использовали в подобных ситуациях. В качестве примера слушатели приводили службу в нарядах, охрану общественного порядка. Насколько продуктивна выработанная стратегия, они затруднялись оценить.
На вопрос: «Как на Вас повлияла столь длительная командировка?» — респонденты ответили, что их взгляды на окружающий мир изменились (96%), 54% из них считают это положительным и 42% — отрицательным. Считают, что приобрели ценный практический опыт 93% и стали сильнее духом 86% участников опроса.
Отметим, что в настоящее время в психологии недостаточно исследований, направленных на изучение экстремальных условий, особенно касающихся специфики преодоления человеком личностного кризиса, механизмов и закономерностей его возникновения и динамики. Несомненно, это указывает на необходимость дальнейших исследований.
1 Погорелов А. Г. Экстрем и модели его исследования // Экстремальные ситуации и предельные возможности человека : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2001. С. 36.
2 Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. С. 607.
3 Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психология деятельности в технически и экологически замкнутых системах. М., 2001. С. 431.
4 Шалев О. А. Социально-психологические характеристики личности спасателей и групп службы медицины катастроф в экстремальных условиях. Ярославль, 2006. С. 185. URL: http:// diss.rsl.ru/diss/rsl (дата обращения: 20.01.2014).
5 Короленко Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. С. 15.
6 URL: http://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Psi-hologija-1270/ (дата обращения: 13.01.2014).
7 URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.01.2014).
8 Селье Г. Стресс жизни. Психология экстремальных ситуаций : хрестоматия / сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. М., 2000. С. 6-38.
9 Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 2011. С. 51.
10 Там же. С. 20.
11 Психология управления персоналом в экстремальных условиях : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Н Смирнов. М., 2007. С. 5.
12 Там же. С. 6.
13 Правдина Л. Р. Влияние экстремальной ситуации на динамику социально-психологических характеристик личности. Ростов н/Д, 2004. С. 56.
УДК 159.9.07
ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА У СОТРУДНИКОВ ОВД С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЛУЖБЫ
Н. А. Деева, А. С. Колесникова
В статье рассматривается проблема временной перспективы в контексте значимости и доступности ценностей личности сотрудников органов внутренних дел с различным стажем службы. Обсуждаются эмпирические результаты исследования данной проблемы на примере сотрудников ГИБДД МВД РФ.
Ключевые слова: временной континуум, временная перспектива, внутренний конфликт, ценностные ориентации.
Сложившаяся социокультурная ситуация предъявляет к человеку все больше разноплановых требований, которые обусловливают его особые отношения со временем, когда для того чтобы продуктивно осуществлять свою жизнедеятельность, необходимо анализировать и извлекать опыт из прошлого, планировать свое будущее и ориентироваться в настоящей ситуации. Это далеко не всегда является легкой задачей, так как на протяжении жизни возникают столкновения разноплановых желаний, внутренних противоречий, влияющих на представления о своем психологическом времени 1. Именно время предоставляет человеку возможности построения оптимального взаимодействия с миром и самим собой, продуктивного осуществления деятельности. Оно обозначает ценность и смысл жизненных событий, придает им субъективную окраску, регулирующую поведение, расставляет приоритеты в настоящем и будущем. Та-
ким образом, деятельность человека как выражение его ценностной направленности существенно определяется его прошлым и будущим 2. Овладение временем в таком смысле, по мнению В. Э. Чудновско-го, «это, прежде всего, умение создавать перспективу собственного будущего, планировать его, видеть себя в будущем, работать над реализацией этих представлений, стремиться к самосовершенствованию» 3. В связи с этим в психологии актуальными становятся проблемы исследования времени, в частности временной перспективы — важнейшего фактора личностного развития, представляющего собой «существующую в настоящий момент целостность видения индивидом своего психологического будущего и своего психологического прошлого» 4.
В науке существует значительное количество работ, предметом изучения которых является времен-шя перспектива личности. Представления о преобладании временной ориентации (фиксации на прошлом, будущем или настоящем) в восприятии и переживании жизни человеком нашли свое отражение в типологии стилей жизни (В. Н. Дружинин), в связи с личностными особенностями человека (Ф. Зимбар-до, Д. А. Леонтьев, И. А. Спиридонова, А. В. Серый), его биографическими кризисами и жизненными программами (К. А. Абульханова-Славская, Р. А. Ахме-ров). На текущий момент временная перспектива изучается в связи с социокультурными и половозрастными факторами, рассматривается как компонент личностной регуляции жизненного пути, как источник самоопределения и нахождения смысла жизни (К. А. Абульханова, Т. Н. Березина, Л. И. Божович,
И. С. Кон, Н. Ф. Наумова, А. В. Петровский, А. Сырцо-ва, Ю. К. Стрелков, П. Фресс, Г. Д. Элькин и др.).
