СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПСИХОЛОГИИ
УДК 159.9
Зайцева Людмила Александровна
канд. психол. наук, Южный федеральный университет, r. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Zajceva Lyudmila
Candidate of Psychology Sciences, Southern Federal University, Rostov-on-Don e-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-42 77-2018-9-164-170
ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА КАРЬЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ, ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗА И СУБЪЕКТАМИ, ПОЛУЧАЮЩИМИ ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. Предметом исследования являются характеристики выбора карьеры на разных этапах профессионального становления субъектов. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как первичный выбор и перевыбор карьеры, престижность карьеры и ее традиционно мужская или женская сущности. Особое внимание уделяется теоретико-психологической разработке автором определений характеристик и факторов выбора карьеры. Впервые выбор карьеры изучен с точки зрения его процессуальных характеристик, таких как адекватность самостоятельность, уверенность, модальность и ситуативность.
Ключевые слова: выбор карьеры, характеристики выбора карьеры, престижность карьеры, модальность выбора карьеры, маскулинность, фемининность.
PECULIARITIES OF CAREER CHOICE BY HIGH SCHOOL STUDENTS, UNIVERSITY GRADUATES AND SUBJECTS RECEIVING A SECOND HIGHER EDUCATION
Abstract. The subject of the study are the characteristics of career choice at different stages ofprofessional development of subjects. The author considers in detail such aspects of the topic as the primary choice and career re-selection, the prestige of the career and its traditionally male or female essence, the influence of ideas about oneself and the self-concept on the selection process. Particular attention is paid to the theoretical and psychological development of the author definitions of characteristics and factors of career choice. The choice of career is studied in terms of its procedural characteristics, such as adequacy of independence, confidence, modality and situationality. Keywords: career choice, Career choice Criteria, prestige of a career, career choice modality, masculinity, femininity.
Актуальность темы и теоретическое обоснование исследования. Темп и актуальные задачи успешной жизни личности в современном российском обществе с необходимостью требуют постоянного выбора и перевыбора карьеры. При этом научно-психологическое исследование карьерного выбора традиционно осуществляется с точки зрения получаемого результата - основное внимание уделяется предметному содержанию карьеры: стремлению к продвижению по должностям, реализации призвания, выполнению конкретной деятельности. Тогда как сам процесс выбора изучен недостаточно, без рассмотрения процессуальных характеристик этого выбора и обусловливающих его факторов.
Известно, что карьера в основном выбирается в конкретных социально-профессиональных условиях в ситуации окончания школы или вуза, потери работы. Личность, неудовлетворенная возможностью реали-зовывать себя в сложившихся условиях из-за дефицита материального вознаграждения, социального либо должностного статуса, чувствуя собственное несоответствие выполняемой профессиональной деятельности инициирует выбор профессии и карьеры. Выборы карьеры маркируют переломные моменты личной жизни, они требуют поиска новых целей и средств для их достижения. Самый первый профессиональный выбор
© Зайцева Л.А., 2018 [@ ®
личности на этапе оптации осуществляется в условиях требуемой необходимости продолжить дальнейшее образование. Этот учебно-профессиональный, часто напоминающий мечту, выбор строится на основе представлений школьников о своих интересах и склонностях с одной стороны, и о требованиях и возможностях избранной деятельности - с другой. Выбор карьеры по окончании вуза реализуется на этапе профессионального обучения и подготовки, он связан с адаптацией к будущей профессиональной деятельности: привыканием к ней, процессом уравновешивания имеющихся у бывшего выпускника ожиданий с реальной трудовой действительностью. Выбор карьеры в зрелом возрасте связан со стремлением к повышению социального статуса, должностному росту, к более полной самореализации, либо обусловлен сокращением занимаемой должности, ухудшением здоровья, сменой места жительства. Выборы профессии и карьеры в зрелом возрасте предполагают существенные изменения профессионального самосознания, принятие требований новой профессии. Карьерные выборы на поздних этапах профессионального становления при получении субъектом другого высшего образования могут быть обозначены как самоактуализационные, если они инициированы самой личностью, и как вынужденные, если не связаны с внутренней инициативой выбирающего субъекта.
