всех необходимыхуслуг, создания благоприятных и комфортных условий проживания.
2. В зависимости от подстадии жизненного цикла и степени износа должны быть приведены показатели по следующим мероприятиям:
- предложения по замещению ветхого и аварийного жилого фонда новым;
-предложения по модернизации инженерных сетей;
- предложения по снижению существующего фактически устранимого износа до нормативных значений по каждому объекту управления (планы капитальных и дополнительных ремонтов);
- предложения по снижению фактических затрат на нормативное обслуживание жилищного фонда - программы оптимизации обслуживания.
3. Приведена стоимость каждого мероприятия или действия, заложенного в плане (бюджет мероприятия или действия).
4. Определены сроки выполнения мероприятий (действий).
5. Назначены лица, ответственные за качественное и своевременное выполнение указанных в плане мероприятий (действий).
6. Приведен планируемый результат каждого мероприятия или действия [2].
Наличие соответствующего подробно проработанного годового плана управления у каждой управляющей организации для каждого конкретного многоквартирного дома станет основой формирования сбалансированной концепции управления жилищным фондом в соответствии с этапом жизненного цикла многоквартирного дома. Результатом формирования такой концепции управления может стать:
- разработка определенной структуры, которая будет способствовать эффективному управлению жилищным фондом, реализовывать разработанные планы и решать задачи, связанные с проведением реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве;
-утверждениеединыхтребований для всех организаций, которые принимают участие в процессе организации управления жилищным фондом;
- разработка и утверждение единой четко организованной системы контроля за выполнением установленных требований, таких как выполнение утвержденных годовых планов управления, рациональное использование денежных средств в соответствии с планом, соблюдение технических норм и качества пре-доставляемыхуслуг;
- своевременное решение социальных вопросов;
- привлечение производителей, строительных и подрядных организаций к гарантийным договорным обязательствам;
- своевременное проведение капитальных ремонтов, модернизация инженерной инфраструктуры и систем жизнеобеспечения;
- рассмотрение и использование способов снижения эксплуатационных затрат;
- своевременная замена ветхого и аварийного жилья новыми объектами;
- внедрение разработок по повышению энергоэффективности жилья;
- улучшение структуры жилищного фонда;
- переход жилищно-коммунального хозяйства из убыточной отрасли в рентабельную [4].
Примечания:
1. Гассуль В.А. Стандарты управления многоквартирным домом в сфере ЖКХ. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2013.- 219 с.
2. Нефедов A.B. Организационно-экономический механизм комплексного управления жилищным фондом : дисс.... к.э.н.- СПб., 2013.-171 с.
3. Кравченко А.И. Систематизация факторов, влияющих на повышение эффективности управления жилищным фондом //Научное обозрение. -2014,-№9.-С. 965-968.
4. Бузырев В.В. Реновация жилых домов как важный фактор увеличения жизненного цикла жилищного фонда в регионе // Проблемы современной экономики. - 2012. - №4. - С. 285-288.
5. Осадчая H.A., Кравченко А.И. Повышение эффективности комплексного управления жилищным фондом на примере г. Ростова-на Дону. -Ростов-на-Дону, 2014. - 86 с.
6. Осадчая H.A., Кравченко А.И. Методика оценки эффективности деятельности управляющих организаций в жилищном секторе. // Известия Ростовского государственного строительного университета. - 2014. - № 18. - С. 126-131.
FEATURES INTRODUCTION OF THE NATIONAL PAYMENT SYSTEM "WORLD" IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
Krokhicheva Galina Egorovna, DSc of Economics, Professor
Arkhipov Eduard Leonidovich, PhD of Economics, Associate Professor
Zinchenko Mariya Vladlmlrovna, Student
Panchenko Mariya Ivanovna, Student
Department of Economic Security, Accounting and Law, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The paper presents the features of the introduction of the national payment system "World" in Russia at the present stage, to analyze its impact on the economy and on consumers, monitored accompanying innovation and investment processes with a special emphasis of their impact on the economy.
Keywords: economic security; payment system; payment card; finance; sanctions; banking system; investments; innovation.
I
UJ
s ^
о
UJ
УДК 336.7 ВАК РФ 08.00.10
© Крохичева Г.Е., 2017 © Архипов Э.Л., 2017 © Зинченко М.В., 2017 © Панченко М.И., 2017
ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛА ТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ "МИР" В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В работе представлены особенности введения национальной платежной системы "Мир"в России на современном этапе, проанализировано ее влияние на экономику страны и на потребителей, проведен мониторинг сопутствующих инновационных и инвестиционных процессов с особым акцентом их влияния на экономику страны.
Ключевые слова: экономическая безопасность; платежная система; платежная карта; финансы; санкции; банковская система; инвестиции; инновации.
