Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)'

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
288
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гиперактивность / импульсивность / органическое поражение / агрессивность.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бушуева Ирина Владимировна, Куликова Диляра Рафиковна

в статье анализируются особенности графики и рисунков детей с СДВГ на примере использования проективной методики Дж. Бука «Дом-дерево-человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Бушуева Ирина Владимировна, Куликова Диляра Рафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ)»

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК» ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ (СДВГ) Бушуева И.В.1, Куликова Д.Р.2

1Бушуева Ирина Владимировна - клинический психолог, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения АО Областной наркологический диспансер; 2Куликова Диляра Рафиковна - клинический психолог, детско-поликлиническое отделение, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения АО Областной наркологический диспансер, г. Астрахань

Аннотация: в статье анализируются особенности графики и рисунков детей с СДВГ на примере использования проективной методики Дж. Бука «Дом-дерево-человек».

Ключевые слова: гиперактивность, импульсивность, органическое поражение, агрессивность.

PECULIARITIES OF PERFORMANCE OF THE DESIGN DRAWING "HOUSE-TREE-MAN" BY CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIENCY SYNDROME AND

HYPERACITY (ADHD) Bushueva I.V.1, Kulikova D.R.2

1Bushueva Irina Vladimirovna - Clinical Psychologist, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HEALTH CARE REGIONAL NARCOLOGICAL DISPENSARY JSC REGIONAL NARCOLOGICAL DISPENSARY; 2Kulikova Dilyara Rafikovna - Clinical Psychologist, CHILDREN'S POLYCLINIC DEPARTMENT, STATE BUDGETARY INSTITUTION OF HEALTH CARE REGIONAL NARCOLOGICAL DISPENSARY JSC REGIONAL NARCOLOGICAL DISPENSARY, ASTRAKHAN

Abstract: the article analyzes the features of graphics and drawings of children with ADHD on the example of using

the projective technique of J. Beech "House-tree-man".

Keywords: hyperactivity, impulsivity, organic damage, aggressiveness.

«Один рисунок стоит тысячи слов» Восточная мудрость

Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. И произошло это неслучайно. У данных методик множество достоинств. Во-первых, они очень информативны: позволяют оценивать психологическое состояние, уровень умственного развития и даже диагностировать психические заболевания человека. Во-вторых, тесты просты в проведении: занимают немного времени, и не требует никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги. В-третьих, рисуночные тесты могут проводиться многократно и, в-четвёртых, они применимы к клиентам самого разного возраста.

При обследовании детей, рисуночные тесты используются особенно часто. Детям наиболее близко рисование и ребенку легко понять тестовую инструкцию. Поэтому ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах, переживаниях, личностных особенностях и поведении мы можем получить, изучая продукты его творчества, а также наблюдая за ребёнком во время рисования.

Рисуночные тесты проводятся в ситуации психологического обследования ребёнка под руководством психолога. Эффективнее проводить данную процедуру после знакомства с ребёнком и его родителями, после сбора анамнеза и выяснения причин обращения родителей за помощью к психологу. Рисуночные тесты проводят индивидуально (ребёнок-психолог), в спокойной атмосфере, без отвлекающих стимулов, которыми могут являться как родители, так и элементы обстановки, например игрушки.

Психологу необходимо обратить особое внимание на характер выполнения ребёнком рисуночного теста. У гиперактивных, импульсивных детей темп работы сверхвысокий, во время рисования они часто отвлекаются

на посторонние стимулы, задают психологу много вопросов, излишне разговорчивы и расторможены в движения: болтают ногами, ёрзают на стуле, а иногда могут оставить рисунок незавершённым и переключиться на другой вид деятельности.

«Дом-дерево-человек» - одна из самых известных проективных методик исследования личности. Она была предложена ДЖ. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей. Процедура диагностики заключается в следующем: обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека на одной стороне листа бумаги, затем проводится опрос по разработанному плану. По окончании рисования психолог непременно должен выразить одобрение в адрес ребенка, независимо от достигнутого результата. Затем полезно обсудить с обследуемым получившийся рисунок Такая беседа с ребенком не должна быть формализованной, ее следует проводить в свободной форме.

Импульсивность, двигательная расторможенность и невнимательность, свойственные детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), оказывают влияние на рисунки своих непоседливых авторов и их поведение во время обследования. А.Л. Венгер в приложении к своей книге «Психологические рисуночные тесты» дает описание особенностей рисунков с их возможными интерпретациями (гипотезами). В нашей работе были выбраны характеристики рисунков, свойственные, по мнению А.Л. Венгера, таким особенностям испытуемых как наличие признаков органической графики, импульсивность и гиперактивность. Данные характеристики изобразительной деятельности, о которых пойдёт речь ниже, мы неоднократно отмечали во время своей работы с детьми со СДВГ.

Считается, что синдром дефицита внимания и гиперактивности связан с органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. Полагают, что СДВГ развивается вследствие умеренных мозговых повреждений в период беременности и родов. И действительно, этими нарушениями можно объяснить большинство случаев формирования СДВГ.