Необходимо отметить, что при всем многообразии аспектов исследования временной перспективы недостаточно четко выделяется проблема ее взаимосвязи с внутренним конфликтом личности. Понимание внутреннего конфликта изложено в исследованиях З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Э. Фромма, Э. Эриксона, К. Левина, Ф. Е. Василюка, Э. Киршбау-ма, В. Роттенберга, А. Н. Леонтьева, Е.Б. Фанталовой и др. Обобщенно внутренний конфликт можно представить как противоречие, кроющееся в ценностно-смысловой сфере личности 5. Ценности в качестве ценностных ориентаций определяют предпочтения, задают важнейшие смысложизненные цели, готовность личности действовать во имя достижения поставленных целей, реализации наиболее значимых ценностей из всех доступных 6. Противоречие может выражаться в существовании одинаково высокозначимых ценностей и целей, также в их недоступности и взаимоисключении, т. е. между тем, что поистине важно и значимо для человека, и тем, что находится в зоне доступности 7 . В связи с этим «значимость-доступность» является индикатором внутренних конфликтов, выраженность которого указывает на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между «хочу» и «имею», а также между «хочу» и «могу». Значимость и доступность тех или иных ценностей для человека в большой мере связаны с представлениями о собственном прошлом и будущем, существующими у него в каждом моменте настоящего, т. е. во временной перспективе личности 8.
Интерес при этом представляет изучение особенностей временной перспективы, а также внутреннего конфликта личности в разные периоды профессионального становления и развития 9 . Это связано с изменением понимания профессионализма, а также с изменением требований к современному профессионалу, когда он должен идти в ногу со временем, четко понимать и решать профессиональные задачи, постоянно совершенствоваться и развиваться как личность. Временная перспектива и внутренний конфликт как глубинные, онтологические причины могут обусловливать степень успешности профессионала, так как взгляд человека на свое психологическое будущее и прошлое играет определяющую роль в осознании смысла профессиональной самореализации и самой профессии. Кроме того, и сама профессия, с ее определенными требованиями, временныам укладом, спецификой деятельности, влияет на формирование внутреннего мира человека, где происходит столкновение потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов и системы отношений, особенностей реагирования на те или иные события прошлого, настоящего и будущего.
Для нашего исследования особую значимость представляет изучение временной перспективы и внутреннего конфликта у сотрудников органов внутренних дел. Специфика их деятельности заклю-
чается в том, что ее выполнение, с одной стороны, происходит нередко в экстремальных и непредсказуемых условиях, а с другой — она четко регламентирована законом. Это сопровождается повышенной ответственностью сотрудников за свои действия, необходимостью взаимодействовать с разнообразным контингентом граждан, подвергаясь психическим и физическим перегрузкам 1 0. Эти особенности деятельности не могут не оказывать влияние на личность сотрудника, его представление о жизни в целом и о психологическом времени.
Проблемами нашего исследования являются специфика, характер временной перспективы и внутреннего конфликта личности в контексте ее профессиональной деятельности, а именно — временнаая перспектива в контексте значимости и доступности ценностей личности сотрудников ОВД, имеющих разный стаж службы.
Исходя из этого, мы предположили, что особенности временной перспективы сотрудников взаимосвязаны со значимостью и доступностью определенных ценностей, а также со стажем службы. Для подтверждения выдвинутой гипотезы в эмпирической части решались соответствующие задачи.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован комплекс методик, адекватных проблеме исследования, включающий автобиографический метод, анкетирование, качественные и количественные методы обработки данных. В работе применялись методики: диагностики жизненных ситуаций по Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржо-вой; диагностики системы ценностных ориента-ций личности Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Колмагоровой, Д. В. Каширского; диагностики системы отношений личности к временному континууму Ф. Зимбардо.
В исследовании принимали участие сотрудники ГИБДД МВД России в возрасте 23-43 лет в количестве 40 человек, со стажем службы от 3 до 23 лет.
