ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ПРИ ДОСТАВКЕ ГРУЗОВ В ПУНКТЫ ВЫДАЧИ ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНОВ Давыденко А.А.
Давыденко Александра Александровна — магистрант, кафедра транспорта и технического сервиса, Инженерно-технический институт, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград
Аннотация: в статье рассматриваются основные особенности выбора подвижного состава при осуществлении доставок транспортно-экспедиционными компаниями мелких партий грузов в пункты выдачи интернет магазинов.
Ключевые слова: грузовые перевозки, регулярные перевозки, перевозка грузов мелкими партиями, выбор подвижного состава.
Эффективность эксплуатации автотранспортных средств в большей мере зависит от того, насколько выбранный подвижной состав соответствует параметрам грузоподъемности и грузовместимости, а его эксплуатационные качества удовлетворяют конкретным условиям эксплуатации. В данном случае, при осуществлении доставок до пунктов выдачи интернет-магазинов наиболее значимым показателем является именно грузовместимость. Обусловлено это достаточно большими объемными характеристиками перевозимого груза. При скромном весе в 15-20 кг объем груза, который он занимает в кузове автомобиля, может достигать 0,4-0,5 м3. Таким образом, перед любым транспортно-логистическим отделом возникает проблема выбора наиболее оптимального подвижного состава, который будет обеспечивать необходимую экономичность, производительность, а также качество оказываемых транспортных услуг. В частности, речь идет об отсутствии штрафных санкций за срывы сроков доставок подобного рода грузов.
Активное развитие интернет-магазины получили за последние два десятилетия [1]. Согласно данным, представленным компанией Morgan Stanley к 2020 году доля именно электронной коммерции на рынке России составит 7% и порядка 72 млрд долл. [4]. Как видно из приведенных выше данных эта сравнительно молодая отрасль экономики стремительно развивается и одной из основных ее задач является максимально быстрая и качественная доставка грузов до конечного потребителя. Процесс транспортировки грузов из интернет-магазинов состоит из нескольких этапов (рис. 1) [3] и идентичен для большинства транспортных компаний. В первую очередь это забор груза со склада самого интернет-магазина. На данном этапе груз принимается консолидированными паллетоместами, без конкретного разделения партии на отдельные пункты выдачи.
Рисунок 1. Процесс транспортировки груза
Далее принятый груз распаллечивается на отдельные грузовые места в соответствии с заказом в конечные пункты выдачи интернет-магазина. Таким образом, например, семь принятых консолидированных паллетомест могут стать десятью грузовыми местами в силу того, что в городе получения необходимо осуществить доставку в десять пунктов выдачи. После этого, осуществляется транспортировка грузовых мест со склада экспедитора в городе отправления до склада экспедитора в городе получения, с последующим принятием грузовых мест [2].
Как видно из полученной схемы, процесс транспортировки подобного рода груза состоит из большого количества этапов, каждый из которых должен быть максимально эффективен для любой транспортно-экспедиционной компании. Поэтому в данной статье будут рассматриваться особенности выбора подвижного состава для выполнения самого последнего этапа - непосредственной доставки грузов в пункты выдачи интернет-магазинов, т.к. именно этот этап наиболее трудо- и экономически затратный. Кроме того, именно от этого конечного этапа зависит срок всей выполняемой перевозки. В том случае, если подвижной состав не будет соответствовать, в первую очередь, объемно-массовым характеристикам перевозимого груза, возможны срывы сроков доставок. Объясняется это тем, что при правильном подборе транспортного средства, на выполнение доставок в пункты выдачи потребуется только одна ходка, что позволит уложиться в регламентируемые сроки, сократит время по погрузочно-разгрузочные работы, а также повысит коэффициенты использования грузоподъемности, грузовместимости и пробега.
В целом, выбор любого подвижного состава будет производиться на основе следующих факторов:
1. Род перевозимого груза;
2. Условия осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
3. Характеристика грузопотока:
a. Объем груза;
b. Партионность;
c. Периодичность;
4. Дальность перевозки;
5. Климатические и дорожные условия.
В зависимости от рода перевозимого груза (его физических свойств, типа тары и упаковки, возможности штабелирования и т.д.) будет осуществляться выбор типа кузова транспортного средства: бортовая платформа, фургон, цистерна и т.п.
В зависимости от весогабаритных характеристик груза будет осуществляться выбор грузоподъемности подвижного состава, его специализация и полезный объем кузова. По условиям осуществления погрузочно-разгрузочных работ так же осуществляется выбор типа кузова автотранспортного средства, а также его оснащения дополнительным оборудованием, на подобии гидроборта, облегчающего погрузку и выгрузку перевозимого груза.
Таким образом, зависимость искомого подвижного состава от основных характеристик грузам и условий его эксплуатации можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рисунок 2. Схема выбора подвижного состава
Обратимся к характеристикам грузов, доставляемых в пункты выдачи интернет магазинов и условиям выполнения доставок. Данные показатели являются усредненными и характерными для большинства транспортных компаний.
