Научная статья на тему 'Особенности вторичных форм брака (на примере народов Нагорного Дагестана в ХIХ - начале ХХ века)'

Особенности вторичных форм брака (на примере народов Нагорного Дагестана в ХIХ - начале ХХ века) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА РОДСТВА / СВОЙСТВО / ОТЧИМ / МАЧЕХА / ПАДЧЕРИЦА / ПАСЫНОК / SYSTEM OF KINSHIP / PROPERTY / STEPFATHER / STEPMOTHER / STEPDAUGHTER / STEPSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдулкеримова Джамиля Батырхановна

Данная статья посвящена условной терминологии и системе родства по свойству посредством вторичного брака (на примере народов Нагорного Дагестана: даргинцев, аварцев и лакцев). На основе научной литературы и полевых материалов впервые данная проблема рассматривается в сравнительном аспекте, что позволяет выявить как этнологическую, так и лингвистическую информацию. Такой подход обеспечит возможность выяснить общие и специфические черты сложных социальных отношений негенетического родства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SECONDARY FORMS OF MARRIAGE (BY THE EXAMPLE OF THE PEOPLES FROM MOUNTAIN DAGESTAN IN THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

This article is devoted to the conventional terminology and the system of kinship by property via the secondary marriage (by the example of Mountain Dagestan peoples: the Dargins, the Avars and the Laks). Basing on scientific literature and field data this problem is for the first time considered in a comparative aspect that allows revealing both ethnological and linguistic information. This approach will provide an opportunity to find out general and specific characteristics of complex social relations of non-genetic kinship.

Текст научной работы на тему «Особенности вторичных форм брака (на примере народов Нагорного Дагестана в ХIХ - начале ХХ века)»

Абдулкеримова Джамиля Батырхановна

ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНЫХ ФОРМ БРАКА (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА В Х!Х - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)

Данная статья посвящена условной терминологии и системе родства по свойству посредством вторичного брака (на примере народов Нагорного Дагестана: даргинцев, аварцев и лакцев). На основе научной литературы и полевых материалов впервые данная проблема рассматривается в сравнительном аспекте, что позволяет выявить как этнологическую, так и лингвистическую информацию. Такой подход обеспечит возможность выяснить общие и специфические черты сложных социальных отношений негенетического родства. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/12-171.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 1. C. 13-15. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/12-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 39:316.356.2

Исторические науки и археология

Данная статья посвящена условной терминологии и системе родства по свойству посредством вторичного брака (на примере народов Нагорного Дагестана: даргинцев, аварцев и лакцев). На основе научной литературы и полевых материалов впервые данная проблема рассматривается в сравнительном аспекте, что позволяет выявить как этнологическую, так и лингвистическую информацию. Такой подход обеспечит возможность выяснить общие и специфические черты сложных социальных отношений негенетического родства.

Ключевые слова и фразы: система родства; свойство; отчим; мачеха; падчерица; пасынок.

Абдулкеримова Джамиля Батырхановна

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук АЬёи1кегтоуа-93@таИ ги

ОСОБЕННОСТИ ВТОРИЧНЫХ ФОРМ БРАКА (НА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ НАГОРНОГО ДАГЕСТАНА В ХГС - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА)

Проблема родства всегда являлась сложнейшей областью этнологии, так как его формы в традиционных обществах представляли сложные социальные отношения. Наряду с тем, что терминология родства составляет часть лексики языка любого народа и является объектом исследования лингвистов, для этнологов она представляет большой научный интерес, поскольку терминология (ТР) и система (СР) родства по свойству отражают в целом родственные организации. Если кровное родство «возникает раз и навсегда (родителей, братьев, сестер не выбирают); свойство более "пластично" (мужей и жен, а иногда и самих свойственников выбирают). В совокупности кровное родство и свойство образуют сложную сеть родственных связей» [2, с. 66]. Попутно отметим, что одним из первых изучением систем родства занимался известный американский этнолог (юрист по образованию) Л. Г. Морган. Его научные разработки в области семейно-брачных отношений позволяют представить динамичное развитие общества в целом [5].

С помощью ТР и СР по свойству можно изучить не только формы условного родства, но и социальные нормы как брачных, так и семейных отношений, выявляя при этом этнокультурные особенности, связанные с объективной информацией социальных институтов.