При обобщении результатов изучения жизненных событий и временной перспективы были выделены следующие тенденции.
Во-первых, изменение количества значимых жизненных событий у сотрудников с различным стажем службы, в зависимости от субъективной оценки и временной направленности. Так, с увеличением стажа растет число событий в прошлом, что является вполне объяснимым с точки зрения возраста и накопления жизненного опыта человеком. События, которые были выделены как значимые относительно будущего, имеют несколько иную динамику, а именно наибольшие значения принадлежат выборкам со стажем менее пяти и со стажем более десяти лет. В выборке со стажем службы от пяти до десяти лет количество планируемых событий ощутимо снижается.
Что же касается оценки значимых событий испытуемыми, то количество событий, получивших положительную оценку, намного превышает количество отрицательно оцененных. Это является благоприят-
Таблица 1. Взаимосвязь факторов временной перспективы у сотрудников с различным стажем службы
Факторы Стаж
менее 5 лет более 5 и менее 10 лет более 10 лет
Негативное прошлое — гедонистическое 0,33 0,17 0,53 *
настоящее
Негативное прошлое — будущее -0,07 -0,24 0,61 *
Негативное прошлое — позитивное прошлое -0,31 -0,47 0,23
Негативное прошлое — фаталистическое настоящее 0,38 0,77 ** -0,20
Гедонистическое настоящее — будущее 0,44 0,40 -0,03
Гедонистическое настоящее — позитивное 0,30 0,04 0,39
прошлое
Гедонистическое настоящее — фаталистическое 0,67 * 0,59 0,02
настоящее
Будущее — позитивное прошлое 0,82 ** 0,03 -0,05
Будущее — фаталистическое настоящее 0,48 -0,23 0,21
Позитивное прошлое — фаталистическое настоящее 0,19 -0,09 0,19
Критические значения (г) 0,67 для р < 0,05; 0,80 для р < 0,01 0,60 для р < 0,05; 0,74 для р < 0,01 0,53 для р < 0,05; 0,66 для р < 0,01
Примечание. * — статистически значимая взаимосвязь для р<0,05; ** — статистически значимая взаимосвязь для р<0,01.
ным показателем для личности в целом. Однако стоит отметить, что количество положительных событий несколько снижается в группе со стажем службы от пяти до десяти лет, в то время как количество отрицательных событий в этой же группе имеет тенденцию к некоторому увеличению.
Во-вторых, это изменение частоты встречаемости типов важных жизненных событий у сотрудников с различным стажем службы. В группе со стажем менее пяти лет наиболее значимыми являются события, связанные с карьерой и самореализацией. Для сотрудников со стажем более пяти лет и менее десяти лет наиболее значимы материально-бытовые события и события, связанные с физическим здоровьем. Для сотрудников со стажем более десяти лет наиболее значимы события, связанные с межличностными отношениями.
В-третьих, отмечена динамика взаимосвязей показателей временной перспективы (табл. 1).
Итак, при достаточно благоприятной выраженности факторов временной перспективы между ними отмечается крайне мало значимых взаимосвязей, что свидетельствует о неоформленности конструкта временного континуума у испытуемых. Например, при планировании будущего испытуемые могут не учитывать опыта прошлого, а совершая поступки настоящего, недопонимать, как это может отразиться на будущем, что касается и личной, и профессиональной сферы. Однако наряду с этим были выявлены единичные положительные статистически значимые взаимосвязи между отдельными факторами, причем данные взаимосвязи явились специфичными для каждой из групп.
Так, в группе сотрудников со стажем менее пяти лет определяется связь «будущее — позитивное прошлое», которая означает, что цели и планы на будущее во многом зависят от степени принятия собственного прошлого, при этом положительный опыт является опытом, способствующим развитию (табл. 1). Вре-меннаая связь «гедонистическое настоящее — фаталистическое настоящее» свидетельствует о том, что настоящее является оторванным от прошлого и будущего, единственная цель — наслаждение, которое видится независимым от воли личности, изначально предопределенным.
В группе сотрудников со стажем службы более пяти лет и менее десяти лет существует положительная взаимосвязь между негативным прошлым и фаталистическим настоящим, т. е. сотрудники не принимают собственного прошлого, которое вызывает у них отвращение, поэтому начинают верить в судьбу. Они имеют подчиненное отношение к настоящему, в котором невозможны изменения. При этом они не могут повлиять на события ни настоящего, ни будущего, что приводит к пассивности, дезорганизации и неэффективности деятельности.