Рассматривая выбор как в различной степени осознанный процесс выработки личностью решения на основе сравнения в конкретной временной ситуации различных альтернатив, и опираясь на концепцию С. Т. Джанерьян о таких карьерных содержаниях, как призвание, должностная карьера, выполнение предметной деятельности, достижение материального благополучия, социальное признание, профессиональное мастерство, целесообразным является разработка и изучение системы согласованных характеристик и факторов выбора карьеры, позволяющих всесторонне исследовать именно процесс выбора [5; 8].
До сих пор среди свойств, исследуемых психологами в литературе отмечены завершенность и динамика выбора [7; 9]. Понимание процесса выбора карьеры будет неполным, если руководствоваться только свойствами завершенности и динамики. Особый акцент предлагаем поставить на исследовании выбора карьеры в контексте особенностей субъекта выбора (уверенность и адекватность выбора), времени (ситуативность выбора) и способа реализации (самостоятельность и модальность выбора).
1. Уверенность выбора может быть определена как субъективная оценка правильности данного выбора. Правильный выбор требует развитого навыка к осознанию того, что сейчас происходит с человеком, определяет легкость или трудность профессионализации, способствует большей успешности реализуемой профессионалом учебной деятельности. Неправильный профессиональный выбор может вести к неблагоприятным психологическим и социальным последствиям и экономическим потерям. Конфликты профессионального самоопределения на этапе обучения как раз базируются на основе неуверенности в правильности сделанного выбора [6; 11; 12; 14].
2. Характеристика ситуативности выбора является мерилом соответствия выбора конкретной жизненной ситуации. Ситуативность выбора в эмпирических исследованиях оказалась связанной с полом выбирающего: девушки ретроспективно оценивают свой выбор в качестве более планомерного, а мужчины предпочитают откладывать настоящие выборы на неопределенное будущее. При этом ситуативный выбор строится на основании имеющихся в данный момент мотивов и потребностей, а не резюмирует стратегические и тактические цели субъекта [9; 15]. Итак, ситуативный выбор карьеры более характерен для мужчин. Развитые качества личности в распознавании своих потребностей и актуальных мотивов позволяют совершать ей максимально соответствующие текущей жизненной ситуации выборы, в том числе и карьерные выборы.
3. Адекватность есть согласованность выбора и его результата с сущностью личности: ее возможностями и интересами. Несоответствия и рассогласованность требованиям, условиям и социальным структурам общества детерминируют кризисы и трудности будущей профессиональной деятельности [13].
4. Самостоятельность выбора проявляется в способности человека вести себя настойчиво и инициативно, планируя и реализуя собственную профессиональную карьеру в противовес ориентации на благоприятное стечение обстоятельств и помощь других лиц. В увеличении самостоятельности выбора видится залог его эффективности, и достигается это путем развития мировоззрения личности и выработки общественно-ценных установок. Предполагается, что основы будущей самостоятельности выбора закладываются в первые 5-6 лет жизни, в течение которых личность может научиться действовать самостоятельно, либо ориентироваться на сценарий или гипертрофированные те или иные свои особенности [1]. Характер профессионального самоопределения влияет на самостоятельность профессиональных выборов субъекта [2]. Самостоятельность выбора обеспечивается субъектностью личности: субъектным способом самоотношения [3].
5. Модальность может быть рассмотрена в качестве способа репрезентации вариантов профессионального выбора в виде действий, мечтаний, эмоций или словесного описания. Впервые выделены и изучены четыре отдельные ее формы: вербализованность, имажинитивность, действенность, и эмоциональность выбора.
