Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ФОРУМОВ)'

ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ФОРУМОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-коммуникация / интернет-форум / коммуникативное поведение / теория аутопоэза / стереотипизация / internet-mediated communication / internet-forum / communicative behaviour / theory of autopoiesis / psycholinguistic experiment / serotyping

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилина Виктория Андреевна, Карданова-Бирюкова Ксения Суфьяновна

В статье рассмотрены некоторые особенности коммуникативного поведения участников интернет-общения на различных тематических интернет-форумах. В качестве методологической основы исследования выбрана теория аутопоэза, которая позволяет отследить динамику взаимодействия в интернет-пространстве. В качестве материала используются тематические интернет-форумы, отобранные согласно заданным ранее критериям. В результате анализа интернет-форумов было выявлено, что коммуниканты склонны опираться на стратегию самопрезентации. Отмечены единичные примеры использования стратегии аргументации через поиск весомых фактов, подтверждающих собственную точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the communicative behavior of the participants during Internet-mediated communication on Russian and English Internet-forums

The paper looks into the communicative behavior of the participants to Internet-mediated communication – active users of thematic Internet-forums. The methodological platform is based upon the theory of autopoiesis. The research material involves six Russian and English Internet-forums. The analysis showed that the communicants tend to use stereotypical speech actions, while there are few examples of the communicants’ using argumentation to support their vision.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ ФОРУМОВ)»

УДК: 81'23

DOI: 10.31249/epl/2024.01.03

Данилина В.А., Карданова-Бирюкова К.С.

ОСОБЕННОСТИ ВЫСТРАИВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЯ

(на материале англо- и русскоязычных форумов)®

Московский городской педагогический университет, Россия, Москва, vika.danilina9@gmail.com, kardanova-birukovaks@mgpu.ru

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые особенности коммуникативного поведения участников интернет-общения на различных тематических интернет-форумах. В качестве методологической основы исследования выбрана теория аутопоэза, которая позволяет отследить динамику взаимодействия в интернет-пространстве. В качестве материала используются тематические интернет-форумы, отобранные согласно заданным ранее критериям. В результате анализа интернет-форумов было выявлено, что коммуниканты склонны опираться на стратегию самопрезентации. Отмечены единичные примеры использования стратегии аргументации через поиск весомых фактов, подтверждающих собственную точку зрения.

Ключевые слова: интернет-коммуникация; интернет-форум; коммуникативное поведение; теория аутопоэза; стереотипизация.

Поступила: 04.12.2023

Принята к печати: 30.01.2024

© Данилина В.А., Карданова-Бирюкова К.С., 2024

Danilina V.A., Kardanova-Biryukova K.S.

Specifics of the communicative behavior of the participants during Internet-mediated communication on Russian and English Internet-forums®

Moscow City University, Russia, Moscow, vika.danilina9@gmail.com, kardanova-birukovaks@mgpu.ru

Abstract. The paper looks into the communicative behavior of the participants to Internet-mediated communication - active users of thematic Internet-forums. The methodological platform is based upon the theory of autopoiesis. The research material involves six Russian and English Internet-forums. The analysis showed that the communicants tend to use stereotypical speech actions, while there are few examples of the communicants' using argumentation to support their vision.

Keywords: internet-mediated communication; internet-forum; communicative behaviour; theory of autopoiesis; psycholinguistic experiment; serotyping.

Received: 04.12.2023 Accepted: 30.01.2024

Введение

В последние 20-25 лет интернет-коммуникация широко изучается специалистами, представляющими разные исследовательские направления в силу популяризации формата онлайн-коммуникации и его проникновения во все сферы человеческой жизни. В полной мере специфика цифровой коммуникации современного общества проявилась в период пандемии в 2020-2022 гг. Эти три года настолько глобально изменили мировосприятие человека [Глазкова, 2021; Тивьяева, 2021; Тгууаеуа, АЬ^1ш1апоуа, 2023 и др.], что полного возврата к офлайн-коммуникации в ближайшие годы не предвидится, а это говорит в пользу проведения дальнейших исследований специфики формата дистанционного общения.