Прежде чем перейти к непосредственному описанию условного родства, связанного с повторным браком, надо сказать, что оно представляет собой еще одно звено сложной формы родства свойства, подтверждающей установление негенетических (неприродных) связей. Родственные отношения (РО) между детьми и родителями выражали с помощью дополнительных терминов, которые подчеркивали неприродный характер родства. К их числу можно отнести: «отчим», «мачеха», «пасынок», «падчерица».

Социальное родство, или родство по свойству (от слова - «свой», или родство по браку), является одной из главных составляющих семейно-брачных отношений любого социума. Родство через брак представляет отношения между родственниками обоих супругов, которые образуются «вследствие сближения прежде неродственных лиц через брак» [8, с. 88]. Условное родство по свойству, так же как и кровное, имеет свою длительную историю и отражает, прежде всего, социальные отношения.

Характеризуя родство по свойству, О. Н. Трубачев писал, что оно «выработано человечеством, в результате оформившегося еще в родовую древность запрета кровосмесительства (т.е. брака кровно родственных особей) и выразилось далее в широко известном обычае экзогамии, при которой жены выбирались за пределами своего численно небольшого, связанного кровными узами рода» [Там же]. Аналогично высказывался по этому поводу и известный специалист в области систем родства Сергей Викторович Григоровский, который писал, что «путем брака сближаются и делаются "своими" лица двух или нескольких самостоятельных, отдельных родов, имеющих каждый своего родоначальника» [3, с. 14].

Кодовое обозначение Описание Слова и словосочетания

на даргинском языке на аварском языке на лакском языке

ДЭ ребенок, отпрыск къаша, иштал, чангьлинкъ лъимер, андийцы-моч1и оьрч

СРмЭ мачеха (новая жена отца) угай ава бест1ал эбел, бесдал ила-андийцы дяркъюн нину (букв. холодная мать), мачеха

СРжЭ отчим (новый муж матери) угай ада бест1ал эмен, бесдал има-андийцы аьвкъаун ппу (букв. холодный отец), отчим

ДмСЭ пасынок - сын мужа от прежнего брака амарсарла угай дарх1я анд-кут1ув вошо, гъорч1ч1ул1и вошо-андийцы, росасул вас, цевехьихь лув арс, хъирив увк1сса арс

ДжСЭ падчерица - дочь жены или мужа от прежнего брака угай рурси бесдал яс, гъорч1ч1ул1и йоши, кунт1уй йоши-анд, цеехьихь лув душ

14

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

Базовую часть условной СР и ТР по свойству народов Нагорного Дагестана составляет специальная терминология. Мы предпочли выразить ее с помощью таблицы, используя для этого так называемый «код Левина», согласно которому будет возможна удобная комбинация простейших отношений родства, где Р означает «родитель», Д - «дитя», С - «супруг», Э - «эго», а для обозначения пола: м - «мужчина», ж - «женщина».

Как видим по таблице, терминов условного родства у народов Нагорного Дагестана относительно мало. Неразвитость этих терминов можно, вероятно, объяснить тем, что искусственное родство приравнивалось к кровному родству и, соответственно, использовалась та же терминология. Скорее всего, термины условного родства (мачеха, отчим, пасынок, падчерица) образовались поздно в условиях отцовской семьи, так как их возникновение при родовом строе и групповом браке не имело бы никакого смысла. Проводя этнологическую параллель между разными странами, интересно отметить, что в Японии «в силу того, что происхождение ребенка связывалось с матерью, а не с отцом», пасынка и падчерицу называли «прежними детьми» [6, с. 88-89].

Обращает на себя внимание и формирование терминов родства по категориям пола. Так, условную связь у даргинцев обозначают термином «неродной» - «угай», его приставляют к другим терминам: «дарх1я» -«сын» - или «рурси» - «дочь», что значит «дети мужа или жены от прежнего брака» [9, с. 400]. У аварцев с помощью специальных терминов определялся пол неродных детей. Например, «цевехьихь» - если мальчик, «цеехьихь» - если девочка (ПМА, Мирзоева).