I
X о
X
о
СО
#
*
198
КРОХИЧЕВА Галина Егоровна, доктор экономических наук, профессор Galina-
krokhich е va@yan dex. ru
АРХИПОВ Эдуард Леонидович, кандидат экономических наук, доцент
ЗИНЧЕНКО Мария Владимировна, студентка [email protected]
ПАНЧЕНКО Мария Ивановна, студентка maria pan с h enko@mail. ru
кафедра Экономической безопасности, учета и права, Донской государственный технический университет, Ростов-на-Дону
Введение многочисленных санкций в отношении России, которые затронули и банковскую сферу, привели к необходимости создания национальной платежной системы. В рамках этих санкций 21 марта 2014 года платежные системы Visa и MasterCard без предупреждения на два дня прекратили обслуживание карт, выпущенные СМП-банком, банком "Россия", Собинбанком и Инвесткапиталбан-ком. После этого события вопрос о создании национальной платежной системы стал особенно актуальным.
В таких условиях возникла острая необходимость создания национальной платежной системы, которая сможет заменить Visa и MasterCard. Поэтому в короткие сроки начал разрабатываться уникальный проект, предполагающий формирование надежной, безопасной и действенной новой российской платежной системы. При этом выпускаемые карты должны стать конкурентоспособными по сравнению с картами, выпускаемыми США.
Уже в мае 2014 года были внесены изменения в Федеральный закон "О национальной платежной системе", который был принят Государственной Думой РФ 14 июля 2011 года. Изменения касались создания национальной платежной системы и ужесточения требований к работе иностранных платежных систем в России.
Для оценки эффективности национальной платежной системы учитываются такие показатели, как своевременное осуществление платежа; доля платежей, производимых в электронной форме; доступность услуг; безопасность; гибкость системы.
К основным целям и задачам создания российской платёжной системы "Мир" относятся:
- предоставление надежной услуги денежных переводов с использованием национальных платежных инструментов;
- повышение доверия населения к безналичным способам оплаты;
- создание российского платежного пространства, не зависящего от иностранных компаний;
- эмиссия национальных платежных инструментов - банковских карт "Мир";
- представление платёжной карты "Мир" на международном рынке.
Построение национальной системы платежных карт включает несколько этапов:
1. До первого квартала 2015 года создать операционный платёжно-клиринговый центр по обработке транзакций по картам Visa и Mastercard.
2. Декабрь 2015 года - начало выпуска собственных банковских карт национальной платежной системы на российских чипах.
3. В 2016-2018 году запланировано введение платежных карт на международный рынок.
К основным преимуществам создания национальной платежной системы России в сфере экономической безопасности следует отнести повышение стабильности банковской системы, снижениетрансакционных издержек, независимость от зарубежных стран, абсолютная конфиденциальность информации, снижение нагрузки от наличного денежного обращения, обеспечение бесперебойности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств, защита интересов вкладчиков.
Но также следует отметить, что введение национальной платежной системы сопровождается определенными сложностями:
- необходимо вовлечение дополнительных денежных средств, затраты на нее могут составить миллиарды долларов;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- отсутствие в имеющихся платежных системах карточного блока, единого расчетного и клирингового центров;
- необходимость работы с гигантскими базами данных посредством разработки и производства высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения для аккумулирования и обработки огромного объема информации по движению и учету денежных средств.
С постепенным введением в строй национальной системы платежных карт изменились сами информационные потоки, по которым передавалась информация, но при этом старый вариант тоже возможен.
Ранее последовательность итераций была следующая: клиент использует карту в платежном терминале, информация о карте передается в процессинговый центр банка, где он по шести первым цифрам номера карты ее идентифицирует, так, если он ее опознает, то платеж проводится напрямую, если нет, то информация о карте для идентификации передается в процессинговый центр Visa или MasterCard, который уже ищет банк-эмитент, запрашивает у него информацию о состоянии счета, после чего эмитент сначала подтверждает, что на счету клиента есть запрашиваемая сумма, а по-
том непосредственно списывает деньги со счета, при этом уведомление о списании средств поступает на терминал банка-эквайера немедленно, но формально деньги списываются лишь через несколько дней.
С внедрением НСПК маршрут информационных потоков меняется, так банк-эквайер идентифицирует по первым шести цифрам платежную карту, затем, если не идентифицирует, то определяет, российская ли она, если да, то отсылает информацию о покупке в НСПК, а уже та ищет банк-эмитент. Переход на новую национальную платежную систему осуществлялся так, чтобы на пользователях платежных карт возможные сложности с переходом не отразились.
