УДК 378. 14. 014. 13
DOI: 10. 23951/2307-6127-2018-3-224-230
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ФРАНЦИИ
Д. Вьенне1, С. И. Поздеева2, Е. Д. Безносова3, С. А. Костина4
1 Университет Париж 8, Сен-Дени, Франция
2 Томский государственный педагогический университет, Томск
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск
4 Российский университет дружбы народов, Москва
Рассмотрены ключевые особенности системы высшего образования во Франции. Страна имеет не только интересные социокультурные, но и образовательные традиции. Анализируется такая особенность, как наличие во Франции двух типов учреждений высшего образования: университетов и высших школ, рассматриваются типы университетов и высших школ. Выделены ступени высшего образования: бакалавриат (степень «лисанс»), магистратура (магистр первого и второго года обучения), докторантура. Показано, как в сфере высшего образования страны проявляется гуманистическая, прогрессивная, социальная традиция. Анализируется опыт лучших университетов и высших элитных школ Франции. Выделены некоторые проблемные точки в практике высшего образования страны: дифференциация типов высших учебных заведений, недостаток финансирования, разделение преподавания и исследования, интенсификация преподавательской деятельности и др. Показано, что на их преодоление направлены реформы, например «Закон о высшем образовании и научных исследованиях».
Ключевые слова: система высшего образования во Франции, университеты, высшие элитные школы, реформы высшего образования.
В рейтинге глобальной конкуренции за 2017-2018 гг. Франция занимает 40 место (из 140) по уровню развития системы высшего образования [1]. В Шанхайском рейтинге вузов (Academic Ranking of World Universities, ARWU) французские вузы занимают 40 и 41 место (это университет Пьера и Марии Кюри и университет Париж-Юг 11 - французский государственный университет, специализирующийся в точных науках). Шанхайский рейтинг сфокусирован на научной и академической деятельности вузов. В исследовании участвуют более 1 200 вузов и только 500 из них попадают в список лучших университетов мира [2]. Интересно, что сами французы не очень жалуют рейтинги университетов и высших школ, так как считают их не совсем объективными и научными, поэтому официального национального рейтинга французских государственных университетов не существует, но все предлагаемые ими академические учебные программы соответствуют государственным стандартам образования [3].
Современное образование во Франции формируется на протяжении нескольких столетий и имеет богатую историю. Во Франции действует собственная система учебных циклов, получаемых степеней и дипломов. После подписания Болонского соглашения все французские университеты перешли на многоуровневую систему образования, включающую бакалавриат, магистратуру и аспирантуру-докторантуру. Первая ступень высшего образования ведет к получению степени Licence 3 (Лисанс 3) - это аналог степени бакалавра в России. Не нужно путать французский «лисанс» и «лиценциат». Лиценциат - это академическая степень, приобретаемая студентом после окончания лицентиатуры. В настоящее
время степень лиценциата прекратила свое существование в связи с переходом на новую систему обучения. Степень «лиценциат» действовала во Франции, Испании, Финляндии и Швейцарии до участия стран в Болонском процессе. Через год можно получить степень Master 1 (Магистр первого года обучения) и еще через год - Master 2: Professionnel или Recherche (Магистр второго года обучения по профессиональному или научному направлению (для того чтобы поступить в аспирантуру-докторантуру)). Следует отметить, что можно получить диплом после одного года обучения в магистратуре после Лисанс 3 (аналог степени бакалавра в России), который соответствует российскому диплому специалиста. А магистр второго года обучения по профессиональному или научному направлению соответствует российскому диплому магистра. Но в последнее время наблюдается тенденция к двухгодичному обучению и получению степени Мастер 2. При этом выбор профессионального или научного направления происходит перед поступлением, а не после одного года обучения в магистратуре.
Во Франции, в отличие от других стран, отсутствует институт аккредитации учебных заведений и учебных программ. Все государственные вузы считаются аккредитованными, однако они должны обладать правом осуществлять образовательную деятельность и выдавать дипломы государственного образца. Это право подтверждается ежегодно Министерством образования в форме публикуемых официальных списков видов подготовки по всем признанным специальностям с перечислением университетов и частных вузов, в которых министерство предусматривает данный вид подготовки на предстоящий учебный год. Каждый вуз, претендующий на открытие у себя нового вида программы, должен обосновать это право и получить разрешение Министерства образования в ходе длительной процедуры.