Необходимость исследования интернет-коммуникации определяется и ее отличительными особенностями: анонимностью, добровольностью, интерактивностью, нерегламентированностью поведения, дистантностью и нелинейностью (см., например, [Ио-нина, 2010; Комалова, 2021]). Все эти характеристики отличают

© Danilina V.A., Kardanova-Biryukova K.S., 2024

онлайн-коммуникацию от традиционной фронтальной и во многом определяют специфику коммуникативного поведения участников [Карданова-Бирюкова, 2021а, 20216]. Сегодня изучены многие стороны этого коммуникативного формата, но имеются и лакунар-ные области. Так, перспективным представляется изучение того, как участники выстраивают коммуникативное поведение в рамках общения на интернет-форумах.

Актуальность изучения того, как коммуниканты выстраивают собственное речевое поведение и взаимодействуют со своей онлайн-средой, связана прежде всего с тем, что, во-первых, в дистантном общении возможно варьировать поведение, нарушать нормы традиционного межличностного общения, а также вступать во взаимодействие только с теми пользователями, беседа с которыми может быть интересной. Во-вторых, коммуникация в он-лайн-пространстве требует адаптивности, что делает коммуникативное поведение участников такого взаимодействия гибким и менее ориентированным на нормы социального общения.

Научная новизна исследования того, как реализуется коммуникативное поведение участника дистантного коммуникативного взаимодействия, определяется необходимостью опоры на такой теоретический фундамент, который дает возможность рассматривать коммуникацию как нелинейное адаптивное взаимодействие. Этот фундамент задается биологической теорией аутопоэза, в которой речевая деятельность рассматривается как свойство человека, определяющее в том числе и адаптационные возможности субъекта коммуникации.

С учетом этого цель исследования заключается в анализе речевых действий участников общения на интернет-форумах и выявлении и систематизации частотных адаптационных стратегий, реализуемых в этом коммуникативном формате.

Объектом исследования выступает коммуникативное поведение участника дистантного общения, а предметом - универсальные адаптационные стратегии, регулярно применяемые в исследуемом формате дистантной коммуникации (на примере русско- и англоязычных интернет-форумов).

Методологическая основа исследования

Методологическую основу исследования составляет биологическая теория аутопоэза, впервые представленная в публикациях чилийских ученых У. Матураны и Фр. Варелы [МаШгапа, 1978; МаШгапа, Уаге1а, 1980; Уаге1а, 1974; Уаге1а, 1979]. В центре внимания находится живая система, ориентированная на сохранение собственной цикличности [МаШгапа, 1978], или самовыживание. Но для этого она постоянно совершает действия, направленные на поддержание равновесных отношений со средой. При этом свойства среды определяются свойствами именно живой системы и не являются константными. Это означает, что в каждом акте интеракции со средой живая система выстраивает определенные иерархии значимых для своей организации и жизнедеятельности элементов этой среды и не воспринимает то, что для нее сейчас не релевантно.

При распространении этих общих принципов на онлайн-общение можно говорить о взаимодействии коммуниканта со средой, в которой осуществляют общение участники, занимающие разное положение в иерархии средовых факторов. Коммуникация при этом может рассматриваться как процесс восстановления равновесных отношений с этой средой и их стабилизации [Карданова-Бирюкова, 2021 б]. Однако в силу своей адаптивности живая система каждый раз выстраивает иерархическую структуру среды заново, акцентируя в ней именно те компоненты, которые критичны для стабилизации равновесных отношений в условиях конкретной деятельности индивида.

Подобная адаптивность живой системы определяет ее способность к осуществлению коммуникации в онлайн-пространстве и может быть изучена через анализ готовых образцов коммуникации либо экспериментальным путем.

Методика и материал исследования

Методика исследования определялась целью исследования и поставленными задачами.

Сначала была сформирована эмпирическая база исследования. Были отобраны шесть интернет-форумов (три на русском языке и три на английском языке), соответствующих ряду заранее

заданных критериев. Во-первых, форум должен состоять из 100 и более последовательных высказываний. Во-вторых, в ходе первичного анализа форума возможно выделить менее активных и более активных участников. В-третьих, высказывания участников коммуникации должны различаться по объему.