Нужно сказать, что с помощью специальных терминов можно было выразить не только пол, но и принадлежность генетического родства детей к отцу или матери. Так, у лакцев сказанное выражается с помощью словосочетаний: «хъирив увк1сса арс» - пасынок (сын мачехи), или «хъирив бувк1сса душ» - падчерица (дочь мачехи) [4, с. 6-19]. Очень интересно сформированы дефинирующие термины родства по категориям пола, характеризующиеся с установлением несомненного отцовства. Причиной такого явления могло быть только многоженство, которое «оставило более существенные термины родства» [6, с. 88]. У даргинцев эти термины представлены в описательном наименовании: единокровный брат (сын моего отца от другой матери) -«адала дрх1я» - сын отца, единокровная сестра (дочь моего отца от другой матери) - «адала рурси», единоутробный брат (сын моей матери от другого отца) - «авала дарх1я» (правда, существует еще и выражение «ца авала койзе кабих1унте» - букв. «лежащие в животе одной матери»), единоутробная сестра (дочь моей матери от другого отца) - «аваларурси» (ПМА, Омаров).

У аварцев термины родства по категориям пола носят, так же как и у даргинцев, описательный характер. Например, единокровный брат (сын моего отца от другой матери) - «дир инсол вас бат1ияй ч1ужу ялъул вас»; единокровная сестра (дочь моего отца от другой матери) - «дир инсол яс бат1ияй ч1ужу ялъул яс»; единоутробный брат (сын моей матери от другого отца) - «дир эбелалъул вас бат1ияв инсое гьавурав вас»; единоутробная сестра (дочь моей матери от другого отца) - «дир эбелалъул яс бат1ияв инсое гьавурай яс» (ПМА, Сутаева).

С помощью описательных наименований выражали родственные отношения (РО) и лакцы. Например, единоутробный брат (сын моей матери от другого отца) - «хабарк1сса уссу»; единоутробная сестра (дочь моей матери от другого отца) - «хабарк1сса ссу» (ПМА, Курбанисмаилова).

Определяя степень родства неполнородных детей у народов Дагестана, надо отметить, что сестры и братья «единоутробные считаются более близкими, чем единокровные», кроме того, они «не обозначаются никакими особыми местными названиями» [4, д. 28, л. 7].

Проводя этнологическую параллель с народами Северного Кавказа, интересно отметить, что у ингушей «единокровные братья и сестра считаются ближе единоутробных» [1]. Существуют еще категории условного родства, согласно которым определяется связь между детьми. Если у них нет общих родителей - это сводные дети. Аналогично неполнородным их не обозначают никакими терминами. Говоря о вопросах наследства как сводных, так и не полнородных, следует обратить внимание на то, что им в новой семье официально не полагается «ничего при жизни ближайших родственников их дедушки» [4, д. 28, л. 71].

С учетом сказанного можно констатировать то, что у народов Нагорного Дагестана терминология и система родства по свойству представляют собой один из основных регулирующих механизмов в системе негенетических отношений, а вытекающие из этого вида родства отношения санкционировались не только нормами поведения, но и традициями дагестанских обществ.

Список литературы

1. Албогачиева М. С.-Г. Система терминов родства и семейно-брачные отношения у ингушей [Электронный ресурс]. URL: http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-200-5/978-5-88431-200-5_12.pdf (дата обращения: 25.10.2016).

2. Бутинов Н. А. К вопросу о концепции родства // Советская этнография. 1990. № 3. С. 65-75.

3. Григоровский С. В. О родстве и свойстве. СПб.: Паровая скоропечатная Я. И. Либермана, 1898. 29 с.

4. Джидалаев Н. С. Термины родства и свойства в лакском языке // Дагестанские книжки. Отраслевая лексика дагестанских языков: материалы и исследования: сб. статей. Махачкала, 1984. С. 6-19.

5. Морган Л. Г. Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л.: Издательство Института народов Севера ЦИК СССР, 1935. 341 с.

6. Петрова О. П. Древнеяпонские термины родства // Советская этнография. 1965. № 3. С. 79-89.

7. Рукописный фонд Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (РФ ИИАЭ ДНЦ РАН). Ф. 5. Оп. 1.

8. Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя. М.: Издательство Академии наук, 1959. 215 с.

9. Юсупов Х. А. Русско-даргинский словарь. Махачкала: Юпитер, 2005. 520 с.

Полевой материал автора

1. Курбанисмаилова Мадина Мусаевна, 1957 г. р., с. Цовкра-2, Кулинский район, записи 2014 г.