Между тем, помимо самого процесса и характеристик выбора карьеры, он детерминируется определенными факторами: совершающий выбор субъект живет и функционирует в обществе людей и вещей - объектов и субъектов, которые он принимает в расчет, организуя собственную жизнедеятельность. Выбор карьеры всегда осуществляется в поле жизнедеятельности конкретного человека: изучение процесса этого выбора должно включать в себя и исследование окружающих субъекта выбора факторов. Факторы выбора карьеры могут быть описаны как обстоятельства, с учетом которых субъект совершает свой выбор. Совокупность влияющих на выбор феноменов может быть условно разделена на отражающиеся в психике конкретного субъекта психологические, экономические, культурные, экономические обстоятельства. Собственные индивидуально-психологические особенности выбирающего проявляются в форме психологического фактора, учитываемые субъектом мнения друзей и семьи - социально-психологического. Принятие в расчет имеющихся в обществе стереотипов престижности, преимущественной мужественности/ женственности той или иной карьеры формирует социокультурные факторы выбора, ориентация человека на свое финансовое состояние и политико-экономическую ситуацию в стране составляет совокупность социоэкономических факторов. Психологический и социально-психологические факторы объединены в систему психологических, а социокультурные и социоэкономические - систему непсихологических. Престижность карьеры, традиционно мужская и традиционно женская сущность карьеры, учет материального положения и политико-экономической ситуации рассматриваются нами в качестве непсихологических факторов.
По результатам отдельных психологических исследований были сделаны выводы об учете фактора престижности той или иной профессии при ее выборе, так, например, выбор студентов-медиков обусловлен престижностью профессии врача в обществе и ее экономической выгодой; кроме того, обнаружено, что осознанием престижа профессии детерминирует уровень психологической готовности студентов к профессиональной деятельности [2; 3; 12]. На оценку себя и других влияет также тип застройки в которой проживает человек: городская или сельская. Самооценка подростков, обучающихся в сельской школе, зависит от оценки окружающих, а самооценка городских подростков от степени их открытости и осознанности своего «Я» [4].
Влияние семьи чаще всего проявляется в форме принятия семейных традиций и авторитета родителей [3]. Прямое влияние предполагает продолжение династии предков либо выбор профессии, в которой не достиг успеха кто-нибудь из его родственников. Непрямая связь выбора карьеры с семьей проявляется в форме принятия семейного профессионального сценария, зависимости от порядка рождения и отношений в семье, а также проявляется в неспецифическом учете половых особенностей: при выраженной в некоторых семьях реакции женщин на комплекс кастрации и мужчин на отсутствие способности к деторождению.
Рассматривая выбор карьеры как в различной степени осознанный процесс выработки личностью решения о содержании карьеры, характеризующийся разной степенью адекватности, уверенности, ситуативности, самостоятельности, вербализованности, эмоциональности, имажинитивности, действенности, связанный с учетом психологических и непсихологических факторов, целесообразно перейти к эмпирическому исследованию.
Предметом настоящего исследования являются характеристики и факторы выбора карьеры учащимися выпускных классов, выпускниками-психологами вуза и лицами, получающими второе высшее психологическое образование в зависимости от их пола и гендерных особенностей.
Для изучения характеристик и факторов выбора карьеры разработана специальная закрытая анкета. Обработаны и проанализированы анкетные ответы 109 респондентов: выпускников средней школы, факультета психологи Южного федерального университета (далее - ЮФУ), слушателей спецфакультета «Практическая психология», получающих второе высшее психологическое образование. Гендер определен с помощью методики изучения гендерных особенностей С. Бем.
Для математической обработки данных использовались корреляционный анализ по Спирмену и непараметрические критерии математической статистики Фридмана и Вилкоксона-Манна-Уитни. Анализ данных по математическим критериям считался достоверным при уровне значимости не ниже 0,05; анализировались данные на уровне тенденции (0,1 < p < 0,05). Особое внимание уделялось прояснению половых и гендерных различий субъектов выбора.