Франция является страной с гуманистической, прогрессивной и социальной традицией, которая характеризуется доступностью образования, медицинского обслуживания, социального страхования, государственных услуг независимо от социального, религиозного, национального или культурного происхождения человека. Вот почему большинство школ, колледжей и университетов являются государственными и бесплатными как для жителей страны, так и для иностранных студентов. Студентом оплачиваются только расходы на проживание, питание и другие личные расходы. Большинство образовательных учреждений государственные. Необходимо отметить, что система высшего образования во Франции может показаться сложной и запутанной, так как существуют две общие категории - университеты и элитные высшие школы.
Университет - это единственное высшее учебное заведение, которое принимает всех студентов без предварительного отбора. Следует отметить, что часто лучшие выпускники школ не поступают в университеты, они остаются в лицее в подготовительных классах для того, чтобы готовиться к поступлению в высшие школы. Но случается, что способные выпускники школ выбирают университет из-за образовательной программы или высокого уровня образования, а по уровню подготовки эти абитуриенты могут быть не хуже поступающих в высшую элитную школу. Высшие школы - это неофициальный, исторически сложившийся тип французских высших учебных заведений. В данные школы набирают студентов исключительно по результатам вступительных экзаменов, которым, как правило, предшествует двухгодичные подготовительные курсы. Обучение в высших школах считается во Франции более престижным, чем в университетах.
При выборе абитуриентом направления обучения в университете ограничений практически не существует. Сегодня во Франции насчитывают 92 университета и более 3 000 высших школ. Некоторые школы имеют богатую и долгую историю, а их дипломы считаются уровнем выше, чем диплом значимых университетов, например, такие школы, как Националь-
ная школа администрации (данное образовательное учреждение стоит на первом месте не столько по уровню образования, сколько по перспективам карьерного роста). Эта школа дала Франции двух президентов, семь премьер-министров, большое количество министров, префектов, сенаторов и депутатов Национального собрания. Политехническая школа считается самой лучшей школой по уровню образования, имеет долгую и богатую историю, в ней готовят инженеров. Большая часть вузов сосредоточена в Париже и столичном округе. Региональные университеты имеют более узкую специализацию, например, университет Страсбурга - юриспруденция, история и немецкий язык. В целом уровень высшего образования во Франции высок вне зависимости от выбранного учебного заведения. В основном обучение ведется на французском языке, хотя в последнее время все больше университетов и школ открывают платные образовательные программы на английском языке из-за высокой востребованности высшего образования у иностранных студентов.
Система высшего образования Франции включает:
1. Университеты, которые осуществляют подготовку по литературе, естественным наукам, праву, экономике и междисциплинарным проблемам.
2. Университетские технологические институты с двухгодичным сроком обучения, которые готовят техников-технологов [4].
3. Высшие элитные специализированные вузы (grande école - элитные высшие школы), среди которых выделяют:
а) коммерческие школы (Écolesdecommerce). Они многочисленны и различаются по статусу (государственные и частные), по специфике образования и условиям поступления;
б) инженерные школы (Écolesd'ingénieur). Среди этих заведений существуют неспециализированные школы, где большой конкурс при поступлении, и специализированные, где конкурс менее сложный;
в) высшие нормальные школы (Écolesnormalessupérieures). Они готовят преподавателей университетов и руководителей высшего звена;
г) институты политических наук (Institutd'étudespolitiques), в которых обучение длится 5 лет, один год студент должен провести за границей [5].
Необходимо отметить, что высшие школы имеют свои требования и критерии отбора, они набирают студентов после подготовительных курсов и успешно пройденных вступительных испытаний.
Обычно учеба во французских университетах начинается в середине сентября, а в некоторых университетах - в конце сентября - начале октября. Как и в России, учебный год разделен на два семестра. Варьируются и даты каникул, студентам следует ориентироваться на календарь своего университета. Помимо летних каникул за год студенты во Франции отдыхают еще четыре раза (первые каникулы (одна неделя) - в конце ноября, они приурочены ко Дню всех святых. Две недели каникул выпадают на период между Рождеством и Новым годом. Зимние каникулы наступают в конце февраля. Перед летней сессией, в середине апреля, есть весенние каникулы.