В группе сотрудников со стажем более десяти лет обнаружилась положительная взаимосвязь между такими факторами временной перспективы, как негативное прошлое — гедонистическое настоящее и негативное прошлое — будущее. Как мы видим, фактор «негативное прошлое» обнаруживает взаимосвязи как с настоящим, так и с будущим, т. е. возникает некий конструкт временного континуума, где мы можем проследить цепочку настоящее—прошлое—бу-
□ конфликт, % О избыток, %
меньше 5 лет больше 5 лет и больше 10 лет меньше 10 лет
Рис. Средние показатели конфликта и избытка ценностей у сотрудников с различным стажем службы
дущее. При этом негативное прошлое является связующим звеном в данной цепочке и может неблагоприятно сказываться на личностном и профессиональном развитии. Этот фактор выражает степень неприятия собственного прошлого, оно может вызывать даже отвращение и разочарование, и на основании этого респонденты выстраивают свои отношения с настоящим и будущим. Так, негативно оценивая свое прошлое, они стремятся «наверстать упущенное» в настоящем, получая удовольствия «здесь и теперь», наслаждаясь моментом, не думая о последствиях. Негативная оценка прошлого обусловливает и их отношение к будущему, т. е., планируя и ставя перед собой цели, они исходят в первую очередь из контекста отрицательного опыта, собственных ошибок, жизненных неудач. Это, с одной стороны, может свидетельствовать о реалистичности испытуемых, а с другой — опора только на отрицательный опыт порождает излишнюю приземленность, ориентацию на избегание неудач, что может выступать сдерживающим моментом для личностного и профессионального развития.
Для определения наличия внутреннего конфликта у сотрудников была использована методика диагностики системы ценностных ориентаций личности Е. Б. Фанталовой в модификации Л. С. Кол-магоровой, Д. В. Каширского. Как видно из рисунка, показатели свидетельствуют о достаточно высокой степени внутренней конфликтности у всех групп испытуемых, что может выражаться во внутренних противоречиях, в неудовлетворенности жизненной ситуацией, блокаде основных потребностей. Однако при правильном подходе эти внутренние противоречия могут быть также источником развития и самореализации личности. Наличие внутренних конфликтов говорит также о том, что ценностная сфера личности находится в динамике.
Наряду с высокой степенью внутренней конфликтности у всех групп сотрудников отмечается высокий уровень «избыточности присутствия» различных ценностей (рис.). У сотрудников со стажем службы более 5 лет и менее 10 лет избыточность ценностей, которые не представляют для них интереса и способствуют возникновению состояния душевной пустоты, выше (91%), чем в других группах, что является статистически значимым различием ^-критерий Стьюдента равен 3,52 при р < 0,01). Это соотносится с результатами исследования временной перспекти-
вы и еще раз указывает на неблагоприятные тенденции для развития личности в данной группе (табл. 2).
У сотрудников со стажем службы менее пяти лет существует конфликт таких ценностей, как помощь и милосердие, полная самореализация, признание и уважение людей, свобода как независимость в поступках и действиях. Данные ценности являются высокозначимыми для них, но не находят реализации в жизни, в том числе в профессиональной деятельности. При этом «избыточность присутствия» характерна для таких ценностей, как общение, высокий социальный статус, управление людьми.
Для сотрудников со стажем более пяти лет и менее десяти лет главное в жизни — иметь высокий материальный достаток, интересную работу, а также возможность постоянно заботиться о здоровье, быть свободными в своих действиях, заниматься вопросами веры и тратить время на удовлетворение своих желаний для развлечения. Для них не представляет интереса высокий социальный статус в обществе, такой круг общения, который удовлетворял бы их духовно и эмоционально. Они не стремятся к познанию истины в мире, природе, человеке и к открытию чего-либо нового и интересного.
Для сотрудников со стажем больше десяти лет главным в жизни являются хорошее здоровье и высокий материальный достаток. Для них не важен такой круг общения, который удовлетворял бы эмоционально и духовно.