Опыт зарубежных стран показывает, что в короткий срок возможно создать эффективную и конкурентоспособную национальную платежную систему. Хорошим примером для создания в России собственной независимой платежной системы, ориентированной на россиян, является создание и развитие китайской платежной системы China Union Pay, так более чем за 10 лет развития Union Pay из региональной платежной системы с ориентацией на граждан КНР превратилась в систему международного масштаба, это при том факте, что было осознанное форсирование создания данной платежной системы в целях независимости от американских поставщиков финансовых услуг и ориентированность на дальнейшую рентабельность посредством скорости трансакций и их стоимости, ребрендинг при этом обеспечил владельцев большим потенциалом для дальнейшего развития. Платежная система Китая Union Pay, созданная в 2002 году, на сегодняшний момент является крупнейшим эквайером в странах Азии. Основные достоинства данной системы: низкие тарифы на обслуживание карт, упрощение расчетов между коммерческими банками.
В настоящий момент национальная платежная система России "Мир" уже функционирует. В конце января 2015 года пять банков выполнили первые транзакции через НПС, а именно: АБ "Россия", "Александровский", Газпромбанк, СМП-банк и МДМ-банк. Остальные банки подключились к национальной системе до 31 марта 2015 года. В целях оптимизации перехода, банки тестировали, как выполняются операции через НСПК - авторизация (запрос или одобрение от платежной системы на проведение операции), клиринг (закрытие операции и обмен информацией о переводе денежных средств) и проведение расчетов. В
I
UJ S
u
UJ 3-
s X
О X
о
CO
*
*
200
тестировании участвовали MasterCard и Visa, поскольку речь идет именно об операциях по их картам.
В России уже имелись свои платёжные системы, такие как Union Card, "Золотая Корона", "ПР0100", но их роль на рынке незначительна. В данных системах нет карточного блока, единого расчетного и клирингового центров и жесткого закона, обязывающего банки выпускать карты национальной платежной системы, поэтому они не отвечают нынешним требованиям.
Следовательно, решается задача внедрения удобных и простых в использовании платежных карт. Национальная платежная система создана в форме ОАО с пакетом акций, 100% принадлежащим Центральному банку РФ. В дальнейшем часть акций будет продана другим участникам рынка расчетов по платежным картам и у государства останется 50% и 1 акция.
Карты национальной системы платежных картуже появились в конце 2015 года. Владельцам национальных платежных карт "Мир" доступны все стандартные операции: пополнение счёта и обналичивание денег через банкоматы и другое. В настоящее время российская платежная карта быстро набирает популярность у пользователей - в сентябре 2016 года по картам "Мир" было проведено свыше миллиона операций.
Освоение национальной платежной системы России потребует вовлечения значительных денежных средств, однако функционирование надежной и безопасной национальной системы в дальнейшем, несомненно, приведет к повышению экономической стабильности в стране в целом. Инвестиционные и реинвес-тиционные процессы тем не менее способствуют большей покупательной способности, что в свою очередь положительно сказывается на экономике в целом.
Собственная платёжная система является более безопасной и защищенной от внешних
факторов, кроме того, её доходы будут оставаться в России и идти на ее развитие.
Создание национальной платежной системы, с одной стороны, является антисанкцией для стран, принявших решение о введении санкций против России, а с другой стороны, является действенным инструментом экономической безопасности, так как задействует и оптимизирует инновационные и инвестиционные процессы, создает финансовую безопасность для клиентов как внутри страны, так и за ее пределами, позволяет эффективно использовать контрольно-надзорные функции, обеспечивает большую рентабельность для реального сектора экономики.
Литература:
1. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е. Маржа безопасности в сфере экономической безопасности // Научное обозрение" №10(3) 2014 http://www.sced.ru/ ru/index.php?option = com_content&view= article&id = 323:nauchnoe-obozrenie-10-3-2014&catid=43&limitstart=5 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. АрхиповЭ.Л., Крохичева Г.Е.,Зинченко М.В. Меры государственного регулирования инновационной деятельности // Научное обозрение. - 2014. -№10. - http://www.sced.ru/ru/index.php? option= com_content&view=article&id=107%3A-q&catid= 21 <emid=18.
3. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Панченко М.И. Инвестирование в инновации в системе экономической безопасности // Научное обозрение. - 2014. - №10(3). - http://www.sced.ru/ru/index.php? option=com_content&view=article&id=323:nauchnoe-obozrenie-10-3-2014&catid= 43:uncategorised& limitstart=7.
4. Лесняк B.B. Трансакционный контроль в системе адаптивного управления // Науковедение. -2013. - №3. - http://naukovedenie.ru/PDF/ 06ergsu313.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
5. Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах // Науковедение. - 2016. - Том 8. - №1. http:// naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
TOPICAL ISSUES OF ECONOMIC SECURITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS Krokhicheva Galina Egorovna, DSc of Economics, Professor Arkhipov Eduard Leonidovich, PhD of Economics, Associate Professor Putintsev NikolaiAndreyevich, student Aleksanayn L.G., student
Department of Economic Security, Accounting and Law, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The paper presents the current issues of economic security of agricultural organizations, identified the problems and the threat of Agriculture, presented the methods and mechanisms of leveling these threats.
Keywords: economic security; agriculture; agricultural business; finance; sanctions; investments; threatening.