свои обязательства.

Учитывая, что каждое преступление в сфере агропромышленного комплекса является индивидуальным (обладает уникальным набором уголовно-правовых признаков), поэтому обозначить весь перечень процессуальных действий указать крайне сложно. Поскольку экономические условия в стране совершенствуются и видоизменяются, то способы совершения преступлений не стоят на

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)

месте и таким же образом видоизменяются. В связи с чем, тактика действий правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений в сфере АПК не должна стоять на месте.

Противоречивость и непоследовательность государственных экономических реформ зачастую приводит к огромной криминализации системы АПК. Преступления в сфере АПК являются одной из возможностей вывода денежных средств из легальной экономики в теневую, что лишает бюджет государства и регионов важной статьи дохода. Несмотря на заметную активизацию борьбы с преступлениями в сфере АПК, в целом уровень противодействия их распространению нельзя признать удовлетворительным. Не случайно в специальных исследованиях отмечается, что «в условиях наличия в СФО большого количества предприятий различного производственного, перерабатывающего и (горно) добывающего профиля обнаруживается взаимосвязь латентной преступности и соответствующими противоречиями в правовом регулировании производственной сферы» [6, с. 93].

Несомненно, эффективность расследования преступлений в сфере агропромышленного комплекса зависит от качества выполнения первоначальных проверочных действий, направленных на их выявление и раскрытие. За последние годы просматривается значительный рост указанных преступлений. Причины такого роста являются различными, одной из которых является проблема правового регулирования профилактики преступлений.

Профилактика преступлений в сфере АПК осложняется большим количеством обстоятельств. В связи с особенностью и многоаспектностью общественных отношений, которые возникают в сфере АПК, необходимо наличие большого комплекса правовых инструментов для их регулирования.Наиболее значимые можно указать гражданские, земельные и административные правовые отрасли, которые регулируются соответствующим законодательством. Более того, системное противодействие и профилактика преступности в сфере сельского хозяйства выступает соответствующим критерием эффективности механизмаправового регулирования [7, с. 26-30]. В связи с тем, что правовое регулирование и правовая охрана общественных отношений являются составными частями единого целого, то самым главным и значимым для поддержания

Библиография:

1. Власов В.А. Некоторые экономико-правовые аспекты обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях ВТО // Аграрное и земельное право. 2018. № 4 (160). С. 117-123.

2. Тепляшин И.В., Богатова Е.В. Правовые инновации в агропромышленном комплексе России: направления реализации // Сельское хозяйство. 2019. № 3. С. 1-6.

3. Мальков С.М., Шеслер А.В., Тепляшин П.В. Уголовно-правовая и уголовно-исполнительная политика Российской Федерации: монография / С.М. Мальков, А.В. Шеслер, П.В. Тепляшин. - Красноярск :СибЮИ МВД России, 2018. 128 с.

4. Репин М.Е. Характеристика преступлений мошеннического характера, совершаемых в сфере агропромышленного комплекса // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30). С. 177-181.

5. Теунаев А.С.-У. Актуальные вопросы противодействия преступлениям против собственности, совершаемым в сфере агропромышленного комплекса // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 2 (34). С. 347-351.

6. Тепляшин П.В. Тенденции преступности в Сибирском федеральном округе (глубина анализа 6 лет) // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практич. конференции (6-7 июня 2019 г.). Иркутск: Восточно-Сибирский ин-т МВД России, 2019. С. 92-94.

7. Тепляшин И.В., Фастович Г.Г. Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 3 (51). С. 26-30.

8. Теунаев А.С.-У. Коллизии в правовом регулировании как условие, способствующее совершению преступлений в сфере субсидирования агропромышленного комплекса // Юридическая техника. 2017. № 11. С. 714-715.

9. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Росс. газ. 2016. 28 июня.

10. Тепляшин И.В. Общественные советы в системе субъектов общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 9. С. 3-7.

11. Пинкевич Т.В. Особенности российской уголовной политики: структура и состояние // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 297-300.

12. Fastovich G.G., Kapsargina S.A. Institute of import substitution in the agro-industrial complex of modern Russia (theoretical and legal approach) - AGRITECH-II - 2019 // IOP Conference Series: Earth and Environmenatl Science. 2020. Vol. 421 (3). P. 032035. Doi: 10.1088/1755-1315/421/3/032035.

13. Фастович Г.Г. Бондаренко С.В. Модернизация системы высшего образования как фактор повышения эффективности деятельности государственного механизма // Право и государство: теория и практика. 2019. № 1 (169). С. 29-31.

14. Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.

правового поля АПК являются уголовно правовые средства, направленные на защиту экономических отношений, связанных с производством сельскохозяйственной продукции [8, с. 714-715].

В 2016 г. появился специальный нормативный правовой акт, регламентирующий юридические основы профилактической деятельности в Российской Федерации, а именно федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В п. 2 ст. 2 указанного закона имеется раскрытие термина «профилактика» [9]. Из большого количества направлений профилактики правонарушений следует упомянуть ранее указанные, то есть обеспечение экономической безопасности и профилактика коррупции. Немаловажное значение имеет общественный контроль, иные формы общественного мониторинга в агарном секторе экономики, а также деятельность общественных советов при правоохранительных органах [10, с. 3-7]. Как представляется, именно эти направления должны охватывать предупреждение преступлений в сфере субсидирования АПК.

Следует также учитывать, что сложность и многогранность общественных отношений в сфере АПК является причиной наличия такого большего несовершенства законодательства, а также отсутствие четкого подразделения (службы, ведомства), уполномоченного в сфере учета крестьянских (фермерских) хозяйств и других субъектов АПК, которое выполняло регулирующие функции при определении обоснованности применения мер государственной поддержки. Предупреждение преступлений в сфере субсидирования АПК должно опираться на хорошо сформулированные нормы уголовного законодательства, поэтому в этой части оно по-прежнему нуждается в совершенствовании [11, с. 298-299].

Завершая изложенное, можно сделать вывод о том, что предупреждение преступлений в сфере АПК существенно осложняется наличием проблем правового регулирования, наличием коллизионных положений нормативных правовых актов и отсутствием единого подхода к профилактической деятельности [12, 13]. Поскольку институт АПК является относительно новым, а система профилактики правонарушений появилась только в 2016 году, то после этапа ее апробации должны быть внесены существенные изменения в действующее законодательство [14, с. 13].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.