Далее был осуществлен анализ интернет-форумов, включающий три этапа. Сначала проводился структурный анализ форумов, выстраивались схемы коммуникативного взаимодействия с целью выделения наиболее интерактивных коммуникантов и определения характера развития коммуникативного взаимодействия. Затем изучалось коммуникативное поведение наиболее активных участников форумов, определялось то, какие речевые / неречевые действия совершались ими для восстановления равновесных отношений.

Для операционализации этой работы все речевые действия объединялись в блоки в зависимости от того, какие адаптационные стратегии использовали коммуниканты. В отдельные группы внесены стратегии, в которых коммуникант ориентируется на собственную языковую способность, на активную позицию в осуществлении коммуникации и на степень сформированности когнитивных операций. Эти адаптационные свойства дают возможность оптимизации равновесных отношений со средой и критичны в ситуациях, когда у коммуниканта наблюдается дефицит каких-либо коммуникационных способностей.

Наконец, на последнем этапе были выявлены некоторые частотные способы вербального оформления коммуникантами речевых действий.

Все этапы анализа осуществлялись вручную через выстраивание логических схем каждого из рассматриваемых интернет-форумов и качественно-количественный анализ речевых действий коммуникантов, характеризующихся разной степенью активности.

Результаты и дискуссия

В результате структурного анализа интернет-форумов подтвердилось, что взаимодействие в интернет-пространстве выстраивается нелинейно. Так, на первом форуме выделено 10 линейных последовательностей, на втором - 14, на третьем и четвертом - 12,

на пятом - 22, на шестом - 24 последовательности. Иными словами, форум каждый раз разбивался на несколько дозированных блоков, в которых коммуниканты обсуждали релевантные для них вопросы.

Далее была выявлена степень активности коммуникантов. Например, в результате анализа одного из интернет-форумов, вошедших в выборку, была получена следующая статистика: 100 высказываний, составивших данный форум, были оставлены 63 коммуникантами. При этом наиболее активными коммуникантами являются пользователи под именами Mulia (11 высказываний) и Alcest (8 высказываний), а участник Dimoni4e, который является инициатором обсуждения, не демонстрирует активную позицию и высказывался на форуме всего пять раз.

Как показали результаты анализа, наиболее активные коммуниканты как на англо-, так и на русскоязычных форумах редко предпринимают попытки аргументировать позицию. Как показал анализ языкового материала, более частотной является стратегия самопрезентации. Например: Затраты были небольшие, я на регистрацию и рекламу только потратился ... времени куча и деньги есть, Играла в студии более 6-ти лет, но профессиональной артисткой никогда не хотела стать, мы все же за этот год посетили и одну новую для себя страну - Хорватию; I have refused to create a regular schedule or to actually track the hours that I work, I was very fortunate enough to go to this as days later, it would cancel performances1.

Свойство структурности реализуется только в отдельных комментариях. Как правило, коммуниканты не склонны аргументировать свою позицию и оставляют реплики, которые не соотносятся с темой, обсуждаемой на форуме. В результате анализа всех шести форумов (N = 600 реплик, оставленных порядка 200 участниками) мы идентифицировали только двух наиболее активных участников общения, предпринимавших попытки аргументировать свои позиции. Например, наиболее активный коммуникант форума, посвященного обсуждению положительных и отрицательных сторон ведения онлайн-бизнеса, выражает мнение, отличающееся от мнения инициатора форума (Dimoni4e: Я бы многим советовал

1 Орфография и пунктуация сохранены авторские. - В. Д., К. К.-Б.

начинать с онлайна, т.к. это проще..., ответ коммуникантаMulia: Вопрос выбора во многом зависит от вашей личной жизненной ситуации. Вот, например, если женщина сидит дома с детьми и хочет зарабатывать деньги, то вряд ли она сможет работать в оффлайне. бизнес в оффлайне прост, потому что вроде бы понятен и привычен для большинства людей), и неоднократно приводит аргументы в поддержку своей позиции.

Следует отметить, что наиболее активные коммуниканты также не оставляют объемных реплик, характерных для менее активных коммуникантов. Так, одна реплика неактивного коммуниканта на первом форуме насчитывает 6871 символ, в то время как общий объем реплик активного коммуниканта составляет 1549 символов.