Для детей, имеющих в анамнезе данное заболевание, характерно не столько снижение общего уровня изобразительной деятельности (хотя оно тоже часто имеет место), сколько специфические нарушения. К ним относятся: грубая асимметрия рисунка; сильное смещение его вправо или влево от центра листа; неудачное расположение, при котором рисунок не помещается на листе; отклонение рисунка от вертикали; особо сильное искажение формы и пропорций; промахи, при которых линии не попадают в нужную точку; двигательные персеверации; распад целостного образа.

Рис. 1. Леон-ид, 9лет

Г

1

Рис. 2. Амина, 8 лет

В рис. 1 и рис. 2 проявляются графические признаки органического поражения мозга: выраженная асимметрия, особенно заметная в изображении тела, рук и ног; отклонение от вертикали (наклон рисунков вправо). Вместе с тем, общий уровень рисунков соответствует возрасту. Это изображение промежуточное между схематическим и пластическим, содержащее все основные и многие второстепенные детали; количественная оценка - 23 балла.

Ы 7

Рис. 3. Влад, 7 лет

Рисунок семилетнего Влада (рис. 2) представляет собой простейшую схему. Руки и ноги изображены одинарными линиями, что типично для четырехлетнего возраста. Присутствуют все основные детали: голова с глазами, ртом и носом, туловище, руки, ноги - и некоторые детали второстепенные: пальцы, ступни, уши, волосы, глаза. Это количество деталей соответствует Ваниному возрасту; количественная оценка - 18 баллов. Непопадание линий в нужную точку (шея «протыкает» голову), асимметрия и общая небрежность рисунка говорят о высокой импульсивности мальчика. Можно предположить наличие гиперактивности (двигательной расторможенности) и связанных с ней нарушений внимания и поведения (поведенческие нарушения - главная причина обращения родителей Влада к психологу).

Рис. 4. Максим, 9 лет. Органическое поражение мозга, импульсивность

В основе формирования агрессивного поведения при СДВГ лежит нарушение регуляторного контроля центральной нервной системы двигательного торможения, приводящее к гиперактивности и нарушению регуляции контроля над импульсом. Это нарушение является психофизиологическим «пусковым механизмом» агрессивного поведения у детей и подростков с СДВГ. Гиперактивное поведение учащегося может быть расценено как агрессивное, часто такое происходит в восприятии его педагогами («бесится», «кричит», «дерется», «падает», «толкается», «обзывает других» и т.п.). Проявления импульсивности — порывистость, неусидчивость, неожиданные и потому пугающие жесты или движения и т.д., чаще неадекватно оцениваются окружающими. Такое поведение находит свое отражение и в рисунках «шустриков», например, если гиперактивный ребенок раскрашивает свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно и грубо: например, штриховка либо не будет доходить до контура, либо будет выходить за край изображения, будет размашистой (Рис. 4).

Проявлением агрессивного поведения в рисунках детей с СДВГ может быть арессивное выражение лица у персонажей рисунка, изображение зубов, крупного тела, прорисовка оружия.

ш /\

Рис. 5. Максим, 9 лет

В рисунке Максима (рис. 5) обращает на себя внимание изображение человека: его мальчик изображает одноглазым, «как монстра» и большое количество рук для того, «чтобы биться, бить всех...».

Рис. 6. Артемий, 10 лет

В рисунке 6, изображенном Артемием, имеется прорисовка зубов, мускулов и упоминание о том, что персонаж - злой, физически сильный и может ударить.

Психологу, проводя рисуночные тесты с детьми и осуществляя их обработку и интерпретацию, следует помнить, что ни в коем случае нельзя делать какие-либо окончательные выводы по одному лишь рисунку. И, тем более, по одной, отдельно взятой детали рисунка. Для формирования гипотезы психологу необходимо также владеть общей логикой анализа, позволяющей рассматривать все эти показатели в их взаимосвязи.

Изложенный нами способ анализа рисуночных тестов можно охарактеризовать как последовательное выдвижение гипотез и их проверка. Общее впечатление от рисунка ребенка и его наиболее характерные особенности служат лишь основой для выдвижения первой серии гипотез. Привлечение каждого нового показателя, содержащегося в рисунке, приводит к подтверждению или отклонению той или иной гипотезы. В этом исследовании по уточнению диагноза гиперактивности ребенка на тех же правах, что и тестовые показатели, выступают многие показатели: анамнез, причины обращения к психологу, факты наблюдения за обследуемым, особенности поведения, содержание высказываний ребёнка, комментарии во время обследования и др.

Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы грамотно расшифровать его, понять, что говорит обследуемый, и на основании этих данных оказать профессиональную помощь.

Список литературы /References

1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС, 2003.

2. ДилеоД. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. М.: Апрель Пресс. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М., 2000.

4. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.

5. Уварина Т.В. Психологические рисуночные тесты в работе с гиперактивными детьми. Образовательная социальная сеть nsportal.ru, 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.