Научная статья на тему 'Особенности выбора темы в авторском кино Казахстана'

Особенности выбора темы в авторском кино Казахстана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
369
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кинематограф / Казахстан / авторское кино / режиссура / направления / cinema / Kazakhstan / auteur cinema / directing / directions.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Онер Бейбит Жанартасулы, Попов Владимир Ильич

в данной научной статье рассмотрены тенденции в развитии авторского кино в современном Казахстане, их основные направления и особенности развития. В статье рассматривается, чем отличается авторский фильм от коммерческого, определены наиболее используемые темы в сюжетной составляющей отечественных авторских фильмов. Описываются современные фильмы авторского кино Казахстана победители кинофестивалей. Основой при выборе темы в авторском кино во все времена была и на сегодняшний день является проблема героя, вопрос его адаптации в современных условиях и то, как он решает возникающие на пути проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE TOPIC SELECTION IN THE AUTHOR'S CINEMA OF KAZAKHSTAN

this scientific article discusses the trends in the development of auteur cinema in modern Kazakhstan, their main directions and features of development. The article discusses the difference between an author’s film and a commercial film, identifies the most used topics in the plot component of domestic author’s films. Describes modern films of auteur cinema of Kazakhstan winners of film festivals. The basis for choosing a theme in auteur cinema at all times has been and today is the problem of the hero, the question of his adaptation in modern conditions and how he solves the problems that arise on the way.

Текст научной работы на тему «Особенности выбора темы в авторском кино Казахстана»

6. Конкурс документального кино Центральной Азии 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arman3d.kz/news/2018/11-198.html/ (дата обращения: 23.04.2020).

7. Нурманова Ж.К. Кинематографический контекст литературного произведения // Вестник университета «Кайнар», 2010. № 3/2. С. 106.

FEATURES OF THE TOPIC SELECTION IN THE AUTHOR'S CINEMA

OF KAZAKHSTAN 1 2 Oner B.Zh. , Popov V.I. (Republic of Kazakhstan)

Email: Oner569@scientifictext.ru

1Oner Beibit Zhanartasuly - Master's Student; 2Popov Vladimir Ilyich - Doctor of PhD, Senior Lecturer, FACULTY OF FILM AND TELEVISION, T.K. ZHURGENOV KAZAKH NATIONAL ACADEMY OF ARTS, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this scientific article discusses the trends in the development of auteur cinema in modern Kazakhstan, their main directions and features of development. The article discusses the difference between an author's film and a commercial film, identifies the most used topics in the plot component of domestic author's films. Describes modern films of auteur cinema of Kazakhstan -winners offilm festivals. The basis for choosing a theme in auteur cinema at all times has been and today is the problem of the hero, the question of his adaptation in modern conditions and how he solves the problems that arise on the way.

Keywords: cinema, Kazakhstan, auteur cinema, directing, directions.

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ТЕМЫ В АВТОРСКОМ КИНО

КАЗАХСТАНА 12 Онер Б.Ж. , Попов В.И. (Республика Казахстан)

1Онер Бейбит Жанартасулы - магистрант; 2Попов Владимир Ильич - доктор PhD, старший преподаватель,

факультет кино и ТВ, Казахская национальная академия искусств им. Т.К. Жургенова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной научной статье рассмотрены тенденции в развитии авторского кино в современном Казахстане, их основные направления и особенности развития. В статье рассматривается, чем отличается авторский фильм от коммерческого, определены наиболее используемые темы в сюжетной составляющей отечественных авторских фильмов. Описываются современные фильмы авторского кино Казахстана -победители кинофестивалей. Основой при выборе темы в авторском кино во все времена была и на сегодняшний день является проблема героя, вопрос его адаптации в современных условиях и то, как он решает возникающие на пути проблемы.

Ключевые слова: кинематограф, Казахстан, авторское кино, режиссура, направления.

DOI: 10.24411/2542-0798-2020-16904

«Как это ни парадоксально, кино является наиболее естественным, «реалистичным» из искусств (ни одно из них так глубоко, проникновенно и настойчиво не сталкивает нас с беспощадным материальным миром) и в то же время самым «нереалистичным» или «сверхреалистичным» ..., то есть самым интимным, самым субъективным, самым волнующим, самым нелогичным, самым проникновенным искусством, способным заглянуть

сквозь внешность в глубину души, через бытие пробраться в сознание, сделать индивидуальное всеобщим, образ превратить в идею» [1]. С самого своего зарождения кино является искусством для творцов, умы которых занимал вопрос создания мира на экране, и развлечением для масс. Условно разделенные на два противоборствующих фронта, приверженцы коммерческого и авторского кино развивались по-разному.

«Кинематограф придуман не для того, чтобы копировать жизнь, а для того, чтобы захватывать нас ритмом, которым полностью владеет мастер» [2]. Авторский фильм от коммерческого отличает не только наличие ритма, но и персональный почерк мастера, использование им света, цвета, постановка кадров и другие художественные решения, помогающие не только отличать картины друг от друга, также остаться в памяти зрителя. Если французская «новая волна», положившая начало определению феномена «авторского кинематографа», который характеризуется такими словами как «импровизация, молодость, натурные съемки, несерьезность, ручная камера, самоанализ» [3], то, по истечении времени, «каноны авторства» в языке кино претерпели множественные изменения.