Кроме того, наиболее активные коммуниканты склонны использовать этикетные формулы при ответе на реплики других коммуникантов. Например, будьте осторожны, берегите себя и не болейте! Аня, вообще здОрово!!!, Ваш трип на Кипр взял за душу, конечно!, География у тебя классная!, Аня, у тебя Марокко -это просто огонь, конечно! Ждем рассказов!

Участники общения оперируют шаблонными комментариями, при этом даже лексическое и грамматическое оформление высказывания фактически не меняется: высказывание 21: Онлайн, конечно - высказывание 22: Конечно. он-лайн бизнес; высказывание 34: с учетом нестабильности это идеальное совмещение -высказывание 35: да, идеальный вариант - совмещать, высказывание 42: почему все так разделяют на онлайн и офлайн бизнес ? сейчас редко один без второго существует - высказывание 45: Сейчас мало какой оффлайн бизнес обходится без онлайн, высказывание 5 Varies from day to day but anywhere from 2 to 15ish. - высказывание 50 Varies., высказывание 23 I do work in average 7 hours per day - высказывание 27 I have to work 6 hours - высказывание 351 work 9-5 Monday through Friday - высказывание 651 work around 10 hours in a day.

Коммуниканты используют различные средства графического выделения. Например, полужирный шрифт и прописные буквы: Скорее всего, имелось ввиду получение первого дохода (выручки), а не прибыли, В общем, выбирать нужно то, чем интересно заниматься, Заниматься нужно тем, что нравится и приносит удо-

вольствие, или легально обложить тебя данью за 12 лет вперед (ЦИВИЛИЗАЦИЯ). При этом использование средств графического выделения является отличительной чертой именно русскоязычных интернет-форумов.

Выводы

Таким образом, анализ показал, что для интернет-коммуникации характерна нелинейность коммуникативного взаимодействия, что связано с техническими особенностями интернет-общения. Выявлено, что участники интернет-коммуникации не склонны оставлять содержательные комментарии и аргументировать свою позицию.

В целом проведенный анализ русско- и англоязычных интернет-форумов позволил наметить ряд проблемных областей, которые возможно изучать экспериментальным путем. Так, перспективно экспериментальное исследование коммуникативных стратегий, применяемых участниками онлайн-общения, с точки зрения того, какие адаптационные ресурсы подключаются ими в процессе общения. Иными словами, возможно выстраивание дизайна эксперимента, направленного на алгоритмизацию адаптивного поведения участников с учетом различных обстоятельств общения. Кроме того, возможны выявление и систематизация средовых факторов, представляющихся участникам коммуникации наиболее значимыми в совершении ответного адаптивного действия.

Список литературы

Глазкова Т.Ю. Использование языковых средств в онлайн-коммуникации в эпоху

пандемии // Сервис plus. - 2021. - Т. 15. - № 2. - С. 133-136. Ионина А.А. Особенности создания и восприятия текста в Интернете // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. - 2010. - № 2(6). -С. 33-39.

Карданова-Бирюкова К. С. Коммуникация как междисциплинарный исследовательский объект // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021а. - Вып. 2 (844). - С. 24-34. Карданова-Бирюкова К. С. Теория аутопоэза как методологическая основа научных исследований // Методология современного языкознания - 3: сб. статей в честь юбилея В.А. Пищальниковой / отв. ред. К.С. Карданова-Бирюкова. - Москва : Р. Валент, 2021б. - С. 112-129.

Комалова Л.Р. Язык вражды в публичном дискурсе Интернета // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. - 2021. - № 2. - С. 92-118.

Подъяпольская О.Ю. Коммуникативно-прагматические и лингвостилистические особенности интернет-форума как жанра сетевой коммуникации (на материале немецкоязычных форумов для детей и молодежи) // Знак: проблемное поле ме-диаобразования. - 2022. - № 1(43). - С. 76-85.

Тивьяева И.В. Мемориализация пандемии коронавируса в сетевых дневниках русскоязычных и англоязычных участников интернет-коммуникации // Русистика и компаративистика. - 2021. - Вып. XV. - С. 236-261.