2. Мирзоева Муслимат Муртазалиевна, 1952 г. р., с. Гоготль Шамильского района, записи 2016 г.

3. Омаров Булат Мусаевич, 1934 г. р., с. Какамахи Левашинского района, записи 2015 г.

4. Сутаева Саният Магомедхабибовна, 1975 г. р., с. Гертма Казбековского района, записи 2015 г.

FEATURES OF SECONDARY FORMS OF MARRIAGE (BY THE EXAMPLE OF THE PEOPLES FROM MOUNTAIN DAGESTAN IN THE XIX - AT THE BEGINNING OF THE XX CENTURY)

Abdulkerimova Dzhamilya Batyrkhanovna

Institute of History, Archaeology and Ethnography of Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Abdulkerimova-93@mail. ru

This article is devoted to the conventional terminology and the system of kinship by property via the secondary marriage (by the example of Mountain Dagestan peoples: the Dargins, the Avars and the Laks). Basing on scientific literature and field data this problem is for the first time considered in a comparative aspect that allows revealing both ethnological and linguistic information. This approach will provide an opportunity to find out general and specific characteristics of complex social relations of non-genetic kinship.

Key words and phrases: system of kinship; property; stepfather; stepmother; stepdaughter; stepson.

УДК 16

Философские науки

В статье осуществляется социально-философский анализ такого социокультурного феномена современности, как паранаука. Выявляются психологические, социальные и культурно-исторические предпосылки ее возникновения и распространения. Определяются онтологические и экзистенциальные основания паранауки. Выясняется ее мировоззренческая роль в массовом сознании современного общества. Автор приходит к выводу о том, что феномен паранауки занимает значительное место в культуре и во многом определяет будущие пути развития современного общества.

Ключевые слова и фразы: наука; паранаука; культура; общество; массовое сознание. Андреев Артём Андреевич

Иркутский государственный университет путей сообщения aartjom238@rambler.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПАРАНАУКИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Паранаука определяется мною как совокупность учений, представляющих собой имитацию научных. К па-ранаукам относятся астрология, алхимия, парапсихология, уфология, криптозоология, теория торсионных полей. Социокультурные аспекты паранауки включают в себя вопросы о её культуротворческих основаниях, социокультурных и духовных предпосылках, специфике отношения к массовому сознанию, социокультурном статусе, соотношении традиционных, стандартных направлений развития культуры и нетрадиционных, нестандартных направлений, а также вопрос о том, чем сегодня является паранаука: случайным временным фактором, влияющим на массовое сознание современного общества, или свидетельством глубоких культурно-исторических изменений, через которые должно пройти общество в своём развитии, чтобы выйти на новый уровень существования?

Необходимо отметить, что феномен паранауки многомерен и сегодня он затрагивает почти все сферы человеческой жизнедеятельности: науку, образование, технологии, социальную сферу, политику, экономику, средства массовой информации, государственную идеологию, культуру. Паранаука является неотъемлемой частью современной культуры, определяя её настоящее и будущее развитие. Становится несомненным тот факт, что паранаука в социокультурном и гносеологическом аспектах играет не только отрицательную, но и положительную роль. Например, В. А. Лекторский отмечал, что вненаучные формы знания помогают ориентации в простейших жизненных ситуациях (там, где участие науки не необходимо, хотя, в принципе, и возможно), служат средствами выражения эмоций, способствуют сплоченности социальных групп [3, с. 38-39].

Одним из важнейших факторов, определяющих развитие науки, культуры и общества, является экономика. Говоря об экономических предпосылках паранауки важно отметить, что распространение паранаук происходит даже в экономически благополучных странах. В данном случае проблема заключается не в уровне финансирования науки и образования, а в самой культуре. Когда культура теряет духовные основы, становится массовой, ориентируется на материальные потребности и прагматические интересы общества, тогда она превращается в цивилизационно-технократический механизм, ориентированный на экономическую прибыль, обеспечиваемую достижениями научно-технического прогресса. Данная тенденция в современной науке характеризуется специалистами как «прикладнизация» [2, с. 5-37], которая негативно сказывается на развитии фундаментальной науки и создаёт благоприятные предпосылки для распространения паранаук в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.