Предтечей же новой волны стал итальянский неореализм, на возникновение и развитие которого «... самое сильное, самое глубокое и непосредственное ... художественное влияние на зарождение и развитие прогрессивного направления. оказали теоретические работы и фильмы Вс. Пудовкина и С. Эйзенштейна, ленты Дзиги Вертова. и некоторые другие произведения советских кинематографистов 20-х - начала 30-х годов» [4]. Углубляясь в историю и теорию мирового кино, можно заметить, что самые важные изменения и новшества взаимосвязаны друг с другом, находя отклик в умах и сердцах таких же бунтарей-кинематографистов по всему миру. Итальянский неореализм, французская «новая волна», «рассерженные молодые люди» в британском кино и др. - все они объявляли бунт устоявшимся правилам в кинопроцессе, вследствие чего начали устанавливать свои.

Отечественный же кинематограф пережил советский, постсоветский периоды, что наложило определенный отпечаток на его дальнейшее развитие. И если «титаны» нашего кино, такие как Шакен Айманов, Мажит Бегалин, Султан Ходжиков, Абдулла Карсакбаев и др., лавировали между потребностью показать на экране национальную идентичность, дабы укрепить в сознании зрителя образы национальной культуры, и воссоздать вдохновляющий образ «советского человека», борца за справедливость, и всё это в жестких рамках системы того периода, то было вполне ожидаемо, что вслед за вдохновляющим героем придёт новый персонаж.

«В структуре фильмов «новой волны», особенно в драматургии и режиссуре немаловажное место отводится созданию особого образа-характера главного героя. На первый взгляд, он у всех «новолновцев» одинаковый, но на самом деле он разный. Сходство заключается в невстроенности героя в социум, в склонности героя к рефлексии. Различие - в манере держать себя на расстоянии и сохранять свою самодостаточность. Итак, некоммуникабельность, подчеркнутая замкнутость в себе героев «новой волны» является одной из отличительных черт, а вместе с тем и одним из основополагающих пластов новой драматургии и режиссуры» [5]. Вследствие чего напрашивается вывод, что основой при выборе темы в авторском кино во все времена было и на сегодняшний день является -проблема героя, вопрос его адаптации в современных условиях и то, как он решает возникшие на пути проблемы. «В современной кинотеории нет более полемической проблемы, нежели проблема героя. Здесь главное направление поисков и открытий» [6].

Начало периода независимого кино Казахстана было очень важным. «В этот период пытались избавиться от постсоветских комплексов, ставились вопросы собственной идентичности... Особое внимание после обретения независимости было уделено восстановлению исторической справедливости» [7]. Однако, в условиях современного кинопространства у всех на слуху «партизанское кино» Казахстана. Подобно догме-95, манифест «партизан» опирался на три кита: безбюджетность, соцреализм и новая форма. Первым детищем «партизан» традиционно считается «Шлагбаум» (реж. Ж.Пошанов, 2015), сценарий которого написал А.Ержанов, на данный момент самый известный представитель их сообщества, продюсером выступил А.Узабаев. Пошанов и Узабаев подписав манифест,

99

действительно удивили публику, так как оба сделали себе имя на таких коммерчески успешных фильмах как «Коктейль для звезды» и «Коктейль для звезды-2». В картине «Шлагбаум» затронута тема социального неравенства: главные герои - Рауан и Айдар, которые сталкиваются каждый день. Вот только Айдар всегда нетерпеливо сигналит, сидя за рулем дорогого авто, а Рауан же в это время нажимает кнопку поднятия шлагбаума, что составляет его работу. Они совершенно разные, и это сразу же бросается в глаза. Не только внешне: субтильный и холеный Айдар, отчаянно пытающийся хоть что-то в своей жизни сделать без помощи и влияния отца, и хмурый здоровяк Рауан, на плечах которого ответственность за жизнь младшего брата, для которого он хочет лучшей жизни, чем есть у него. Их столкновение было неизбежно и, в лучших традициях социальной драмы, неравенство бросается в глаза, как несправедливость к простым людям, их вынужденный принцип «или ты, или тебя», потребность постоянной гонки на выживание за лучшей жизнью - всё это намешано в коктейль под названием «Шлагбаум». Даже название фильма как метафора - ведь шлагбаум поднимается только для особенных людей, либо жителей дома, или же избранных гостей.