Проанализируем характеристики и факторы выбора карьеры выпускниками общеобразовательной средней школы. Выпускники средней школы выбирают должностную карьеру и карьеру материальных достижений. Предпочтение школьниками высокооплачиваемой работы также было обнаружено в исследовании Т. М. Щегловой [17]. Содержанием предпочитаемых девушками карьер, и маскулинных, и фемининных, являются материальные достижения и должностная карьера. Юноши-школьники предпочитают данные карьеры только на уровне тенденции. Только фемининные юноши значимо предпочитают должностное и материально благополучное карьерное содержание. В ответах маскулинных юношей не были выявлены значимые предпочтения какой-либо из карьер.
Девушки карьеру материальных достижений считают престижной и связанной с политико-экономической ситуацией в стране, выбирают ее самостоятельно, ситуативно и в форме действия, также престижную, по их мнению, должностную карьеру выбирают уверенно. Девушки-старшеклассницы с выраженной маскулинностью обе ведущие карьеры выбирают, исходя из своих индивидуальных особенностей, считают карьеры не мужскими, не зависящими от материального положения выбирающего, не требующими вербального выражения. Фемининные девушки каждую из ведущих карьер, напротив, выбирают с высокой степенью вербализованности и считают престижной.
Юноши карьеру материальных достижений выбирают, исходя из особенностей собственной семьи и политико-экономической ситуации в стране, считают ее традиционно мужской, тогда как должностную карьеру выбирают низковербализованно и низкоэмоционально, без учета индивидуальных особенностей и материального положения выбирающего. Юноши с высокой маскулинностью карьеру материальных достижений выбирают уверенно и с ориентацией на мнение семьи, а должностную карьеру - неуверенно и без учета влияния семьи. Фемининные юноши не склонны рассчитывать на благоприятное стечение обстоятельств при выборе ведущих карьер и по-разному учитывают мнение друзей в их выборе: выбор карьеры материальных достижений осуществляется с высокой степенью учета влияния друзей; выбор должностной карьеры - с низкой степенью учета влияния друзей.
Рассмотрим характеристики и факторы выбора карьеры выпускниками факультета психологии ЮФУ. У студентов содержанием выбранной карьеры являются должностная карьера и карьера материальных достижений. Подобные же результаты были получены Н. Л. Кирт: студенты-пятикурсники стремятся в первую очередь к развитию профессиональной компетентности (21,7 %), а также к служению (18,8 %) и продвижению по служебной лестнице (16,1 %) [10].
Девушки-студентки статистически значимо помимо ведущих карьер предпочитают карьеру-призвание и карьеру-мастерство. Выбор каждой из ведущих карьер совершают без учета семьи. Карьеру материальных достижений девушки оценивают в качестве традиционно мужской и выбирают несамостоятельно с ориентацией на помощь других, тогда как должностная карьера - неженская и выбирается без учета мнения друзей. Маскулинность девушек обусловливает уверенность выбора должностной карьеры и неуверенность выбора карьеры материальных достижений. Характеристика модальности выбора проявляется в том, что обе ведущие карьеры выбираются маскулинными девушками низковербализованно, должностная карьера, кроме того, характеризуется высокой имажинитивностью. Маскулинные девушки-студентки карьеру материальных достижений оценивают неженской и непрестижной, не связанной с мнением семьи, друзей и политико-экономической ситуацией в стране, а должностную карьеру выбирают самостоятельно и считают связанной с индивидуальными особенностями выбирающего. Девушки-студентки с высокой фемининностью выбирают ведущий карьеры без учета влияния семьи.
Мужчины-студенты выбирают ведущие карьеры низкосамостоятельно и ориентируясь на их престижность. При этом карьеру материальных достижений рассматривают традиционно мужской, выбирают высокоэмоционально, с учетом своих индивидуальных особенностей и семьи, а должностную - высоковер-бализованно, низкодейственно и ситуативно, на основе политико-экономической ситуации, материального положения и мнения друзей выбирающего, но без учета влияния семьи. Маскулинные студенты выбирают карьеру материальных достижений, ориентируясь на мнение своей с семьи, а должностную карьеру высоко самостоятельно, без ожидания помощи других, с учетом влияния политико-экономической ситуации в стране, материального положения и мнения друзей выбирающего.