Что касается организации занятий в университете, то в программе каждой специальности есть обязательные предметы и факультативы. Как и в большинстве университетов, занятия во французских вузах делятся на лекции и практические занятия. Во французском университете понятия «группа» не существует, есть курс и специальность. Иногда даже на практических занятиях могут присутствовать до 30 человек. Преподаватель на занятиях может использовать интерактивные технологии, все зависит от его собственного желания и оснащенности аудитории. Помимо аудиторного общения с преподавателем студенты могут задавать свои вопросы по электронной почте либо в социальных сетях. В этом случае все
зависит от преподавателя, от его возраста или статуса. Обычно преподаватель задает домашнее задание, а во время следующего занятия его проверяют и разбирают.
Франция является одним из лидеров среди неанглоязычных стран, принимающих иностранных студентов, большая часть которых приезжают из стран Магриба (например, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия), Африки (вне Магриба), Азии, Европейского союза. Российские студенты также любят уезжать учиться во Францию, но их, конечно же, намного меньше. У русских студентов очень хорошая репутация среди французских преподавателей, они известны своей мотивацией, компетенциями, трудолюбием и любовью к французской культуре.
Как и в любой другой системе высшего образования, система высшего образования во Франции имеет свои проблемы. Во-первых, это разделение между элитными вузами и университетами. Такое разделение является результатом постреволюционного периода [5]. После революции 1789 г. университеты были упразднены, а вместо них появились «элитные высшие школы», которые должны были готовить высшие управленческие кадры для государства. И только в 1896 г. в стране были вновь учреждены университеты. Таким образом, во Франции традиция университета как учебного и научного учреждения была утеряна в течение почти всего XIX в.
Вторым и не менее важным противоречием является отделение университета от научно-исследовательских учреждений. В связи с таким разделением появляется разделение статуса преподавателя и преподавателя-исследователя, разделение между научной деятельностью и преподавательской. Как и в России, университеты сталкиваются с проблемой нехватки финансирования. Заработные платы преподавателей и преподавателей-исследователей не повышаются. Студент, выбирающий путь исследователя, а не преподавателя, зарабатывает меньше во время написания диссертации. Следующей проблемной точкой является разделение преподавания по учебным дисциплинам. Университеты являются учебными заведениями, которые отделяют естественные науки, биологические науки и гуманитарные науки. Даже в междисциплинарных университетах интегрированные курсы являются, скорее, исключением, чем правилом.
С недавних времен французское общество столкнулось и с такими проблемами, как депрессия и душевные страдания, особенно в профессиональной среде [6]. За последние годы в некоторых компаниях были зафиксированы случаи самоубийства на работе. Эта ситуация, по-видимому, связана с безграничным расширением экономического либерализма в Европе, который оказывает сильное влияние на общественное, академическое и университетское пространство посредством увеличения уровня производительности во всех секторах, перехода работников на краткосрочный трудовой договор, сокращения финансирования государственных учреждений, навязанного европейскими договорами (в частности, Римский договор II (2004 г.), который вводил Конституцию ЕС в действие [7]). После организации референдума по Конституции Европейского союза в 2005 г. договор был отвергнут французским народом. Но несмотря на выбор народа, договор был подписан президентом Франции Николя Саркози. Последствия принятия Конституции ЕС сильно ощущаются в системе образования, а в последние годы растет социальный протест [8].
За последнее десятилетие во французских университетах были приняты многочисленные реформы, направленные на поддержку научных исследований (например, закон об исследовательских программах 2006 г.), на свободное управление университетом (закон о правах и обязанностях университета 2007 г.), на появление 12 университетских центров передовых знаний мирового уровня (закон «План-Кампюс», 2008 г.).