MaturanaH.R. Biology of language: the Epistemology of reality // Psychology and Biology of Language and Thought: Essays in Honor of Eric Lenneberg / ed. by Miller G.A., Lenneberg E. - New York : Academic Press, 1978. - P. 27-63.

Maturana H.R., Varela F.J. Autopoiesis and cognition: the realization of the living // Boston Studies in the Philosophy of Science. - 1980. - Vol. 42. - P. 5-58.

TivyaevaI.V., AbdulmianovaD.R. Digital politeness in online translator and interpreter training: The lessons of the pandemic // Training, Language and Culture. - 2023. -Vol. 7, N 1. - P. 101-115.

Varela F.J. Autopoiesis: the organization of living systems, its characterization and a model // BioSystems. - 1974. - Vol. 5. - P. 187-196.

Varela F.J. Principles of Biological Autonomy. - New York : North Holland, 1979. -306 p.

Reference

Glazkova, T.Yu. (2021). Ispolzovaniye jazykovih sredstv v onlain-kommunikazii v epohu pandemii. Servisplus, 15(2), 133-136.

Ionina, A.A. (2010). Osobennosti sozdanija i vosprijatija teksta v Internete. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologiya. Teoriya jazyka. Jazykovoye obrazovaniye, 2(6), 33-39.

Kardanova-Biryukova, K.S. (2021a). Kommunikaciya kak mezhdisciplinarnyj issle-dovatel'skij objekt Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2(844), 24-34.

Kardanova-Biryukova, K.S. (2021b). Teoriya autopoeza kak metodologicheskaya os-nova nauchnih issledovanij. In Metodologiya sovremennogo jazykoznaniya - 3: sbornik statej v chest' jubileya V.A. Pishchalnikovoy (рр. 112-129). Moscow.

Komalova, L.R. (2021). Jazyk vrazhdy v publichnom diskurse Interneta. Socialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literature. Seriya 6: Jazykoznaniye. Referativny zhurnal, 2, 92-118.

Pod'yapolskaya, O.Yu. (2022). Kommunikativno-pragmaticheskiye i lingvostilisticheskiye osobennosti internet-foruma kak zhanra setevoy kommunikazii (na materiale nemezko-jazychnyh forumov dlya detey i molodezhi). Znak: problemnoye pole mediaobra-zovaniya, 1(43), 76-85.

Tivyaeva, I.V. (2021) Memorializatsiya pandemiyi koronavirusa v setevyh dnevnikah russkojazychnyh i anglojazychnyh uchastnikov internet-obsheniya. Rusistika i kom-parativistika, XV, 236-261.

Maturana, H.R. (1978). Biology of language: the Epistemology of Reality. In Miller G.A., Lenneberg E. (Eds.). Psychology and biology of language and thought: essays in honor of Eric Lenneberg (pp. 27-63). New York: Academic Press.

Maturana, H.R., Varela, Fr. (1980). Autopoiesis and cognition: the realization of the living. Boston Studies in the Philosophy of Science, 42, 5-58.

Tivyaeva, I.V., Abdulmianova, D.R. (2023). Digital politeness in online translator and interpreter training: The lessons of the pandemic. Training, Language and Culture, 7(1), 101-115.

Varela, F.J. (1974). Autopoiesis: the organization of living systems, its characterization and a model. BioSystems, 5, 187-196.

Varela, F.J. (1979). Principles of Biological Autonomy. New York: North Holland.

Сведения об авторах

Данилина Виктория Андреевна - магистрант кафедры языкознания и переводоведения, Московский городской педагогический университет, Россия, Москва, vika.danilina9@gmail.com

Карданова-Бирюкова Ксения Суфьяновна - доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языкознания и пере-водоведения, Московский городской педагогический университет, Россия, Москва, kardanova-birukovaks@mgpu.ru

About the authors

Danilina Viktoria A. - Master's degree student at the Department of Linguistics and Translation Studies, Moscow City University, Russia, Moscow, vika.danilina9@gmail.com

Kardanova-Biryukova Ksenia S. - Doctor of Science in Philology, associate professor, Head of the Department of Linguistics and Translation Studies, Moscow City University, Russia, Moscow, kardanova-birukovaks@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.