За этой картиной, в рамках движения, последовала «Чума в ауле Каратас» (реж. А.Ержанов, 2016), получившая приз NETPAC (Network for the Promotion of Asian Cinema -Сеть продвижения азиатского кино) в Роттердаме. После нашумевших «Строителей» (2013) и «Хозяев» (2014), в которых был затронут вопрос несправедливости системы в отношении предоставления жилья сиротам, от следующей картины ожидали схожей темы. Однако, «Чума в ауле Каратас» не только представляет собой совершенно другое, новое, сложное произведение с обилием метафор и символов, но и разительно отличается от предыдущих работ режиссера по стилю и цвету. Характерные Ержанову дневные съемки сменились непроглядной темнотой, жители аула Каратас словно измазаны в грязи, только герой остаётся таким же - всё тот же борец за справедливость. В этой картине режиссер наделил персонажа властью - он аким, но вот сможет ли он руководить аулом, где царят свои правила и законы? Вряд ли.

Получив свою долю оваций и немного подрастеряв пыл, Ержанов представил общественности новое творение - «Ласковое безразличие мира» (2018), также как и другие картины режиссера, прошедшие свой фестивальный путь. В этой картине основные действия вновь проходят в дневное время, но если раньше режиссер переносил зрителя в условный мир аула Каратас, то здесь его персонажи перемещаются из аула в город.

Следующая же работа режиссера «Чёрный, чёрный человек» (2019), помимо фестивалей, впервые вышла в прокат на территории Казахстана. Хоть это и не совсем в рамках манифеста «партизанского движения», факт этого проката только на пользу зрителю. К сожалению, Ержанов, пока что, самый активный из последователей манифеста. Сюжет повествует историю Бекзата, чистильщика из правоохранительных органов, осуществляющего свою грязную и кровавую деятельность за деньги. Действие также разворачивается во вселенной аула Каратас. При очередном, на первый взгляд, непыльном деле, намечаются сложности. В дело вмешивается журналистка из города - Ариана. Расследуя детали убийства и пытаясь отвезти и сдать преступника начальству, оба невольно сближаются. Компанию им составляют узнаваемые образы со времен «Хозяев»: «блаженные» парень и девушка, играющие среди полей и терпящие побои от других. Ержанов в этой ленте сохранил условность мира и элементы гротеска, полностью выдержав всё это в рамках нуара. Особо хочется отметить приближенность к реализму в этой картине, неудивительно, что ей открыли путь в прокат.

Отдельно от партизан арену казахстанского и мирового кино покоряет Эмир Байгазин, представив публике трилогию о мальчике Аслане: «Уроки гармонии» (2013), «Раненый ангел» (2016) и «Река» (2019). В первом фильме рассказывалась история одного Аслана, вынужденного одиночки, который не мог поладить с одноклассниками. Вторая картина продолжает рассказывать зрителю историю Аслана, попутно акцентируя внимание на историях других подростков. Ну а «Река» показывает нам внутрисемейные отношения в доме Аслана, где он живет с родителями и четырьмя младшими братьями. Их жизнь складно

100

устроена, степенна и полна шума, веселья и интересов. Да и авторитет «старшего» не подлежал обсуждению. Но эта своеобразная идиллия длилась недолго. Байгазин - любимчик кинофестивалей, его работы полны перфекционизма в отношении деталей и «чистоты» кадров, много природы. Несмотря на яркий свет солнца, мрачность и чувство нагнетающей пустоты изящной рукой доходит до сердца зрителя.

Итак, сравнив основные и наиболее «фестивальные» продукты авторского кино Казахстана, можно заметить, что выбор тем не такой уж и большой. Огромной связующей нитью их связывает: асоциальность персонажа; его столкновение с внешним миром; принятие себя и своего отличия от других; борьба с системой (окружающими); факт того, что герой добился справедливости (даже с летальным исходом для персонажа).

Одна локация сменяет другую, действия переносятся из города в аулы, и наоборот, но взятая за основу «невстроенность героя в социум», немного разбавлена пафосом его борьбы против всего мира, характерной советскому персонажу, герой-борец, который идет в бой во имя идеологии, сегодня же наши герои «воюют» за свои убеждения и идеалы. И эта тенденция, продолжающаяся с 80-х годов, все еще стоит во главе угла и вряд ли потеряет свою актуальность, пока есть «бунтари, готовые идти против системы».

Список литературы /References

1. Мартен Марсель. Язык кино. Москва: Искусство, 1959. 289 с.

2. Брессон Р. Брессон о Брессоне. Москва: Rosebud Publishing, 2017. 336 с.

3. Берген Р. Кино. Путеводитель по жанрам. М.: Кладезь, 2014. 160 с.

4. Кино Италии: Неореализм. М.: Искусство. 1989. 431 с.

5. Ногербек Б.Б. Эволюция и трансформация образа героя в казахском игровом кино (1930-е - 2000-е годы). Дисс. доктора философии. Алматы, 2012. С. 88.

6. Фрейлих С. Мера всех вещей (К проблеме героя на советском экране) // Вопросы киноискусства, М.: Наука, 1971. № 13. С. 7.

7. Мухамеджан М. Краткая история казахстанского кинематографа: от Шакена Айманова до Эмира Байгазина, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://the-steppe.com/razvitie/kazakhstanskoe-kino/ (дата обращения: 23.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.