Перспективы французской высшей школы определяет Закон о высшем образовании и научных исследованиях (Закон Фиоразо, министра высшего образования Франции), приня-
тый в мае 2013 г. Он направлен на лучшую интеграцию университета в социоэкономиче-ском окружении. Согласно этому закону 50 % граждан должны быть выпускниками университетов. Он предусматривает демократизацию высшего образования, большую открытость в доступе к знаниям и поддержку студентов при обучении, независимо от социокультурного происхождения, возраста и финансовых возможностей. Предполагалось увеличение количества предоставляемых студентам стипендий и их размера, усиление профессиональной ориентации на первых курсах вузов. Уделено особое внимание освоению цифровых технологий. Закон ставит целью динамично развивать связи между университетами, школами и научными центрами, добиться большего международного признания французских вузов, системы университетского образования и научных исследований, закрепляет возможность преподавания дисциплин на иностранных языках [9].
Список литературы
1. The Global Competitiveness Report 2017-2018. Klaus Schwab, World Economic Report . URL: http://www3 . weforum . org/docs/ GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017%E2%80%932018. pdf (дата обращения: 17 .05.2018) .
2 . Jean Pérès . Le classement de Shanghai des universités: une pernicieuse addiction médiatique . Paris: Acrimed, 2017 . 10 p .
URL: http://www. acrimed . org/Le-classement-de-Shanghai-des-universites-une (дата обращения: 23. 05.2018) .
3 . Laurence . Analyse critique et prospective de la loi relative aux Libertés et Responsabilités des Universités . Sauvonsl'Université .
Caen, 2007 . 5 p . URL: http://www. sauvonsluniversite . com/spip . php?article67 (дата обращения: 23.05. 2018) .
4 . Свиридонова В . П . , Аззауи М . Система высшего образования во Франции // Вестник Волгоградского гос . ун-та . 2005. №
8 . С . 61-66 . URL: http://elibrary. ru/download/elibrary_11614145_69122598. pdf (дата обращения: 17 . 05.2018) .
5 . Крайсман Н . В . , Фушель Д . Система высшего образования во Франции: слабые стороны, парадоксы и задачи универ-
ситетов // Современные проблемы науки и образования . 2015 . № 2-2 . С . 373-381. URL: http://elibrary. ru/download/ elibrary_24921235_62037789 . pdf (дата обращения: 17 . 05.2018) .
6 . Viennet D . Essai sur le temps et la constitution du soi contemporain . Il y a malêtre . Paris: L'Harmattan, 2009 . 240 p .
7 . Bourdieu P L'essence du néolibéralisme . Monde diplomatique . Paris, 1998. URL: http://www. monde-diplomatique . fr/1998/03/
B0URDIEU/10167 (дата обращения: 20 . 05.2018) .
8 . Le texte des 250 universitaires: «Les étudiant-e-s ont raison de se révolter contre l'ordre de la sélection et de la répression» .
Médiapart. 2018 . URL: https://blogs . mediapart fr/les-invites-de-mediapart/blog/180418/les-etudiant-e-s-ont-raison-de-se-revolter-contre-l-ordre-de-la-selection-et-de-la-rep?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_ campaign=Sharing&xtor=CS3-66 (дата обращения: 21.05. 2018) .
9 . Loi n 2013-660 du 22 juillet 2013 relative à l'enseignement supérieur et à la recherché . 2013 . Paris . 65 p . URL: https://www.
legifrance . gouv.fr/affichTexte . do?cidTexte=J0RFTEXT000027735009&categorieLien=id (дата обращения: 20 .05. 2018) .
Поздеева Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]
Вьенне Дени, доктор философии (Париж 8), преподаватель, Университет Париж 8 (Сен-Дени, Франция). E-mail: [email protected]
Безносова Екатерина Дмитриевна, аспирант, Национальный исследовательский Томский государственный университет (пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050). E-mail: edbeznosova@ gmail.com
Костина Светлана Анатольевна, аспирант, Российский университет дружбы народов (ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 31.05.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-224-230
CHARACTERISTIC FEATURES OF HIGHER EDUCATION IN FRANCE
S. I. Pozdeeva1, D. Viennet2, E. D. Beznosova3, S. A. Kostina4
1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
2 University Paris 8, Saint-Denis, France
3 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation
4 Peoples ' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation
This paper studies the aspects of the higher education system in France. The country has fascinating socio cultural and educational traditions. France is a country with a humanistic, progressive, and social tradition that is characterized by the availability of education, medical care, social insurance, and public services regardless of one's social, religious, ethnic or cultural origin. Education in France has been developing for several centuries into its modern form and has a rich history. There is a unique system of study cycles, academic degrees, and diplomas. The authors analyze a particular feature concerning the existence of two kinds of institutions of higher education-universities and higher schools-and study the types of the aforementioned. The levels of higher education are distinguished as follows: a bachelor's degree ("Licence" degree), a master's degree (master of the first and second year of training), and a higher doctorate. The article reveals how the humanistic, progressive, and social traditions of the country manifest themselves in higher education. The authors examine the experience from the best universities and higher elite schools of France. They point out the current issues of the practical part of higher education, which are as follows: differentiation of types of higher education institutions, lack of funding, separation of teaching and research, intensification of teaching process, etc. Likewise, the paper demonstrates that there are certain reforms aimed at resolving these problems (e.g. the Law on Higher Education and Research).