Таблица 1. Характеристика груза и условий доставки
Показатель Описание
Род груза Товары народного потребления
Весогабаритные характеристики 0,7-1 т; 8-11 м3
Тип упаковки Картонные коробки в стрейч-пленке
Способ осуществления ПРР Ручная
Частота осуществления доставок Ежедневно, ПН-ПТ
Количество пунктов выдачи 7-10
Среднесуточный пробег 40 км
Среднесуточное время в наряде 8 часов
Дорожные условия Доставка в черте города
Рассмотрим указанные выше показатели и на их основе осуществим выбор основных характеристик необходимого транспортного средства, удовлетворяющего всем представленным показателям. Так как род груза - товары народного потребления, не требующие специальных условий транспортировки, в виде, например, холодильного оборудования, то для осуществления доставки груза в пункты выдачи будет достаточно автомобиля-фургона.
При существующих показателях веса и объема средней партии груза достаточно будет автомобиля, грузоподъемностью 1 тонна. Однако, следует учесть, что данный тип груза достаточно объемный. В среднем объемный вес 1 м3 груза составляет 250 кг. Таким образом, получаем, что объемный вес средней партии составит 2750 кг. Данный тип груза будет относиться к 3 классу по использованию грузоподъемности транспортного средства. Поэтому вместимость кузова подвижного состава должна быть достаточной для осуществления загрузки сразу всей партии, для предотвращения повторных ходок транспортного средства и простоя под повторной загрузкой.
Особое внимание необходимо уделить именно этим характеристикам. Сложность доставки подобного рода грузов состоит в том, чтобы уложиться в регламентируемые временные сроки, тем самым избежать штрафных санкций со стороны заказчика. Однако, следует отметить, что наибольшую часть времени транспортное средство простаивает под погрузочными и разгрузочными операциями. И от того, будет ли соответствовать транспортное средство доставляемой партии груза, будет зависеть количество ходок, осуществляемых подвижным составом. Из этого следует, что при выполнении одной ходки временные затраты будут минимальны, а, соответственно, сроки доставки соблюдены.
Исходя из типа упаковки и способа выполнения погрузочно-разгрузочных работ отсутствует необходимость в дополнительном оборудовании транспортного средства в виде, например, гидроборта или манипулятора.
Следует так же обратить внимание на условия эксплуатации искомого транспортного средства. С учетом того, что автомобиль будет эксплуатироваться в городской черте, нет необходимости в выборе подвижного состава повышенной проходимости. Однако, следует отметить, что большинство пунктов выдачи заказов расположены в достаточно труднодоступных местах, таких как дворы жилых домов в так называемых спальных районах города. В связи с этим, необходимо учесть при выборе подвижного состава, что он должен максимально близко подъезжать к пунктам выгрузки, а при подобном расположении некоторые автотранспортные средства ввиду своих габаритов чисто физически не смогут это осуществить. Исходя из вышеизложенного, примерами искомого подвижного состава могут служить следующие автотранспортные средства (таблица 2).
Таблица 2. Примеры подходящего подвижного состава
Наименование Грузоподъемность, т Объем кузова, м3 Габариты, м Гидроборт
ГАЗ Соболь 1 11 м3 3*2*1,8 -
Фиат Дукато 1 15 м3 3,8*2*2,2 -
Ситроен Джампер 1 11 м3 3*2*2 -
Таким образом, получаем, что искомый подвижной состав для осуществления доставки грузов из интернет-магазинов в обязательном порядке должен отвечать следующим характеристикам:
1. Минимальная грузоподъемность - 1 тонна;
2. Минимальный полезный объем кузова - 11 м3 (наиболее значимый показатель);
3. Отсутствие гидроборта и иного дополнительного оборудования;
4. Цельнометаллический кузов, защищающий груз от неблагоприятных условий окружающей среды и хищения.
Полученные выводы могут быть применены большинством транспортно-экспедиционных ввиду того, что грузы из интернет-магазинов приходят мелкими и объемными партиями и доставка преимущественно осуществляется в черте города, а главная особенность выбора подвижного состава состоит в отыскании такого транспортного средства, вместимость которого, в первую очередь, соответствовала бы объемным характеристикам перевозимого груза, что позволит сократить временные затраты и, следовательно, уложиться в установленные заказчиком сроки доставок, избежав при этом штрафных санкций.
Список литературы
1. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития интернет-торговли в России // Фундаментальные исследования, 2014. № 12-9. С. 1968-1972.
2. Управление грузовыми потоками в транспортно-логистических системах / Л.Б. Миротин, В.А. Гудков, В.В. Зырянов, С.А. Ширяев и др. Под ред. Л.Б. Миротина. М.: Горячая линия Телеком, 2010. 704 с.
3. Чухланцева С.В., Ширяев С.А., Кащеев С.А. Доставка грузов потребителям с использованием различных схем работы транспортных компаний // Молодой ученый, 2013. №12. С. 200-202. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8573/ (дата обращения: 11.03.2019).
4. Интернет в России и в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151 (дата обращения: 27.03.2019).