Рассмотрим характеристики и факторы выбора карьеры слушателями спецфакультета «Практическая психология» при факультете психологии ЮФУ. Содержанием карьерных выборов слушателей спецфакультета
на уровне тенденции являются ведущие карьеры: должностная и карьера материальных достижений. Обнаруженные результаты согласуются с исследованием А. М. Шевелевой: наличие размытых представлений о желательном содержании и целях карьеры у получающих второе высшее образование [16]. При этом мужчины-слушатели спецфакультета предпочитают только карьеру материальных достижений, маскулинные женщины - любые по содержанию карьеры за исключением карьеры-призвания, а фемининные женщины выбирают различные по содержанию карьеры.
Женщины выбирают каждую из ведущих карьер уверенно и с учетом политико-экономической ситуации в стране. Карьеры материальных достижений выбирают самостоятельно и без ожидания благоприятного стечения обстоятельств, а должностную - низкоэмоционально. Маскулинные женщины-слушательницы считают свой выбор ведущих карьер престижным, при этом должностную карьеру выбирают уверенно, вер-бализованно, самостоятельно и без учета материального положения и индивидуальных особенностей выбирающего, а карьеру материальных достижений - высокоэмоционально и без учета влияния семьи. Феминин-ность женщин обусловливает низкую вербализованность и эмоциональность выбора карьеры материальных достижений, учет женщинами политико-экономической ситуации и индивидуальных особенностей. Должностную карьеру фемининные женщины выбирают на основе мнения семьи и друзей.
Мужчины считают выбор каждой из ведущих карьер низкоадекватным и требующим благоприятного стечения обстоятельств, не мужским и не женским, не связанным с материальным положением и семьей выбирающего. Выбор карьеры материальных достижений мужчины осуществляют престижным и низкоситуативным.
Выводы. Таким образом, выбор карьеры есть различной степени осознанный, связанный с учетом психологических и непсихологических факторов процесс выработки личностью решения о содержании карьеры, который характеризуется разной степенью адекватности, уверенности, ситуативности, самостоятельности, вербализованности, эмоциональности, имажинитивности, действенности.
Содержаниями выбора карьеры вне зависимости от этапа профессионального становления субъектов исследуемого выбора (школьников и студентов-психологов) являются должностная карьера и карьера материальных достижений. Данное обстоятельство соответствует общемировой ориентации на достижения, поскольку именно эти карьерные содержания с большей вероятностью можно оценить количественно. Между тем процессуально ведущие карьеры выбираются различно на разных этапах профессионального становления субъектов выбора.
Согласно полученным эмпирическим результатам, выбор карьеры материальных достижений отличается характеристиками высокой ситуативности и действенности у девушек-старшеклассниц, низкой адекватности у мужчин-слушателей, высокой уверенности у женщин-слушательниц, высокой самостоятельности у девушек-старшеклассниц и женщин-слушательниц, низкой самостоятельности и ориентации на помощь других у девушек-студенток, низкой самостоятельности у мужчин-студентов. Выбирая материальные достижения, девушки-старшеклассницы, мужчины-студенты и мужчины-слушатели ориентируются на престижность данной карьеры, на ее мужскую сущность ориентированы девушки-студентки, мужчины-студенты и мужчины-слушатели. Осуществляя свой выбор, обращают внимание на политико-экономическую ситуацию в стране девушки-старшеклассницы, мужчины-студенты и женщины-слушательницы, на мнение семьи - юноши-старшеклассники, девушки-студентки, мужчины-студенты и мужчины-слушатели, на свои индивидуальные особенности - юноши-старшеклассники, на свое материальное положение мужчины-слушатели.