Специфика взаимосвязи временной перспективы и внутреннего конфликта у групп испытуемых с различным стажем службы заключается в следующем. Во-первых, высокий уровень конфликтности и избыточности ценностей обусловлен отсутствием структуры временного континуума (прошлое— настоящее—будущее), но при этом присутствует ориентация на будущее. Во-вторых, с возрастанием стажа службы увеличивается количество значимых взаимосвязей факторов временной перспективы с негативным прошлым. В-третьих, высокая избыточность ценностей связана с наименьшим количеством значимых взаимосвязей между факторами временной перспективы.
Необходимо также отметить, что группа сотрудников со стажем более пяти и менее десяти лет с точки зрения внутренней конфликтности и избыточности ценностей, а также с точки зрения конструкта временного континуума (негативное прошлое — фаталистическое настоящее) является самой уязвимой, что может быть связано с возрастным и профессиональным кризисом.
Проделанная работа открывает перспективы дальнейшего исследования, а именно: необходимость изучения временной перспективы во взаимосвязи с внутренним конфликтом и другими феноменами для более эффективного решения проблем профессионального становления и профессиональной деформации. Практическая значимость полученных данных заключается в том, что они могут быть использова-
Таблица 2. Средние значения наличия внутреннего конфликта и избыточности по отдельным ценностям у сотрудников с различным стажем службы, %
Ценность Конфликт Избыточность
Стаж
менее 5 лет более 5 и менее 10 лет более 10 лет менее 5 лет более 5 и менее 10 лет более 10 лет
1 11,1 27,3 42,6 0 9,1 0
2 0 18,2 7,1 33,3 27,3 42,6
3 11,1 18,2 14,2 44,4 27,3 21,3
4 22,2 18,2 14,2 22,2 0 0
5 11,1 9,1 0 33,0 0 14,2
6 0 18,6 7,1 0 27,3 14,2
7 33,3 9,1 7,1 0 18,2 0
8 11,1 45,5 35,5 0 18,2 0
9 0 0 14,2 22,2 0 0
10 0 9,1 7,1 11,1 36,4 7,1
11 0 0 0 11,1 36,4 21,3
12 33,3 18,2 0 0 9,1 21,3
13 0 18,2 0 11,1 18,2 0
14 11,1 9,1 7,1 0 0 7,1
15 44,4 18,2 7,1 11,1 0 0
16 22,2 45,5 7,1 11,1 9,1 0
17 33,3 27,3 14,2 0 0 14,2
Примечание. 1 — здоровье; 2 — общение; 3 — высокий социальный статус, управление людьми; 4 — создание семьи; 5 — активность для достижения позитивных изменений в обществе; 6 — познание нового в мире, природе, человеке; 7 — помощь и милосердие; 8 — высокое материальное благосостояние; 9 — получение хорошего образования; 10 — вера в Бога; 11 — приятное времяпрепровождение, отдых; 12 — полная самореализация; 13 — поиск и наслаждение прекрасным; 14 — любовь; 15 — признание, уважение людей и влияние на окружающих; 16 — интересная работа; 17 — свобода как независимость в поступках и действиях (жирным шрифтом выделены ценности, являющиеся конфликтными или избыточными у наибольшего числа испытуемых).
ны: в создании тренинговых программ по предупреждению и преодолению профессиональных кризисов, предупреждению и профилактике профессиональной деформации сотрудников ОВД; в программах консультативной и психокоррекционной работы с сотрудниками; в практике индивидуального и группового консультирования, коррекционной работе по формированию адекватных представлений о смысле существования и жизненном пути личности.
1 Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 1997. С. 137-145.
2 Временная перспектива жизненных планов в юношестве. Проблемы социальной психологии личности. URL: http:// psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30275_full.shtml (дата обращения: 12.11.2014).
3 Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М., 1996. 80 с.
4 Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб., 2000. 407 с.
5 Караваева Т. А. Психологическая характеристика портрета конфликтной личности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 1. С. 34-41.
6 Вахнина В. В. Технологии диагностики ценностно-мотивационной сферы личности сотрудников органов внутренних дел // Там же. 2007. № 2. С. 74-78.
7 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. М., 2001. 128 с.
8 Ковдра А. С. Временная перспектива как предиспози-ция психологической безопасности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2012. С. 7.
9 Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1996. 130 с.
10 Мальцева Т. В. Основы конструктивного преодоления внутриличностных конфликтов в процессе психологического консультирования сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2. С. 32-34.