Key words: higher education system in France, universities, higher elite schools, higher education reforms.
References
1. The Global Competitiveness Report 2017-2018. Klaus Schwab, World Economic Report. http://www3 . weforum . org/docs/ GCR2017-2018/05FullReport/TheGlobalCompetitivenessReport2017°/oE2°/o80%932018. pdf (accessed 17 May 2018) .
2 . Jean Pérès . Le classement de Shanghai des universités: une pernicieuse addiction médiatique [Shanghai's ranking of uni-
versities: a pernicious media addiction] Acrimed, Paris, 2017, 10 p . URL: http://www. acrimed . org/Le-classement-de-Shang-hai-des-universites-une (accessed 23 May 2018) .
3 . Laurence . Analyse critique et prospective de la loi relative aux Libertés et Responsabilités des Universités [Critical and
prospective analysis of the law on University Freedoms and Responsibilities] . Sauvons l'Université . Caen . 2007 . 5 p . URL: http://www. sauvonsluniversite . com/spip . php?article67 (accessed 23 May 2018) .
4 . Sviridonova V. P. , Azzaui M . Sistema vysshego obrazovaniya vo Frantsii [The system of higher education in France] . Vestnik
Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta - Science Journal of Volgograd State Iniversity, 2005, no . 8, pp . 61-66 (in Russian) . URL: http://elibrary. ru/download/elibrary_11614145_69122598. pdf (accessed 17 May 2018) .
5 . Kraysman N . V. , Fushel' D . Sistema vysshego obrazovaniya vo Frantsii: slabye storony, paradoksy i zadachi universitetov
[The system of higher education in France: weaknesses, paradoxes and tasks of universities] . Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modern problems of science and education, 2015, no . 2-2, pp . 373-381 (in Russian) . URL: http:// elibrary. ru/download/elibrary_24921235_62037789 . pdf (accessed 17 May 2018) .
6 . Viennet D . Essai sur le temps et la constitution du soi contemporain. Il y a malêtre. L'Harmattan . Paris . 2009 . 240 p .
7 . Bourdieu P. L'essence du néolibéralisme. Monde diplomatique. Paris . 1998 . http://www. monde-diplomatique.fr/1998/03/
B0URDIEU/10167 (accessed 20 May 2018) .
8 . Le texte des 250 universitaires: « Les étudiant-e-s ont raison de se révolter contre l'ordre de la sélection et de la répres-
sion». Médiapart. 2018. URL: https://blogs . mediapart.fr/les-invites-de-mediapart/blog/180418/les-etudiant-e-s-ont-raison-
de-se-revolter-contre-l-ordre-de-la-selection-et-de-la-rep?utm_source=facebook&utm_medium=social&utm_ campaign=Sharing&xtor=CS3-66 (accessed 21 May 2018) . 9 . Loi n° 2013-660 du 22 juillet 2013 relative à l'enseignement supérieur et à la recherché. Paris, 2013.65 p. URL: https://www. legifrance . gouv.fr/affichTexte . do?cidTexte=JORFTEXT000027735009&categorieLien=id (accessed 20 May 2018) .
Pozdeeva S. I., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]
Viennet D., University Paris 8 (2 rue de la Liberté, Saint-Denis, France, 93526). E-mail: [email protected]
Beznosova E. D., National Research Tomsk State University (pr. Lenina, 36, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: [email protected]
Kostina S. A., Peoples' Friendship University of Russia (ul. Miklukho-Maklaya, 10/2, Moscow, Russian Federation, 117198). E-mail: [email protected]