Выбор должностной карьеры девушки-старшеклассницы и женщины-слушательницы готовы совершать уверенно, мужчины-слушатели низко адекватно и низко ситуативно, мужчины-студенты - несамостоятельно, высоко вербализовано и ситуативно, юноши-старшеклассники и женщины-слушательницы - низко эмоционально, юноши-старшеклассники, кроме того, низковербализованно. Факторами своего выбора девушки-старшеклассницы, мужчины (и студенты, и слушатели спецфакультета) называют престижность карьеры, девушки-студентки и мужчины-слушатели - женскую сущность должностной карьеры, мужчины-слушатели - еще и мужскую сущность. Политико-экономическую ситуацию в стране готовы учитывать мужчины-студенты и женщины-слушательницы, свое материальное положение - юноши-старшеклассники, мужчины (студенты, и слушатели), влияние семьи - девушки-старшеклассницы и мужчины-слушатели, друзей - мужчины-студенты и девушки-старшеклассницы, свои индивидуальные особенности - мужчины-студенты.
Исследование отмеченных характеристик конкретных выборов позволяет наметить тенденции и ценности современного общества, среди которых потребность в уверенности у взрослых женщин
и в адекватности у мужчин на этапе перевыбора карьеры, значимости категории «Я-другие» в контексте степени самостоятельности как среди выбирающей профессию молодежи, так и среди взрослых субъектов выбора. При этом выбор материальных благ скорее мужской вариант карьерного пути и детерминирован он влиянием семьи, в выборе же должностной карьеры разные субъекты выбора учитывают характерные им факторы. Данное обстоятельство может свидетельствовать о большем разнообразии должностных карьер и наличии разных стереотипов карьерного продвижения у лиц разного пола и этапа карьерного развития.
Библиографический список
1. Аврелий, М. Наедине с собой. Симферополь: Реноме, 2002. - 384 с.
2. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
4. Гольберт, Е. В., Особенности самооценки подростков, обучающихся в сельской и городской школах. / Е.В. Гольберт, Л. Р. Толстых // Психология и Психотехника . - 2018. - № 1. - С. 13-22.
5. Джанерьян, С. Т. Психологические аспекты изучения профессиональной карьеры // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. - 452 с. - С. 80-105.
6. Долматова, С. В. Сознательный выбор профессии как признак личностной зрелости субъекта. М.: Норма, 2014. - 385 с.
7. Еникопов, С. Н. Концепция и перспективы исследования пола в клинической психологии / Н. В. Дворянчиков, С. Н. Еникопов / Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 3. - С. 100-115.
8. Зайцева, Л. А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. - 2011. -Т. 8. - № 1. - С. 48-56.
9. Зеер, Э. Ф., Сыманюк, Э. Э. Кризисы профессионального становления // Психологический журнал. - 1997. - Т. 18. -№ 6. - С. 35-44.
10. Кирт, Н. Л. Психология индивидуальной карьеры. Петрозаводск: Изд-во Петр ГУ, 2015. - 52 с.
11. Козловская, С. Н. Конфликты профессионального самоопределения в университете и пути их разрешения. // Мир психологии. - 2005. - № 2. - С. 160-164.
12. Лазуренко, Е. А. Психологические аспекты профессионального становления врачей в ВУЗе // Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2003. В 8 томах, Т. 5. - С. 18-20.
13. Осоков, В. П. и др. Имидж профессии психолога как мотив профессионального выбора / В. П. Осоков, Перелыгина Е. Б., В. В. Фадеев // Мир психологии. 2003. - № 4. - С. 151-159.
14. Роджерс, К. Р. Консультирование и психотерапия: Случай Герберта Брайена. - М: ИОИ, 2016. - 182 с.
15. Сафин, В. Ф. Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности. / В. Ф. Сафин, И. Н.Нурлыгаянов // Сибирский психологический журнал, 2008. - № 27. - С. 18-23.
16. Шевелева, А. М. Идеалы профессиональной карьеры у обучающихся психологии - диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону: РГУ, 2000. - 214 с.
17. Щеглова, Т. М. Формирование проектной компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Белгород, 2016. - 26 с.
References
1. Avrelij M. Naedine s soboy [Alone with myself]. Simferopol': Renome, 2002, 384 p.
2. Adler A. Vospitanie detej. Vzaimodeystvie polov [Parenting. Interaction of the sexes]. Rostov-na-Donu: Feniks, 1998. 448 p.
3. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as an object of knowledge], SPb.: Piter, 200. 288 p.
4. Gol'bert Ye. V., Tolstykh L. R. Osobennosti samoocenki podrostkov, obuchayushhikhsya v sel'skoj i gorodskoj shkolakh [Features of self-evaluation of adolescents studying in rural and urban schools] // Psikhologiya i Psikhotekhnika [Psychology and Psychotechnics], 2018, I. 1, pp. 13-22.
5. Dzhaner'yan S. T. Psikhologicheskie aspekty izucheniya professional'noj kar'ery [Psychological aspects of studying a professional career] Prikladnaya psikhologiya: dostizheniya i perspektivy [Applied psychology: achievements and perspectives], Rostov-na-Donu: Foliant, 2004, 452 p, pp. 80-105.
6. Dolmatova S. V. Soznatel'nyj vybor professii kak priznak lichnostnoj zrelosti sub'ekta. [A conscious choice of a profession as a sign of a person's personal maturity], M.: Norma, 2014, 385 p.
BecmuuK yuueepcumema № 9, 2018
7. Yenikopov S. N., Dvoryanchikov N. V Koncepciya i perspektivy issledovaniya pola v klinicheskoj psikhologii [The concept and prospects of sex research in clinical psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal [Psychological journal], 2001, T.22, I. 3, pp. 100-115.
8. Zaytseva L. A. Ponyatie vybora v sovremennoj psikhologicheskoy nauke [The concept of choice in modern psychological science] Rossiyskij psikhologicheskij zhurnal, 2011, T. 8, I. 1, pp. 48-56.
9. Zeer E. F., Symanyuk E. E. Krizisy professional'nogo stanovleniya [Crises of professional development] // Psikhologicheskiy zhurnal, 1997, T. 18, I. 6, pp. 35-44.
10. Kirt N. L. Psikhologiya individual'noj kar'ery [Psychology of an individual career], Petrozavodsk: Izd-vo Petr GU, 2015, p. 52.
11. Kozlovskaya S. N. Konflikty professional'nogo samoopredeleniya v universitete i puti ikh razresheniya [Conflicts of professional self-determination in the university and ways to resolve them] / Mir psikhologii, 2005, I. 2, pp. 160-164.
12. Lazurenko Ye. A. Psikhologicheskiye aspekty professional'nogo stanovleniya vrachey v VUZe [Psychological aspects of the professional development of doctors in the university] // Materialy III Vserossijskogo s'yezda psikhologov 25-28 iyunya 2003 goda. SPB.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 2003, v 8 tomakh, T. 5, pp. 18-20.
13. Osokov V. P., Perelygina Ye. B., Fadeyev V. V Imidzh professii psikhologa kak motiv professional'nogo vybora [The image of the profession of a psychologist as a motive of professional choice] // Mir psikhologii, 2003, I. 4, pp. 151-159.
14. Rodzhers K. R. Konsul'tirovaniye i psikhoterapiya: Sluchay Gerberta Brayyena [Counseling and Psychotherapy: The Case of HerbertBryan]M: IOI, 2016. 182.p.
15. Safin V F., Nurlygayanov I. N. Struktura i soderzhanie cennostno-smyslovoj sfery pri raznykh tipakh samoopredeleniya lichnosti [The structure and content of the value-semantic sphere for different types of self-determination of the individual1]. Sibirskiy psikhologicheskij zhurnal, 2008, I. 27, pp. 18-23.
16. Sheveleva A. M. Idealy professional'noj kar'ery u obuchayushchikhsya psikhologii [Ideals of a professional career in psychology students], dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psikhologicheskikh nauk. Rostov-na-Donu: RGU, 2000, 214 p.
17. Shheglova T. M. Formirovanie proektnoj kompetentnosti budushhikh specialistov v sisteme srednego professional'nogo obra-zovaniya [Formation ofproject competence offuture specialists in the system of secondary vocational education] // Avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk. Belgorod: 2016. 26 p.